Кедр - этимология

Кто закона Божия держится, тот процветает,
как финикс, множится, как кедр, становится,
как маслина плодовита, в дому Божии…
Арх. Платон (Левшин). Нравоучение четвертое надесять (1758)
 

В этимологии преобладает мнение, что слово «кедр» греческого происхождения. В  греческой литературе термин «kedros» фиксируется со времен Гомера (Одиссея, VIII в.); известно 250 греческих папирусов – фрагментов текста «Одиссеи». В переработке и исправлении текстов "Одиссеи" принимали участие филологи Александрийской библиотеки (III в. до н.э.- IV в. н.э.). Она входила  в состав Мусейона, религиозного, культурного и научно-исследовательского центра эллинизма.
 
Здесь был сделан перевод Ветхого Завета на древнегреческий язык - Септуагинта (III-I вв. до н.э.). «За период II века до н. э. — XVI века н. э. сохранилось более 2000 рукописей LXX (70 толковников), в которых представлен определённый диапазон вариантов и разночтений».
 
см. Септуагинта, https://ru.wikipedia.org/wiki/

«Септуагинта сыграла важную роль в истории христианской церкви, став, по существу, каноном Ветхого Завета на греческом языке, с которого впоследствии были сделаны переводы на другие языки, в том числе первый перевод на церковнославянский.
Тем не менее, несмотря на широкое распространение, в христианской традиции априори восторжествовало мнение, что еврейский оригинал предпочтительнее перевода во всех отношениях. И католицизм, и протестантские деноминации, и православие основывались на масоретском тексте — католики через Вульгату, протестанты — через новоевропейские переводы Ветхого Завета; за основу Синодального перевода Библии на русский язык также был взят масоретский текст».
 
Надо отметить, что в Александрии была крупнейшая еврейская община, два квартала из пяти населяли евреи, говорящие по-гречески евреи Александрии создали разновидность эллинистической культуры.

1) Существующая этимология

а) Греческий термин «kedros»
См. Википедия,  Одиссея https://ru.wikipedia.org/wiki/

«Средневековая Европа, в V в. потерявшая знание древнегреческого языка, с «Илиадой» и «Одиссеей» знакома не была. Лишь только после падения Константинополя, в конце XV в. византийские учёные познакомили ренессансную Италию с гомеровскими произведениями (первое издание «Одиссеи» в 1488 году)». …
Факт все же в том, что впервые гомеровские поэмы в письменном виде были опубликованы в IV в. до н. э., передаваясь до этого в устном виде.

* Викисловарь (греческий, перевод Гугл),  «kedros»

Этимология. Неизвестна. Возможно, средиземноморское заимствование. Вероятно, это связано с латинскими цитрусовых.

б) Викисловарь (русск.)

Корень: -кедр-. Значение: хвойное вечнозелёное дерево семейства сосновых (Cedrus Trew). Этимология – нет.

в) Этимологический словарь Макса Фасмера

Кедр. Др.-русск., ст. слав. кедръ (Остром.). Из греч. kedros – то же; см. Фасмер, ИОРЯС 12, 2, 241; Гр.-сл. эт. 84.

г) В  Этимологическом словаре и у Крылова  находим новый термин: «Заимствование из греческого, kecfros – "сосна, кедр"». Ошибка, опечатка? Найти это греческое слово не удалось.

2) Кедр. Библейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона (ст. сокращена)
http://enc-dic.com/enc_bible/Kedr-2118.html

Кедр (Cedrus libani; евр. эрэз). К. ливанский относится к хвойным деревьям (Coniferae). Это вечнозеленое растение достигает выс. 40 м, а толщина его ствола - до 4 м. …Когда-то Ливан был покрыт кедровыми лесами, но сегодня можно видеть лишь жалкие остатки в трех местностях; вблизи Бешерре насчитывается ок. 300 деревьев.
К. часто упоминается в Библии (Чис 24:6; Суд 9:15; Пс 28:5; 147:9 и др.). Он считается благороднейшим деревом (3Цар 5:13; 4Цар 14:9) - это символ силы и власти, но в то же время может олицетворять гордость и заносчивость (Пс 91:13; Ис 2:13; Иез 17:22-24; 31:1-18). Иногда эти деревья называют К. Божьими (Пс 79:11) или древами Господа (Пс 103:16). …
Кедровое дерево предписывалось для принесения определ. жертв очищения (Лев 14:4,49; Чис 19:6; см. Жертва, V,5в-д). Из душистой смолы этого дерева с древнейших времен получают кедровое масло. Финикийцы поставляли Давиду кедровые бревна для строит-ва дворца (2Цар 5:11), Соломону - для строит-ва храма (3Цар 5:20-25) и дворца (3Цар 7:1-12), к-рый называли "домом из дерева Ливанского" (ст. 2) из-за того, что при его сооружении и отделке использовалось много кедрового дерева.
Строит. лес, как впоследствии и при строит-ве второго храма, перевозили по Средиземному морю (2Пар 2:15; Езд 3:7). Сами финикийцы использовали стволы К. для изготовления корабельных мачт (Иез 27:5). Ассирийцы и вавилоняне нередко привозили стволы К. из воен. походов в качестве добычи (Ис 14:8; 37:24), к-рая, видимо, считалась достаточно значительной, т.к. о ней упоминается в оставл. царями надписях. Под "кедром" в Ис 60:13, вероятно, подразумевается одна из разновидностей см. кипариса.

3) Применение термина в русском языке

а) Словарь русского языка XI-XVII в., АН СССР, М., 1980, вып. 7
http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_7.pdf

Кедръ, кедрь. Название дерева (несколько видов). И укоренихъся (мудрость) в людях прославленых. В части гни наследия его яко кедръ вознесохъ ся и в Ливане. Избор. Святос. 1076 г. … и т.д.

б) Национальный корпус русского языка

* Слово о житии великого князя Дмитрия Ивановича (1390-1450): «И въ семь мире славен бысть - "яко кедръ в Ливане умножися и яко финиксъ в древеси процвете"».

* В. К. Тредиаковский. Способ к сложению российских стихов, против выданного в 1735 годе исправленный и дополненный (1751-1752): «Злат железна коль есть крушец дражайший, Отраслей своих кедр коль высочайший».
 
4) Библейский образ

В Септуагинте (греч.) термин «kedros» фиксируется в стихах: 3Цар 10; 3Цар 5; Иер 22; Ис 9; Суд 9; Пс 28; Пс 36; Пс 79; Зах 11.

а) Библейский образ

* Иезекииль 17:23: «На высокой горе Израилевой посажу его, и пустит ветви, и принесет плод, и сделается величественным (АДИР) кедром, и будут обитать под ним всякие птицы, всякие пернатые будут обитать в тени ветвей его.

* Захария 11:2: «Рыдай, кипарис, ибо упал кедр, ибо и величавые (АДИР) опустошены; рыдайте, дубы Васанские, ибо повалился непроходимый лес».

* 4-я Царств 19:23: «Чрез послов твоих ты порицал Господа и сказал: "со множеством колесниц моих я взошел на высоту гор, на ребра Ливана, и срубил РОСЛЫЕ кедры его, отличные кипарисы…».

* Псалтирь 79:11: «Горы покрылись тенью ее, и ветви ее как кедры Божии».

* Псалтирь 91:13: «Праведник цветет, как пальма, ВОЗВЫШАЕТСЯ подобно кедру на Ливане».

* Песни Песней 5:15: «голени его - мраморные столбы, поставленные на золотых подножиях; вид его подобен Ливану, ВЕЛИЧЕСТВЕН, как кедры».

* Амос 2:9: «А Я истребил перед лицем их Аморрея, которого высота была как ВЫСОТА кедра и который был крепок как дуб; Я истребил плод его вверху и корни его внизу»; и т.д.

5) Обобщение и вывод

Итак, образ кедра, представленный в Библии и в русских литературных источниках понятен, ВЕЛИЧЕСТВЕННОЕ, МОГУЧЕЕ, ВЕЛИЧАВОЕ, ВЫСОКОЕ, РОСЛОЕ дерево. Нам осталось найти подобные термины в древнееврейском языке, сакральном языке иудеохристианства.
 
6) Терминология иврита
КЕДРЪ = К + ЕДРЪ = ивр. К как, в виде, подобие + ЕДЕР слава, величие; форма АДИР  величественный, могучий, великий.

* См. стронг ЕДЕР, H145.


* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, О.Н. Штейнберга, Вильно, 1878 г.; http://greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_006.htm

Таким образом, мы имеем «темное», неопределенное (нельзя проследить историю) понятие греческого языка «kedros» и  слово иврита ЕДЕР характеризующее «кедр» (термин можно проверить), одно из самых высоких и мощных деревьев произрастающим в соседнем с Израилем районе (Ливане). Образ этого дерева ясно зафиксирован в древнееврейских текстах, он очевидно еврейский, передан в пространстве и времени другим народам, через библейские тексты.

Скорее всего, термин «кедр» оформился в Израиле (Финикии), и был через Септуагинту (III-I вв.) передан греческому языку, возможно, это случилось намного раньше, в начале первого тысячелетия до н.э. Пока приходится лишь строить гипотезы, кедр – экспортный (стратегический) товар, применялся в судостроении, а также в религиозных культах и строительстве.

29.07.2016 г.


Рецензии