Что есть истина?

Испокон веков в этом мире идет борьба. Империи создаются на крови и гибнут в пламени мятежей. Войны следуют бесконечной чередой – одна за другой… 
Мировая история знает только одно поистине великое событие, которое не связано с насилием и смертью. Пришел тот, кто разорвал порочный круг ненависти, заповедав людям любить врагов своих.
В историю этот человек вошел как Иисус Христос. Но это имя появилось много позже, уже после распятия на кресте, и ввел его, по-видимому, «апостол» Павел. А при жизни Его звали Иешуа или Иегошуа (с иврита – «помощь Божья»). Родился он как самый обыкновенный человек в ни чем не примечательной иудейской семье плотника Йосефа, в одном из городов Галилеи (возможно, в столице – Сепфорисе).
Правда, в ученой среде находятся такие, кто отрицает историчность Иешуа. Они утверждают, что сообщения Иосифа Флавия и Тацита о Нем – позднейшая христианская вставка.
Действительно, небольшой отрывок из «Иудейских древностей», посвященный Иешуа, был существенно (и притом довольно грубо) переработан кем-то из переписчиков, так что Йосеф бен Матитьягу (он же Иосиф Флавий), фарисей, который в годы Иудейской войны попал в плен к римлянам, выглядит тайным (или даже явным) христианином, что едва ли может быть правдой. Но, по счастью, до нас дошел этот же отрывок на арабском языке из «Всемирной истории» 10 века (текст Агапия). Приведем оба текста (для сравнения):

Иудейские древности, XVIII, 3,3:
«В это время жил Иисус, мудрый муж, если только его можно назвать человеком. Ибо он творил чудеса и учил людей, которые радостно воспринимали возвещаемую им истину. Много иудеев и эллинов он привлек на свою сторону. Это был Христос. Хотя Пилат по доносу знатных людей нашего народа приговорил его к распятию на кресте, прежние его последователи не отпали от него. Ибо на третий день он снова явился к ним живой, как об этом и о многих других чудесных делах его предсказали богом посланные пророки. И до нынешнего дня существует еще секта христиан, которые от него получили свое имя».

Текст Агапия:
«В это время был мудрый человек по имени Иисус. Его образ жизни был похвальным, и он славился своей добродетелью; и многие люди из числа иудеев и других народов стали его учениками. Пилат осудил его на распятие и смерть; однако те, которые стали его учениками, не отреклись от своего учителя. Они рассказывали, будто он явился им на третий день после своего распятия и был живым. В соответствии с этим он-де и был Мессия, о котором пророки предвещали чудеса...»

Не мог фарисей, ревнитель Закона Моисея, написать: «это был Христос». Поэтому второй текст, где автор осторожничает в словах, вызывает большее доверие. Скорее всего, именно так выглядело сообщение Иосифа Флавия об Иешуа в самом начале, пока за дело не взялись «истинные христиане», монахи-переписчики. Любопытно, что в той же книге автор сообщает и об Иоанне (Крестителе), однако этот отрывок ни у кого из исследователей не вызывает вопросов.
Полагаю, нет оснований сомневаться в историчности Иисуса Христа, хотя бы уже потому, что Его последователи живут на Земле и поныне, а древние авторы (Тацит, Светоний, Цельс) пишут о Нем, как о человеке вполне реальном. Если бы не было Христа, не появилось бы и христианство как религия, выросшая из иудаизма. Но, как мы видим уже из сравнительного анализа двух вариантов текста Иосифа Флавия, почти сразу нашлись люди, которые начали искажать образ Иешуа. Изменения мало-помалу накапливались, и в эпоху церковных соборов (начиная с 4 века) их стало так много, что от учения, которое Он проповедовал, почти ничего и не осталось.
Христианство, которое сложилось в ходе борьбы с многочисленными ересями, и которое было впоследствии принесено на русскую землю, покрыто толстым слоем лживого налета. Впрочем, истины ради стоит заметить, что в этом мире нет ни одной безупречной религии. А все потому, что зачастую она рассматривается «сильными мира сего» как инструмент управления (влияния на массы).   

В ходе работы над «Сотником Лонгиным» я то и дело сталкивался с множеством противоречий, которыми изобилует Священное Писание (особенно Новый Завет). Увы, ложь настолько перемешалась с правдой, что иногда казалось, что невозможно одно отделить от другого. И, тем не менее, всякий раз, когда я в своих рассуждениях уже заходил в тупик, вдруг, как озарение, появлялась нужная мысль, и все вставало на свои места. Сопоставляя факты, я убеждался, что это было именно так, а не иначе.
Особенно много вопросов вызывает то, как в Новом Завете изображено рождение Иисуса. Любопытно, что представлено два разных варианта его появления на свет: один, связанный с пришествием «волхвов» с востока и бегством в Египет (в Евангелии от Матфея), другой, - с переписью и с пастухами (из Евангелия от Луки). Эти рассказы совершенно не похожи друг на друга. Единственное, что их объединяет: сообщение о Деве Марии, культ которой, к слову сказать, был неизвестен Апостолам и зародился не ранее конца 2 века. Именно в это время в Александрии (Египет) появляется одна из первых христианских богословских школ. Эти философы считали, что во всех Писаниях существует некий тайный смысл, который надо разгадать. В своих мудрствованиях они, в конце концов, дошли до того, на что в Евангелиях изначально даже и намека не содержалось: троичность Бога, культ вечной девы… 
Скорее всего, рассказ о явлении волхвов и бегстве в Египет вышел из стен именно этой богословской школы, а в противовес ему мудрецами из Антиохии, которые постоянно враждовали с «братьями из Александрии», было придумано повествование о явлении ангелов пастухам. Что касается упомянутой там переписи, она, действительно, была в Иудее, но, мало того, что лет через десять после рождения Иешуа (в 6 году н.э.), так она еще и носила сугубо имущественный характер (то есть не было никакого смысла отправляться беременной женщине из Назарета в далекий Вифлеем). Кстати, о Назарете (на иврите – Нацрат). Название этого места происходит, видимо, от самоназвания христиан – ноцрим, которое, в свою очередь, является производным от прозвища Иешуа – «га-Ноцри». Это слово означает «ветвь» и связано с одним из древних пророческих имен Машиаха (Мессии). В современном иврите «ветвь» передается словом «нецер», но не исключено, что в древности было возможным прочтение как «ноцри», поскольку во всех семитских языках (в том числе иврите) гласные на письме не обозначаются.
Во времена Иешуа не было ни города, ни даже деревни с таким наименованием, а появился Нацрат не ранее второго века как поселение христиан. В иудейских источниках первые упоминания о нем относятся лишь к 4 веку. Поэтому нет никаких оснований считать это место родным городом Иешуа. Должно быть, именно этот факт побудил «мастера» Булгакова искать своему Иешуа какое-то другое место жительства. Только непонятно, почему его выбор пал на город Гам(а)ла, который, вообще-то, находился не в Галилее, а на Голанских высотах.
Итак, существуют два рассказа о рождении Иисуса Христа, которые изложены в Евангелиях от Матфея и от Луки. Но примечательно, что авторы двух других канонических Писаний начинают свое повествование вовсе не с рождения Иешуа, а с явления Йоханана га-Матбила (Иоанна Крестителя). Сейчас многие исследователи сходятся во мнении, что одно из них - Евангелие от Марка, - было написано раньше остальных, а рассказы Матфея и Луки во многом производны от него.

Об авторах текстов Нового Завета нам мало что известно, да и достоверность этих сведений подчас вызывает сомнения. Так, считается, что престарелый апостол Петр оставил свои воспоминания, - Евангелие, которое записал его переводчик по имени Марк (его он называет «сыном» в своем первом послании). А Евангелие, которое в каноническом Новом завете стоит на первом месте, составил бывший мытарь – апостол Матфей. Однако, в подтверждение этого ссылаются на отрывок из книги Папия, епископа города Иераполь, а у него сказано лишь о том, что Матфей записал изречения Иешуа на арамейском языке (видимо, еще во время Его общественного служения). Должно быть, эти изречения и легли в основу «Евангелия от Матфея», которое было написано много позднее (вероятно, не ранее 2 века).   
 
Кстати, Папий Иерапольский был учеником Иоанна (Богослова) и оставил после себя множество изречений Иисуса Христа, однако до нас дошли лишь несколько отрывков из его пятитомного труда, да и то с комментариями «отцов церкви». Так, Ириней Лионский, который жил спустя сто лет после Апостолов, приводит выдержки из его книг и при этом решается критиковать автора, называя его чуть ли не еретиком, а лишь за то, что многие высказывания Иисуса,  изложенные Папием, ему непонятны.
Так и хочется сказать: «Кто ты такой, Ириней? Разве это ты слушал проповеди ученика Иисуса -  Иоанна Богослова? И как ты можешь быть уверен в своей правоте?» Видимо, уже в это время (конец 2 века) сложилась некая традиция и все, что шло вразрез с ней, начинало восприниматься как ересь. Неслучайно, труды Папия Иерапольского не дошли до нас, - их просто уничтожили, сожгли, как поступали церковники, начиная с 4 века, всякий раз, когда сталкивались с чем-то, что явно противоречило их догматам, выдаваемым за непреложную истину. Авторов богословских трактатов ссылали в пустыню (и это в лучшем случае!), а их сочинения предавали огню…

Но вернемся к изучению Писаний Нового Завета. Во многом, содержание Евангелия от Матфея повторяет то, что изложено у Марка, добавляя ряд высказываний Христа, которые принято называть «Нагорной проповедью», хотя, скорее всего, она представляет собой выдержки из нескольких проповедей, прошедших в разных галилейских синагогах и на холме в окрестностях Кафарнаума (Капернаума).
«Нагорная проповедь», видимо, и есть тот сборник изречений, который был составлен мытарем Левием, прозванным Матфеем. Это наиболее ценная часть первого Евангелия. И, тем не менее, на вопрос, который был поставлен в заглавии: «Что есть истина?», - мы ответа в нем не найдем. Впрочем, как и в остальных книгах, вошедших в канонический Новый Завет.    

«Что есть истина?» - с этим вопросом обращается римский прокуратор Понтий Пилат к узнику, которого привели к нему на суд. Но Иешуа молчит. Почему? Неужели у Него не было ответа? Еще прежде, на «Тайной вечери», Он говорит своим ученикам: «Я есть путь, и истина, и жизнь». Эти слова церковники толкуют в пользу того, что, дескать, Иисус – сам Господь Бог (второе лицо Троицы). Это ложь. Господь Бог наш – Господь один!
Трудно сказать, был ли этот отрывок изначально в тексте Евангелия от Иоанна, - то, как он истолкован мною, можно прочесть в «Сотнике Лонгине», - но одно не вызывает сомнения: во всем Священном Писании (Ветхий и Новый Завет) нет ни малейшего подтверждения догмата о Троице.   
Церковники часто, - в обоснование своей правоты, - ссылаются на первое послание Иоанна, где есть такие слова: «три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и сии три суть едино». Да только вот в чем загвоздка, - в наиболее древних рукописях этих слов нет… Увы, они были добавлены в текст послания позднее. В те самые времена, когда церковь, дорвавшись до власти, была озабочена привлечением в свои ряды многомиллионного языческого населения Римской империи. Христианство начало стремительно приближаться к язычеству. Но «где три бога – там боги…»

Христианство, - то, которое пришло на Русь, было просто усовершенствованной версией язычества. Вместо одного Бога – три верховных божества. Истуканы (идолы) всего лишь заменили иконами. Тем самым, была грубо попрана заповедь: «Не сотвори себе кумира и любого изображения…». Языческий культ богини-матери (Исида, Кибела, Астарта) был претворен в культ Девы Марии. На смену пантеону божеств пришел не менее многочисленный пантеон святых, которые переняли черты языческих идолов (вспомним хотя бы Илию-пророка, разъезжающего на небесной колеснице и разящего молниями, подобно Зевсу или Перуну).
Но вернемся к исходному вопросу: «Что есть истина?» Иешуа редко, когда говорил прямо, все чаще Он поучал народ притчами, то есть разговаривал с людьми на языке загадок, словно не желая быть понятым. И только ученикам своим Он открывал «тайны Царства». Однако, даже они Его зачастую не понимали. В Евангелии от Марка (напоминаю, по времени первом из четырех канонических писаний) Он часто гневается на учеников. А все дело в том, что мужи, которые сопровождали Его в странствиях, до последнего момента были уверены, что Иешуа пришел в мир, чтобы «восстановить Царство Израилю», то есть освободить иудеев от римского ига. И то, что Он творил чудеса, лишь укрепляло их в этом убеждении. Они расслабились, думая, что все, «Царство Божие» настало, и можно теперь ни о чем не волноваться. С нами Бог и Его Помазанник (Машиах, Мессия, Христос)! А Иешуа пытался донести до них простую мысль: «Царство «силою» берется, и только прилагающий усилие восхищает Его». Как говорится, - без труда не вытащишь и рыбку из пруда. К сожалению, Его призывы и увещания они пропускали мимо своих ушей. Люди не хотели думать, размышлять над притчами, оставались глухими к Его словам… 

В Евангелии от Луки, помимо замечательных притч («О блудном сыне», «О богаче и Лазаре»), есть и некоторые высказывания Иисуса Христа, которые проливают свет на заданный нами вопрос об истине. Так, о Царстве Божием Иешуа говорит: «Не придет приметным образом. Оно внутри вас есть». Не больше и не меньше. Фраза краткая, туманная и загадочная, - она как будто вырвана из контекста. Ей ничего не предшествует и ничего не следует. Остается ощущение некоей недосказанности, будто кто-то поработал с текстом так, что все «лишнее» или непонятное было удалено.
Пятнадцать веков переписывания Священного Писания от руки, увы, оставили после себя великое множество неизгладимых следов правки. Порой даже не представляется возможным восстановить исходный текст…
   
Итак, в четырех канонических Евангелиях мы не найдем решения проблеме: «Что есть истина?» И этот вопрос, - ключевой для жизни человека, - так и остался бы без ответа, если бы не находка в египетской пустыне вблизи Наг-Хаммади кувшина с рукописями, среди которых был текст, датируемый 2 веком н.э. Текст, который начинается так: «Это слова сокровенные, которые записал Тома Иегуда Дидим. Кто раскроет их смысл, не вкусит смерти», - был назван «Евангелием от Фомы» и содержит сборник изречений Иисуса Христа. Некоторые исследователи говорят о нем, как о «Пятом Евангелии». Тем не менее, церковники поспешили откреститься от находки, дескать, это писание еретическое, составленное гностиками.
Однако, в Евангелии от Фомы, в отличие, скажем от явно гностического текста Евангелия от Филиппа (в последнем сказано, между прочим, о том, как Иисус любил Марию («часто лобызал ее…»)), - нет отличительных гностических терминов, таких как: плерома, эоны и т.д.

Отдельные высказывания Иисуса из Евангелия от Фомы, действительно, трудны для понимания, другие, на первый взгляд, противоречивы. В этом тексте много притч, которые нам известны из канонических Писаний: «О сеятеле», «О рыбаке», «О купце», - в основном, они посвящены теме Царства как истинного сокровища. Но есть и такие, о которых Евангелия умалчивают, например, «о человеке, который убил вельможу» или о женщине, просыпавшей по дороге муку из кувшина.
То, что изречения из Евангелия от Фомы не были придуманы гностиками, подтверждается многочисленными ссылками на них древних авторов. Вот, хотя бы такой пример: «(Написано в Евангелии евреев): Тот, кто удивляется, будет царствовать, и тот, кто царствует, обретет покой» (Климент Александрийский. Strom. II.IX.25).

«2.1 Иисус сказал: Пусть ищущий не перестаёт искать, пока не найдёт. И когда он найдёт, он смутится. А когда смутится, удивится, и он станет царём над всем» (Евангелие от Фомы). Фраза, конечно, туманная, загадочная, непонятная, но в соотнесении с другими словами Иисуса ей можно найти объяснение:

«Когда вы познаете себя, тогда вы будете познаны, и вы поймёте, что вы дети Отца Живого. Если же вы не познаете себя, то вы пребываете в нищете и вы – нищета». «Я удивлен, как такое богатство (дух) поместилось в такой нищете (плоть)!»    

Главным посылом Евангелия от Фомы является призыв искать истину, но Иешуа говорит, что далеко ходить не надо: «Познай самого себя!» Тот, кто этого не делает, кто занят только заботами о своей плоти, тот сравнивается с нищим (пребывает в нищете). Внутри тела человека скрыто подлинное сокровище (богатство) - частичка Царства, Дух Божий! Каждый, кто осознает свою истинную природу, смутится от того, что до сих пор он отождествлял себя с ветхой, ничтожной и тленной плотью, и удивится величию и могуществу Духа, который роднит его с Богом Всевышним. Для него потеряют всякую ценность любые сокровища земные, и он обретет покой, радость и блаженство (войдет в Царство).
Есть все основания полагать, что изречения Иисуса из Евангелия от Фомы (по крайней мере, многие) изначально содержались в прочих Писаниях и были удалены из них при переписывании. Некоторые фразы были изменены или дошли до нас в сокращенном виде. Так, до сих пор известно изречение: «отдавайте кесарево Кесарю, а Божие Богу», но мало кто знает, что там было и продолжение. «Отдавайте кесарево Кесарю, Божие Богу, а Мне - Мое», - сказал Иисус. Так же и с фразой о Царстве Божием: «Оно внутри и вне вас есть, распространено по земле, но люди не видят Его».
Зачем надо было править текст? Быть может, те, кто этим занимался, уже не понимали значения слов Иисуса и считали, что тем самым исправляют ошибки своих предшественников. Или… делали это вполне сознательно, чтобы скрыть правду от паствы. Ведь для процесса самопознания церковь не нужна…   

Иешуа, разговаривая с народом на языке притч, желал, чтобы люди сами находили ответ на вопрос: «Что есть истина?» Ибо только тот, кто прилагает усилие, восхищает Царство Божие. А нам, людям века сего, поможет в этом текст «Пятого Евангелия» - слова сокровенные, которые записал Иегуда Тома, чтобы всякий, кто разгадает их смысл, обрел жизнь вечную.   


Рецензии
Истина Есть Любовь. Основа Всего Сущего.
С уважением

Роман Барнет   14.12.2019 16:41     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.