216 Проливная зона 13 10 1973

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК-СКР «Свирепый» ДКБ ВМФ 1970-1974 гг.».

Глава 216. Северное море. БПК «Свирепый». Проливная зона. 13.10.1973 г.


Фотоиллюстрация из второго тома ДМБовского фотоальбома автора: Проливная зона Северного и Балтийского морей. Панорама берега Дании с борта БПК «Свирепый». 13.10.1973 г.

Слева-направо: польский сухогруз, шведский пассажирский лайнер-паром, «ГДРовский» контейнеровоз и советский лесовоз, который приветствовал нас звонким радостным гудком и громким исполнением гимна СССР.


В предыдущем:

- С тех пор, - сказал я, завершая свой рассказ, - «Летучий Голландец» с экипажем проклятых призрачных мертвецов вечно бороздит просторы морей и океанов, пытаясь обогнуть свой роковой остров Роколл, в водах которого нашли свой приют два тела и две души, скорбящие в вечной любви друг к другу…

- Да-а-а, - протянул во всеобщем молчании Славка Евдокимов. – Складно рассказываешь. Только к чему это «Летучий голландец» нам встретился? Нам что, тоже домой никогда не попасть?


- Почему «не попасть»? – весело спросил я Славку Евдокимова. – Наоборот! Наш «летучий голландец», то есть советский четырёхмачтовый парусник-барк «Крузенштерн» сегодня ночью проторил нам дорогу в Проливной зоне. Сейчас мы войдёи в «датские» или «балтийские проливы, быстренько их пройдём, выйдем на просто Балтийского моря и через несколько часов ходкого плавания будем у ворот Балтийска.

- Ну, всё! – подхватил мою весёлость мой опять друг и «ДэМэБовский годок» Славка Евдокимов. – Кончай перекур! Якорь поднять! Со швартовых сниматься! Полный вперёд курсом на базу. Домой, братаны, домой!

Мы разошлись по своим боевым постам и делам. Впереди был большой и хлопотный день – день прохода по Проливной зоне…

Проливная зона, Балтийские или Датские проливы – это единственные естественные водные пути, соединяющие Северное и Балтийское моря, единственн6ый выход из Балтийского моря в Северную Атлантику.

Проливная зона – это проливы Зунд, Большой Бельт и Малый Бельт. Большой Бельт имеет глубины о 60 м, но всего несколько судоходных фарватеров (путей). Пролив Зунд имеет глубины от 7 до 30 м и в одном месте сужается до ширины всего 4 км. Малый Бельт имеет перепады глубин от 25-25 м на юге и 10-15 м на севере, а его ширина местами около 700 м.

25 июля 1951 года в Дании в одностороннем порядке был издан Королевский указ «О допуске иностранных военных кораблей и военных самолётов в пределы датской территории в мирное время». Этим указом на всю территорию Проливной зоны, относящейся к территории Дании, был установлен следующий порядок прохода военных кораблей через Балтийские проливы:
 
для прохода военных кораблей через Малый Бельт необходимо предварительное уведомление датских властей дипломатическим путём за 8 дней до предполагаемого прохода;
 
проход военных кораблей через Большой Бельт свободен, однако если плавание или пребывание военных кораблей в проливе продолжается более 48 ч, должно быть сделано предварительное уведомление дипломатическим путём за 8 дней до предполагаемого прохода;

пребывание любого количества военных кораблей в проливах в пределах одного и того же морского района должно продолжаться не более четырёх дней, если иначе, то должно быть заранее получено дипломатическим путём разрешение датских властей;
 
проход военных кораблей через Зунд свободен, но для плавания через проходы Дрогден и Холлендердюб (район Копенгагенского рейда) требуется предварительное уведомление дипломатическим путём за 8 суток до предполагаемого плавания;

при плавании в датских водах в районе пролива Зунд действуют те же ограничения, что и при плавании в проливе Большой Бельт.

Плавание иностранных военных кораблей в шведских водах пролива Зунд тоже регулируется шведским правом от 1951 года.

Так, например, иностранные военные корабли свободно проходят шведскую часть Проливной зоны при условии, что они не будут останавливаться или бросать якорь в проливе Зунд, если только это не связано с безопасностью кораблей.

Иностранные подводные лодки могут проходить через Балтийские проливы только в надводном положении и с поднятым военно-морским флагом. На военные корабли, терпящие бедствия, указанные ограничения не распространяются.

Позиция СССР в вопросе прохождения Проливной зоны проста: в установлении режима Балтийских проливов должны участвовать все прибалтийские страны, причём этот режим Балтийских проливов должен обеспечивать безопасность всех прибалтийских государств, в том числе СССР-России и свободный проход торговых судов всех стран мира.

Хитрость заключается в том, что датское и шведское ограничительное право в Проливной зоне распространяется только на иностранные военные корабли «Прибалтийских стран», а вот натовские или американские военные корабли во время военных манёвров получают особый или свободный доступ.

В данное время (1973 год) Советский Союз, ГДР и Польская Народная Республика твёрдо и последовательно отстаивают идею нейтрализации Проливной Зоны и всего Балтийского моря, превращения его в «море мира». Вот почему СССР предлагает «закрыть доступ военных кораблей и самолётов не Прибалтийских стран в Проливную зону и в Балтийском море».

США и НАТО «чихать» на эти датские и шведские ограничения, запреты и мирные инициативы, они ведут себя по-хозяйски в Северном море, ну, а мы, «не стесняемся» в Проливной зоне и в Балтийском море, правда, с соблюдением всех разумных норм общепризнанного международного права.

Мы беспрепятственно прошли входную часть Проливной зоны, по пути мы мирно и медленно (разрешённой скоростью) шли контркурсами со множеством разнообразных торговых, гражданских и рыболовецких судов.

Некоторые из них, например, полупустые танкеры, приветствовали нас своим басовитыми или, наоборот, писклявыми ревунами-свистками. Мы в ответ махали им сигнальными флагами, «моргали» светом сигнального прожектора…

Проливная зона утром и днём 13 октября 1973 года была похожа на большую проезжую дорогу, по которой неспешно друг за другом следовали различные суда. Вот универсальное судно датский сухогруз, вот шведский пассажирский лайнер-паром, вот небольшой контейнеровоз, вот залитый по самые пробки тяжёлый немецкий нефтевоз-танкер, а вот наш бойкий лесовоз, который приветствовал нас очень горячо – «звуковым салютом» и громким исполнением гимна СССР.

Эти бравые и до слёз родные звуки Советского Гимна растрогали нас, всколыхнули в нас бодрость и гордость, нетерпение и азарт скорейшего достижения родного берега.

Тот берег, который я рассматривал в окуляры корабельного призматического визира меня, да и многих из нас, никак не трогал и не радовал. Я видел кромку далёкого датского и шведского берегов и «угадывал» за мирными низкими аккуратными крышами одинаковых, как близнецы, домиков радары и капониры, с пусковыми установками крылатых ракет.

В соответствии с правилами мирного прохода военных кораблей в Проливной зоне, БПК «Свирепый» шёл малым экономическим ходом по рябой от мелких волн глади родных по цвету вод Балтийского моря, как вдруг со стороны Балтики сначала на горизонте возникла белая точка, а потом к нам стал стремительно, как реактивный самолёт, приближаться небольшой военный катер.

Он не шёл по воде, как обычный катер-глиссер, он нёсся…


Рецензии