Смысл жизни

Один человек потерял смысл жизни. Он был человеком неглупым и понимал, что смысл жизни - это не пуговица от штанов, которая закатилась под диван. И тем не менее, ничего этот человек с собой поделать не мог и всё своё время начал тратить на поиски потерянного им смысла жизни. Он взял отпуск на работе, стал путешествовать по интернету, днями просиживал в публичной библиотеке, листая древние манускрипты. Нельзя сказать, чтобы эти его попытки найти смысл жизни были бессмысленны. Порой он настолько увлекался новой интересной информацией, что забывал про потерю смысла жизни. Но, придя в себя, неизменно возвращался к тяжелым переживаниям, связанным с потерей смысла.

В те времена, когда смысл жизни ещё был с ним, человек думал о будущем, как ребёнок думает о вкусном варенье, которое можно будет выклянчить у мамы, если правильно себя вести. Все неприятности, которые с ним в жизни случались, человек переносил легко и безропотно, поскольку верил в то, что смысл жизни когда-то реализуется и смоет в канаву времени всю шелуху и бессмысленность повседневности. Даже готовя на кухне суп, человек в ярких красках представлял себе, какие фантастические супы он будет готовить, когда нагрянет торжество смысла его жизни.

Но самое смешное заключалось в том, что смысл жизни надежно защищал человека от самой жизни, а он не понимал тяжелые последствия этого парадокса. Потеряв смысл жизни, человек вплотную примкнул к жизни, которая оказалась местами серой, местами противной, а в целом бессмысленной с точки зрения приложения немалых душевных и физических сил, которые были в распоряжении этого человека. Он оказался в положении человека, которого связали, нацепили тёмную повязку на глаза и сбросили в местности, в которой человек никогда не бывал и о которой он никогда не слышал. Он всё как бы стал узнавать и осваивать по-новому. Внезапно потеряв смысл жизни, человек стал приглядываться к реальной жизни, которую, как до него стало доходить, он раньше наблюдал, но не видел во всех подробностях. Теперь же  его постоянно сопровождало чувство лёгкой тошноты и ощущение тоски, которая крепко приклеилась к душе этого человека.

Человек записался на приём к психоаналитику, который сказал ему, что ничем амбулаторно помочь не сможет, поскольку у него по всей видимости диагностируется классическая депрессивная триада: ангедония или, проще говоря, потеря способности переживать радость,  пессимистический взгляд на происходящее, двигательная заторможенность. Для того, чтобы можно было приступить к лечению, человек должен лечь на обследование. Человек от этого предложения категорически отказался и спросил у психоаналитика:
- Неужели мне никак нельзя помочь без направления меня в психбольницу. Я же совершенно нормальный?
На что психоаналитик ему ответил:
- Это вам кажется, что Вы нормальный. Я Вас понимаю, но у нас нет специфической формы лечения от потери смысла жизни. Нужно Ваш случай каким-то образом подвести к стандартной диагностической форме для того, чтобы назначить адекватное лечение. У Вас может быть соматическое заболевание, эндогенная депрессия, психогенная депрессия. Впрочем, я Вам дам телефон профессора Кафтанова, который, насколько мне известно, разработал какой-то особый метод амбулаторного лечения депрессии.

Человек поблагодарил психоаналитика и записался на приём к профессору.
- Ну-с, с чем пожаовали, маадой чиаэк? - спросил профессор, когда человек вошёл в его кабинет. Человек объяснил врачу, что потерял смысл жизни, на что врач состроил кислую физиономию и, глядя на него поверх пенснэ, сообщил ему, что поиск потерянного смысла жизни - это объект приложения скорее философского, чем медицинского знания.
- Впрочем, - сказал профессор, на первом этаже на скамейке сидит вахтёрша тётя Дуся. Она хорошо разбирается в вопросах жизненной философии. Я думаю, она сумеет Вам помочь. Если её нет на скамейке рядом с лифтом, позвоните мне, я её вызову из её коморки.

На скамейке рядом с лифтом сидела тётя Дуся и вязала носки.
- Тётя Дуся, - сказал человек, меня направил к Вам профессор Кафтанов. - Он сказал, что Вы мне сможете помочь.
- Выкладывай, милок, свою просьбу, - сказала тётя Дуся, положив вязание на колени и кокетливо пригладив причёску. - Я даю советы бесплатно, но от благодарности не отказываюсь.
- Хорошо, тётя Дуся, я согласен Вас отблагодарить! У меня проблема в том, что я внезапно потерял смысл жизни. Был у меня смысл и вдруг его не стало. У меня сердце щемит, от жизни тошнит. Всё это произошло внезапно и жизнь моя мне теперь не мила.

- Скажи мне, милок, в чем был этот смысл твоей жизни?
- Я не могу этого рассказать. Если я начну объяснять всё в деталях, то это будет выглядеть глупо. Много лет у меня был смысл жизни и вдруг его не стало...
- Хорошо, милок, давай попробуем заехать с другой стороны. Ты мне скажи, чем ты на хлеб себе зарабатываешь?
- Я работаю собачьим парикмахером. Грумером по иностранному. Сейчас я в отпуске.
- Собак небось любишь?
- Ну как их можно, тётя Дуся, не любить. Они же такие честные!
- Т-а-а-а-к! А фантазировать ты умеешь?
- Ну как же, тётя Дуся, фантазировать все умеют!
- Теперь вот, милок, прикрой глаза и представь себе, что пришёл к тебе пёс с машинкой для стрижки и предложил тебе сделать причёску! Представил?
- Не получается у меня, тётя Дуся, как-то очень уж глупо это выглядит...
- Так вот, милок, а не смешно ли тебе, что смысл жизни тебя по жизни тащит туда, куда ему, этому смыслу, захочется. Не глупо ли это выглядит, что ты не упираешься? И делает тебе причёску твой смысл жизни, а ты, как собачка на привязи, стоишь и подставляешь ему свою душу и устраиваешь себе мировую печаль! Так вот, милок, не смысл жизни должен из тебя, бессловесного и несчастного, лепить то, что ему вздумается, а ты сам должен оглядеться на себя, пристально оглядеть себя всего снаружи и снутри, и вылепить свой смысл жизни, с которым ты будешь жить любовно под ручку, а не он нахально будет распоряжаться фибрами твоей души. Иди, милок, и возвращайся через месяц для отчета тёте Дусе с новым смыслом своей жизни под ручку, а не так, чтобы волоком, как бактерия какая-то спирохетовая.
- Ой, дорогая тётя Дуся, как же Вы мне всё сразу в моей душе поправили! Ой, я всё понял! Иду смысл жизни воздвигать своими руками и своей душой!
Человек поцеловал тётю Дусю в щеку, положил ей на колени кошелёк с деньгами и ушёл танцующей походкой громко напевая: "Я смысл этой жизни вижу в том, чтоб не жалея ни души, ни тела, идти вперед, любить и делать дело, себя не оставляя на потом".


Рецензии
Леонид, будьте добры, если Вас не затруднит, передайте пожалуйста тете Дусе при возможности, что "смысл жизни" тащит меня по жизни всю жизнь, и никакого меня, кроме этого смысла нет и не будет.

Ник Пичугин   02.08.2016 14:32     Заявить о нарушении
Вы знаете, дорогой, у меня точно такая же ситуация. Как говорил бравый солдат Швейк: "В нашем полку был аналогичный случай!"

Леонид Андреев 2   02.08.2016 15:22   Заявить о нарушении