Из бесед с фронтовиками

      -1-                Мне,   деревенскому двенадцатилетнему парнишке ,  очень хотелось узнать – как там было на настоящей войне,  которая окончилась давно – аж четыре года назад!  В играх со сверстниками в    « войну» всё было не по настоящему – игра есть игра.

 Во время сенокоса на дальнем лугу,  в полуденный отдых, начал приставать к  одному из немногих мужчин в бригаде – соседу дяде Лёше.  У него было хорошее  настроение и, покуривая махорочную  цигарку,   начал добродушно  и с юмором отвечать на мои вопросы.
- Дядя Лёша, расскажи, как воевал?
- Как, как – обыкновенно! Ничего интересного.
-Был ли ранен? И куда?
- Однажды командир приказал нескольким бойцам, в том числе и мне, ползти и делать у позиций фрицев проходы в ограждениях из колючей проволоки. Проходы были нужны для последующей атаки нашими бойцами немецких позиций. Ползу я ночью по бурьяну, иногда взлетают  осветительные ракеты. Я замираю, они гаснут – ползу дальше.  Вокруг пули посвистывают. Переползаю через кочку, зад приподнялся и одна из пуль ранила мне  ж..у.  Половинка была прострелена – долго лечить пришлось, ни сесть, ни лечь!  Снять штаны, показать то,  что осталось от  раны?
- Не надо! А награды были?
- Были и награды. Мой парнишка,  который моложе тебя на три года, отцепляет одну из медалей от колодки  и играет  с другими детьми,  выбивая  из очерченного круга  тяжёлой медалью мелкие  монеты! Ну,  всё, достаточно рассказал!  Я теперь немного подремлю!
- 2-
 Прошло много лет. Мы, трое тридцатилетних мужчин, живущие  в комнате рабочего общежития крупной стройки, решили отпраздновать День Победы, юбилей которой и состоялся сегодня. Принесли всё соответствующее для этого. За нашей подготовкой наблюдала дежурная вахтёрша по общежитию Мария Фёдоровна – женщина строгая, справедливая и за это всеми уважаемая.
-Мария Фёдоровна! Предложил кто-то из нас – а давайте вместе отметим праздник! Она задумалась и решительно сказала –   по немного можно, хотя я и на службе! Такой день! Мне уже вручили юбилейную медаль! Ведь я – фронтовичка!  Узнавши это, мужчины, отслужившие свой срок в армии,  начали хлопотать вокруг фронтовички.
 Тост за Победу произнесла Мария Фёдоровна, выпила, перевернула стаканчик. Всё – больше не буду!
 - Расскажу вам, что бывает,  когда выпьёшь лишнего и не во время. Служила я санинструктором в воинской части, которая только что освободила небольшой городок в Венгрии. Солдаты после боя заметили не закрытый винный погребок. В нём стояло несколько больших бочек. В торцы бочек были вкручены краны. Некоторые бочки были накрыты рогожами. Расположились на отдых не далеко от этого погребка. Командир подзывает меня , даёт пустую канистру и говорит:
-Маша! Пока мы здесь устраиваемся и ждём полевую кухню, сходи в погребок и принеси вино, если оно там есть.
 - Пошла с канистрой, зашла в полутёмный погребок. Начала проверять бочки. Несколько из них были пусты, но в одной  было вино.  Наполнила канистру. Вино было ароматное, густое, красное. Решила попробовать на вкус. Оно было приятно и довольно крепко. С аппетитом  довольно много «хлебнула». Меня быстро сморило. Решила немного отдохнуть. С канистрой и рогожей, сдёрнутой с бочки, пристроилась в тесном пространстве между стеной и обратными торцами бочек. Обняв канистру и укрывшись рогожей, не заметила, как заснула. Разбудил меня громкий разговор – выглянула   – погребок был полон вооружённых фрицев!  Как они сюда попали? Притаилась. Потом стрельба, взрывы гранат. Заплутавшие в городке фрицы спешно покинули погребок.  Слышу голос командира – Маша! Маша! Я вылезла из своего укрытия.
 - Жива! Молодец! Хорошо спряталась!
 Если бы он знал,  как и почему я оказалась в укрытии! На вопрос имею ли я боевые награды  – отвечаю, есть медали и ордена! Берегу их и рассказываю дочке, родившейся после войны, как и за что их получила.
   - 3 -
Годы идут. Всё дальше и дальше мы от той Великой войны. Ушли из жизни и дядя Лёша, и Мария Фёдоровна, и многие, многие другие – вечная им память! Но и в наши дни встречаются   старики, любящие вспоминать о былых боях и сражениях. В школу их не зовут – ученики не хотят слушать, им всё известно из кинофильмов и книжек  про войну и рассказы стариков их совершенно не интересуют.
 Встречаю девяностодвухлетнего  ветерана, каких осталось только трое – четверо в районе. Прошу Антона Фомича, так зовут его, рассказать о себе – то,  что говорится на  местном телевидении, когда он выступает, и в районной газете в День Победы – не достаточно.
 - Призвали в армию во время войны. Служил всю войну  в части интендантского снабжения. Было присвоено офицерское звание. Нелёгкое это дело доставлять для воевавшей армии на фронт продукты питания и всё остальное! Всё время в разъездах. Однажды, сопровождая эшелон с продуктами, попал под бомбёжку фашистской авиации. Был ранен осколком бомбы. Командование не забывало и нас, интендантов – отмечало нашу службу наградами. Сейчас многие молодые так и смотрят, как эти награды  украсть и продать коллекционерам!                Не так давно, в перестроечные времена, когда продукты, да и всё остальное было  дефицитом, в нашем городке был устроен магазин для ветеранов войны. Мне пришлось контролировать ,  чтобы дефицитные продукты продавались продавцами только ветеранам и членам их семей, а не посторонним лицам. Фронтовики  воевали и заслужили это!  А правнуки их ни чего не знают о той войне и сидят у компьютеров часами и «воюют» с неведомыми врагами в неизвестных войнах!
 Пожелав Антону Фомичу здоровья и долгих лет жизни, попрощавшись, пошёл далее своей дорогой,  осмысливая всё сказанное им.


Рецензии
Многое упущено навсегда: теперь спросить некого.

Владимир Пономарев 3   06.02.2020 07:44     Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.