Прогулка по старому Арбату

        Я пришла на свидание, как всегда, раньше. Ничего не могу с собой поделать. Каждый раз говорю себе, что это -  не правильно, что женщина должна даже опаздывать, а мужчина волноваться и ждать, но все равно волнуюсь сама  и приезжаю раньше назначенного времени. Подойдя к месту встречи, внимательно огляделась вокруг, но его не увидела, хотя и он часто приезжал раньше.  Я чуть нервничала и, казалось, что все прохожие на меня смотрят. Стоять на одном месте и ждать стало невыносимо,  решила зайти в магазин. Это был не простой магазин. Это был магазин моего детства. Сюда прибегала я после школы, чтобы побродить по отделам самообслуживания, где можно было подержать новую, пахнущую краской книгу в руках.  Полистать странички, и уже на третьей-пятой странице понять, что эта книга не твоя и тебе совершенно не интересна. Или, наоборот, одна фраза могла зацепить, заинтересовать и подтолкнуть к решению, купить именно эту, а не какую– то  другую.
       Бесцельно бродила я по отделам,  скользя взглядом по ярким обложкам, но мысли мои витали далеко.  Я вспоминала, как каждый месяц, в день зарплаты отца, мы приходили в этот магазин,  и он покупал мне любую книгу, именно ту, которую я выбирала сама. Так продолжалось много лет, пока я училась в школе.  Потом,  уже студенткой,  получив стипендию, я опять прибегала в этот же магазин и  покупала книгу,  нужную для учебы. И вот теперь, со своей зарплаты я покупаю книги  внуку, только уже не в этом магазине, который находится в самом центре города, а в другом, рядом с домом. Но традиция осталась, и, благодаря ей, в доме собралась приличная библиотека, чем в наше время может похвастаться не каждый.
- Привет! Что ты здесь делаешь? – передо мной стоял он, с книгой в руках.
- А ты? Мы договорились встретиться совсем не здесь.
- Я приехал раньше … Вот зашел посмотреть…
- Я тоже… Ты что-то купил?
- Не успел. Тебя увидел и забыл обо всем… Пойдем?
- А куда пойдем?
- Давай зайдем куда-нибудь, перекусим, а потом погуляем по нашим улочкам, сходим в наш двор.
- Хорошо, пойдем. Только ты же прекрасно знаешь, что там все изменилось и это совсем уже не наши улочки и не наш двор. Другие дома, другие дворы,  девчонки и мальчишки тоже бегают совсем другие.
- Конечно, я понимаю, но все-таки, все-таки…
- Ну, хорошо. Пойдем… Я никогда не была в японском ресторане, не умею есть палочками, а говорят там вкусно готовят, хочется попробовать. Пойдем?
- Пойдем.
- Сядем у окна, там все хорошо видно. Помнишь?  Сюда мы ходили в гастроном,  за мороженым в вафельном стаканчике. Таких хрустящих вафель нигде больше не было.
- А помнишь соки? Какие продавались соки в розлив? Из перевернутых конусов: яблочный, виноградный, томатный.
- А там мы с отцом покупали пленки для фотоаппарата и химикаты. Помнишь? Проявитель, закрепитель, увеличитель… Фотографии печатали сами… Никаких тебе Фуджи, Кодак..
- Да уж! У меня был «Смена»! Потом «Зоркий»! Сам фотографировал, сам проявлял пленки, сам печатал.
- Да, да. Я помню, как ты нас фотографировал после последнего звонка. В школьном дворе. Все шумели,  смеялись, потому что нас было так много, все не могли поместиться в кадр. Но потом все-таки как-то утрамбовались и снимок получился. У тебя такой есть?
- Не помню. Где-то есть.
-  А сейчас?
- Что сейчас?
- Фотографируешь?
- А сейчас – Никон, цифровой. С фотоаппарата – сразу в комп! Ни тебе проявителя, ни закрепителя, ни увеличителя! И ничего не фотографирую. Некогда.
- Что он там делает?
- Кто?
- Да вон, парень, возле подземного перехода, с мегафоном. Что-то кричит. Народ зазывает.
- Наверно, экскурсии.
- Экскурсии? Точно. Мы также в Питере на обзорную экскурсию попали. Прямо с улицы. Шли, шли, и вдруг: « Дворцовая площадь!  Петропавловская крепость!  Михайловский замок! Зимний и Исаакий! Все эти достопримечательности жители и гости Северной столицы могут увидеть … и так далее, и тому подобное. А может, и правда? Поедем? Давай подойдем?
          Мы вышли из ресторанчика и сразу ударило по ушам: « Не проходите мимо! Только для вас! Только один раз! Незабываемое зрелище! Чудесное путешествие! Только для вас! Подходите, подходите! Не пожалеете! Всего за сто рублей – удовольствие на всю жизнь!»
          Подошли ближе к орущему парню. Народ потихоньку собирался вокруг развешанных и расставленных им плакатов, на которых яркими буквами было написано: « Впервые в столице. Только один день. Новый аттракцион «Прогулка по старому Арбату».
- Смотри, как раз, что нам нужно. Пойдем! Интересно же! Мы же  хотели пройтись по нашим улочкам. Решайся.
- Пойдем.
- Нам, пожалуйста, два билета.
- Проходите, проходите! Держите инструкцию, - парень сунул мне в руку маленький белый листок.
        Тут только мы заметили, что подземный переход был перекрыт, и посередине стояла какая-то металлическая светящаяся кабина с голубыми лучами крест – на крест.
- Что это там, впереди? – с опаской спросила я.
- Не  знаю. Похоже на досмотр в аэропорту. Пойдем, не бойся.
Мы прошли сквозь голубые огни и поднялись по лестнице наверх.
          Все так же веял июльский ветерок. Все так же зеленела трава на газонах. Все так же шумели машины, проезжающие по Новому Арбату. Но…
- Посмотри. Что это? Как же им удалось это сделать? Нет, это не возможно! Посмотри на афишу на «Октябре».
- «Октябрь»?? Он же теперь как-то по -  другому называется? Нет?
- Не помню. Но афиша, ты видишь, что там написано? «Похищение «Савойи»! А там, там, где мы только что были с тобой в ресторане, там – «Ивушка»! Кафе «Ивушка»! Смотри, смотри –  « Валдай», «Синтетика». Да этих названий уже данным давно нет. А машины, а люди как одеты. Вот здорово! Точно, как в нашей юности. Смотри. Пионеры. И никакой рекламы. Подожди, подожди. А как же это так? С той стороны перехода – висят, а с этой – нет. Такого быть не может. Это что, обман зрения?
- Нет! Здесь что-то не так. Рекламу убрать можно, людей переодеть тоже, а вот дома, новые, куда можно деть? Посмотри вокруг, новостроек нет. Все, как было раньше. Все.
- Где инструкция? Куда я ее дела? Я хочу прочитать, что там написано?
- Ты держишь ее в руке. Извините, пожалуйста, вы не могли бы нам подсказать, какое сегодня число? – спросил он у прохожего. Тот удивленно посмотрел на нас и прошел молча мимо.
- Подожди, здесь написано, что можно только наблюдать и не вмешиваться в процесс. Какой процесс?
- Так. Я понял, все понял. Это актеры. Или галлюцинация. Синий свет в кабине. Точно галлюцинация.
- И я – галлюцинация? И разговариваешь ты вовсе не со мной, а с моим изображением у тебя в голове. Я сейчас тебя ущипну.
- Не надо. Я  все понял.
- Опять?
- Это все только на этой улице.
- Могли бы для эксперимента и поменьше улочку выбрать, а тут – Новый Арбат! Нет, что-то тут не так.
- Надо завернуть за угол, там все по-прежнему: пешеходный Старый Арбат, плитка, фонари.  Пойдем, быстрее.
Схватившись за руки,  мы чуть ли не бежали.
- А как хочется, чтобы там было все так же, как в прошлом, правда?
- Хочется! Но так не бывает, чтобы с одной стороны улицы было сейчас, а с другой стороны улицы – тогда!
- Не бывает! Точнее, не было… до сегодняшнего дня! А теперь вот…
Повернув за угол, мы выскочили на Старый Арбат.
- Смотри!!! Асфальт! Троллейбус  идет! Тридцать девятый! Троллейбус по Арбату! Ты понимаешь? Мы дома!
- Господи, что же будет? Что же это? Куда мы попали?
А мы стремительно бежали все дальше – вперед по улице Мясковского, направо, по Сивцеву Вражку, к нашему двору.
И вдруг, он остановился, как вкопанный. Выражение лица изменилось.
- Что с тобой? Что случилось?
- Отец! Это мой отец!... Отец, - он попытался обратиться к человеку, проходившему мимо нас.
- Стой! Нельзя! Там написано, что нельзя. Мы же не знаем, что будет, если мы нарушим инструкции. А, вдруг, мы не сможем вернуться назад, туда, в наше время.
- Этого не может быть! Ты понимаешь, что этого не может быть! Не мо-жет!
- Успокойся! Возьми себя в руки! Ведь ты ничего не знаешь, может, он и не живой вовсе, может это галограмма какая-то.
Он так на меня посмотрел, что слова сами сорвались с губ:
- Прости меня, родной. Прости! Что я говорю?
- Ничего. Я его видел! Он живой. Я не мог об этом даже мечтать! И вот - я его увидел еще раз. Ты знаешь, как это для меня важно!
     К нашим ногам подкатился футбольный мяч, и тут же где-то рядом раздался мальчишеский крик: « Дяденька, подайте, пожалуйста,  мяч».
    Мы оба повернули головы на голос и остолбенели. В сквере, на лавочке,  сидели и весело болтали ногами  я и он,  а рядом, стайка пацанов из нашего двора, и все в ожидании смотрели на нас.
        Еще минуту мы стояли, не шевелясь, не зная, что делать дальше. Он наконец-то стукнул по мячу.
- Они нас видят. И мы их видим. Мы их узнаем, а они нас нет.
- Конечно, откуда же они могут нас знать?
- Пойдем.
- Куда?
- А ты не хочешь увидеть маму?
- Маму?.... А я тоже могу увидеть маму?
- Конечно, можешь…
- Я боюсь!
- Чего? Нечего тебе бояться, она тебя все равно не узнает, а мы просто посмотрим на них, порадуемся.
- Чему порадуемся?
- Возможности увидеть их еще раз, живыми, здоровыми, молодыми…
- Может  быть, ты бы и на совсем здесь остался? В своем любимом детстве? Навсегда. Смотри, какая я здесь…красивая… И все можно будет исправить. Проживешь жизнь по-другому, так, как ты хотел, так, как ты ее понял…
- К сожалению, это уже невозможно! Да и не нужно!  Прожил жизнь, как прожил! А тебя я полюбил такую, какая ты есть, сегодняшнюю! И никакая другая мне не нужна! Даже та девочка из моего счастливого детства! Ну что, пойдем!
- Куда?
- На выход. Думаю, что наше время пребывания в прошлом уже заканчивается.
- А как же мама? Я все-таки очень хочу ее увидеть,- тихо сказала я.
- А вон она идет с работы, посмотри.
Я повернула голову и увидела ее. Высокая, статная, с белокурой копной волос, она не шла,  она плыла, как лебедь. И даже авоська с картошкой в руках не покорила ее гордой осанки. Она улыбалась, и казалось, весь мир улыбается ей в ответ!
- Здравствуй – те! – с испугом сказала я.
- Здравствуйте! – приветливо ответила она своим мягким низким голосом и прошла мимо.
Я так и стояла, не шевелясь, боясь упустить последние отзвуки чувства восхищения, гордости и любви!
- Пойдем. Пора возвращаться. Возвращаться в будущее!
2009 год


Рецензии
Здравствуйте!
Интересная история. Вполне могла бы быть.
Физики считают, что во Вселенной есть особые каналы, которые позволяют людям возвращаться в прошлое и из которого возможны сигналы о том, что их ждёт в будущем.
История и красивая, так как в ней любовь.
Последняя фраза рассказа. А не точнее: пора возвращаться в настоящее ( в наше настоящее)? В будущее не возвращаются, а направляются. Так логичнее. Но Вы автор, Вам виднее.
Старый Арбат - если имеется в виду улица. Так по какой улице гуляли герои? Если они увидели кинотеатр "Октябрь", троллейбус и т.д., то это Новый Арбат ( бывший Проспект Калинина), а назван рассказ "Прогулка по старому (по Старому Арбату) Арбату".
Надеюсь, что мои замечания Вас не обидят.
Желаю новых сюжетов.

Василиса Фед   02.09.2016 17:00     Заявить о нарушении
Ваши замечания меня не обидели. Вы слишком серьезно отнеслись к моей фантазии.
Для нас, выросших на Арбате -это не улица, это целый район, если не целый мир. Мы называли Арбатом все улицы от Кропоткинской до Смоленки, от кинотеатра Художественный до ул.Горького. Так что, по какой именно улице шли мои герои не имеет значения. Они попали в свою юность. А возвращаются в будущее, а не в настоящее, потому что на тот момент их настоящее - это их прошлое, а для них же, подростков, это будущее.
Спасибо за ваш интерес и замечания.

Галина Желиховская   05.09.2016 17:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.