Наташа

Мы познакомились  в стационаре 1-ой городской больницы Усть-Каменогорска, куда я попал, когда однажды сполз по стенке коридора нашего управленческого корпуса. Было это в 1986 году. «Скорая» увезла меня в кардиологию, но «лежать» пришлось в «нервном» отделении. Потому что патологии сердца у меня, к счастью, не нашли.

Однажды, в благословенное время, когда «ходячих» позвали в столовую на обед, я обратил внимание на молодую женщину, которая медленно, мелкими шашками, двигалась в столовую вдоль стены. Мое внимание привлекло некоторое несоответствие, непропорциональность ее фигуры. Слишком короткие руки и ноги при хорошо довольно развитом туловище. Да еще странная, целеустремленная, но какая-то неуверенная походка. Я, естественно, подошел и спросил, не нужна ли помощь? От помощи девушка отказалась. Но от общения – и не подумала.

 Время в больнице тянется медленно. Потому что однообразно. И нет ничего удивительного, что вскоре я уже знал в подробностях историю болезни этой девушки, Наташи. А история была поистине героическая!

На момент нашего знакомства Наташе было 23 года. Но она ДВЕНАДЦАТЬ ЛЕТ пролежала без движения из-за паралича конечностей!

В детстве Наташа была, что называется, «пацанкой». Играла, преимущественно, с мальчишками. Лазила с ними по заборам, по деревьям, по крышам сараев. Это вечно исцарапанное одиннадцатилетнее чудо умудрялось не слишком часто рвать свою одежду, зато смазанные зеленкой коленки, локти и даже лицо были ее «визитной карточкой», пропуском в любую мальчишескую компанию. И как-то раз ветка дерева, на которую Наташа неосторожно влезла, обломилась. Упала она с небольшой высоты – всего несколько метров. Встала, отряхнулась, и снова включилась в очередную забаву.
Но через некоторое время с ней стало происходить нечто странное. Жила она (не помню, по какой причине) у тети вместе с двоюродной сестрой. Любое задание (прибрать квартиру, вымыть полы и пр.) раньше всегда выполняла гораздо быстрее сестры, хотя объем работы им задавали по справедливости, одинаковый. А теперь Наташа стала отставать, все у нее получалось медленнее. Потом стали слабеть руки. Авоську с булкой хлеба из магазина приходилось нести на плече. Да и бегать Наташа стала сначала с трудом, а потом и вообще уже не могла: ноги тоже стали какими-то чужими. Потом она слегла. Конечности вообще перестали ее слушаться.
Конечно, родители забрали парализованную дочку к себе и всячески пытались найти способ вылечить девочку. К кому только не обращались! Возили и в Новосибирск, и в Москву… Но причина болезни оставалась неизвестной.

У Наташи немного двигалась только голова. Она могла говорить, есть и пить. Но двигаться не могла.
Однако не замкнулась, не превратилась в бесполезный обрубок человека. По ее просьбе был изготовлен специальный пюпитр, который ставили ей в кровать над грудью. А на пюпитре была либо книга, страницы которой Наташа перелистывала языком, либо тетрадь. Ей давали в зубы карандаш, и она писала зубами в тетради! Ей приносили из школы задания по программе, и она ЗАКОНЧИЛА ШКОЛУ И ПОСТУПИЛА В ПЕДОГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ, не вставая с постели!
Так шли годы. Девчонка постепенно превращалась в девушку, но в девушку довольно странного вида. У нее сформировалось нормальное тело, с размерами и формой обычной взрослой девушки. Но руки и ноги за эти годы не только ни разу не шевельнулись, но и не росли, оставаясь теми же, одиннадцатилетними!

Когда Наташе было уже 19 лет, случилось… нет, не чудо, конечно! Но очень счастливое стечение обстоятельств. Один молодой нейрохирург из Кемерово заинтересовался историей болезни Наташи, узнав о ней на одном из Всесоюзных симпозиумов. Он написал родителям Наташи письмо с предложением привести больную к нему в клинику. Конечно, родители согласились!
Врач долго расспрашивал свою пациентку о всех обстоятельствах ее жизни до болезни, и она припомнила тот эпизод с падением с дерева. Этот нейрохирург стал искать повреждения, и… нащупал таки смещенный позвонок! Через некоторое время после того, как позвонок был вправлен на место, неожиданно шевельнулся слегка палец на ноге! Паралич отступал!
Не думайте, что дальше все было как в сказке, что девушка тут же спрыгнула с постели и пустилась в пляс! Нет, еще много месяцев она лежала на «растяжках», и ее ноги и руки постепенно удлинялись. Только кисти рук и стопы не могли вырасти до хотя бы сравнительно нормальных размеров, и так и остались маленькими. А потом были еще долгие, долгие месяцы реабилитации, и мучительные тренировки деградировавших мышц, и обучение ходьбе (сначала – в «ходунках», потом – с костылями).

На момент нашего знакомства Наташа уже, хоть и не слишком уверенно, могла ходить без костылей. Правда, только по ровному полу. Лестницы и косогоры были ей недоступны.

В те времена сотовых телефонов не было еще в массовом употреблении. А у Наташи дома был телефон. Вот я и нашел для нее «работу»: она стала выполнять диспетчерские обязанности для связи между туристами и членами клуба КСП. А иногда ей и самой удавалось попасть на наши мероприятия, если я или еще кто-нибудь мог за ней прийти и помочь добраться до нужного адреса.

А еще через пару лет Наташа вышла замуж, родила сына. Вот только фамилию ее я за давностью лет уже не помню. Но помню, какое впечатление на меня произвело мужество этого человека! И я сказал себе тогда: «Чего это ты вдруг стал больным? Чего ты лелеешь свою несчастную болячку? Ведь по сравнению с этой девчонкой ты здоров, как бык! Так что забудь про больничную койку, иди, и делай свое дело!».
И выписался из больницы, и больше никогда туда не попадал. И не хочу!


Рецензии
Здравствуйте, Анатолий! Интересный, трогательный рассказ! Наташа мужественная девушка, сколько она перенесла операций, выжила, замуж вышла и сына родила. Творческих Вам успехов! С уважением, Вера.

Вера Мартиросян   17.05.2018 15:48     Заявить о нарушении