Фашизм - орудие монополий ч. 9

Отражая эти стремления правящих кругов, многие представители немецкой буржуазной юриспруденции и социологии активно включаются в кампанию по дискредитации Веймарской конституции и обоснованию необходимости ликвидации парламентской системы в Германии, предлагая заменить её «авторитарным режимом», корпоративным строем и т. п. Планы «государственной реформы», выдвигавшиеся в последние годы Веймарской Республики военщиной, правыми кругами партии католического центра и нацистской партии, отражали поворот в общей политике монополий. Характерный для периода временной частичной стабилизации капитализма курс империалистической буржуазии на поддержание своего господства с помощью буржуазно-демократических методов и пресловутой политики классового сотрудничества сменяется в 1929-1933 гг. курсом на фашизацию страны. В этом отношении важное значение имело состоявшееся 20 сентября 1929 г. дюссельдорфское совещание имперского союза германской промышленности. На нём резкой критике было подвергнутое, находившееся у власти с июня 1928 г. социал-демократическое правительство Мюллера. Ему указали на недостаточно эффективные меры в подавлении и эксплуатации трудящихся и потребовали интенсивного вмешательства государства в экономические отношения, ликвидации парламентаризма и перехода к управлению страной с помощью чрезвычайных мер. Приход в марте 1930 г. к власти правительства Брюнинга положил начало продолжительному этапу использования правящими кругами Германии чрезвычайного законодательства, имевшему весьма катастрофические последствия для судеб страны.

Значительно расширилась сфера его применения, что привело к глубоким, необратимым изменениям в политической структуре страны: разрушению системы буржуазного парламентаризма, фактическому отказу от основных его принципов - верховенство парламента, верховенство закона, парламентской ответственности правительства и др. Рейхстаг в условиях резкого обострения классовой борьбы, подъёма рабочего и демократического движения стал неудобен для монобуржуазии, так как в нём возросло влияние представителей Компартии. Не отвечала интересам монополий и сама законодательная процедура. В условиях, когда монополиям требовалось принятие быстрых и эффективных мер против рабочего и демократического движения, парламент не всегда отвечал этой задаче. Такое положение предопределило падение его значения в системе гос. органов, что явно выразилось в утрате рейхстагом его функций или в их ограничении. В частности, сильно сузилось использование рейхстагом его бюджетных прав и функций законодательства; почти по всем вопросам законы стали издавать президент и правительство, применяя ст. 48 Конституции. Кроме того, рейхстаг не мог в этот период эффективно осуществлять свою функцию контроля за деятельностью правительства. В связи с усилением давления со стороны избирателей, попытки рейхстага противодействовать политике «президентских кабинетов» нередко заканчивались роспуском самого парламента. Так, 18 июля 1930 г. рейхстаг был распущен ввиду того, что не одобрил чрезвычайный президентский указ;

4 июня 1932 г. - для того, чтобы облегчить издание правительству новой серии чрезвычайных указов; наконец, 12 сентября 1932 г. - в ответ на требование депутатов отменить чрезвычайный указ от 4 сентября и после того, как выразил вотум недоверия правительству фон Папена. Параллельно процессу деградации рейхстага происходило небывалое ранее в истории Веймарской Республики усиление исполнительной власти. Создание «президентских кабинетов», которые не опирались на парламентские партийные фракции, открывало монокапиталу значительно большие, нежели прежде, возможности оперативного и беспрепятственного проведения в жизнь своих целей. Президентские кабинеты Брюнинга, фон Папена и ген. Шлейхера были всецело подчинены монополиям. В эти годы были изданы многие десятки президентских декретов, регулировавшие самые различные вопросы экономического характера, общественной и политической жизни Германии. Авторитарные стремления президента и «президентских кабинетов» находили прямое выражение и в использовании чрезвычайного законодательства для усиления централизации гос. устройства страны. Особенно важным, реакция считала разгон прусского правительства правых социал-демократов. Последние, активно используя госаппарат Пруссии для подавления революционных сил, в то же время в известной мере затрудняли правящим кругам привлечение национал-социалистической партии к участию в правительстве.

Материально и организационно вскормленная самыми агрессивными и наиболее шовинистическими кругами финансового капитала, национал-социалистическая немецкая рабочая партия (НСДАП), орудовала при помощи безудержной национальной и социальной демагогии и представляла собой ударный отряд крайней реакции. Как показали выборы в ландтаги в Баварии и Тюрингии в октябре и декабре 1929 г. она быстро обретала почву под ногами. С весны 1930 г. фашистское движение, которое в результате отчаяния тяжело поражённого экономическим кризисом среднего слоя стало резко возрастать, всё более налагало свой отпечаток на антипарламентское наступление капитала. Подчинение земельных органов Пруссии прямому руководству центрального правительства должно было усилить его контроль над страной, а также расчистить нацистам путь к политической власти. Чрезвычайным декретом от 20 мая 1932 г. Пруссия была лишена автономии; правительство социал-демократов было разогнано. Вся исполнительная власть перешла в руки имперского наместника в Пруссии, которым назначался канцлер Франц фон Папен. В тот же период существенным образом, ограничивалось местное самоуправление в пользу центральных властей. В частности, было урезано право местных органов распоряжаться своим бюджетом, который в годы кризиса в известной мере использовался для оказания помощи безработным, и т. п. Таким образом, ещё более возросла степень концентрации гос. власти в руках «президентского правительства».

Были сведены к минимуму возможности демократической оппозиции использовать местные органы в борьбе против угрозы фашизма. Установление системы правления с помощью «президентских кабинетов», в значительной мере подготовленное усилиями военщины, в свою очередь создавало благоприятные условия для дальнейшей милитаризации госаппарата. Вторичное избрание фельдмаршала Гинденбурга (1932 г.) президентом Веймарской республики, явившееся, по признанию некоторых буржуазных учёных, тяжёлым поражением республики и парламентаризма, триумфом национализма и милитаризма, широко открыло дорогу для привлечения генералитета в определении политики Германии. Руководство рейхсвера принимало самое активное участие в формировании «президентских кабинетов» и непосредственно участвовало в осуществлении чрезвычайной политики. Для преодоления сопротивления трудящихся экономическому наступлению монополий и растущей угрозе фашизма чрезвычайное законодательство значительно активизирует карательную деятельность государства, усиливает его репрессивный аппарат. Вновь создаются органы чрезвычайной юстиции, резко расширяются полномочия полиции. Характерной особенностью данного периода являлось широкое привлечение монокапиталом различного рода негос-х, в основном фашистских военизированных организаций, к борьбе с рев. силами германского пролетариата. Несмотря на некоторые зигзаги официальной политики по отношению к террористическим органам нацистской партии (СС), в целом рассматриваемый период отмечен интенсивным их использованием совместно с гос. карательным аппаратом для подавления демократических сил.

В чём же выражались зигзаги официальной политики правительства по отношению к охранным командам (СС)? В середине 1932 г. на короткий срок под давлением общественности, обеспокоенной широкой подготовкой фашистской партии к путчу и захвату власти, правительство Брюнинга, несмотря на резкое противодействие рейхсвера, вынуждено было принять указ о запрете военизированных отрядов НСДАП. Это послужило одной из важных причин скорой отставки правительства. 14 июня 1932 г. указ уже был отменен. 22 июня 1932 г. на конференции министров внутренних дел земель имперский министр этого ведомства по поручению канцлера фон Папена заявил, что национал-социалисты не должны впредь рассматриваться как враги государства. Характерной особенностью чрезвычайного законодательства в вышеуказанный период было использование гос. машины в целях прямого ограбления трудящихся, ограничения их социально-экономических прав и завоеваний. Были понижены нормы зарплаты рабочим и служащим, почти ликвидированы пособия по безработице, увеличены взносы рабочих на социальное страхование и т. п. Одновременно государство значительно повысило налоговое обложение трудящихся, увеличило ставки квартирной платы, вводило и повышало косвенные налоги. Примером использования чрезвычайных полномочий в социально-экономической области являются декреты: «Об обеспечении хозяйства и финансов и о борьбе с политическими эксцессами» от 6 октября 1931 г., указ «Четвертое предписание президента об обеспечении экономики и финансов и охране внутреннего мира» от 8 декабря 1931 г.

Продолжение следует в части  10                http://proza.ru/2017/08/17/1671


Рецензии
Как бы нужно рассказанное здесь знать людям, особенно молодым,
во всех странах мира! Не знают! Уже и старики начали забывать.
Под флагом демократии крупная буржуазия душила фашизмом рабочие движения
в Венгрии, Италии, Болгарии, Румынии, Испании, Португалии, а в форме
германского нацизма привела нашу планету ко Второй мировой войне.
В наше время новая форма возрождаемого капиталом США и покорной Вашингтону
Европы агрессивного фашизма проявилась в международных отношениях.
Опять под флагами демократии расправляются с законными руководителями
суверенных государств - Наджибулла, Хусейн, Милошевич, Мубарак, Каддафи,
нападки на Асада. Опять по воле крупной буржуазии США и Европы падают
ракеты и бомбы на города, убивают и калечат мирное население. Опять
миллионы беженцев вынуждены покидать обжитые места. Это не фашизм?

Юрий Шварёв   19.09.2016 21:33     Заявить о нарушении
Доброго дня Вам, Юрий! Большое спасибо за Вашу активную жизненную позицию, за отзыв. Данное исследование мною еще не завершено, но то что я постараюсь его продвинуть на всевозможные ресурсы это точно. Как точно и то, что Вы в конце обозначаете значком вопроса. Конечно, это фашизм с его самыми мерзкими и гадкими проявлениями и, безусловно, ему надо противостоять. Россия для этого и создана, как замечал Ильин, чтобы со всем этим злом бороться. Тема фашизма мне близка еще с 80-х гг. прошлого века. Мой отец прошел всеми дорогами войны и брал со своим фронтовым другом Берлин. К сожалению он там погиб и отец, сам не долго живший на белом свете, назвал меня его именем в 1953 г. Здоровья и всех Вам благ. С уважением Николай Филиппович.

Николай Мринский   20.09.2016 10:38   Заявить о нарушении