Национальный позор России

 (Навеяно футбольным чемпионатом)

      Интернет заполнен фразами типа: «Поражение сборной на чемпионате Европы – национальный позор России!».
Почему-то нет таких страстей по поводу, например, выезда из страны лучших учёных, интеллектуальной элиты, хотя вот это, по-моему, и есть настоящий национальный позор.
      Вот съехал мужик на санках с горы на одну сотую секунды быстрее  остальных, стал  олимпийским чемпионом – и  всё, он уже – национальный герой, толпа встречает его в аэропорту, ему – государственная награда, денежная премия, квартира, машина, почёт и уважение. А за что? Он сделал то, что не смогли сделать другие? А зачем? Не каждый может, например, выпить из горла, не отрываясь, пол-литра водки. Масштабы, конечно, совершенно другие, но, может быть, и таких будем награждать? Не столь размашисто, как олимпийских чемпионов, а по-маленькому? Эх, как говаривал на лекциях по физике на физфаке ЛГУ незабвенный профессор Никита Алексеевич Толстой, «тут нечем гордиться: выпить из горла, не отрываясь, пол-литра тёплого подсолнечного масла гораздо противнее».
      И вот человек не делает в жизни ничего, а только на наши налоги катается день за днём, год за годом с горки на санках. На наши налоги ему конструктора конструируют особые, страшно дорогие санки и строят специальные трассы. Зато обычные деревянные горки для детворы сейчас – редкость, хотя во времена моего детства они стояли зимой почти в каждом дворе.
      Что дают человечеству, стране, или, хотя бы, отдельному болельщику спортивные победы? Ничего, кроме эмоций. Хотя, эмоций, подчас, сильнейших. Особенно этим славен футбол. Футбольные поражения приводят к инфарктам, убийствам, самоубийствам, а проигрыш сборной Гондураса сборной Сальвадора в 1969 году явился одним из непосредственных поводов к вооружённому конфликту между этими странами. 
      Откуда же эти эмоции? Почему нам так важно, чтобы «наши» победили?
      Эмоции, как известно, результат действия инстинктов. Инстинкты формировались, когда наши предки-обезьяны жили стаями. Спариваться с самками имел право лишь вожак. Поэтому все члены стаи были генетическими родственниками. А каждый самец «запрограммирован» не только как можно шире распространять свои гены, но и обеспечивать выживание их носителям. И самцы стаи бились насмерть с  представителями своего вида из других стай, отстаивая самок и защищая детёнышей (новый вожак, как правило, уничтожал всех отпрысков предыдущего), т.е. борясь за выживание своего набора генов.
      Современные спортивные болельщики неосознанно воспринимают спортивные соревнования как битвы «своих» с представителями чужой стаи с чужим набором генов. И отстаивают «своих» в битвах с «чужими» болельщиками. Поэтому-то среди болельщиков так мало женщин, да и те, что есть, болеют, скорее, за компанию, ибо в сражениях стаи самки не участвовали. Из-за поражения «своих» у женщин не бывает инфарктов, потому что инстинкт помнит с доисторических времён: самкам поражение «своих» ничем не грозило, они просто переходили к новому вожаку. А для мужчин поражение означало смерть.
      А теперь, если уж мы обладаем разумом, которым так кичимся, считая себя «венцом природы», давайте подумаем: нужно ли человечеству это массовое спортивное сумасшествие? Востребованность массами не доказывает его ценность, ибо массами востребованы и наркотики.
      Слава и доходы чемпионов формируют ложную систему ценностей у миллионов мальчишек и девчонок из многочисленных Урюпинсков и Задрищенсков, где нет элитных физико-математических школ, балетных училищ, и спорт является едва ли не единственно доступным социальным лифтом. Дети не понимают, что чемпион – это накачанный химией монстр с подорванным здоровьем, не знающий в жизни ничего, кроме своих санок, лыж, велосипеда, ямы для прыжков…
      Профессиональные спортсмены не производят никаких ценностей – ни материальных, ни духовных. Но сколько средств из наших налогов тратится на их подготовку и вознаграждения! Сколько зарплат выплачивается из наших налогов спортивным чиновникам! Давайте сравним зарплату «кудесника кожаного мяча», способного сотворить такую «ценность», как попадание в «девятку» ворот с тридцати метров, с зарплатой единственного ныне здравствующего российского нобелевского лауреата Ж.И.Алфёрова, когда он ещё не был лауреатом, а был «всего лишь» научным сотрудником, создавая то, что сейчас приносит миллиардные прибыли дельцам,  использующим его открытия и изобретения!
      Увы, спорт и попса гораздо более понятны, нежели квантовая физика и классическое искусство. Воздействие на инстинкты, к которым мы презрительно добавляем определения «низменные животные» (хотя других у нас и нет), гораздо более эффективно, чем обращение к интеллекту. Люди с лёгкостью назовут десятки имён спортивных чемпионов и «поющих трусов», но многие ли припомнят хотя бы одного российского нобелевского  лауреата?   
      Если бы мы действительно были существами разумными, то не считали бы человека, прыгнувшего на сантиметр дальше других, символом страны. Главное, что определяет престиж страны – её научно-технический потенциал, а его создают научно-технические работники. Именно они являются лицом страны.
      Почему-то научно-исследовательский институт представляют лучшие учёные, завод – лучшие рабочие, а не те, кто дальше прыгает и быстрее бегает. Но олицетворением  страны считаются последние…
      Сразу после войны необходимо было резко ускорить развитие страны, и Сталин поднял зарплату учёным в 3-4 раза. Заметьте – не спортсменам, а учёным! Наверху социальной лестницы была военная, научно-техническая, образовательная (профессура, преподавательский состав) элита. Опытные инженеры, конструкторы, летчики, врачи, профессура и ученые, не говоря уж о старших офицерах и генералитете, получали большие зарплаты, лучшее жилье, доступ к благам жизни. Их доходы в несколько раз превосходили средний уровень.  Профессура, как и при царе, держала домашнюю прислугу и нянь для своих детей (вспомним профессора Преображенского из «Собачьего сердца»). В результате СССР смог создать атомную бомбу и запустить человека в космос.
      Позже, при Брежневе и до сих пор, слово «инженер» станет обозначать бедного и несчастного. Проектировщик сверхзвукового истребителя – никто по сравнению с парнем, стабильно кладущим мяч в баскетбольное кольцо из-за трёхочковой дуги. Это и есть национальный позор России!


Рецензии
Ох, как же я согласна с этой Вашей фразой: "Это и есть национальный позор России!", когда миллионные гонорары получают спортсмены, которые конечно же "выкладываются по полной", чтоб "добыть победу", при этом не замечая миллионы профессий и специалистов, которые отдают себя служению Родине и делают не менее значимый вклад в развитие страны.
Вот учитель, простой учитель, он не "выкладывается по полной", когда стоит в классе перед сорока ,а то и более учениками?
Он не теряет свою энергию, свои силы, он не вкладывает в каждого ученика те знания, с которыми тому нужно будет жить дальше?
А сколько дома он делает подготовительной работы к уроку...! А это те же подготовительные "тренировки", как у спортсменов.
Только у спортсменов СЛАВА сразу обозначивается, если идут выигрыши, а "славу" учителя" никто не замечает.
А, ведь, сколько умных и знаменитых потом людей, "выходит" из школы. И в этом, ведь, заслуга учителя.
Спасибо! Мне очень понравились Ваши такие эмоциональные размышления. Да только кто б их услышал, прислушался бы к ним!
Только вот миллионные гонорары им могут только во сне привидеться, а так: на тебе учитель жалование в 20-25 тысяч и "вези" свой воз на славу отечества.
А сколько ещё можно назвать таких же скромных профессий, которые вносят свой не менее значимый вклад в развитие страны, чем спортсмены. А получают "кукиш"!
Не-спра-вед-ли-во!!!

Людмила Калачева   17.06.2020 17:51     Заявить о нарушении
Спасибо, Людмила, за столь эмоциональный отзыв. Да, зарплаты учителей - это наш позор. так же, как зарплаты учёных и врачей.
С уважением,

Владимир Крылов   17.06.2020 18:08   Заявить о нарушении
Людмила, может быть, Вас заинтересует продолжение:
http://proza.ru/2017/12/13/710

Владимир Крылов   17.06.2020 18:16   Заявить о нарушении
А за что повышать зарплаты учителям,если они воспитывают презрение к рабочим профессиям типа слесаря,фрезеровщика,токаря.А без специалистов в этом направлении инженеры не способны реализовать свои теоретические идеи.Это учителя воспитывают поколения пустых мечтателей не способных к созданию материальных ценностей не обладающим бережным отношением к окружающей природе и живущих по принципу:после нас хоть потоп...

Виталий Поляков 2   06.02.2021 01:51   Заявить о нарушении
По-моему, всё то, о чём Вы написали, имеет прямое отношение ТОЛЬКО к РОДИТЕЛЯМ, которые, чуть ли не с пелёнок, начинают "вдалбливать" своим деткам, что они должны ОБЯЗАТЕЛЬНО получить ТОЛЬКО высшее образование и, ну никак, не стремиться стать простым рабочим или сельским трудягой.
И Ваши претензии не имеют никакого отношения к учителю. Всё перечисленное Вами не входит в обязанность учителя.
Обязанность учителя - вложить ЗНАНИЯ в головы детей, причём такие, чтобы он мог их потом использовать во благо себе и своей стране. А уж, как он распорядится этими знаниями - это уже дело самих учеников и их родителей.
Кстати, к Вашему сведению, с некоторых пор, воспитательный процесс, ЗАКОНОДАТЕЛЬНО, исключён из обязанностей учителя. Учитель теперь - по закону - не имеет ПРАВА воспитывать учеников, его обязанность - предоставлять только образовательные УСЛУГИ согласно утверждённой программы.
Да-да - образовательные УСЛУГИ и только! Так что теперь он ПО ЗАКОНУ не имеет право учить детей чему-либо другому, кроме учебной программы.

Людмила Калачева   06.02.2021 05:38   Заявить о нарушении
Простите, Владимир, что я позволила себе на Вашей странице вбросить свою реплику, которая имеет отношение только к Виталию Полякову-2, презрительно высказавшемуся в адрес учителей.
Эх, поставить бы его на место учителя, когда в классе 40 человек и нужно за 45 минут успеть КАЖДОМУ вложить в голову не просто "что-то", а знания, и за ЭТО с учителя ещё какой спрос! И всё это за мизерную оплату их труда. Обидно!

Людмила Калачева   06.02.2021 05:50   Заявить о нарушении
У моих родителей было семь классов на двоих и словосочетание "высшее образование "было им неведомо.Только учителя,не считая книг и кинофильмов,знакомили меня с идеей поступления в институт.Моя претензия к школе ,а затем к институту заключается в том,что там царило тупое,бездумное запоминание.Аналитическое,критическое мышление там не имело места.Спобность к некоторому пониманию и анализу мне привило общение с уголовниками.С ними приходилось серьезно обдумывать любое слово,перед тем как его произнести ,иначе могли возникнуть большие неприятности.
Авторитетный уголовник Александр Оточин, о котором в моем районе было известно всем, гуляющим по ночам жителям по субъективным оценкам дал для моего ума больше полезного ,чем все доценты и профессора вместе взятые.

Виталий Поляков 2   06.02.2021 06:38   Заявить о нарушении
На это произведение написана 31 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.