Особенность менталитета
ОСОБЕННОСТЬ МЕНТАЛИТЕТА
Многим, если не большинству наших граждан, знакома такая жанровая сценка. Открытый канализационный или телефонный колодец на улице. В его глубинах деловито копошится какой-то трудяга. А наверху стоит кругом еще 4-5 человек с сигаретами в зубах. У них озабоченные лица, пытливые взгляды. Это группа моральной поддержки.
У славян много характерных, примечательных сказок. Я быстро вспомнил некоторые из них. Вот, например, о сапогах-скороходах. Одел – и они сами переставляют твои ноги. Бежишь в них без устали любое расстояние. Расход личной энергии минимален.
Но сапог-скороходов нашему народу показалось мало. Все же в них надо бежать. Значит, вопрос перемещения без усилий решен недостаточно хорошо. Поэтому в глубинах народа появилась сказка о ковре-самолете. Его преимущество перед сапогами-скороходами очевидно. Лег и лети. Затрат энергии у тебя вообще никаких. К тому же скорость значительно больше.
Еще я сходу вспомнил сказку о кошельке-самотрясе. Сколько ни извлекай из него денег – их количество не убывает. Очень удобно. Работать-то не надо.
Или вот сказка о скатерти-самобранке. Это же мечта любой хозяйки. Палец о палец не ударила, а обед на столе. Можно вообще не уметь готовить.
Интересна сказка о золотой рыбке. Она всегда готова выполнить три желания того, кто ее поймал. Есть где разгуляться.
Но все же сказка о рыбке вызывает некоторое неудовлетворение. Она же согласна выполнить всего три желания. А аппетит приходит во время еды.
Поэтому более перспективной является сказка “По щучьему велению...”. В ней количество выполняемых желаний неограничено. К тому же неплох способ передвижения главного героя Емели. Куда ему надо, он ездит на теплой печи. В отличие от ковра-самолета, голова не кружится от высоты. И свои ноги переставлять не надо. Даже в сапогах-скороходах.
Обе сказки имеют существенные изъяны и такого рода. За золотой рыбкой надо идти к морю, а к волшебной щуке – к реке. Но двигаться неохота. Поэтому все же лучше сказка “Двое из ларца…”. Их можно вызвать, даже лежа на диване. И они все сделают за тебя.
У других народов такие сказки тоже есть. Но их значительно меньше.
Кто-то скажет, что наш народ очень много работает. Потому, мол, у него и такие иждивенческие сказки. Трудягам хочется облегчить свою тяжкую, безрадостную жизнь хотя бы в мечтах.
Если почитать произведения известных российских сатириков 19-го века, то в них много сказано о повсеместной, систематической лени, недисциплинированности и безответственности. Причем присущим не только простым людям, но и чиновникам, купцам, помещикам, а также дворянству.
В советские, брежневские времена в СССР приезжал Гесс Холл, секретарь компартии США. Он посетил один из наших заводов. Молча походил по цехам, посмотрел. Потом и говорит сопровождавшим его местным партийным деятелям : “У вас трудятся так, как у нас отдыхают во время рабочего перерыва”. Ответом ему было тягостное молчание.
Я много лет проработал в институтах, на заводах, вычислительных центрах. И везде в общем-то было одно и то же. Посторонние разговоры в служебное время, коллективные чаепития, занятия личными делами, даже походы в магазины.
Поэтому я очень сомневаюсь насчет сильной тяги нас, славян, к добросовестному труду. Особенно, когда вспоминаю ту сцену у открытого колодца, с которой начал свое грустное повествование. Она уже стала почти хрестоматийной.
А вот сходу вспомнить хотя бы одну славянскую сказку о добросовестном труде я не смог. Мало их…
Свидетельство о публикации №216081101667