Широко мыслишь, друг!

О будущем ОК. – Что за ОК? – Помнишь, мы в детстве говорили: БУДЬ СПОК? Что означало: будь спокоен. Так ОК, -  это то же самое, но по-западному. – Ну, и каким оно будет? – Книгу читаю урывками, «Сказка о правде», называется. М. Пришвин. – В общем помню о таком писателе, но  частности забыл. – Он обращался ко всем читателям, будь то ребёнок, юноша или старик, и одновременно как к единственному другу. Учителем у Пришвина был народ. Две «мечты» сливались воедино в нём. Первая – это мечта о личном счастье, понимаемом как общение с другом по духу. Его душа жаждет любви. Любви как радости о бытии другого. В таком понимании личное счастье, которое иной человек даже стыдливо скрывает, это счастье облекается у Пришвина великим светом и смыслом.  Это радость о друге сочувственном, ценителе твоей души и твоих лучших стремлений, слово «друг» тут в самом богатом его понимании. Человек тем только и человек, что до него доходит весть о чужом существовании, весть о том, что каждый связан с каждым, что он ко всему без исключения соотнесён. Эта весть есть наша человеческая совесть: так названо и освящено веками и поколениями родное, прекрасное, точное слово. – О! Так это основа духовного единения людей! Основа мировоззрения «ДЕЛО ВСЕХ»!  - Слушай дальше. «Справедливость», «самоотверженность», «сочувствие» и, наконец, «любовь». Вот как преображается вторая тема Пришвина – тема общечеловеческой связи – в дело жизни. Это уже не мечта – это работа. Пришвин чётко называет её для себя: родственное внимание. «Внимание, как величайшая творческая сила, лежащая в основе всякого дела на земле». Эти две темы – родство с другом и осуществление жизненного дела, обращенного ко всем, - срастаются, становятся творческой необходимостью, как у птицы два крыла. Пришвин не запрашивает многого у жизни – он только борется за человеческое достоинство, за лучшее, в то же время строго проверяя себя по природе: не нарушил ли он пределы её гармонии, её мудрого равновесия. Пришвин не отделяет себя от природы, и в то же время он поднимает её на мыслимую человеческую высоту: «Природа - это любовь, а человек – это то, что из любви можно сделать». И ещё он пишет: «Через тоску, через муку, через смерть, через все препятствия сила творчества выводит одного человека навстречу другому». – Слушал я тебя, вспоминал известное мне ранее о творчестве Пришвина и пришел к выводу: начиная с его мировоззрения надо браться за создание современного мировоззрения «ДЕЛО ВСЕХ». А символ его надо оставить твой: Золотой ажурный купол, составленный из линий жизни альтруистов – альпинистов, с серебряной пирамидой внутри него, со СВЕТОМ РАЗУМНОЙ ДУХОВНОСТИ над его шпилем. – Широко мыслишь, друг!  В. Лоб.   


Рецензии