Веслав Мысливский. Трактат о лущении фасоли 81-12

(с польского)

Предыдущий отрывок из романа: http://www.proza.ru/2016/08/07/1601

Терзал меня этот снимок и то, что не спросил я его о нём. Не давало мне покоя: где могла находиться точка, с которой кто-то этот снимок сделал. Иногда и сегодня я задумываюсь над этим. Снимка, правда, я не видел. Но разве нельзя рассуждать об этом и без него?

Допустим, кто-то здесь сделал бы нам снимок, как мы лущим фасоль. Мы сидим на этом снимке, как и сейчас, друг напротив друга, а вышли бы en face (1). Лицо пана - словно пан смотрит на фотографа и моё так же – будто и я на него смотрю, но в то же время мы сидим лицами друг к другу.

Расстояние между мной и ним было не больше, чем между нами сейчас. Темный зрачок дула я видел: вот, как вижу глаза пана. Где бы, следовательно, могла находиться та точка? Если бы здесь, как пан думает, - где? Где здесь мог бы стоять фотограф? И пространство небольшое, едва ли с эту комнату. И нет войны, собаки спят, а мы лущим фасоль, разговариваем. Должно быть намного проще, пан так не думает?

А может, вышли бы на улицу? Ночь, но зажгли бы лампу перед домом. Я показал бы пану, где это. Яма рухнула, всё вокруг поросло крапивой, кустами, дверцы уже нет, сгнила, но её обвязка ещё стоит. Дубовая, а дуб долго стоит. Может, я бы как-нибудь втиснулся туда, а нет, могли бы просто представить. Я бы встал на колени, пан - напротив меня. Пришлось бы только пану взять какой-то кусок палки. Ну, а чем бы пан целился в меня? Дети так играют и стреляют. Пан говорит, что это не наше воображение, если бы мы даже и были бы детьми. А чьё? Нам ведь никто не поможет. Никто не может прожить эту жизнь за кого-то, поэтому и представить, вообразить себе что бы то ни было, никто ни за кого не в состоянии. Не нужно отвергать ни одного способа, если он может привести нас к себе. Может, в том месте, где это происходило, нам было бы легче найти ту точку, из которой нам было бы ближе всего. И не должен был бы пан искать меня по всему миру. Не пришлось бы ему приходить ко мне за фасолью. Не должны были бы задаваться вопросом, где, когда. Тем более, что, вот, фасоль у нас уже потихоньку заканчивается. На ноге у вас еще стручок. И еще там - один, там - второй. И здесь, посмотрите. Пусть пан поворошит, скорее всего, еще немного найдется.

А может пан хотел бы больше этой фасоли? Я оставил немного для себя, но принес бы еще две, три вязанки. Пан ведь на машине, а для неё нет разницы, если даже и будет немного больше. И вряд ли пан уедет прямо сейчас. В конце концов, с чего пану ехать в ночь? Я бы посоветовал оставаться уж до утра. Потом попьем чая или кофе. Пан куда-то спешит? В следующий раз он может меня уже и не застать. Если бы не фасоль, не знаю, и сейчас застал бы меня пан. Почему? Может ли человек быть уверен: где и когда он в этом мире? Пан говорит, всегда здесь и сейчас. Увы, это ничего не значит. Можно сказать, что у сейчас нет границ, так же, как и здесь - обязательно есть где-нибудь ещё. Как по  мне, любой мир есть только в прошлом, так же как и любой человек, хотя бы потому, что время - только в прошлом. Здесь, сейчас - это только слова, и одно, и другое – одинаково аморфны, впрочем, как и все, о чем мы говорили. Сейчас и то, я даже не могу пану сказать - какой этот мир. И есть ли он вообще. Или, может, мы только представляем, что есть. Правда, для пана это навряд ли имеет значения, потому как он пришел ко мне за фасолью...

Может пан купил бы себе здесь какой-нибудь домик? Зачем? Ну, я не знаю. Просто подумал, что, может быть, пан тоже ищет какое-то место. Не обязательно приезжать каждую субботу, воскресенье. Я бы даже не советовал пану. Тем более, проводить здесь отпуск. Один, два раза в год - максимум. И лучше всего так, как сейчас, после сезона. Я бы, как и всем, присматривал пану за его домиком. Ему не было бы о чем беспокоиться.

Есть несколько домиков на продажу. Двадцать второй, тридцать первый, и, похоже, сорок шестой или седьмой, уже не помню. Есть, наверное, и другие, но надо бы проверить. О, многие, с тех пор, как я здесь, уже продали свои домики. В последнее время не так много желающих покупать. Иной раз кто-то появится, посмотрит, посмотрит, и не понятно: хочет купить, или просто так, посмотреть приехал. Поначалу часто ко мне заходили, оставляли адреса, телефоны на случай, если кто-то надумает продать дом. Сейчас уже никто не оставляет. Хотя место, пан видит: залив, лес, воздух.

Зверье здесь настолько привычно к людям, что косули порою подходят к самым домикам. Нет, не за едой. Еды им и в лесу хватает. А белки прямо по открытым верандам скачут, в домики заглядывают. Другое дело, люди сами их разбаловывают. Целые сумки орехов им привозят. Больше, чем те могут съесть или закопать, спрятать в землю. Идет пан, а орехи у него под ногами похрустывают.

Думаю даже, не написать ли на досках для объявлений, что запрещается кормить белок. Потому как, что с того, что в сезон едят у людей прямо из рук? Сезон - не вечный. Иногда и кабан сюда забредает. Порой заяц между домиками пролетит, проскачет. Может пан встретить ласку, куницу. В лесу их куда труднее встретить.

А как-то раз лось объявился. И, нет, чтобы где-то у берегового склона встал. Прошелся между домиками. Здесь немного постоял, там немного постоял. Поднялся визг, начался переполох. Одни к домикам побежали, другие заскакивали на лодки, байдарки, бросались в воду, кто-то чуть было не утонул, потому как плавать не умел, кому-то стало плохо, хорошо, здесь есть домики, в которых живут врачи. Подошел к заливу, напился воды, заревел и спокойно ушел. Иногда и лосю без людей скучно.

Или если бы пан так, перед восходом солнышка встал, когда птицы просыпаются. Или вдохнул бы он утром здешнего воздуха. Почувствовал бы пан, как у него легкие открываются и что это такое - воздух. В другом месте часто ведь даже и не знаешь – что дышишь и чем. Если над этим задуматься, может, вообще, не хотелось бы и дышать. О грибах, ягодах, землянике, клюкве я уже пану говорил. Но лучше всего просто так по лесу идти, ничего не собирать, ни о чем не думать. Пан и лес.

Я из-за этого даже с собаками не очень люблю ходить. Только услышат какой-то шорох и всё, полетели. Потом зови их: Рекс! Лапша! Как-то так за косулей полетели. Закричался я их, попоискал. В лесу деревья звук глушат. В конце концов, рассердился я и вернулся один, без них. Под вечер лишь появились. Морды все в крови перепачканы. О, и на моей совести косуля. Пан видел её глаза, когда она умирает? Ну, например, в силках, в ловушке. Такого ужаса пан больше ни в одних глазах не увидит.

Так скажу пану, когда в сезон понаезжают сюда люди, иногда у меня складывается впечатление, что живу не в том же мире, в котором живут они. Не скажу, приятный ли, веселый ли их мир, может быть, и счастливый даже, не знаю, но я бы, наверное, не смог жить в нем. Пан уверен, что в нем живу? Только как мне самому в этом убедиться? Ведь даже солнце у каждого должно быть своё, свои восходы, закаты. Столько лет я прожил за границей, и везде, где жил, когда я хотел найти восходы, закаты, приходилось их искать, ориентируясь на здешние рассветы, закаты. И всегда это была единая мера всех рассветов, закатов. Везде это была единая мера.

Другое дело, тем более в больших городах, можно всю жизнь прожить и не увидеть ни восхода, ни заката. Как день наступает? Просто становится светло. А ночь наступает, зажигаются миллионы фонарей. Да что же это за ночь? Одно слово, что ночь. Сейчас, правда, и здесь не знаю, где солнце всходит, где заходит. И не всходит уже в том же месте, ни заходит. Встану вместе с ним, но нет уверености, оно ведь не здесь всходило. Поэтому не знаю, как пан меня здесь нашел, если я сам себя найти не могу. Что правда, то правда, найти себя - непростой вопрос. Кто знает, если это - не самое трудное изо всех дел, какие человек должен сделать в этом мире.

Нет, домик пана Роберта не продается, я уже говорил. Во всяком случае, пока пан Роберт не даст мне знать. Я бы посоветовал пану тридцать первый. Мало какой домик может сравниться с этим тридцать первым. Камин, электрическое отопление, двойное остекление окон, стены утепленные, можно и зимой жить. Две ванные комнаты, вверху, внизу, в ванных комнатах бойлеры, плитка. Кроме того, все дубом отделано. На полах ковры. Были еще рога, но на моё счастье, он их забрал.

С рогами, я бы пану не советовал. Не смог бы он жить. Все стены были обвешаны этими рогами. Куда бы пан не обернулся, везде рога. В комнатах, на кухне, в ванных. Над входом висела голова кабана, вот с такими клыками. Не было ни одной свободной стены. Заходил проверить, все ли в порядке, так надо было следить, чтобы на какой-то рог не напороться, потому как некоторые были такие огромные, что чуть ли не до средины комнаты торчали. Иногда, скажу пану, садился в кресло, потому что мне нравится так, порою, в том или в ином доме, хотя бы минутку - другую посидеть, у него были большие кожаные кресла, но что-то меня сразу выгоняло. Для этих рогов, собственно, и построил этот домик. Жена его, видимо, из квартиры выгоняла, потому что больше некуда было что повесить. Нет, она никогда сюда не приезжала. Зато он - каждую субботу, воскресенье. Не загорал, не плавал, даже на прогулку редко выходил, сидел целыми днями в домике. Часто и зимой приезжал. А странность в том, можете себе пан представить, - вообще не охотился. И это были не трофеи его охотничьих успехов. Зато был у него карабин. Для чего он ему был нужен, не знаю. Как по этим рогам заглянуть в чью-то душу?

И вдруг, мне трудно сказать, что случилось, как-то приехал на грузовике с двумя рабочими и забрал эти рога, а дом выставил на продажу. Некоторые говорили, что какого-то хорошего покупателя на эти рога нашел, а другие, что вывез на свалку. Но правда могла быть совсем другой, хотя, не знаю. Не хочу наговаривать на человека.

Нет, хочет не много. Как за такой домик, это почти полцены. Что бы пан здесь делал? Ну, а что я делаю? Может, приезжал бы раз,  два раза в год, и то после окончания сезона. Я бы даже мог больше фасоли сажать. А не хотелось бы нам лущить, могли бы сходить в лес, прогуляться. Могли бы послушать музыку, я привез много дисков. Нет, в шахматы не играю. А пан хотел бы сыграть?

Примечания переодчика:
1 en face - – с фр., анфас, лицом к смотрящему; вид лица, предмета прямо, спереди.

Продолжение: http://www.proza.ru/2016/07/31/2016


Рецензии
Игорь, привет! И спасибо опять!! Наслаждение читать такой глубокий и мастерски написанный и переведённый текст!
"...В следующий раз он может меня уже и не застать. Если бы не фасоль, не знаю, и сейчас застал бы меня пан. Почему? Может ли человек быть уверен: где и когда он в этом мире? Пан говорит, всегда здесь и сейчас. Увы, это ничего не значит. Можно сказать, что у сейчас нет границ, так же, как и здесь - обязательно есть где-нибудь ещё. Как по мне, любой мир есть только в прошлом, так же как и любой человек, хотя бы потому, что время - только в прошлом..."

А про зрачок дула?.. Так просто, а потому так страшно...

С теплом! Доброго тебе вечера!!


Ольга Малышкина   16.08.2016 18:18     Заявить о нарушении
Спасибо, Оля! Хорошего тебе дня!!

Константин Кучер   17.08.2016 10:12   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.