Как древние евреи покоряли Египет. Реферат

               ЕВРЕЙСКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН.Продолжение.
 

                2.Формирование этноса. Языка. Ханаан.

Зададимся вопросом, где,  когда, каким образом зародился один из   древнейших в  мире, длительное   время  считавшийся  мертвым,  а ныне  «живее всех живых», язык иврит, как он формировался и  видоизменялся?   Что об   этом говорит   наука - историческая лингвистика?

Обратимся к  хотя и тенденциозной и политизированной, но   все  же достаточно   научной    книге  украинского  лингвиста Матвеева Владимира  «Политизация языка иврит 2012 г.»: «Как известно, история языка – это история народа. Язык является объективно существующим явлением, которое имеет первостепенное значение в историческом развитии человеческого общества». Здесь не  поспоришь, сказанное непосредственно относится и к формированию  еврейского этноса  и  его языка.

Далее следует вполне обоснованное утверждение, касающееся, среди   прочих этносов, в   том  числе исторических   этапов развития  языка иврит.  Утверждение,   состоящее в  том,  что  при построении истории какого-либо языка важное значение приобретает проблема периодизации.

На каждом   этапе своего развития, в  данном    случае, язык  иврит, который,   в  силу исторических   обстоятельств,   пережил немало этих этапов, представлял собой весьма устойчивую систему, отличную и от последующей, являющуюся как бы мостиком между ними.

Но, с  другой стороны, при рассмотрении этапов формирования   нации и   ее  языка бесперспективен догматический подход,   который сплошь  и  рядом имеет  место:  с  каких-то пор образовалась нация, а   до того  момента   ее и  в  помине   не  было.

Очевидно,   что формирование нации – это непрерывный исторический процесс, в   этом процессе она  постоянно  видоизменяется: вроде та  же самая, но через определенный исторический период -  в чем-то другая. Создается неполное представление о  нации, если, забывая об  истоках нации, ориентироваться в  ее развитии  лишь на ограниченный отрезок   времени, игнорируя как предыдущие,  так и   последующие.

Основной период формирования еврейского этноса – ханаанский,   и  начался  он, - нельзя  об этом   забывать -  еще до египетского пребывания.  Речь  идет  о  мигрировавших в Ханаан   беженцах  из Шумера, племен Хабиру,  ведущих свое происхождение от шумероакадцев – «черноголовых». Здесь пока    остановимся на    послеегипетском  периоде.

Посмотрим, что об  этом говорит П.Джонсон в  своей книге «Популярная история евреев»? Здесь, что очень важно, для   полноты картины,    приходится процитировать довольно большой отрывок:  «Как только израильтяне-захватчики после Исхода вторглись в холмы к северу от Иерусалима, они возобновили церемонию завета в Шехеме – том месте, где в ней впервые участвовал Авраам.

Подразумевается, что к этому моменту он уже был, причем давно, в руках людей, которых израильтяне считали своими единоверцами и братьями по крови. Находясь в Египте, израильтяне всегда знали, что у них есть родина, куда можно вернуться и где часть населения является их естественными союзниками.

Таким образом, временное пребывание и исход из Египта, а также последующие блуждания по пустыне затрагивали лишь часть израильской нации. До того как они направились в Египет, израильтяне были небольшим народом среди ему подобных, хотя перед ними и маячило божественное обещание будущего величия.

После же возвращения они превратились в нацию, наделенную целью и программой действий, которой было что сказать миру».

Это не  пустые слова симпатизирующего евреям историка, они были подтверждены практически  во всех многочисленных и  многоплановых  проявлениях еврейского исторического феномена, которому  было  посвящено ряд   статей,  опубликованных на Прозе.Ру.
       
Говоря об  этапах формирования языка иврит, нельзя игнорировать тот факт,   что   должен существовать некий начальный  исторический  период развития языка, в  нашем  случае,  иврита, и, соответственно, еврейского   этноса.

Таким образом, если мы   говорим о египетском периоде существования и формирования протоеврейского, аврамистского  племенного союза и  его языка, то должны не  забывать о более раннем периоде -  шумерском.

Об  этом этапе, основываясь на монографии историка М.Зильбермана («Истоки» )  и других   авторов,  мною кратко было изложено в статье «Исторический феномен» -19. http://www.proza.ru/2008/07/05/240.  Несколько позже,     приведем  некоторые отдельные высказывания  историка, глубоко исследовавшего данную тематику.

Но прежде постараемся разобраться,  что  науке известно о языковом начале всех  начал, о формировании  протосемитского языка, от которого в   поздние  времена отпочковались языки  этносов,  относящиеся к  семитской языковой общности? 

Речь может  идти именно о  языковой общности, поскольку зачастую  не  разделяют это   понятие с родовой, расовой общностью,  основанной на антропологии, ДНК-генеологии. Согласно наиболее приемлемой  гипотезе, предки носителей  семитских  языков пришли в Переднюю Азию из Аравии,  где находилась  их прародина.

Предполагается,   что праязык    этой  общности, называемый афразийским, возник на этой территории  в  конце докерамического неолита,  началом которого   считается развитие у местных культур производящего сельского хозяйства по окончании последнего ледникового периода, (6000 лет до н. э.).

На протяжении нескольких тысячелетий семитские племена, разделяясь и  отпочковываясь, в том   числе и   в  языковом плане,  как будущие  этносы,  неоднократно совершали миграции на север,  ассимилируя и ассимилируясь с населением других областей.

Первую волну семитов, - очевидно, связанную с резким  изменением природных условий, - прокатившуюся по древним землям Египта и Ханаана и, в конечном итоге, достигшую Нижней Месопотамии, многие исследователи  связывают с миграцией восточносемитских  племён с Аравийского полуострова через перешеек Красного моря.

М.Зильберман в своей книге  «Ханаан» пишет: «Племена  восточных семитов (протоаккадцы, а позднее и амореи-западные семиты, которые после миграции к   северу заселили Ханаан - Г.Р.),   мигрировавшие в VI-IV тыс. до н.э. с Аравийского полуострова и районов Красного моря в Ханаан и далее в Месопотамию, попутно оседали в Нильской долине и в районе Дельты».

Восточные семиты -  семитская ветвь, распространившаяся в восточном направлении -заселили  Месопотамию, где существовало процветающее государство Шумер, считающееся колыбелью  мировой цивилизации. Шумеры, происхождение   которых остается   загадкой, поселились здесь много  раньше.
Существуют многочисленные подтверждения, в  частности,  в том, что первые  семитские имена встречаются в шумерских источниках XXIX века до н. э.  Восточные семиты - с   течением времени стали преобладать над шумерами,   и примерно к средине 3-го тыс.л.   до н.э., постепенно ассимилировав  население прежде могучей Шумерской империи, сформировали шумеро-аккадский этнос и создали собственную мощную Аккадскую империю, названную по  имени столицы г.Аккад.
Аккадский язык – стал одним из наиболее широко распространенных диалектов протосемитского языка, который, кроме прочих этносов,  лег в  основу языка   аврамитских, протоивритских  племен Месопотамии, выделившихся из шумерского этноса, т.н. «черноголовых».
 
То,  что именно шумеры-«черноголовые»  являются предками древнееврейского этноса, сформировавшегося в Ханаане, свидетельствует не только библейская но  и  ДНК-генеалогия, а  также антропология (арменоидный тип).

Древние египтяне, как народность, язык которой относился к семито-хамитской группе афразийской языковой общности,- сформировались в этнос в процессе смешения различных племён Северо-Восточной Африки, среди которых числились и "некоторые племена, жившие впоследствии в Передней Азии", т.е. семиты».

Семитские этносы,  сформировавшиеся на территории Сирии и  Ханаана   - это так называемые западные  семиты, основную группу которых составляли амореи.
Как западные, так и   восточные  ответвления северосемитских этносов  после  Египта воссоединившиеся  снова   в Ханаане, в результате   многовековой ассимиляции составили  позднее основу языка иврит.

Южные семиты, в  основном, бедуинские племена Аравии, их диалект  по   прошествии 2-3х тысячелетий стали основой формирования арабских  этносов и  их  языка.
Ситуация сложилась таким образом,  что   ханаанский диалект  древних евреев на определенном   этапе сформировался как  субстрат первоначально «родного», аккадско-шумерского  с ханаанским, точнее, аморейским,  и был распространен на территории Палестины примерно до 2 века до н.э. 

Но проблема, которую  ортодоксальные  ученые обходит   стороной,  в том, что    этот исторический период   не был  начальным этапом  развития древнееврейского языка, формирования этноса и не был окончательным.
Игнорируя месопотамский  исторический  этап, который можно  было бы  назвать нулевым,  лингвист   В.Матвеев  пишет уже   о следующем этапе, следующем за начальным,  ханаанейским.

«С распространением арамейского языка как официального языка Ассирийской империи и языка-посредника для палестинцев, постепенно развивалось древнееврейско-арамейское двуязычие, при котором доминировал арамейский язык вплоть до вытеснения еврейского из разговорно-бытовой сферы».

Арамейский язык,- распространившийся значительно позже заселения Ханаана еврейскими   племенами,- в результате ассирийских завоеваний достиг наибольшего влияния в эпоху правления Ахеменидов (VII век до н. э.).

Таким образом, этот  язык  никак не  мог   послужить основой формирования древнееврейского языка, что является широко распространенным представлением среди ученых лингвистов и  прочей публики,  изображающих так называемое лингвистическое дерево, на котором иврит   изображается в   виде ответвления от ветви арамейского  языка.
Но, с другой стороны, немаловажно, что как считает ученый, «данные исследований последних лет указывают на то, что буквенное письмо появилось в еврейской истории с завоеванием Ханаана еврейскими племенами.

Единственным родом семитского   письма,  (прежде   всего, письма ведущих   свое происхождение от   шумеров  древних евреев - Г.Р.),  до того времени была,  вавилонская/шумерская  клинопись, и представляется вероятным, что еврейский алфавит был первым в Ханаане».

И  далее, как пишет ученый:
«Что касается изобретения алфавита,  на  этот счет,  имеется следующее свидетельство: «В конце ХХ века, в пустыне к западу от Нила (Вади эль-Хол), у древней дороги, пролегавшей между Фивами и Абидосом, найдены древнейшие семитские надписи, выполненные алфавитным письмом. Это граффити, высеченные на скалах, предварительно датируют 1900-1800 гг. до н.э.».

В этой новой алфавитной письменности  можно обнаружить явные признаки двух первоисточников: шумерской клинописи и египетского иероглифического письма. Отсюда напрашивается вывод: изобрести алфавитного письма было под  силу лишь владевшим клинописью выходцами  из Месопотамии и затем  усвоившими иероглифическое письмо в  результате пребывания в   Египте, т.е. еврейскими предками.

Можем констатировать, как одно  из проявлений еврейского исторического феномена,  величайшее достижение человечества, поднявшее его на  более высокий цивилизационный уровень, - изобретение алфавита, - принадлежит еврейскому народу.
Остановимся на основном – ханаанском периоде  формирования  еврейского  этноса и его  языка. Ранее мы говорили о выходцах из   Месопотамии, племенах хабиру, ассимилировавшихся с местным населением – ханаанеями.

Существует  этому факту достаточно исторических подтверждений.   «… Начиная с конца III тыс. до н.э.- пишет М.Зильберман, - в Ханаане отмечается чёткое влияние месопотамской культуры.

Это соотносится с распространением этой "новой, продвинувшейся с северо-востока" семитоязычной группы племён, и вторжением (в начале II тыс. до н.э.) в некоторые ханаанские города (эти факты в последствии увязывались еврейской традицией (как завоевание Ханаана после Исхода)».

 Семитоязычные племена – это, в  основной  своей массе, - никто  иной,  как шумеро-аккадцы, «черноголовые», предки древних  евреев,  окончательно сформировавшихся как этнос   в Ханаане.

Широкое распространение аккадского языка и письменности в рассматриваемый период, связанное с заселением территории Ханаана мигрантами из Месопотамии, «черноголовыми» -   племенами хабиру,  привело к появлению аккадоязычных писцов в городах Сирии и Палестины.

Имеется достаточно археологических свидетельств:  в  частности: в Хацоре найдены четыре аккадские надписи: глиняная табличка с юридическим документом, жреческий текст для предсказаний, фрагмент месопотамского учебного текста (список мер и весов) и ханаанейское имя.

В Гезере клинописная табличка содержала список имён, а в Хевроне - жертвоприношений. Эти скудные документы свидетельствуют об использовании в данный период в Ханаане аккадского языка как официального.

Таким образом, библейское сказание о путешествии Авраама из Месопотамии в землю Ханаанскую, а   затем  в   Египет отнюдь  не  является мифом, тем   более, если  иметь ввиду, что речь, видимо,  идет не об отдельной личности, а о племенах, называемых в  честь  их вождя, аврамистскими. Однако,  из библейского повествования  отнюдь  не следует, что в Египте  поселилась  вся нация. Это не так.

Американский историк Макс Даймонт  в своей книге «Евреи,  Бог и   история» пишет: «Совершенно ясно, что даже во времена Иакова (внука библейского Авраама) многие из хабиру (евреев), которых мы должны теперь называть израильтянами, переходили к оседлой жизни в Ханаане, частично захватывая территорию силой. В главе 34 Книги Бытия мы читаем, что сыновья Иакова, Симон и Левий, совершили яростное и успешное нападение на город Шехем и его царя.

Очевидно,  что  наряду с миграцией части еврейских предков в Египет, в Ханаане оставалась значительная часть израильтян, и  неспроста  существует подтверждение их активности и воинственности».

В египетских документах, известных под названием «Амарнские грамоты» и датируемых 1389—1358 гг. до н.э., упоминается еврей по имени Лабайя  («Человек-лев»), под началом которого находились другие евреи.

Он стал причиной серьезных затруднений для египетских властей и тех, кто с ними сотрудничал; подобно другим хабиру, как показывал опыт египтян, его было трудно заставить подчиняться.

Шехем  находился под контролем израильтян-евреев на протяжении всего пребывания их сородичей в египетском рабстве. Какие-либо упоминания о его взятии во время завоевательной войны совершившими Исход  израильтянами отсутствуют.

Из вышесказанного мы должны заключить,   что ханаанский этап формирования еврейского этноса включает  в  себя  два  сильно   разнящихся периода: доегипетский,   когда часть аврамистских племен, которая,  не мигрируя в Египет, осталась и частично ассимилировалась  в Ханаане, и  послеегипетский  период, когда другая часть,  после Исхода и  завоевания Ханаана  также не  избежала двусторонней ассимиляции.

Спорный вопрос состоит в том, были,  или не были евреи на том  или ином этапе своего исторического развития, когда их уже можно было называть   евреями, израильтянами,  а когда   они еще не заслужили   этого почетного звания?

М.Даймонт: «Зададим гипотетический вопрос: а были ли «евреи», покинувшие Ур с Авраамом в 2000 г. до н.э., а также «евреи», пришедшие в Египет с Иосифом тем же самым народом, что и израильтяне, выведенные Моисеем из Египта.

И были ли израильтяне, вышедшие из Египта, потомками Авраама, Исаака и Иакова? Или же то был совершенно иной народ? В книге Бытия, рассказывающей о событиях до прихода в Египет, евреи повсюду – за одним исключением – именуются евреями, а не «израильтянами».

После Исхода и во всех остальных книгах Пятикнижия они именуются обычно «израильтянами» и очень редко «евреями». Так или иначе, речь идет о еврейских  предках в   тот или иной исторический период существования, о  глубоких еврейских корнях и  истоках еврейского исторического феномена, о  феномене глубокого проникновения в историю нации, и не столь   существенно, как они в ту или иную пору назывались. Продолжение следует.
======


Рецензии