Тайга у дома. Обидчивый Кузя

     За грибами для жарёшки, для супа; за черникой, малиной для помакашки к блинам или оладьям самарцы ходили в ближайшие от деревни леса. Для промышленного же сбора грибов и ягод деревенский люд устремлялся в бесконечные урочища за Черную речку. 

       Под промышленным сбором подразумевался сбор грибов для засолки и сушки на зиму и сбор черники и малины для приготовления варений, а клюквы --  для продажи предпринимателям.

     С целью  преодоления Черной речки использовался брод. По нему в резиновых сапогах можно было легко перебраться на противоположный берег, а там, поднимись  по склону  и  дуй куда хочешь, хоть в ельники за белыми и соляниками, хоть в смешанные  леса за черникой, брусникой, подосиновиками, хоть на болота за клюквой и голубикой. Раздолье!

      И народ дул. Особенно старательной была Настя Алёшчиха. В лес она ходила каждый день. Ходила одна. Для отпугивания зверей она разводила костер, бросало в него пару лесин и все дела.  А зверей в лесу было много. И медведи, и волки, и рыси, и росомахи. Не говоря уж о барсуках и бобрах.

     Среди грызунов бобры самые крупные (не считая американской калибары) и безусловно самые умные создания.  Их хатка --  настоящее инженерное сооружение (высота 1-3 метра, диаметр 10-12 метров),  созданное из веток, коры, глины и ила. Хотя строительный материал не очень прочный, хатка получается как крепость -- сразу не разломаешь. 

      Хатка не плавает, а стоит как бы на сваях. Вход в хатку расположен под водой. Чтобы зимой вход не был заблокирован, он всегда располагается глубже нижней кромки льда.

      Прежде чем строить хатку, надо создать приличную акваторию. С этой целью бобры строят плотину. Тоже умное инженерное творение из стволов деревьев, веток, камней, глины. Плотина очень прочная. По ней может ходить даже лошадь.

     Вот такое умное инженерное творение соорудили бобры на Черной речке в трехстах метрах от брода ниже по течению. Сразу же уровень речки поднялся и никакого брода не стало. А форсировать речку нужно. Как же, черника поспела!

     Противоположный берег был крут. На нём густо стояли большущие ели. Мужчины переправились через речку, выбрали подходящую елку и свалили её так, что она улеглась поперек речки.  Обрубили ветки.  Вот вам и переправа.  Ходите бабы за ягодами. Вместе с бабами. конечно же, стали ходить и мужики.

      Женщины оказались хорошими эквилибристками. Они легко передвигались по стволу ели с одного берега на другой. У мужчин же это дело получалось хуже.  Некоторые из них теряли равновесие и плюхались  в воду.

      Вскоре пошли разговоры, что мужчин, якобы. сталкивает в воду нечистая сила. Барсуков, наиболее трезвый житель Самар, смеялся: «Нечистая сила.  Как раз!  Не надо бутылку в лес брать, тогда и равновесие будет хорошее».

     То есть, в нечистую силу он не верил. А это неверие его и подкузьмило. Раз возвращался он с Медвежьего болота с полной корзиной крупнющей голубики.  Мурлыкая какую-то песенку, он решительно ступил на ствол ели, перекинутой через речку.

      Наш ягодник не дошел и до середины  переправы как в глазах его затуманилось, затемнело.  Ноги стали непослушными.  И как будто его кто-то толкнул.   Потерял равновесие Барсуков и пошел купаться в Черной речке, а голубика густо поплыла бобрам на десерт.

     У ручья, что впадал в Черную речку, жила древняя старуха-вепсска. Раньше-то вся деревня была вепсской. А потом вепсы подались на север. Все подались, а Агата осталась век доживать.

     В деревне Агату уважали. Она была и знахаркой, и ведуньей, и сны умела разгадывать. Вот к ней и пошла группа женщин потолковать о нечистой силе на переправе.

     Агата сразу же врубилась в тему:

    --Это ваши мужики Кузю потревожили. Он обиделся и стал проказничать.

    -- А кто такой Кузя? Агатушка расскажи.

    -- Кузи это лесные духи. Они любят жить в елках. Когда наши мужики валили елки для постройки избы, они каждое дерево крестили и прощения просили: а вдруг там Кузя, потом беды не оберешься. А ваши-то видать не покрестили…

     -- Что же делать , Агатушка?

     -- Пригвоздить его надо. Вот что.

     -- Как это.

    -- А, так. 

     Ближе к вечеру Агата в сопровождении женщин направилась к Черной речке. Она имела молоток в одной руке и три гвоздя в другой.  Сильными сноровистыми движениями руки она загнала гвозди в податливую, свежую древесину, прочитала «Отче наш» и перекрестила бревно:  «Всё, бабньки. Ваши мужики могуь спокойно ходить по грибы, по ягоды. Кузя больше мешеть не будет».

     И верно. Мужики больше в Черную речку не падали.  Может пить перестали? Хотя, навряд ли.
      


Рецензии
Хорошо написано, Александр!Голосую за вас! У меня тоже есть про тайгу. С уважением

Людмила Ослоповских   27.02.2017 12:22     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.