232 Война Судного Дня Часть 1 21 10 1973
Книга-фотохроника: «Легендарный БПК-СКР «Свирепый» ДКБ ВМФ 1970-1974 гг.».
Глава 232. Балтийское море. ВМБ «Балтийск». БПК «Свирепый». Война Судного Дня. Часть 1. 21.10.1973 г.
Фотоиллюстрация из открытой сети Интернет: Карта боевых действий израильских и сирийский войск в арабо-израильской «Войне Судного Дня». 6-12 октября 1973 г. Слева: атака сирийских войск, справа: контратака израильских войск.
В предыдущем:
06 октября 1973 года началась 18-дневная «октябрьская арабо-израильская война или «Война Судного Дня 1973 года». Война началась атакой египетских и сирийских войск.
Вот тут надо поподробнее…
Ещё 4 октября 1973 года экипаж БПК «Свирепый», мирно убаюканный океанской «мёртвой зыбью» близ острова Исландия, уже чувствовал приближение чего-то значительного, грозного и страшного, потому что вместе с почтой мы получили с танкера-сухогруза СМТ «Олекма» неприметный потрёпанный кожаный портфель, после получения которого привычный сигнал «Боевая тревога!» исполнялся особенно чётко и быстро. С этого момента состояние «боевой тревоги» не прекращалось до самого нашего возвращения в ВМБ «Балтийск».
4 октября 1973 года мы впервые проветрили, прочистили и многократно проверили боеспособность всего нашего корабельного вооружения, в первую очередь УРПК-4 «Метель», пусковой комплекс наших противолодочных ракето-торпед.
В субботу 6 октября, в день начала «Войны Судного Дня» на Ближнем Востоке, на БПК «Свирепый» был объявлен аврал и корабль весело и активно чистился, красился, прихорашивался, мылся и обновлялся, как перед последним боем…
Далее будет краткое цитирование выдержек из книг «Война «Судного дня» 1973 г. Противостояние флотов СССР и США на море». Александр Розин (третье издание) и «Война Судного Дня и Пятая эскадра СССР. Часть 2., Я. Ефименко, А. Скулин.
Между тем, 6 октября 1973 года в 14.05 египетская артиллерия начала интенсивный обстрел израильских позиций. Египетская авиация нанесла удары по линии «Бар-Лева» и целям в глубине Синайского полуострова. Израильские войска ожидали нападения египтян только в 18.00 и были в состоянии повышенной боеготовности ещё с 1 октября 1973 года.
Более того, 4 октября 1973 года началась «частичная израильская мобилизация», которая завершилась «полной мобилизацией ВС Израиля» 6 октября к 10:00. Так что Израиль был готов к «внезапному нападению» египтян и сирийцев…
После артиллерийской огневой подготовки и бомбовых ударов с самолётов, египетские батальоны форсировали Суэцкий канал, и «начали готовить переправу для основных сил». 7 и 8 октября 1973 года по наведённым мостам через канал переправились около 500 египетских танков.
В результате их активного продвижения так называемая линия «Бар-Лева» была захвачена египетскими войсками. Им активно сопротивлялись две бронетанковые дивизии – 252-я генерала Ариэля Шарона (около Таса) и 162-я генерала Авраама Адана (в районе Румани). Их контрудары были неудачными.
401-я израильская бригада потеряла много танков, попав в засаду, устроенную 18-й пехотной дивизией ВС Египта и к 9 октября 1973 года дивизионные плацдармы египтян объединились в армейский плацдарм на Суэцком полуострове, глубиной до 15 км.
Из Сирии 6 октября в 14.00 также были нанесены артиллерийские и бомбовые удары по израильским позициям на Голанских высотах. Через час сирийская армия начала наступление и преодолела сопротивление двух израильских бронетанковых бригад численностью 6000 человек, 170 танков и 60 орудий. В результате к концу 6 октября сирийские войска продвинулись на 4-8 км севернее и южнее Кунейтры.
На горе Хермон несколько часов военнослужащие израильской радиотехнической разведки «Аман» защищали совершенно секретное оборудование, которое осуществляло радиоперехват на сирийских линиях связи и наблюдение за передвижением войск вплоть до Дамаска. В результате в плен попали 30 израильских специалистов и воинов израильской секретной службы и захвачена сверхсекретная аппаратура, которая в итоге попала в Советский Союз.
Сопротивление израильтян сирийцам было ожесточённым и 7 октября 1973 года наступление было остановлено и сирийские войска приготовились к обороне захваченных территорий.
8 октября 1973 года вовремя сконцентрированные 14-я, 17-я, 19-я, 20-я и 79-я бронетанковые и 1-я пехотная бригада израильтян пошли в наступление и остановили сирийские войска.
9-13 октября 1973 года египетские войска тоже прекратили наступление и закрепились на достигнутых рубежах. Израильтяне и здесь, вовремя перебросив войска, сумели быстро создать линию обороны на удалении 25-30 км от Суэцкого канала. Наоборот, передислокация египетских ударных бронетанковых сил велось очень медленно.
Вместе с сирийцами на фронте против Израиля сражались и другие войска: 3-я бронетанковая иракская дивизия, 3-я бронетанковая иорданская дивизия и марокканская дивизия. Однако их взаимодействие было таким, что к 10 октября все сирийские и иностранные войска практически вернулись к исходным позициям в Сирии.
10 октября 1973 года все израильские войска на сирийском фронте перешли в наступление и устремились по территории к северу от дороги Кунейтра-Дамаск к сирийской столице Дамаску, который находился всего в 40 км от линии фронта. К вечеру 10 октября израильтяне с боями продвинулись на 5-6 км, а к середине 12 октября 1973 года - на 12-20 км. Причём прорвали сирийскую оборону всего только три израильских дивизии…
США и СССР в это время (06-12 октября 1973 г.) заняли выжидательную позицию («кто кого») и только маневрировали своими военно-морскими силами в Средиземноморье, готовясь поддержать или удержать того, кто первым будет одерживать верх в этой странной «Войне Судного Дня».
К 8 октября 1973 года в восточной части Средиземного моря ВМС США-НАТО сформировали оперативную группу (КУГ) TG 60.1 во главе с американским ударным авианосцем CVA 62 «Independence» (к югу от острова Крит) и оперативное соединение TF 61/62 в составе двух десантных отрядов во главе с вертолётоносцами LPH 2 «Iwo Jima» и LPH 7 «Guadalcanal» (залив Суза у северного побережья острова Крит).
Всего в восточной части Средиземного моря вблизи от побережья Сирии были ВМС США-НАТО сосредоточили: 3 ударных авианосца, 13 крейсеров УРО, 9 эсминцев и СКР, 2 десантных вертолётоносца, 8 десантных кораблей с 6000 морскими пехотинцами на борту, 3 атомные многоцелевые подводные лодки, 4 ракетных катера и 9 вспомогательных судов — всего 51 единицу.
При этом государственный секретарь США Генри Киссинджер уверял советские власти, что «США не намерены вмешиваться в арабо-израильский конфликт». Концентрацию 8-13 октября 1973 года КУГ TG 60.1 во главе с авианосцем CVA 62 «Independence», КУГ TG 60.2 во главе с авианосцем CV 42 «Franklin D. Roosevelt» и десантного соединения 61/62 с вертолётоносцем LPH 7 «Guadalcanal» у очага войны на Ближнем Востоке американцы объясняли необходимостью «быть готовыми к возможной эвакуации американских граждан при непредвиденных обстоятельствах на Ближнем Востоке»…
В результате таких откровенно мощных и «прозрачных» действий США по подготовке к вторжению на Ближнем Востоке, весь Черноморский флот ВМФ СССР 06 октября 1973 года был приведён в состояние «повышенной боевой готовности».
9 октября 1973 года 70-я бригада противолодочных кораблей Черноморского флота ВМФ СССР под руководством командира 30-й дивизии контр-адмирала Л. Васюкова в составе КРЛ «Ушаков», БПК «Отважный» и ЭМ «Сознательный» вышла на боевую службу в Средиземное море для усиления 5-й Средиземноморской эскадры ВМФ СССР. Следом за ними в Средиземное море вышли БПК «Решительный» и ЭМ «Неуловимый» ЧФ.
Всего в состав 5-й Средиземноморской эскадры ВМФ СССР прибыло: от Черноморского флота – 18 кораблей и 2 ПЛ; от Северного флота – 10 ПЛ; от Балтийского флота – 3 боевых корабля.
В октябре 1973 года от ДКБ ВМФ в Средиземноморье были: БПК пр.61 «Образцовый» (командир корабля, капитан 3 ранга Владимир Григорьевич Егоров); БДК пр.1171 «Красная Пресня» (в декабре 1973 г. вернулся в Балтийск); МТ пр.266М «Рулевой» (командир корабля, старший лейтенант П.Н. Козицын (7 октября-24 декабря 1973 г.).
В период с сентября 1973 года по апрель 1974 года эсминцы пр.56 (по классификации НАТО - Kotlin) «Светлый» и «Спешный», БПК пр.61 (по классификации НАТО - Kashin) «Образцовый» и танкер «Лена» (командир отряда НШ 12-й дивизии НК БФ, капитан 2 ранга Ю.Ю. Аристович, а с декабря 1973 г. НШ 128-й бригады ДКБ ВМФ, капитан 3 ранга Л.С. Рассукованый), выполняли БС (боевую службу) у западного побережья Африки и в Средиземном море…
28 сентября 1973 года из Балтийска в Средиземное море на БС (боевую службу) вышел большой десантный корабль БДК пр.1171 (LST, по классификации НАТО – Alligator) «Красная Пресня» (бортовой № 527). На его борту находился усиленный батальон морской пехоты. Командовал десантниками командир полка морской пехоты, гвардии подполковник В.И. Горохов.
Боевой задачей десантников из морской пехоты Балтийского флота было: высадка на необорудованное и обороняемое противником морское побережье; охрана и оборона советских кораблей в местах стоянок; противодиверсионная оборона портов Порт-Саид и Порт-Фуад (Египет).
Боевой задачей КУГ-1 5-й Средиземноморской эскадры ВМФ СССР в составе: КРЛ «Адмирал Ушаков» — командир корабля, капитан 2 ранга Ю. Шумихин, БПК «Решительный» — командир корабля, капитан 3 ранга Р. Клявзо, ЭМ «Неуловимый» — командир корабля, капитан 3 ранга В. Плохих во главе с командиром КУГ (корабельной ударной группы) — командиром 30-й дивизии, контр-адмиралом Л. Васюковым, заместителем командира по политчасти — начальником политчасти 30-й дивизии, капитаном 1 ранга С. Рыбаком было: непрерывное слежение, а с началом боевых действий против ВМС СССР – уничтожение десантного отряда ВМС США-НАТО во главе с вертолётоносцем LPH 2 «Iwo Jima».
КУГ-2 в составе: РКР «Грозный» — командир корабля, капитан 1 ранга В. Корнейчук, БПК «Проворный» и ЭМ «Пламенный», во главе с командиром КУГ-2 — командиром 150-й бригады, капитаном 1-го ранга Н.И. Рябинским, заместителем командира КУГ по политчасти — заместителем командира 150-й бригады, капитаном 2 ранга Г. Ребриным должны были непрерывно следить, а с началом боевых действий – уничтожить американский АВУ CVA 62 «Independence».
КУГ-3 в составе: РКР «Адмирал Головко» — командир корабля, капитан 1 ранга П. Гайдук, БПК «Красный Крым» — командир корабля, капитан 2 ранга Н. Головченко, ЭМ «Находчивый» — командир корабля, капитан 2 ранга А. Старовойтов во главе с командиром КУГ-3 — командиром 11-й бригады, капитаном 1 ранга Н.Г. Легким, заместителем командира КУГ-3 по политчасти — капитаном 2 ранга М. Машинским, пропагандистом 11-й бригады должны были осуществлять непрерывное слежение, а с началом боевых действий – уничтожить АВУ CV 67 «John F. Kennedy». Это тот самый авианесущий ударный авианосец, за которым БПК «Свирепый» следил в Северной Атлантике до 9 октября 1973 года.
КУГ-4 в составе: КРЛ «Мурманск» — командир корабля, капитан 1 ранга Е. Скворцов, БПК «Сметливый» — командир корабля, капитан 3 ранга А. Гармашов во главе с командиром КУГ-4 – капитаном 1 ранга Е. Скворцовым должны были осуществлять непрерывное слежение, а с началом боевых действий – уничтожить американский АВУ CV 42 «Franklin D. Roosevelt».
КУГ-5 в составе: ЭМ «Сознательный» — командир корабля, капитан 3 ранга В. Саможенов, БПК «Красный Кавказ» — командир корабля, капитан 3 ранга Ю. Кручинин, БПК «Отважный» — командир корабля, капитан 2 ранга И. Винник во главе с командиром КУГ-5 — командиром 70-й бригады, капитаном 1 ранга Н.Я. Ясаковым и заместителем командира КУГ-5 по политчасти — заместителем командира 70-й бригады, капитаном 2 ранга И. Гончаром должны были непрерывно следить, а с началом боевых действий – уничтожить десантный отряд с американских десантных кораблей во главе с вертолётоносцем LPH 7 «Guadalcanal».
Другие советские КУГ 5-й Средиземноморской эскадры (всего восемь КУГ) состояли из ракетных атомных подводных лодок и кораблей отрядов прикрытия (ОПР) в составе: ЭМ «Сознательный», БПК «Красный Кавказ», БПК «Проворный», СДК-137, СДК-164, позже СКР «Куница». Их боевой задачей было – недопущение атак советских транспортных кораблей авиацией и ВМС Израиля.
КУГ ОВР командовал капитан 1 ранга Н.Я. Ясаков — командир 70-й бригады эсминцев Черноморского флота ВМФ СССРЧФ. Семьи советских служащих эвакуировались из Египта и Сирии кораблями: ЭМ «Напористый», СКР «Куница», СКР-77, СДК-137, СДК-164, ПМ-138 и МВТ «Маныч». Кроме этого Министерство морского флота СССР имело в Средиземном море 18 судов, привлечённых для транспортировки людей, боеприпасов, вооружения, грузов, больных и раненых.
С 9 по 25 октября 1973 года ПБПЛ «Волга» и РКР «Грозный» начали непрерывное сопровождение американской АУГ во главе с авианосцем CVA 62 «Independence», кораблей группы TG 60.1, а БПК «Красный Кавказ», БПК «Проворный» и БПК «Скорый» осуществлять непрерывный контроль перемещения других американских кораблей и групп. Одновременно советские специальные разведывательные суда обеспечили контроль за группой американских десантных кораблей, дислоцировавшихся в заливе Суза (остров Крит).
Маневрирование и действия советских кораблей (занятие ими соответствующих позиций в ордере КУГ «вероятного противника») недвусмысленно демонстрировали постоянную боевую готовность и решимость советского военно-морского командования в любой момент пресечь любые попытки помешать кораблям 5-й Средиземноморской эскадре ВМФ СССР и ВС СССР.
Ударные авианосцы и боевые корабли ВМС США-НАТО вынужденно постоянно занимали места в восточной части Средиземного моря там, где им удобнее всего было помешать вероятной переброске военно-транспортной авиацией ВВС СССР воздушно-десантных войск в район ведения боевых действий на Ближнем Востоке, в частности в Египет…
Средствами массовой информации Запада мировое сообщество ориентировалось на «внезапную вооружённую агрессию Египта и Сирии против мирного Израиля», а советский народ (общественность) получала строго дозированную и выверенную с точки зрения возможных негативных последствий информацию.
7 октября 1973 года в газете советской «Красная звезда» появилось сообщение: «Каир, 6 октября. (ТАСС). Верховное командование египетских Вооружённых сил сделало следующее заявление: «В 13 часов 30 минут противник силами нескольких военно-воздушных подразделений совершил нападение на наши части близ Зафарана и Ас-Сохны (в районе Суэцкого залива). Одновременно несколько израильских военных катеров приблизились к западному побережью залива. В настоящее время бой продолжается».
8 октября 1973 года в центральной советской газете «Правда» опубликовано «Заявление правительства СССР о положении на Ближнем Востоке»: «… Ответственность за нынешнее развитие событий на Ближнем Востоке и их последствия целиком и полностью ложится на Израиль и те внешние реакционные круги, которые постоянно потворствуют Израилю в его агрессивных устремлениях. ... Правомерность требований арабских государств о выводе войск агрессора со всех оккупированных в 1967 году арабских территорий признается всеми. Эти требования находятся в полном соответствии с принципом недопустимости приобретения территорий путём войны, зафиксированным в известных решениях Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН по Ближнему Востоку».
Государственный секретарь США Генри Киссинджер сразу после начала войны между арабами и израильтянами обратился к советскому послу в США А.Ф. Добрынину с предложением «дать указания представителю СССР в Совете Безопасности ООН не вставать полностью на сторону арабских стран». При этом США, по предложению Г. Киссинджера «в свою очередь не будут полностью поддерживать Израиль, а вместе добиваться приемлемого решения».
Советское партийное и государственное руководство в Москве дала быстрый и точный ответ: «Советское правительство получило сообщение о начале военных действий на Ближнем Востоке одновременно с Вами (Правительство США). Принимаем все возможные меры к выяснению действительного положения в этом районе, поскольку поступающие сведения носят крайне противоречивый характер...».
Кто-то очень умный и дальновидный в США и СССР написал сценарий, составил режиссёрский план и распределил роли всем участникам этой якобы внезапной «Войны Судного Дня 1973 года»…
Не знаю почему, но лично у меня ещё тогда, в октябре 1973 года, сложилось впечатление, что это не война, а жестокий и лицемерный «театр военных действий»…
Свидетельство о публикации №216081601198