233 Война Судного Дня Часть 2 21 10 1973

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК-СКР «Свирепый» ДКБ ВМФ 1970-1974 гг.».

Глава 233. Балтийское море. ВМБ «Балтийск». БПК «Свирепый». Война Судного Дня. Часть 2. Неудовольствие. 21.10.1973 г.


Фотоиллюстрация из открытой сети Интернет:  Турбоход «ИЛЬЯ МЕЧНИКОВ» АМП. Капитан Вовк Е. В. 12 октября 1973 года погиб от ракетного обстрела израильскими катерами в порту Тартус (Сирия).


В предыдущем:

Кто-то очень умный и дальновидный в США и СССР написал сценарий, составил режиссёрский план и распределил роли всем участникам этой якобы внезапной «Войны Судного Дня 1973 года»…

Не знаю почему, но лично у меня ещё тогда, в октябре 1973 года, сложилось впечатление, что это не война, а жестокий и лицемерный «театр военных действий»…

Это сегодня известно, что 6-8 октября 1973 года «происходил интенсивный обмен мнениями между Р. Никсоном (Президент США) и Л.И. Брежневым (Генеральный Секретарь ЦК КПСС) по специальной связи. Брежнев, по существу, уходил от созыва Совета Безопасности, делая упор на то, что агрессором в принципе давно является Израиль, удерживающий много лет захваченные им арабские земли. ... Надо сказать, что в первые дни конфликта Москва находилась под сильным нажимом Каира (Египет) и Дамаска (Сирия), выступивших против передачи дела в ООН, ибо они надеялись на успех в военных действиях». (Воспоминания А.Ф. Добрынина, посла СССР в США).

Итоговыми целями египтян была линия перевалов Митла-Гиди-Мелес на глубину 25-30 км, а Сирии – Голанские высоты и река Иордан.

Вот почему советский представитель в СБ ООН Я. Малик заявил, что «выход из создавшегося положения следует искать прежде всего в решении вопроса о выводе израильских войск с оккупированных арабских территорий». Советский Союза настаивал на выполнении резолюции СБ ООН № 242 от 1967 года.

Однако, после того, как наступление арабов остановилось, 10 октября 1973 года Л.И. Брежнев в разговоре с Р. Никсоном заявил, что «после консультаций с руководителями Египта и Сирии он не возражает против принятия Советом Безопасности (ООН) резолюции о прекращении огня». На такой резолюции настаивали американцы.

Вот почему, на фоне сообщений о прекращении атак египтян и сирийцев после занятия ими некоторой территории и после успешных контратак израильской армии, всё происходящее стало выглядеть как политический театр, в котором «куклы» действуют по указке кукловодов…

Примерно в это время появились первые несмелые истории-анекдоты о том, что «египтяне прекращают атаку, вылезают из танков, бросают оружие, расстилают коврики и начинают молиться». Израильтяне дрались не только отчаянно, но и умело…

Умели воевать и мы, советские моряки…

6 октября 1973 года корабль радиоэлектронной разведки «Крым» зафиксировал «включение средневолнового маяка обеспечения полётов авиации Израиля «Рафах», станций наведения ракет «Габриэль» класса «корабль-корабль». Затем, примерно через час, «из Хайфы вышли в море четыре современных ракетных катера типа «Саар-4». Два из них - «Решет» и «Кешет» - были идентифицированы «слухачами» корабля радиоэлектронной разведки («Крым»). Затем – массовый подъем авиации Израиля. (Воспоминания старшего лейтенанта Михаила Шатберашвили, оператора службы обработки разведданных корабля «Крым»).

За день и в день начала войны из Египта и Сирии самолётами, кораблями и судами были эвакуированы на Родину советские специалисты и члены их семей: боевыми кораблями было эвакуировано 650 человек, всего – 2954 человека.

Однако в Сирии всё ещё оставалось немало советских военных специалистов, некоторые из них погибли. Так 6 октября 1973 года на КП (командный пункт) погиб во время боевых действий советник начальника штаба механизированной бригады вооружённых сил САР, подполковник Сипаков Александр Петрович, а 8 октября 1973 года во время боевых действий погиб советник командира механизированной бригады вооружённых сил САР, подполковник Головкин Вячеслав Константинович.

На рассвете 9 октября 1973 года семь истребителей «F-4» ВВС Израиля нанесли внезапный бомбовый и ракетный удар по штаб-квартире сирийских ВВС в центре Дамаска. Кассетные бомбы разрушили центр управления и невоенные объекты: телецентр, советский культурный центр, больницу, ряд посольств и жилых кварталов города. Погибли сирийские и советские граждане, в том числе заведующая курсами русского языка при культурном центре Александра Петровна Калинычева и наблюдатель ООН из Норвегии (всего более 200 человек).

В ночь с 10 на 11 октября 1973 года три израильских катера-ракетоносца атаковали сирийский порт Латакия и в результате подожгли большое нефтехранилище в Баниясе. Им противодействовали три сирийских ракетных катера - один пр.205 РКАБ-3 и два пр.183Р «Р-43» и «Р-45». Они произвели залп 8-ю ракетами П-15. Практически все эти ракеты были «уведены» в сторону противодействием израильских средств РЭБ (радиоэлектронной борьбы).

Советская противокорабельная ракета П-15 (П-15М) «Термит» (Индекс УРАВ ВМФ: 4К40, по классификации МО США и НАТО: SS-N-2 Styx «Стикс») разработана в середине 50-х годов XX века в МКБ «Радуга», под руководством главного конструктора А. Я. Березняка и принята на вооружение в 1960 году. Ракеты П-15 оснащались тепловой головкой самонаведения «Кондор», ракеты П-15М (1972 г.) – тепловой головкой «Снегирь».

Израильские ударные катера после поджога нефтехранилища в Баниасе, атаковали Латакию и ракетными ударами потопили два торговых судна: греческое  судно «TSIMENTARCHOS» (1959 г., 1.477 брт) и японское судно «Yamashiro Maru». На греческом судне погибло два члена экипажа и семь были ранены.

В ночь с 11 на 12 октября 1973 г. израильские ракетные катера опять атаковали сирийский порт Тартус. Две израильские противокорабельные ракеты «Габриэль» попали в советское торговое судно «Илья Мечников». Третья ПКР «Габриэль» ударила в волнолом порта. Навстречу израильским ракетным катерам вышли два сирийский ракетных катера пр.183Р, но один из них («Р-46») из-за посадки на мель (мол порта) ракеты не выпускал.

В спасении турбохода «Илья Мечников», внутри которого взорвались израильские ракеты и возник сильный пожар, принимали участие экипажи трёх советских судов: «Руза» Северного пароходства, «Сарата» Дунайского пароходства, «Краснодар» Черноморского пароходства.

В 08:25 12 октября 1973 года после семи часов борьбы за корабль, горящий «Илья Мечников» взорвался (топливные танки) и сел на грунт. Надстройка судна продолжала гореть. Через несколько часов все советские торговые суда вышли из Тартуса в открытое море.

Немедленная реакция советского правительства, руководства и общества были соответствующими: «Советский Союз не может безучастно относиться к преступным актам израильской военщины, в результате которых имеются жертвы и среди граждан, находящихся в Сирии и Египте, и требует немедленного прекращения бомбардировок мирных городов Сирии и Египта, строгого соблюдения Израилем норм международного права, в том числе в отношении свободы судоходства. Продолжение преступных действий Израиля поведёт к серьёзным последствиям для самого Израиля».

«Москва отказалась принимать израильское извинение. Советский посол в Вашингтоне, Анатолий Добрынин, заявил от имени Кремля протест по поводу нападения, а также выразил неудовольствие фактами недавнего развёртывания американских судов в восточном Средиземноморье».

Неудовольствие…


Рецензии