О музыке и вокальном искусстве

Задача музыки, как и любого другого искусства, состоит в передаче чувств, испытанных людьми, своим современникам, а также, будущим поколениям. Если эмоционально одаренные люди, не обладают музыкальным, или каким-то другим художественным талантом, они становятся потребителями произведений искусства: поклонниками поэзии, живописи, меломанами. Если эмоционально ограниченные люди обладают талантом выражения своих чувств, способностью передавать в словах, звуках, красках и т.д., испытанное и прочувствованное, они становятся подражателями, создают произведения искусства неглубокие, не оставляющие следа в душе и истории. Например, многие современные композиторы, работающие в жанре эстрады, в изобилии пишут песни, без которых настоящие меломаны могли бы обойтись (и обходятся!), без всякого для себя ущерба. Предположу, что и в прошлые века существовали заурядные композиторы, имена и произведения которых до нас не дошли.

Для того, чтобы музыкальное произведение выполнило свою функцию передачи чувств и обогащения ими слушателя, необходимы три условия. Первое и главное условие – это эмоциональная одаренность самого композитора. Второе условие – эмоциональная одаренность исполнителя: музыканта, певца, дирижера. И третье условие – эмоциональная одаренность слушателя. Если исполнитель музыкального произведения эмоционально менее развит, чем композитор, он не сможет передать слушателю содержащиеся в музыке чувства. Если слушатель музыкального произведения недостаточно развит эмоционально, он не воспримет вложенные в музыку и ее исполнение чувства, не получит от нее должного впечатления. Другими словами, чтобы музыкальное произведение выполнило свое предназначение, необходимо, чтобы диапазон вибраций эмоционального центра композитора, исполнителя и слушателя соответствовал друг другу.

Говоря о современных эстрадных вокалистах, можно констатировать, что многие из них, обладая хорошими голосами, исполняют песни интонационно невыразительно, однообразно, бесчувственно. Помню, когда на рубеже 21 века появился проект «Старые песни о главном», самые известные на тот момент русскоязычные певцы, попытались заново исполнить ретро песни советских композиторов. Как же бездарно, как же примитивно они их исполняли! И в наше время, почти каждая попытка современной эстрадной знаменитости исполнить старую советскую песню, оканчивается неудачей.

Из вышесказанного, понятно, почему драматические актеры лучше «эстрадников» исполняют песни, требующие глубокого проникновения в их текст и мелодию. В театральные училища существует строгий отбор и поступают в них люди эмоционально одаренные, способные тонко чувствовать и понимать чужую психологию. Драматические актеры, поэтому, уже в силу своей профессии, эстетически и эмоционально лучше развиты, чем эстрадные певцы.

Для адекватной передачи чувств, заключённых в вокальном произведении, необходимо, чтобы его исполнитель обладал таким качеством, как искренность. Простота, естественность, искренность человека в повседневной жизни, в отношениях с окружающими, сказываются и на его творчестве, в нашем случае, на исполнении музыкальных произведений. Возможно, я ошибаюсь, но мне кажется, таковы, в основном, выходцы из провинции, не успевшие «приобщиться к городской цивилизации». Человек, проживающий в многолюдном обществе, тем более, публичный, конкурирующий за место под солнцем, привыкает фальшивить, носить маски, инстинктивно «закрывается» от окружающих. Если это певец или певица, то и голос у них идёт не из сердца, не затрагивает струны нашей души. При наличии красивой мелодии и красивого голоса, даже такое исполнение может доставлять удовольствие, но, все же, необходимый эффект от него не достигается. Также и дети, берущиеся исполнять взрослые песни, не делают этого на должном уровне, ибо они еще мало испытали и познали в жизни, чтобы уловить и передать содержащиеся в песне чувства.

Обобщая, выскажу мнение, что настоящее вокальное искусство, не только эстрадное, но и любое другое, включает в себя три основных компонента: красоту мелодии, красоту голоса, силу и искренность передаваемого чувства. Причём, третий элемент является, едва ли, не самым главным. Иной раз и мелодия может быть недостаточно яркой, и голос может не отличаться красивым тембром, но если музыкальное произведение эмоционально насыщенно и исполнено "с душой", оно волнует и обогащает нас.

Наверное, не все со мной согласятся, но я не могу отнести к высокому искусству рок-музыку, несмотря на ее огромную популярность. Водка и наркотики тоже популярны, тоже способны отключать от обыденности и погружать в эйфорию, но, все же, лучше обойтись без них. Рок-музыка будоражит нервы, пробуждает в нас дремлющие инстинкты, отбрасывает "назад", в бездну подсознания, вместо того, чтобы вести "вперед", в сверхсознательную область транссубъекта, как, например, музыка Моцарта или Шопена. Несомненно, рок-музыка способна потрясать слушателя, приводить его в экстаз, но никакого духовного обогащения она не приносит. Вообще, любого рода воздействия на нервы: грохот ударных, завывания электрогитар, шумовые эффекты, диссонансы, ничего не имеют общего с настоящим искусством. В таком воздействии есть что-то сатанинское.

По-видимому, главной причиной деградации искусства, в том числе, музыкального, в России и мире, является тепличный, комфортный, потребительский образ жизни современного человека, в условиях бездуховной урбанистической цивилизации. Как тут не вспомнить слова Н.Бердяева: «Цивилизация обладает роковой способностью порождать пошлость и низменное довольство, отрывать от истоков бытия». Великие гении искусства, и не только музыкального, вышли, в свое время, из поколения, пережившего мировую войну и голодные послевоенные годы. Страдания пробуждают духовность человека, глубину восприятия жизни – банальная истина, имеющая отношение также к искусству.


Рецензии
А что вы можете сказать о музыке, написанной компьютером?
Компьютер не имеет эмоций - ни как композитор, ни как исполнитель. Однако у многих людей такая музыка вызывает довольно сильную эмоциональную реакцию.

С интересом читаю ваши работы.

С уважением, Игорь.

Игорь Соболевский   03.09.2016 12:48     Заявить о нарушении
Только сегодня заметил заданный Вами, уважаемый Игорь, вопрос. Тот факт, что компьютерная музыка способна вызывать сильную эмоциональную реакцию у некоторых людей, ничего не говорит о качестве этой музыки. Я не верю в то, что компьютер способен создать настоящее произведение музыкального искусства. Шум ветра, "барабанная дробь" дождя по стеклу, любой, в принципе, звук способен вызывать у нас какие-то ассоциации и чувства. А красивые, гармоничные звуки музыкальных инструментов, тем более. Я нашёл в интернете и прослушал три "экземпляра" компьютерной музыки и хотя нахожу их приятными для слуха, считать шедеврами музыкального искусства не могу. Всего Вам доброго!

Евгений Терещенко   08.09.2016 00:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.