Рецензии на произведение «О музыке и вокальном искусстве»

Рецензия на «О музыке и вокальном искусстве» (Евгений Терещенко)

А что вы можете сказать о музыке, написанной компьютером?
Компьютер не имеет эмоций - ни как композитор, ни как исполнитель. Однако у многих людей такая музыка вызывает довольно сильную эмоциональную реакцию.

С интересом читаю ваши работы.

С уважением, Игорь.

Игорь Соболевский   03.09.2016 12:48     Заявить о нарушении
Только сегодня заметил заданный Вами, уважаемый Игорь, вопрос. Тот факт, что компьютерная музыка способна вызывать сильную эмоциональную реакцию у некоторых людей, ничего не говорит о качестве этой музыки. Я не верю в то, что компьютер способен создать настоящее произведение музыкального искусства. Шум ветра, "барабанная дробь" дождя по стеклу, любой, в принципе, звук способен вызывать у нас какие-то ассоциации и чувства. А красивые, гармоничные звуки музыкальных инструментов, тем более. Я нашёл в интернете и прослушал три "экземпляра" компьютерной музыки и хотя нахожу их приятными для слуха, считать шедеврами музыкального искусства не могу. Всего Вам доброго!

Евгений Терещенко   08.09.2016 00:25   Заявить о нарушении
Рецензия на «О музыке и вокальном искусстве» (Евгений Терещенко)

Это даже не рецензия на вашу статью, а просто мысли которые пришли мне в голову в результате её прочтения.
Искусство - неважно какого жанра - это, как мне думается, прежде всего процесс создания таинственных нитей, соединяющих между собой человеческие души. Это - общий принцип искусства и исходя из этого принципа можно судить об интенсивности и глубине такого "взаимопроникновения" душ как о мере качества произведения.
Я верю, что каждая человеческая душа, как искра Божественного Света - внутренне прекрасна. К сожалению, у большинства людей эта искра так и тлеет где-то глубоко внутри, под закоптившимся стеклом, сквозь которое её свет едва различим. Но порой, эта искра порождает костёр и его жар ищет выхода. Тогда рождается Искусство. Искусство ничему не учит, ничего не утверждает, никого ни к чему не принуждает. Оно - совершенно бесполезно в практическом смысле, и в этом его сила и красота.
У нас нет никакой возможности обнаружить чужую душу, чужое сознание экспериментально. Для этого необходимо чтобы человек выразил своё внутреннее состояние. Но этого мало. Человек тяготеет к общению, а высшая форма общения это "взаимопроникновение", общность ощущений, общность душ, прямой контакт. Это и есть цель Искусства. Его пути неуловимы. Его нельзя объяснить или расчленить на составные части - тогда оно пропадёт. Мы только можем интуитивно оценить принадлежит ли произведение к категории "Искусства" или нет.
У каждого конечно разные мерила для такой оценки. Многие считают эстраду искусством, некоторые - нет (я в их числе), но никто не будет сомневаться о таких великих произведениях как например "Страсти по Иоану" Баха или Реквием Моцарта - искусство это или нет!
Вокальное искусство, более даже чем чисто мзыкальное, обладат волшебной способностью проникновения в чужие души, делая исполнителя близким и родным, если его исполнение обладает такой способностью в достаточной мере. И дело даже не в чистоте голоса или в богатстве мелодии. И у Окуджавы и у Высоцкого мелодия и чистота голоса были "за кадром". Нельзя судить о них по этим критериям. Были ли они хорошими поэтами? Да, но были и лучше. Были ли они хорошими актёрами, как например Шаляпин? Окуджава вообще нет, а Высоцкий - хотя и стремился к актёрскому творчеству всю жизнь, но оставался актёром весьма посредственным.
Обладали ли они прекрасными звучными голосами? У Окуджавы был приятный голос, но не самый лучший, а Высоцкий вообще не пел а скорее "прохрипывал" свои песни. Было ли в их произведениях богатство мелодий? У Окуджавы, при всей его мелодичности, было очень мало вариантов. Мелодии всех его песен чем то схожи и очень просты. О Высоцком я уже не говорю: Все его песни можно сыграть на максимум десяти аккордах, а подавляющее большинство - на четырёх!
Но тогда чем же они покорили сердца миллионов слушателей? Каким образом, задолго до рождения Интернета и создателей Гугла, их песни с невероятной скоростью разошлись по всей стране сделав их любимыми авторами для нескольких поколений миллионов людей? Ответ прост: Они были Гениями, и их произведения (а частью их прозведений было авторское исполнение) были гениальны по своей проникающей в души способности.

Евгений Цион   30.08.2016 16:36     Заявить о нарушении
Вы правильно говорите Евгений, что музыка это способ общения людей между собой. Я, собственно, писал то же самое, только другими словами. Заинтересовала меня Ваша оценка В.Высоцкого и Б.Окуджавы. Выскажу еретическую мысль - эти авторы писали для своего времени и скоро совсем забудутся. Уже сейчас их мало кто слушает, в основном, люди пожилые. У меня тоже давно пропал интерес к ним, хотя раньше я их часто слушал, особенно В.Высоцкого. Эти авторы оппонировали "официальной" музыке, в большом количестве состоявшей из песен идейных, патриотических, бездарных. Даже великие певцы того времени исполняли много фуфла, среди которого терялись шедевры. В другую эпоху, ни Высоцкий, ни Окуджава не были бы так популярны. Это на мой взгляд.

Те критерии, о которых я говорил: красота голоса, красота мелодии и глубина чувства - это критерии, как бы, вневременные и внепространственные. Такого рода музыку способен, на мой взгляд, воспринять и древний египтянин, и марсианин, и любое существо, обладающее развитой душой. Спасибо за рецензию!

Евгений Терещенко   30.08.2016 17:43   Заявить о нарушении
К коротенькому списков моих любимых авторов и исполнителей я ещё бы добавил Елену Фролову. Она поёт и песни Окуджавы. В её исполнении они возраждаются одухотворённые её уникальным талантом. Я думаю, что если Окуджава и Высоцкий и затеряются в будущих поколениях (в чём я сомневаюсь), которым нет дела "до давно минувших дней", то от этого их искусство не станет менее гениальным. Не их в этом вина!

Евгений Цион   30.08.2016 17:56   Заявить о нарушении
Послушал Елену Фролову, "После дождичка" и "Когда я устану жить". Молодец, хорошо поет, душевно. Выскажу предположение, что для Вас, Евгений, важны в песне не только музыка, но и текст, отсюда и Ваши предпочтения. А я выскажу еще одну крамольную мысль: для красивой и эмоционально насыщенной музыки текст не важен. Более того, иногда он может только повредить. Например, на ноктюрн А.Бабаджаняна был написан хороший текст, но лучше его, все-таки, слушать без текста. Совершенно примитивный текст многих великих итальянских опер мешает их восприятию на русском языке. А вот когда слушаешь их на итальянском, впечатление намного сильнее. Чувства певцов блестяще выражены в их голосах, интонациях, и кажется, что они поют, что-то очень важное, значительное. А когда слышишь эти оперы на русском, они поют какую-то пошлятину, и впечатление от красивых мелодий становится слабее. Поэтому, я и надеюсь, что инопланетяне, прилетев на землю, будут оценивать музыку по мелодии, а не по текстам.

Евгений Терещенко   30.08.2016 19:23   Заявить о нарушении
Рецензия на «О музыке и вокальном искусстве» (Евгений Терещенко)

Здравствуйте, Евгений.

Думаю, что до нас не дошли мысли Сократа о музыке. Но мне кажется они должны были бы прозвучать как в этой фразе: «...Настоящее вокальное искусство <...> включает в себя три основных компонента: красоту мелодии, красоту голоса, силу и искренность передаваемого чувства. Причём, третий элемент является, едва ли, не самым главным. Иной раз и мелодия может быть недостаточно яркой, и голос может не отличаться красивым тембром, но если музыкальное произведение эмоционально насыщенно и исполнено "с душой", оно волнует и обогащает нас.»

Большое спасибо.

С уважением,

Владислав Плеханов   25.08.2016 23:23     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Владислав. Спасибо за внимание и рецензию. К сожалению, мысли Сократа по многим вопросам нам неизвестны. Вообще, это личность "полу-легендарная", о которой сохранилось мало достоверных исторических сведений. Наверное, Сократ был своего рода уникумом, раз он оставил о себе такую память, а также много учеников и школ. Киренаики (Аристипп), киники (Антисфен), академики (Платон) вышли из Сократа.
А ведь это совершенно разные направления мысли! Удивительная плодотворность.

С уважением.

Евгений Терещенко   26.08.2016 11:31   Заявить о нарушении