Евгений Терещенко - полученные рецензии

Рецензия на «О действии Бога в мире» (Евгений Терещенко)

Евгений, зная Ваше мировоззрение, не удивляет слышать такие рассуждения от Вас. Но удивляет рецензия Владислава Плеханова, у которого на странице уйма православных публикаций. Даже, не зная по личному опыту, как оно реально бывает, основная масса православных (а баптисты все) понимают, что свои представления и схемы в действии Бога и молитвы не только будут не состоятельны, но и греховны. Сразу же, напомню, что Иисус, давая молитву "Отче наш", предупредил не быть многословными - что Бог знает наперёд что кому нужно. Также, Он говорил, что "Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона"?
Это уже расходится с тем, что необходимы подробности и тем балее "отчётливо представлять себе зрительный образ".
Христиане, просто, знают, что Бог всемогущ, если сочтёт нужным исполнит любую твою просьбу, которая не во зло и тебе не во вред.
Довольно часто христиане чувствуют духом, что Бог принял молитву... ответил в их понимании... действовал в обстоятельствах.
Когда христианин живёт Богом и достиг относительного постоянства жизни по духу, то ему легко общаться в молитве с Богом и Господь отвечает "на полуслове".
Мне понравилась беседа актрисы Олеси Железняк в программе "Простые чудеса с Павлом Астаховым". На вопрос "что такое чудо", она ответила: "Жизнь". Это означает, что когда человек живёт с Богом и реально это ощущает, то вся его жизнь сплошные знамения, Бог может "говорить" через всё.
Почему я так интерпретирую её ответ, который проще понять по другому? Не только потому, что имею такой опыт, но по духу понял. И вот здесь можно сказать о такой духовной связи между людьми, о которой Вы говорите. Но опять же, не линейно прямо, а через общение в Святом Духе (через Бога). То есть, будучи в общении Святого Духа, ты систематически получаешь весточки откровения.
Вообще, духовная жизнь - это жизнь по откровению Святого Духа, всё делается через откровения Святого Духа. Чудеса тоже делаются через откровение Святого Духа: приходит откровение, что Бог уже всё сделал, или откровение, что ты должен делать чтобы произошло чудо. Например, когда Пётр с Иоанном (Деян. 3) перед храмом встретили просящего милостыню хромого, не могущего ходить, то вдруг Петру Господь дал откровение на его исцеление. Ни тот его об этом не просил, ни Пётр об этом не помышлял.
В Ин. 1: 12 говорится о верующих во Иисуса Христа: "А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими".
Что это практически значит? Пусть сначала пояснит Ап. Павел:
14 Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.
15 Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: ""Авва, Отче!""
16 Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы -- дети Божии.

То есть, после покаяния и принятия веры во Христа, или сначала уверовав, а потом покаявшись, то есть, пробудившись с переоценкой ценностей и духовного взгляда на свою жизнь, приходит ощущение новой жизни - жизни веры, переживание радости Благой Вести в своём сердце. И такой христианин всегда имеет уже "один талант" - молитвенный дух. Это то же самое хождение по духу. Возможно самое не значительное, реально не ощутимое, но когда вспоминаешь о Боге или приходит нужда, приходит молитвенный дух, как добро на связь с Господом в молитве.

Евгений, делюсь по дружески, если что, удалите.

Михаил Пушкарский   03.05.2024 21:48     Заявить о нарушении
Я во многом согласен с Вами, Михаил. Но только для того, чтобы находиться под предводительством Всевышнего не обязательно быть православным или баптистом. Приведу две цитаты Шри Ауробиндо, крепко связанные между собой. 1. «Единство с Богом всегда растет с ростом сознательности, уравновешенности и любви».
2. Чем ближе вы приходите к Божеству, тем более вы живете под Его покровительством». Великолепно! У Вас же получается, что только христиане ведомы по жизни Богом, а остальные люди находятся во власти случая.
Я не хожу в церковь, не участвую в обрядах, но у меня есть своя молитвенная, религиозная практика, в духе А.Осипова, и она дает результаты. Вы можете мне не поверить, но я давно уже ощущаю, что я не один, что все в моей жизни происходит не случайно, а направляется Высшей Волей. Это чувство укрепляется с годами. Оно есть самое большое чудо. Что до мелких чудес, о которых идет речь в моей заметке, то я их не придумал. В заметке я обобщил, осмыслил свой жизненный опыт, свои наблюдения. Каким образом «мелкие» чудеса совмещаются с общим Божьим покровительством и предвидением, я не знаю. Это тайна, загадка, неподъемная для человеческого ума.

Евгений Терещенко   04.05.2024 07:49   Заявить о нарушении
Все-таки, Михаил, Вы не православный христианин. Владислав Проханов - православный. У него широкий взгляд на мир, он ценит философскую мысль разных народов, на мысли отвечает мыслями. Вы же на мои мысли отвечаете обилием цитат из Библии, и даже когда отвечаете мыслями, то не своими личными мыслями. Вы слишком привязаны к тексту библии, на мой взгляд. Все это характерно для протестантских сект, в чем я не вижу ничего плохого. Лишь бы Вы и Ваши единомышленники не впадали в гордыню, и не считали только себя находящимися в истине. Это для Вас важно, не для меня.

Евгений Терещенко   04.05.2024 08:40   Заявить о нарушении
Евгений, очень правильные и великолепные цитаты у Шри Ауробиндо. Я, собственно, в публикации "Что значит Христос умер за наши грехи" о таком пути развития стремился донести. Цитата:
"В Свщ. Писании говорится более о том, что для Бога важны не жертвы, а исполнение заповедей, милосердие, боговедение, дух сокрушённый, сердце смиренное... Это уже путь духовного развития".
Ветхий Завет сам Ап. Павел называет детоводителем ко Христу. А Христос - это совершенствование в духовно-нравственных идеалах, и это приближает к познанию Святого Духа.
Правда, в этой статье много уделяется доктринальным вопросам, но ниже в рецензии самому себе я резюмирую именно выше указанный принцип.
Это просто крайняя публикация, которую Вы читали, поэтому о ней сказал.

Но вообще, в своих эссе и диалогах, и в общении с Вами, каким образом я проявляю ограниченный взгляд на мир и обесцениваю философскую мысль разных народов и их культуру? Где я демонстрирую сектантское воззрение и позицию?
Где на мысли я не отвечаю мыслями? И причём не своими? Вместо конструктивного диалога по существу вопроса, вы пустились в голословные компрометирующие реплики.
На моей странице можно много прочесть того, что больше вы нигде не прочтёте. И уровень, и компетентность, и информативность у меня на должном уровне.

Если я высказал мысль, что христианская вера и посвящение - это нечто большее, чем философия нравственности и общая вера в Бога, что во Христе у верующего более глубокое знание духовной жизни - так это вам подтвердит любой христианин, любой цивилизованный и развитый православный и протестант. В том числе, должен подтвердить и Владислав, если он считает себя православным христианином.

Насчёт библейских цитат. Далеко не надо ходить, в этой рецензии цитатами я лишь подтверждаю свои мысли. Если мы рассуждаем о Духе и о молитве, то я привожу цитаты из компетентного источника - слово Христа в познании Бога и молитвы, я думаю, можно считать высшим авторитетом.
Кроме того, касаемо молитвы, я показал Вам общее понимание христиан, которое расходится с Вашим. Далее, даже в этой рецензии, я буквально разжевал Вам уровни хождения в Боге, показал, в чём сущность духовной жизни во Христе, и показал, как через откровения действует Святой Дух. Даже показал, как делаются чудеса, и подтвердил Свщ. Писанием.
Не взял мысль из Свщ. Писания, а именно подтвердил свою. Наверное, это Вы имеете ввиду о не моих мыслях? Но так далеко не уедешь, я думаю вы это понимаете.
Именно, когда есть свет духовной жизни, тогда легко видно проявление её принципов в Писании. Тем более, я истолковываю саму духовную жизнь и в деталях сам текст Писания.
Кстати, у меня одна из любимых своих работ - "О деревьях в раю. Рассудительно". Там раскрывается разноплановая структура Книги Бытие, и даётся именно духовно-философское истолкование.
Я полностью верю в ваш духовный опыт и чудеса, явленные Богом в Вашей жизни.
Но ещё раз, извините, выводы и обобщения Вашего опыта не сходятся с опытом цивилизованных разносторонне развитых христиан, святых отцов, Апостолов, Пророков и Самого Христа. Об этом аргументировано я с Вами поделился.

Михаил Пушкарский   04.05.2024 19:41   Заявить о нарушении
Вы правы, Михаил, мой выводы и обобщения не совпадают полностью с опытом христиан, а лишь включают в себя опыт христиан, не противоречащий разуму. Но мои выводы и обобщения включают также опыт индуистов, буддистов, теософов, суфиев, известных философов и т.д. Меня интересуют идеи разных религиозных и философских направлений, те идеи, которые мне интересны и важны для моей жизни. Из этих идей я создаю свое личное мировоззрение. Вы идете другим путем, и слава Богу.
Прошу меня простить, если я Вас обидел. Мое восприятие вашего творчества субъективно и человек близкий к Вам по убеждениям очень возможно высоко оценит Ваши труды.

Евгений Терещенко   04.05.2024 20:11   Заявить о нарушении
Рецензия на «О моих мистических опытах» (Евгений Терещенко)

Евгений, соглашусь, что с помощью грибов и т.п., попытка получить истинный мистический опыт, не состоятельна. Также, поверье современных мистиков в древние оккультные познания, приводит их к тем же древним примитивным суждениям и представлениям. Это языческий мир эгоистической страстной природы человека и соответствующих "астральных" духов (программ и приложений).
Буддийские и индуистские религиозно-философские системы - это уже путь познания себя, путь добродетелей, любовь к мудрости. И без таких понятий, как нахождение в осознанности, практика медитации, уже не обходится современная психология.

Что касается состояния покоя, то в нём мы переживаем своё истинное "я". Когда человек в волнении, он уже не в истинном "я". Это я точно знаю.
Кроме того, я помню много детских переживаний, преображение бытия и природы вокруг с бурным переживанием жизни или неким вдохновением, восхищением и переживанием счастья. Среднее между этими переживаниями - это обычный восторг. Но любой человек уже знает, что восторг - уже необычное чувство или переживание.
По видимому, наше истинное "я" - это наша индивидуальная душа, которую дал Бог.

Что касается исчезновения личности, то, например, в переживании Святого Духа ты обретаешь Его сознание, вдохновение и силу. По видимому - в своём духе, который есть эта индивидуальная душа от Бога или высшая её часть.
То же самое, согласен с Вашим пониманием перехода на "чистое сознание". Я думаю, что описываемое Вами состояние, святые называют бесстрастием. Мне тоже знакомо состояние бесстрастия и безмолвия. Оно тоже может иметь ощущение полноты и силы, хоть это бесстрастие и безмолвие.
Первый раз оно пришло само. Когда я только что уверовал, я ощутил его вместе с чувством зрелости и периодами с внутренней силой жизни. Но где-то через два дня у меня произошёл спор с женой, и я вышел прогуляться. И на своё удивление у меня не было обиды, что меня не понимают - вдруг пришла любовь, как к младшей сестре и даже дочери. Тут же пришло понимание, что мне Господь дал христианскую любовь.
Некоторое время я был в этом состоянии, а потом снова пришло бесстрастие и безмолвие. Помню, я тогда обратил внимание, что мысли о своей собственной смерти, не приносили никаких эмоций. И тогда я подумал, что к смерти других я отношусь теперь также, и правильно ли это?
Здесь совпадение с тем, как описываете Вы своё состояние.

Считаю, что высшее предназначение разума в человеке, чтобы осознавать бытие, найти смысл человеческой жизни, познать себя. И когда свой взор и мысль направляешь к небу и вопросам мирозданья, сам этот процесс расширяет сознание.
То есть это философский путь. Хотя, например, Канту, чтобы открыть Творца, хватило двух вещей: нравственный закон внутри человека и звёздное небо над головой.
Также, говорит Свщ. Писание (Пс 18): "небеса проповедуют славу Божию и о делах рук Его вещает твердь".
«Истинные философы, – говорит великий Дионисий, – обязательно должны были через познание сущего подняться к Виновнику сущего».

Познание Бога - это уже более глубокое познание и благословение. Один из примеров следствия такого познания и духовного роста показан в Псалме 18. Более подробное толкование этого псалма есть на моей странице.

В итоге, величайший свет (Путь, Истина и Жизнь) и величайшее благословение явлено через Иисуса Христа. То есть, я говорил, что Господь приводит к Себе лично каждого посредством невероятных обстоятельств, чуда, и явления Духа Святого. Но далее в поиске истины, ищущий по логике вещей придёт к Христу. И через Христа только обретает высшие дары и благословения. Если ищущий будет рассуждать неплохо о Христе (как Рамана Махарши) но не вникнет в Благую Весть и слово Христа, не увидит в Нём большего, чем пророк, то соответственно, того призвания и жизни Святого Духа (как Он есть) в себе иметь не будет. Останется, как сказала бы Бхагават Гита, в гуне добродетелей.
Как-то так...

Михаил Пушкарский   28.04.2024 22:02     Заявить о нарушении
Насчёт чувства бесконечного времени, когда я жене уже в возрасте за 50 лет рассказывал о своих идеях, она всегда удивлённо спрашивала: ты что 1000 лет собираешься жить? Это такое ощущение, когда живёшь с Богом.

Михаил Пушкарский   28.04.2024 22:11   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Михаил!
Приятно, что Вы поняли мой опыт и что у Вас были подобные переживания. Предназначение разума, о котором Вы говорите (найти смысл, познать себя) это для немногих, большинство людей этим не заморачивается. Цель земной жизни человека - подготовка к вечной жизни, для Вас думаю это очевидно, как и для меня. А поскольку люди не хотят ни к чему готовиться, Жизнь (Бог) готовит их сама, проводя через очистительные страдания. Кто не дострадал здесь и умер «неочищенным», тот дострадает «там», пройдя через какое-то «чистилище». Чтобы меньше страдать здесь, нужна вера и жизнь по вере: соблюдение заповедей, определенная аскеза. Обо всем этом я писал неоднократно, но не хочу Вас грузить своими работами. Тем более, что я могу ошибаться. Что до Христа и Святого Духа, то тут мне сложнее разобраться. Для индусов с их учением о божественных аватарах, как раз, нет проблемы признать Иисуса Богом, что они и делают (статья Вивекананды). «Конечно, Иисус Бог» - скажут они. «И Кришна Бог, и Шива» и еще не одного Бога назовут. И Святым Духом их не напугаешь. «Святой Дух. О, гут, гут. Мы этого парня хорошо знаем» - скажут они. Рамане Махарше явился Святой Дух в детстве, после чего он бросил школу и уехал из дома. Они так считают. А про Рамакришну скажут, что он сразу родился в Святом Духе и уже из него не выбирался. Мне трудно судить, чем индусский Святой Дух отличается от нашего, ибо я не знаю ни того, ни другого. Иисусову молитву читаю по утрам, вместе с Отче наш, благодарю Бога за все, за любую мелочь, этим и ограничивается моя религиозная жизнь.

Евгений Терещенко   29.04.2024 07:01   Заявить о нарушении
Да, мне понравилось, как вы высказались об отношении индусов ко Христу и Святому Духу. Так оно и есть, тем более, есть и факты. Я тоже говорил о Махарши, исходя из его высказываний.
Мы с Вами постигаем мир, применяя системное мышление. Это значит, твоя жизнь - твоя игра и партия, учимся у всех, принимаем во внимание всё, но думаем сами, систематизируя все факты, феномены, от религии до науки, и жизненный опыт.
Например, православие спорят с католиками о чистилище, есть ли оно или что вместо него, опираясь на авторитет своих Святых и букву Свщ. Писания. Но Святые обычно повторяют слова своих предшественников, а букву Писания нужно уметь верно истолковать.
Вы же в этом вопросе, как мне видится, смело исходите из жизненного и внутреннего опыта, рассудительности, психологии и нравственных критериев, наподобие, как Иов и Соломон, через рассуждение пришли к выводу, что будет суд и приняли это, как откровение.
Свои выводы вы делаете на столько, насколько продвинулись и убеждены в данном вопросе. Кроме того, точки над i, Вы ставите с опорой на свидетельство. В данном вопросе есть множество свидетельств, побывавших в клинической смерти.

Один из важных практических вопросов, на котором Вы делаете акцент - действительно, подготовка к переходу в иной (духовный) мир. Соломон говорит о времени разбрасывания камней и собирания... И делает заключение: "Помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: "нет мне удовольствия в них"!
То есть, к тому периоду старости, когда ум и всё необходимое в познании Бога будут немощны, но напротив, начнут одолевать разные недуги, разумно запастись благодатью Святого Духа или пребывая в вере, радости жизни, добром расположении, благодарении, иметь моральную опору в своём внутреннем мире и т. д.

Михаил Пушкарский   29.04.2024 14:39   Заявить о нарушении
Еккл. 3:
16 Еще видел я под солнцем: место суда, а там беззаконие; место правды, а там неправда.
17 И сказал я в сердце своем: ""праведного и нечестивого будет судить Бог; потому что время для всякой вещи и суд над всяким делом там"".
Иов в главе 9:33 сетует на то, что нет посредника между Богом и человеком. Многое ему пришлось вспоминать, наблюдать и переживать, чтобы определились те истины, которые дали откровение. Иов пережил, что все находится в руках Всевышнего (и добрые дни, и злые; и праведность, и падение). Видел, что Бог был с ним и в благополучии и в несчастии («что такое человек, если Бог столько ценит его и обращает на него внимание Свое» и «если же я виновен, то для чего напрасно томлюсь?»). После того, зная, что «от нечистого не рождается чистый», но, будучи искренен, смел и добр сам в себе, Иов вдохновлялся оправданием. Не отрицая грехов юности и в надежде на Божью милость, он говорил: «Хотя бы я и прав был, но не буду отвечать, а буду умалять Судию моего». Зная и созерцая дела Творца, Иов верил в Его мудрость и милость. Иов всё больше искал Заступника и Свидетеля на небесах: «Многоречивые друзья мои! к Богу слезит око мое!». Через лицемерие друзей исходил дух клеветы, а праведного суда и обличения не было. Все это укрепляло веру в промысел Божий. Иов отвечал: «Праведник будет крепко держаться пути своего и, чистый руками, будет больше и больше утверждаться». И вот он засвидетельствовал: «Я знаю, что Искупитель мой жив, и Он в последний день восстановит распадающуюся кожу мою». Иов получил откровение, что « всему свое время». Время праведному суду, оправданию и искуплению положил Бог в своей власти и промысле. Иов также засвидетельствовал: «Знайте, что есть суд».

Михаил Пушкарский   29.04.2024 18:19   Заявить о нарушении
14 Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз:
15 во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе.
16 Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление,
17 чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость,
18 чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом.
19 Или он вразумляется болезнью на ложе своем и жестокою болью во всех костях своих, --
20 и жизнь его отвращается от хлеба и душа его от любимой пищи.
21 Плоть на нем пропадает, так что ее не видно, и показываются кости его, которых не было видно.
22 И душа его приближается к могиле и жизнь его -- к смерти.
23 Если есть у него Ангел-наставник, один из тысячи, чтобы показать человеку прямой путь его, --
24 Бог умилосердится над ним и скажет: освободи его от могилы; Я нашел умилостивление.
25 Тогда тело его сделается свежее, нежели в молодости; он возвратится к дням юности своей.
26 Будет молиться Богу, и Он -- милостив к нему; с радостью взирает на лице его и возвращает человеку праведность его.
27 Он будет смотреть на людей и говорить: грешил я и превращал правду, и не воздано мне;
28 Он освободил душу мою от могилы, и жизнь моя видит свет.
29 Вот, все это делает Бог два-три раза с человеком,
30 чтобы отвести душу его от могилы и просветить его светом живых.

Михаил Пушкарский   29.04.2024 19:34   Заявить о нарушении
Да. Вы специалист в Библии, Михаил, толково излагаете. Снимаю шляпу. Но сам я не привязан к библейским текстам, могу даже им противоречить. Мысли постоянно крутятся в голове, запретить им не могу, они меня не слушаются. И складывается иногда мнение-убеждение, не совпадающее с Библией, а иногда, страшно сказать, с самим Евангелием. «Гордыня» - скажут про меня христиане, среди которых, возможно, окажетесь и Вы. Не знаю, может быть и гордыня, но если мне кажется, что истина в моем видении-понимании, что тогда делать? Можно сказать себе: я дурак, ничего не понимаю, Библия не может ошибаться. Но тогда я должен отказаться от своего разума, не поверить своим аргументам и выводам, какими бы правильными они не казались. Не получается. Вот и идея чистилища. Я не могу верить в вечный ад для грешников, потому что очень уважаю Бога, верю в Его доброту. Я не могу допустить с Его стороны такого коварства, как сотворение глупых, страстных и безвольных существ, каковыми являются люди, и затем осуждение их на вечные мучения. Ведь почему люди косячат? По глупости, в первую очередь, не понимая, что другие люди их духовные братья, связанные с ними незримыми узами. И по слабости, во вторую очередь, если что-то очень хочется, нет сил отказаться. В то же время, для Царства Божьего эти существа явно не годятся, земной жизни им не хватает, чтобы очиститься. Что же делать? Пусть пострадают маленько, пусть их привязанность к телу, к удовольствиям, к вещам, к статусу, к себе любимому «выгорит» синим пламенем, и совесть их пусть хорошо помучит, чтобы они почувствовали, как больно было другим от их косяков. В клинической смерти люди часто видят свои косяки и чувствуют за своих жертв. Отсюда идея чистилища. Я ее не искал, она сама меня нашла.

Евгений Терещенко   29.04.2024 20:26   Заявить о нарушении
Вопрос "вечного ада" в православии, также, имеет рассуждение, подобно Вашему, и буквальное понимание. В частности, А. И. Осипов следует мнению Святых, истолковывающих здесь понятие "вечного", не во временном аспекте.
Я, тоже, в этом вопросе с Вами полностью согласен. Но я ещё знаю из личного опыта откровений, который мне легко обосновать и доказать, что Свщ. Писание действительно изречено Духом Святым - что значит, Иисус не мог об этом говорить от Себя лишь в воспитательных целях, какая-та истина потустороннего мира в этом есть.
Евгений, интересно у Вас есть ещё какие-нибудь интересующие вас вопросы по Библии? Просто, Просто, с Вами можно чем-то поделиться и было бы понимание. Не все же в религии одновременно - шахматисты, ценители искусств и ценители нравственности не только ради соблюдения заповедей.
Не говорю об уровне, а о совокупности необходимых способностей. Кстати, эта совокупность, как раз, таки и определяет - что есть дар рассудительности, который считается у святых отцов высшим даром.

Поясню на примере. Но может я чего-то не допонимаю? В православии много образованных, эрудированных и нравственных священников. Но со мною вряд ли кто согласится, что Евангелие больше, чем Причастие. Они знают, что к таинству необходимо подходить с соответствующим сердцем, но видят это в смиренном и благоговейном поведении, в молитвенном усердии, в соблюдении постов, церковных установлений, и конечно же, "необходимо читать Евангелие, хотя бы по одной главе".
То есть, Христос для них принимается в Таинстве причастия, а потом познаётся в благодати, даваемой через таинство. Самостоятельное чтение Евангелия без причащения и разъяснения Святых считается бесполезным и ведущим к инакомыслию, заблуждению.
Мне, даже, неудобно напоминать, что очень много в Евангелиях доступно, понятно и касается человеческого сердца и духа - очень много доступно понятно и касается сердца, о житие, слове Христа и христианском учении изъяснено в Посланиях Апостолов. И когда-то других учителей у христиан и не было.
Короче, неужели никому не понятно, что образ Христа и познание Его преизбыточно передаётся через Евангелие? В Евангелие показан "Путь, истина и жизнь", его проповедь заповедана Самим Христом.
Когда приходит Утешитель - Святой Дух, то по слову Иисуса, Он прежде напомнит об Иисусе и о всём, что Он делал и говорил ученикам. То есть, Святой Дух в первую очередь влечёт верующего к дальнейшему познанию Христа через Евангелия... И много ли в православии любителей проповедовать Евангелие и раскрывать через Евангелие духовные глубины Христа?
Любят говорить об иконе, что она есть богословие в изображении, пишут иконы Христа и чтут их. Но никто никогда не догадался, в таком ключе, сказать, что самая истинная икона Христа - это Евангелие. В котором, кстати, о внешности Иисуса никогда не говорится, за исключением свидетельства о Его преображении на горе Фавор.

Михаил Пушкарский   30.04.2024 12:50   Заявить о нарушении
В своём эссе "Что значит Христос умер за наши грехи" я призываю христиан порассуждать о духовно-нравственных идеалах, и не зацикливаться на языческих представлениях о жертве Богу и ветхозаветных. Которые, как и сам ветхозаветный закон, Богом даны через Моисея, как - детоводительство. Об этом говорят Апостолы.
Даже, считающийся пророческим аспект образа жертвенного Агнца, явленного в Господе Иисусе, всего лишь образ - творческий подход в развитии духовной культуры. А реальные пророчества указывают на Самого Мессию, Сына Божьего.
И здесь уже Иисус говорит о духовном, более высшем в сознании и нравственности - о духовной любви и поклонению Богу "в духе и истине". И крест здесь - духовный нравственный подвиг, демонстрирующий победу высших идеалов, победу Духа над плотью.
В водительстве Святого Духа, Бог оставляет творческий выбор, позволяет верить и служить по имеющейся благодати, и кто пошёл вверх, тому даёт силу Духа для исполнения взявшего на себя подвига.

В эссе "В чём смысл вознесения Христа" призывается не обмервшлять сверхъестественное чудесное Божье явление богословскими рациональными, в плохом смысле, редукционистскими идеями. А восхититься через это умом и духом - воспарить в вере... пробудиться... познать священнобезмолвие...

Михаил Пушкарский   30.04.2024 14:02   Заявить о нарушении
Я не гружу призывом читать, и даже, можно не отвечать. Буду рад, если увижу "Ок"! ))

Михаил Пушкарский   30.04.2024 14:07   Заявить о нарушении
Рецензия на «Что такое объективность?» (Евгений Терещенко)

Добрый день, Евгений!
Пишу через 8 лет после выхода Вашей статьи.
Один вопрос. В статье нет ни слова про психологию. Правильно ли рассматривать субъектность смысла без привязки к этой науке?

Сергей Цветков 2   27.04.2024 08:02     Заявить о нарушении
Не совсем понял Ваш вопрос, Сергей. Люди субъективны в своих суждениях и оценках независимо от того, знакомы они с психологией или нет. Да и мало чего она стоит современная психология. Но это отдельная тема.

Евгений Терещенко   27.04.2024 14:02   Заявить о нарушении
Рецензия на «Как понимать смирение?» (Евгений Терещенко)

По последнему абзацу. Ап. Павел в 1Кор. 13 сказал более того: "И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы".

То есть, любовь - это соответствующее сознание и чувство (и чувство единения с человечеством, творением и Богом) для которого естественны, добродетель, созидание, самоотдача. Без любви добрые дела и даже самопожертвование может иметь мотив тщеславия.

Михаил Пушкарский   24.04.2024 10:36     Заявить о нарушении
Совершенно верно!

Евгений Терещенко   24.04.2024 14:30   Заявить о нарушении
Рецензия на «О шахматах» (Евгений Терещенко)

До Вашего эссе, я думал, что грамотно свернув с дебютных вариантов, переиграв компьютер стратегически или позиционно, выиграв одну пешечку. не влезая в осложнения, можно перевес довести до логического конца. Но сейчас понял, что машина умеет считать так, что ей уже достаточно своих вбитых стратегических и позиционных критериев, не говоря о её дебютных познаниях, что она в любом случае тебя пересчитает в любой стратегии и позиции.
Однажды компьютер мне ответил староиндийской защитой, которую я слабо играл. И мне пришла (за белых) идея не рокироваться. Центр белых, и можно использовать время для развития ферзевого фланга. А во время подрыва, тупо уйти королём к себе на ферзевый фланг, где прикроют свои фигуры.
И вдруг этот компьютер стал вести себя, как человек: он не знал что ему играть, никаких инициатив и подрывов, перестраховывающийся перворазрядник. топчущийся на месте. И я выиграл.

Любимые чемпионы и шахматисты - Фишер, Капабланка. Однажды, увидел партию Василия Иванчука, тогда ещё мастера. Помню была шотландская партия. Внёс его в список избранных.

Михаил Пушкарский   23.04.2024 22:59     Заявить о нарушении
Тут многое зависит, уважаемый Михаил, от уровня игры, который вы установите на компьютере. Я раньше часто выигрывал у программы «чессмастер», играя закрытые позиции: «каменную стену в голландской защите» и «систему Аронина-Тайманова в староиндийской защите». Но в более открытых позициях с той же программой я проигрывал почти все партии. Сейчас я иногда играю в онлайне со «стокфишем» на личессе. На 6 уровне счет примерно равный, на 7 уровне проигрываю в одни ворота. Стокфишу что открытая, что закрытая позиция, на 12 уровне он разнесет любого гросса, в любой позиции. Попробуйте поэкспериментировать с этой программой на личессе. Там регистрироваться не нужно.
С уважением.

Евгений Терещенко   24.04.2024 14:29   Заявить о нарушении
Рецензия на «О терпимости» (Евгений Терещенко)

"Не сомневаюсь, в обществе, состоящем из терпимых людей, жить было бы легко и комфортно. Более того, в таком обществе и взаимная любовь получила бы большее распространение, чем в обычном".

Нельзя не согласиться с Вами, Евгений, что жить в таком обществе было бы прекрасно. Но, как сказал наш замечательный поэт, "Жаль только — жить в эту пору прекрасную / Уж не придется — ни мне, ни тебе".
Потому как терпимость в людях встречается не так уж часто, а желания "воспитывать, культивировать, «накапливать»" в себе это драгоценное свойство я что-то в окружающих почти не встречала. Мой любимый писатель Сомерсет Моэм высказал такую мысль: "Терпимость — другое название для безразличия".
Предвижу возражения и предлагаю прочитать короткое рассуждение на эту тему:

http://stihi.ru/2019/02/24/6541

Благодарю за интересные темы, заставляющие читателя размышлять.
С уважением,

Елена Пацкина   17.04.2024 22:57     Заявить о нарушении
Моя работа, Лена, отчасти шуточная. У меня много таких эссе, в которых я высказываюсь на серьезные темы в шуточной форме. Ну, нравится мне такая манера излагать мысли! Я смеюсь, когда сочиняю такие эссе, это для меня своего рода творчество. А если говорить серьезно, то терпимость, на мой взгляд, это в первую очередь терпимость к инакомыслию, к чужой точке зрения. Во вторую очередь, это терпимость к особенностям и недостаткам другого человека, если они не причиняют зла другим людям. Работу, которую Вы мне рекомендовали, я прочел. Она не структурирована, трудно понять ее основную идею. Конечно, терпимость и терпение - разные качества, это очевидно. Зато в той работе много остроумных афоризмов, большая часть которых, на мой взгляд, это игра ума без претензии на глубокомыслие.
С уважением.

Евгений Терещенко   18.04.2024 22:36   Заявить о нарушении
Рецензия на «О преимуществах тупости» (Евгений Терещенко)

Согласна с Вами, Евгений! Действительно, тупость - это дар божий.
Недаром мой любимый Монтень так восхищался своими крестьянами, живущими по принципу: "пока гром не грянет, мужик не перекрестится".
Все беды они переносили со стоическим спокойствием, даже во время эпидемии чумы.
Он писал: "Простые люди нуждаются в лекарствах и утешениях, тогда, когда гром уже грянул, и о беде они думают лишь в той мере, в какой ощутили ее. Разве это не то, о чем мы и говорим всегда: тупость и невежество простонародья помогают ему терпеливо переносить навалившиеся на него испытания и с глубочайшим безразличием относиться к тому, что может грозить в будущем; душа его, более грубая, неотесанная, менее уязвима и чувствительна. Ей богу же, если это так, будем учиться в школе глупости!"
Единственно, с чем не могу согласиться С М. М., что этому можно научиться - тупым надо родиться! Ведь мы не выбираем свой темперамент, способности, тип нервной системы и вообще - мало что выбираем осознанно.
Остается только завидовать)).
Спасибо за интересный текст, заставляющий размышлять.
С уважением,

Елена Пацкина   09.04.2024 23:10     Заявить о нарушении
Вы правы, Лена, мы мало что выбираем осознанно.

Евгений Терещенко   10.04.2024 06:43   Заявить о нарушении
Рецензия на «О преимуществах старости» (Евгений Терещенко)

С интересом прочитала Ваши размышления, Евгений.
Мне думается, что эта "надоедливая турбулентность: беспокойство, заботы, конфликты, проблемы" называется жизнью, как она есть. И никуда от нее не деться даже в преклонные года.
Другое дело, что, когда человек прекращает трудовую деятельность, количество проблем, с ней связанных, естественно уменьшается, однако приходят другие - наваливаются болезни и слабость, с которой все трудней справляться.
Радоваться этому не приходится, потому что "вся его "дурь" (если она свойственна данному человеку) остается при нем, а порой усугубляется от отсутствия той деятельности, к которой он привык и которая его поддерживала много лет.

"Энергия порождает "дурь", по-моему, только у неразумных людей, для умных и талантливых - это период расцвета творчества, в чем бы оно ни проявлялось.
Все великие произведения, все научные открытия совершали не старцы...

Поскольку Вы взяли эпиграфом цитату из А. Шопенгауэра, то могу предложить
"Беседу с Шопенгауэром О различии между возрастами". Там приводятся мысли на эту тему и других философов.
http://proza.ru/2021/01/13/1881
Конечно, в каждом состоянии есть свои минусы и плюсы: чтобы поддержать Ваш с
И. Ильиным оптимизм, вспомним великого Эпикура:
"Юноша в цвете сил, меняя мысли, носится сильным течением случая; а старец причалил в старость, словно в пристань, замкнув в надежных воспоминаниях благодарности блага, на которые прежде было трудно надеяться".
С уважением,

Елена Пацкина   05.04.2024 22:13     Заявить о нарушении
Я кажется говорил в заметке, что энергия хороша и необходима в молодые годы. Добавлю здесь, что в зрелые годы тоже. Но где-то после 60-ти (примерно) энергия человека начинает оставлять, и это к его благу. Более развернуто писал о том же А.Шопенгауэр: «В ходе естественного жизненного процесса в старости отмирание тела сопровождается отмиранием воли. Жажда наслаждений исчезает вместе со способностью их испытывать. Импульс самого страстного воления, фокус воли, половое влечение угасает первым, и это приводит человека в состояние, сходное с состоянием невинности, в котором он пребывал до развития генитальной системы. Иллюзии, представляющие различные химеры как самые желанные блага, исчезают и их заменяет сознание ничтожности всех земных благ. Себялюбие вытесняется любовью к детям, и человек уже начинает жить больше в Я другого, чем в собственном, которого скоро вообще не будет. Такой процесс во всяком случае наиболее желателен: он — эвтаназия воли». Блестяще!!

Евгений Терещенко   06.04.2024 21:58   Заявить о нарушении
Рада, Евгений, найти еще одного читателя и поклонника А. Ш.
Их на Прозе совсем не так много. В целом мы с Вами согласны, излагая свои мысли по-разному.
С уважением,

Елена Пацкина   07.04.2024 11:40   Заявить о нарушении
Рецензия на «О преимуществах и недостатках классового общества» (Евгений Терещенко)

Я не согласна с вами, что классовое общество - это аналогия общества дикого. Ровно наоборот. Разве в классовом обществе элита была сильной и мускулистой? А крестьяне слабыми и хилыми? Как раз наоборот. Кто создан для физической тяжелой работы (крестьяне), те как раз и были всегда коренастые, сильные, с животным примитивным мышлением. А аристократы были бледные и тонкокостные, потому что им не нужно пахать. Свободные от работы, они развивали ум.

А какие, позвольте спросить, вам тогда симпатичны люди, если брать сословия? Аристократы не симпатичны, а какие тогда, интересно? Грубые, неотёсанные крестьянские мужики с бутылкой водки в руке?
Или пронырливые и хитрые купцы?

Дарья Подчуфарова   04.04.2024 13:26     Заявить о нарушении
Когда я говорю об аналогии между обществом сословным и «первобытным», то имею в виду происхождение «культа силы», характерного для сословного общества. Речь не идет о полной аналогии, а о происхождении. Ну, а то, что среди дворян ценилась физическая сила, то тут предъявляйте претензии к Л.Толстому.

Евгений Терещенко   04.04.2024 14:10   Заявить о нарушении
Рецензия на «О терпении» (Евгений Терещенко)

Интересную тему Вы затронули, Евгений.
В частности, начав размышлять о терпении, Вы обратились к слабохарактерности.
«Слабохарактерность еще дальше от добродетели, чем порок» - писал Ларошфуко, и эта парадоксальная, на первый взгляд, мысль очень верна.
Меня это свойство характера занимала давно, и я согласна, что это очень опасно - иметь дело со слабыми людьми. От них можно ожидать любого предательства, и не со зла, а по пресловутой слабости.
Хочется привести в подтверждение Ваших слов высказывания других умных людей:
Полная бесхарактерность — очень противный характер.
Жан де Лабрюйер

У кого слабый характер, тот не человек, а вещь.
Никола Шамфор

Слабые люди проводят свою жизнь между неправотою и раскаянием.
Пьер Буаст

Нет ничего опаснее в обществе, чем человек без характера.
Жан Даламбер

Слабохарактерный человек — кандидат в подлецы.
Илья Шевелев

Предательства совершаются чаще всего не по обдуманному намерению, а по слабости характера.
Франсуа де Ларошфуко

С уважением,

Елена Пацкина   24.03.2024 13:02     Заявить о нарушении
Спасибо, Лена, за внимание и мысли великих людей!
С уважением.

Евгений Терещенко   24.03.2024 14:57   Заявить о нарушении