Единственный универсальный закон гносеологии

Есть небольшая (как кому покажется!) тайна, которая прошла мимо многочисленных знаменитых философов, посвятивших себя изучению гносеологии - науки о достоверном знании или о теории познания. Гносеология рассматривает проблемы соотношения иллюзии и реальности, отличия между впечатлением о том или ином классе сущностей и явлений и их реальным образом в виде понятий и представлений, подтверждёных логически и экспериментально и обладающих предсказательными возможностями. Важность гносеологии заключается в том, что, как правило, для объяснения сложных явлений может быть использовано множество гипотез, каждая из который на определенном этапе познавательного процесса может казаться единственным адекватным отражением реального знания.

Так, например, перед появлением первой гелиоцентрической системы мира, предложенной великим астрономом Аристархом Самосским (III век до н. э.), позволяющей понять причину смены дня и ночи, считалось, что Земля неподвижна. Аргументы против идеи движения Земли имеются в произведениях Аристотеля и Птолемея. Так, в своем трактате "О Небе" Аристотель обосновывает неподвижность Земли тем, что на вращающейся Земле брошенные вертикально вверх тела не могли бы упасть в ту точку, из которой началось их движение: поверхность Земли сдвигалась бы под брошенным телом. Это объяснение, которое покажется нам очень смешным, в своё время квалифицировалось как строгое и законченное научное знание.

Временная дистанция между наблюдением и объяснением наблюдённого может быть огромного размера вплоть до бесконечности. Смена дня и ночи никогда не вызывала никаких сомнений, всегда являлась твёрдо установленным фактом. Но сам факт неопровержимости существования того или иного явления и его воспроизводимости практически никак не связан с динамикой развития научных представлений, объясняющих причину существования того или иного явление, механизм его функционирования. И, обозревая состояние множества различных областей знания, можно сказать, что в одних из них достигнуто окончательное решение проблемы познания, в то время как в других процесс совершенствования знания не только не прекращается, но часто не демонстрирует никаких тенденций к завершению.

Примером завершенного знания являются законы Ньютона, лежащие в основе классической механики и позволяющие записать уравнения движения для любой механической системы, если известны силовые взаимодействия для составляющих её тел. Эти законы являются инвариантой знания. Неважно, рассмотриваются ли они в рамках Лангранжевой механики, привлекаются ли они для рассмотрения даламберовой или эйлеровой силы инерции. В качестве примера вечно совершенствующегося, вечно незавершённого процесса познания можно привести физику элементарных частиц, астрономию, биологию в целом и медицину, в частности, психологию, экономику, метеорологию и многое другое. В этих областях знания по мере развития появляются элементы аксиоматических конструкций, но достигнутый уровень знания никогда не станет окончательным, процесс познания никогда не окончится.

Тайна, о которой я говорил выше, заключается в том, что инвариантные законы природы постижимы только в тех случаях, когда рассматриваются системы, элементы которых неспособны к спонтанному взаимодействию. Для любой механической системы, описываемой законами Ньютона, спонтанное взаимодействие невозможно. А вот объектом изучения физики элементарных частиц, астрономии, биологии, психологии, экономики, метеорологии и т.п. являются самоорганизующиеся системы, отличающиеся тем, что элементы этих систем взаимодействуют спонтанно при отсутствии центра управления.

При полном отсутствии у меня чувства ложной скромности я должен сообщить читателю, что в предыдущем абзаце мною был сформулирован единственный универсальный закон гносеологии. В более конкретной форме описываемый  мною закон гносеологии формулируется в следующем виде: "Изучение самоорганизующихся систем не может привести к завершенному знанию". Под завершенным знанием я понимаю уровень знания, которое остаётся фундаментально неизменным при любом приращении нового знания о том или ином предмете или явлении. В физике элементарных частиц, изучающей самоорганизующиеся системы атомов и молекул, получена информация о более чем 300 элементарных частицах, выбитых из атомов или молекул частицам сверхвысоких энергий. Из предлагаемого мною закона вытекает, что вышибание из атомов и молекул элементарных частиц если когда-то и закончится или станет неинтересным для науки, то окончательное знание никогда не будет получено. Еще не один бозон Хиггса будет придуман и найден для того, чтобы отсутствие окончательного знания не выглядело так выразительно беспомощно. То же самое можно сказать о нейрохимии и нейробиологии, экологии и всех выше перечисленных мною объектах современной науки, представляющих собой самоорганизующиеся системы.

В основе сформулированного мною закона гносеологии (эпистемологии) лежит следующее обстоятельство. Любая самоорганизующаяся система является продуктом взаимодействия двух видов хаоса: хаоса порядка и хаоса беспорядка. Дело в том, что многие самоорганизующиеся системы функционируют в условиях, когда силы притяжения и отталкивания между элементами системы не могут быть описаны в рамках известных физических и химических взаимодействий. Причиной функциональной активности подобных самоорганизующихся систем является их доменное строение. В системе, построенной на основе доменов, всегда в наличии два вида хаоса. Хаос порядка внутри каждого домена и хаос беспорядка в виде резко отличающихся друг от друга доменов системы. Если все домены системы идентичны, то подобная система не может обладать свойствами самоорганизации, она потеряет свои функциональные свойства.

Малейшее изменение воздействия внешней среды на систему приводит к изменению параметров хаоса порядка, что неизбежно ведёт к изменению хаоса беспорядка, т.е. к структурно-функциональным сдвигам в состоянии всей системы. Поскольку вариантов изменения воздействия внешней среды на самоорганизующуюся систему, как правило, очень много, можно сказать бесконечно много, то вариантов реагирования системы на изменение внешнего воздействия несравненно больше. Можно математически описать поведение самоорганизующейся системы в условиях определенного качества воздействия на систему. Но предусмотреть все возможные виды воздействия внешней среды на самоорганизующиеся системы практически невозможно.

Понятно, что в общепринятых терминах хаос порядка соответствует состоянию системы с максимальным значением энтропии, в то время как хаос беспорядка - состоянию с минимальной энтропией. Таким образом, согласно разработанной мною гипотезе в самоорганизующихся системах, имеющих доменное строение, небольшие колебания энтропии в зонах её повышенного значения приводят ко снижению значений энтропии всей системы. Именно поэтому биологические объекты плохо подчиняются или вообще не подчиняются второму закону термодинамики, а придуманная лауреатом нобелевской премии И. Пригожиным диссипация энергии является попыткой с помощью математики и искусственных построений подстроится под объяснение простого закона взаимодействия, характерного для всех самоорганизующихся систем, который я выше изложил.

Ранее И. Пригожина другой нобелевский лауреат австрийский физик Э. Шрёдингер интуитивно попытался охарактеризовать взаимодействие двух видов хаоса, о которых он не имел представления на уровне теоретическом, но знал о практических последствиях подобного взаимодействия на примере биологических объектов. В 1943 году в популярной книге "Что такое жизнь?" он предложил понятие "отрицательной энтропии". Позже американский физик Леон Бриллюэн сократил термин "отрицательная энтропия" до слова негэнтропия. Что такое и как формируется негэнтропия Э. Шрёдингер не объяснил.

В своей работе он писал: "Во-первых, я хотел бы заметить, что устанавливая значение этого термина (физического), я должен начать обсуждение с термина "свободной энергии". Это - более точное понятие в этом контексте. Но этот чисто технический термин оказывается лингвистически очень близким к общему понятию энергии для среднего читателя, который пытается разобраться в разнице между этими двумя терминами". Эрвин Шрёдингер объясняет, как живая система экспортирует энтропию, чтобы поддержать свою собственную энтропию на низком уровне. При помощи термина негэнтропия, он мог выразить свою идею кратко: живая система импортирует негэнтропию для самосохранения.

Он писал: "Живой организм непрерывно увеличивает свою энтропию, или, иначе, производит положительную энтропию и, таким образом, приближается к опасному состоянию максимальной энтропии, представляющему собой смерть. Он может избежать этого состояния, то есть оставаться живым, только постоянно извлекая из окружающей его среды отрицательную энтропию. Отрицательная энтропия — это то, чем организм питается. Или, чтобы выразить это менее парадоксально, существенно в метаболизме то, что организму удается освобождаться от всей той энтропии, которую он вынужден производить, пока жив. В простом понимании, энтропия — хаос, саморазрушение и саморазложение. Соответственно, негэнтропия — движение к упорядочиванию, к организации системы."

Я привёл цитаты из книги Э. Шрёдингера только для того, чтобы читателю было понятно: всё выглядит намного проще в той гипотезе о причине функционирования самоорганизующихся систем, которую я предложил и описал. Отрицательная энтропия возникает при малейших колебаниях нормальной физической энтропии под влиянием внешней среды.

В заключение ещё раз хочу подчеркнуть, что в гносеологии до сих пор отсутствовали универсальные законы. Закон, который я предложил и описал, сводит на нет работы многих известных философов, работавших в области гносеологии, например, методологическую концепцию Карла Поппера, получившую название "фальсификационизм". Я не стану здесь вдаваться в подробности других многочисленных разработок, многие из которых теряют смысл с учётом предложенного мною закона гносеологии.


Рецензии
Если понимать под «завершенным знанием» непротиворечивую логическую теорию, то оно запрещено теоремой Гёделя. Это универсальный закон гносеологии. Системы тут вообще ни при чем.
Хотите еще пример универсального закона гносеологии? Принцип Энгельса – Бора: каждое познание есть воздействие, каждое воздействие есть познание. Ну, и так далее.

Ник Пичугин   25.08.2016 15:17     Заявить о нарушении
Теоремы Геделя касаются конкретных, вполне определенных логических систем (формализованных арифметик первого порядка). Эти теоремы ничего не говорят о познании вообще. Принцип Энгельса – Бора - набор общих слов, м.б. результат наблюдений, но бессмысленных в процессе познания наблюдений, а не закон познания. Типа: многие глаголы оканчиваются на мягкий знак

Леонид Андреев 2   25.08.2016 15:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.