240 Послепоходовые проверки 24 10 1973
Книга-фотохроника: «Легендарный БПК-СКР «Свирепый» ДКБ ВМФ 1970-1974 гг.».
Глава 240. Балтийское море. ВМБ «Балтийск». БПК «Свирепый». Послепоходовые проверки. 24.10.1973 г.
Фотоиллюстрация из открытой сети Интернет: Плакат «Славу отцов умножай! Традиции флота храни!». Художник Красицкая А.Н. 1958 г.
В предыдущем:
Как же хорошо, когда во всём мире – мир…
Даже проверки начальников, которые вдруг «зачастили» на БПК «Свирепый», казались мне более интересными и волнующими, чем очередные новости и сообщения из «внешнего мира». Не хотел я больше думать и переживать о войне. Не хотел и всё!
В среду 24 октября 1973 года я внеурочно писал письмо своим родителям;
- «Здравствуйте мои дорогие мама и папа! Огромнейшее спасибо вам за письмо. Получил ваше, а через день – от Славки Юницина. Так что – вдвойне радость!».
- «Я здоров как бык. Ем на убой. Сам ем. Давлю волей нехотение и кушаю».
На самом деле, после возвращения с БС (боевой службы) нас прекратили кормить «по-морскому», то есть сытно, наполнено, объёмно, а перевели на обычный сухопутный «казарменный» рацион (питания): эрзац кофе, хлеб, кусочек масла, варёные вкрутую яйца, пустые щи, перловка, котлеты, сосиски, компот…
- «Сейчас стоим в базе (ВМБ «Балтийск»). Идёт послепоходовый ремонт. Заняты все делами. Готовимся к параду на «7 ноября».
«7 ноября» - это «День Великой Октябрьской социалистической революции» 1917 года. Само восстание народа в Петрограде против власти российского «Временного правительства» длилось всего два дня, 25-26 октября «по старому стилю» (юлианскому календарю) или 7-8 ноября «по новому стилю» (григорианскому календарю).
Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года в России – это эпохальное событие XX века, которое «изменило ход всей мировой истории человечества».
Праздник «7 ноября» (сложившееся в народе название, для краткости) в Советском Союзе отмечался всенародно, широко, объёмно, горделиво, радостно, празднично, потому что в Москве обязательно был парад новой военной техники ВС СССР, повсеместно власти проводили торжественные собрания, чествование передовиков, награждение орденами, медалями и ценными подарками, устраивались праздничные шествия и демонстрации, концерты художественной самодеятельности и парадные концерты профессиональных артистов, на экраны кинотеатров выходили новые фильмы, ставились новые спектакли, оперы, выпускались новые книги, а также проходили награждения государственными и ленинскими премиями.
Однако уже в данное время (октябрь 1973 года) уже наметился перелом в настроениях советских людей – праздник «7 ноября» ещё был очень популярным и торжественным, но уже скучно-традиционным, обязательным, «рабочим», элементом системы политического воспитания и образования советских трудящихся…
Ежегодно 24 октября начиналась «компания» по подготовке к всенародному празднику «7 ноября» - День Великой Октябрьской социалистической революции. Поэтому «высокие начальники» начинали ревниво и ретиво исполнять свою обычную функцию – проверять, направлять, поощрять и наказывать…
(Продолжение письма родителям)
- «Я тоже готовлю своё заведование («ленкаюту»). Очень внимательно и широко раскрываем события в мире».
Действительно, из-за того, что наш замполит, капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин и командир корабля, капитан 3 ранга Е.П. Назаров были в краткосрочных отпусках, всю работу на корабле организовывал старпом, капитан-лейтенант Н.В. Протопопов. При этом он принципиально не вникал в «тонкости» организации на БПК «Свирепый» политучёбы, полит подготовки, комсомольской работы, организации досуга моряков, мол, «это не царское дело».
При этом он подчёркнуто властно требовал от меня, комсорга БПК «Свирепый», результатов по всем этим видам деятельности политического воспитания и управления на корабле…
Мне было интересно просматривать и читать газеты, полученные за период нашей первой БС (боевой службы), и я решил вкратце (хронологически) познакомить экипаж корабля с прошедшими интересными событиями в стране и в мире, особенно с событиями войны «Судного дня 1973 года».
- «Сделал стенд «Чем ты живёшь, планета?», так возле него всегда толпы».
- «Приходили меня проверять из политотдела (12-й дивизии ракетных кораблей). Зам. (замполит) в отпуске, так что я один. А те, кто замещает сейчас зама (замполита), ничего не знают про наши дела».
- «Так что приходиться мне водить, объяснять, показывать (проверяющих по коридорам и боевым постам БПК «Свирепый»)».
- Короче, получается так, что мы единственный в базе корабль (ВМБ «Балтийск»), где вся наглядная агитация действительно отвечает всем требованиям политпропаганды».
- «Сегодня (24 октября 1973 г.) жду начальников из прокуратуры флота (ДКБ ВМФ). Оказывается, мы (БПК «Свирепый») единственные в дивизии (12-я дивизия ракетных кораблей ДКБ ВМФ), где есть стенды «о правовых знаниях, вот и едут проверять».
Действительно, я из готовых комплектов средств наглядной агитации сделал стенд, на котором разместил схему высших органов государственной законодательной и исполнительной власти, фотопортреты членов Политбюро ЦК КПСС и Советского правительства, «кармашки» с книжками: Конституция СССР, законы о военной службе, о народном образовании, о труде и т.д.
Стенды с картинками и книжками оказались наиболее эффективными для политзанятий и офицеры, мичманы и старшины, готовясь к занятиям и экзаменам на классность, постоянно пользовались моими стендами. Правда мне также постоянно приходилось обновлять «кармашки» на стендах, вкладывать в них новые экземпляры документов.
Проверяющие начальники очень обрадовались и «надавали мне кучу брошюр, смех, да и только!»…
- «А сколько было нервов истрачено на это всё. Вот вам одна история… Есть такой стенд «Звериное лицо империализма». Взял и в обход мнения зама (замполита корабля) сделал этот стенд из материалов политотдела, выбрал картинки – «Их моральный облик».
Эти картинки для этого стенда я скомпоновал в коллаж, то есть вырезал ножницами нужные части, собрал их в осмысленную красочную и гармоничную «кучу» и наклеил на стенд.
- «Ну, конечно, убийства, ковбои, женщины (полуголые), эти наркоманы, а справа – события в Чехословакии».
- «Так зам (замполит, капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин) был недоволен, что я «повесил порнографию»…».
- «Ребята же «липли» к стенду, хвалили, говорили, что это по-настоящему остро».
- «Пришли в базу (ВМБ «Балтийск»). Так, на собрании офицеров адмирал (В.В. Михайлин) говорил про этот стенд и вообще про корабль («БПК «Свирепый»). Короче, оказался лучшим из всего, что есть на кораблях».
- «И так со всеми стендами (наглядной агитации). Один человек (не помню кто…) говорит, что я «занимаюсь очковтирательством», что «вся моя мазня не нужна». Это неправда. Я делаю нужное дело».
Особенно начальству и адмиралу понравились мои барельефы, вырезанные из плотного жёлтого пенопласта: эмблема больших противолодочных кораблей, накладные фигурные буквы, а также красочные стенды в стиле комиксов и коллажей из картинок и фотографий.
Кстати, эти коллажи, то есть живописные или графические произведения, созданные «путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре» (в частности, фотографий, картинок, рисунков), были самыми эффективными. Возле этих стендов всегда задерживались и толпились ребята, обсуждали, спорили, рассматривали, а потом требовали у меня таких же картинок в свои «ДМБовские альбомы».
- «Результат всему, но не только моему труду, а всех матросов, старшин, мичманов и офицеров – это то, что наш корабль (БПК «Свирепый») объявляется «Отличным»!».
- «Вчера (23 октября 1973 г.) нам присвоили Знамя Алтайского края, их комсомольцев, за успехи в соц. соревнованиях, а самое главное, - за успешное выполнение поставленных задач в океане».
До сих пор, как и тогда, не знаю, и все мы недоумевали, зачем и почему нам, БПК «Свирепый», было присвоено это знамя комсомольцев Алтайского края…
- «Мы пришли (домой, в базу) без единой поломки, без единого несчастного случая. К тому же здорово отличились там (в Северной Атлантике)».
- «Короче, вершиной всего, что мы достигли, - это была немедленная готовность (БПК «Свирепый») сняться (с якоря) и следовать в Средиземку».
- «Был такой момент (БПК «Свирепый» уже «стоял под парами» и готов был отправиться на новую БС даже с прикомандированными на корабль новыми офицерами и мичманами). Сейчас всё нормально. Ребята едут в отпуска, домой».
- «Зачитывали приказы о поощрении л/с (личного состава) за БС (боевую службу). Отпуска, отпуска сыпались как из «рога изобилия». Грамоты, благодарности, звания, мне ничего. Но на комсомольском собрании соединения от адмирала (В.В. Михайлина) благодарность. Такие дела…».
- «Ребята жалеют и удивляются – не дали (Суворову) отпуска. Но это ничего, я ещё приеду. Служить-то осталось всего только 1 год».
Действительно, практически все – и друзья и недруги, - удивлялись тому, что мне за мои «подвиги» на БС (боевой службе), за высокие оценки и похвалу моей работы как визуального разведчика, рулевого, художника и комсорга корабля практически ничего «не дали» - ни отпуска, ни медали (как обещали в разведотделе штаба 128-й бригады 12-й дивизии ракетных кораблей ДКБ ВМФ), ни благодарности в приказе по БПК «Свирепый».
Друзья спрашивали меня, «что случилось» и «почему», но в отсутствии командира корабля, капитана 3 ранга Е.П. Назарова и замполита, капитана 3 ранга Д.В. Бородавкина, я не мог им ничего ответить, сам не знал. Догадывался только, что, вероятно, представления подавал исполняющий обязанности командира корабля, старший помощник командира корабля, капитан-лейтенант Н.В. Протопопов.
- «Завтра (25 октября 1973 г.) или послезавтра (26 октября 1973 г.) уезжают наши ребята «в запас» (играют ДМБ). Уходит и Славка Евдокимов».
- «Корень до глубины души. «Корень» (кореш) – значит, друг. Сейчас помогаю ему (Славке Евдокимову) готовиться к ДМБ».
- «Скучно без них (ДМБовских годков) будет. Пришли молодые ребята. Щупленькие. Испуганные. Смех, да и только».
- «Теперь, если ничего не случиться в мире, будем стоять до весны (в базе). Учить корабль, готовить себя к походу (БС). А весной, дай бог, - в океан. На Кубу или дальше и вниз, к Югу (к экватору в Южную Атлантику, к Африке)».
- «Вчера (23 октября 1973 г.) был комсомольский субботник (к приезду командующего ДКБ ВМФ, адмирала В.В. Михайлина на «комсомольское собрание соединения»). Убирали территорию базы (ВМБ «Балтийск)».
- «У нас настоящая осень. Дождей нет. Всё кругом или серое, или жёлто-красное. Бывает холодно. Сыро. Туманы. Однако это не беда. Кончатся проверки – это ещё день-два. Опять возьмусь за гантели, за режим дня, питание, сон и работу».
Я успокаивал родителей, намеренно писал письмо сдержанно, буднично, просто, а сам «буревал», злился и обижался на всех и на всё, что помешало мне вместе с другими ощутить радость от справедливой награды за службу…
Спасение от горестных и злых мыслей пришло ко мне с ожесточённой работой комсоргом и фотолетописцем корабля.
Я с радостью и гордостью стал фотографировать наших «ДМБовских годков» и их «ДМБовский аккорд» - последнюю артельную тяжёлую работу для корабля, которая должна «скостить» (приблизить) срок ДМБ (увольнения в запас, на гражданку).
Кроме этого я познакомился, смею сказать, подружился с удивительным человеком, мичманом Добржинским…
Свидетельство о публикации №216082400726