Колыма - этимология

1) Общие сведения

Колыма, якут. Халыма — река в Якутии и Магаданской области России, длина 2129 км, из них  1400 км на территории Магаданской обл., остальное — в Якутии, образована слиянием рек Аян-Юрях и Кулу, берущих начало на Охотско-Колымском нагорье. Размах колебания уровня воды в реке до 14 метров, покрыта льдом с  октября до сер. мая, судоходна на большей части.
 
2) Существующая этимология

Википедия

«Колыма — один из многочисленных в России гидронимов с формантом - ма. Можно приводить тюркские, финно-угорские и иные обоснования имени Колыма, но они не объяснят широкое распространение данного алгоритма названий рек: Молома, Яхрома, Клязьма, Кама, Седедема и проч. Логичнее всего предположить, что это древний праиндоевропейский гидроним... С якутского и тюркских языков «куль», «коль» означает река (источник не указан).

Эвены, по территории расселения которых, протекает река, называли её Кулу; сейчас название Кулу сохранилось лишь за правой составляющей Колымы. Эвенск. кула (склон берега реки, обращённый на север; северный склон), что вряд ли могло дать название большой реке. Возможно заимствование названия эвенами из коряк.-чукот. куул (глубокая речка), что более убедительно. Землепроходец Михаил Стадухин в донесении 1643 года упоминает как Ковыма-река, позже Колыма. Этимологическая связь между Кулу и Колыма не установлена. Существует также мнение о юкагирском происхождении гидронима Колыма, но и эта этимология также ещё не разработана».

3) История открытия Колымы землепроходцами

Михаил Васильевич Стадухин (ум. 1666) — русский землепроходец, исследователь Северо-Восточной Сибири, достиг рек Колымы, Анадыря, Пенжины и Гижиги и северной части Охотского моря.
См. статью в Википедии
https://ru.wikipedia.org/wiki/,_

4) Картография

а) Акты исторические 1649 г.


1649 г. не ранее сентября 7. – Отписка с Колымы якутским воеводам Василию Пушкину, Кириллу Супоневу и дьяку Петру Григорьевичу Стеншину ленского служилого человека Михаила Стадухина с товарищами о походе к востоку от Колымы
 
«Государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии воеводам … Ленского острогу служилой человек Михалко Стадухин с товарищи челом бьют.
В прошлом 157 году ходил я, Михалко, с Ковыми реки на новую Погычю реку в кочах морем, и от Ковыми реки морем бежали семеры сутки, паруса не отпущаючи, а реки не дошел, и поймал языков, живут возле моря на берегу, иноземцов коряцких людей; и в роспросе... сказывали, что де реки мы близко не знаем, потому что возле моря лежит Камень утес, конца Каменю не знают. …».

б)  Сибирь в XVII веке: сборник старинных русских статей о Сибири и прилежащих к ней землям, М., изд. Г. Юдин, 1890 г.; см. 

* Чертёж всей Сибири, збиранный в Тобольске по указу царя Алексея Михайловича (описание карты)

«А от Алазейского зимовья на Колымъ реку до Среднего зимовья езду неделя, …и в тех, во всех зимовьях живут Якуцкого отрогу служилые люди для государева ясашного  сбору».

* Карта стольника П.И. Годунова 1667 г., составлена в Тобольске, со слов людей, побывавших на территориях. Согласно карте географические знания исследователей Сибири не распространялись далее реки Колыма, на карте имя не выделено, но в описании имеется.

См. карту в Википедии

https://ru.wikipedia.org/wiki/,_

5) Национальный корпус русского языка

* Описание Сибири (список Императорской публичной библиотеки) (1650-1700): «Изъ того жъ камени к лесной стороне в государской державе много рекъ пало: Даура, Блудная, Улья, Ковыча, Колыма,…».

* Ф. П. Врангель. Путешествие по северным берегам Сибири и по Ледовитому морю (1841): «Неизвестно, каким путем и кем открыта река Колыма. … Он сообщил мне много весьма полезных подробностей и замечаний об оставляемой им стране.  Между прочим, рассказывал он, что Колыма в июле месяце так разлилась у Средне-Колымска, что жители принуждены были спасаться на крыши и на колокольню».

6) Обобщение и вывод

Из представленных материалов ясно, что первопроходец Михаил Стадухин  в 1649 г. применял термин – «Ковыма-река», через 18 лет, её стали именовать в официальных документах «Колымъ река».
Скорее всего, с развитием деятельности (сбор ясака) в бассейне реки и уточнения географии региона,  выделило Колыму как крупнейшую реку в районе восточнее реки Индигирка и как важнейший водный путь. Деятели того времени были христианами, территорию изучали, описывали (картографировали) в интересах власти (царя), соответственно и имена новым географическим объектам давали в рамках иудеохристианской доктрины, в которой они воспитывались и существовали.
 
В самом общем виде земля и водные источники в России принадлежали монархам, цари назначали временных пользователей земельными и речными богатствами по принципу - «нет земли без службы» (дворянство, духовенство),  соответственно и река Колыма являлась собственностью царя.
   
Вывод

Этимология гидронима, представленная в Википедии - невнятна, связь  с «древним праиндоевропейским гидронимом» невозможно объяснить, также маловероятно происхождение названия из местных  языков – недоказуемо, лингвистические игры. Целесообразно рассмотреть гидроним Колыма в связи с библейскими образами и терминами.

7) Терминология иврита и библейский образ

Согласно известным историческим сведениям, бассейн реки Колыма рассматривался в XVII веке как подясачная территория. Небольшие группы служивых людей собирали с местного населения царский налог - «ясак» (меха) в пользу государственной казны или, проще говоря – царя, по тем временам значительная часть общего финансового дохода Московского государства. Соответственно и река Колыма - ЦАРСКАЯ  река или река - Царица.

Итак, мы выделили предполагаемый образ реки - КОЛЫМА = ЦАРСКАЯ (государственная) река; по своим гидрологическим характеристикам (самая крупная река региона), по своей общественно-хозяйственной принадлежности (принадлежит государю) и значимости (даёт значительный государственный доход).

а) Терминология

Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита. Прочитаем термин наоборот, уберем гласные буквы (иврит, язык согласных букв, по традиции – принадлежат Богу) и выделим корень – КОЛЫМА = АМЫЛОК = М.Л.К.
 
У нас сразу же выявляется соответствующий значению крупной реки корень иврита МЕЛЕХ (МАЛКА) царь, государь (царица, государыня).
 
* КОЛЫМА (стар. КОЛЫМЪ) = наоборот АМЫЛОК (ЪМЫЛОК) = без гласных - М.Л.К. = ивр. МЕЛЕХ (х-к) царь, государь; МАЛКА царица, государыня.

б) Библейский образ

* 3-я Царств 10:10: «И подарила она царю (МЕЛЕХ) сто двадцать талантов золота и великое множество благовоний и драгоценные камни; никогда еще не приходило такого множества благовоний, какое подарила царица (МАЛКА) Савская царю (МЕЛЕХ) Соломону».

* 2-я Паралипоменон 9:1: «Царица (МАЛКА) Савская, услышав о славе Соломона, пришла испытать Соломона загадками в Иерусалим, с весьма большим богатством, и с верблюдами, навьюченными благовониями и множеством золота и драгоценных камней. И пришла к Соломону и беседовала с ним обо всем, что было на сердце у нее».

Таким образом, русский гидроним КОЛЫМА – Царица, указывает на бассейн крупной реки, имевшей важнейшее финансово-хозяйственное значение для страны в XVII веке. Транслитерация (передача слова другим алфавитом) библейского образа и термина.

* Примечание

Золотая лихорадка на Колыме, Википедия, см.

«В 1908 году в Охотске появился приказчик дальневосточного промышленника и купца Шустова — Юрий Янович Розенфельд (Нордштерн). Официально он был послан для отыскания более удобного пути на пушную и рыбную Колыму, чем тропы из Якутска и Тахтоямска или ведущий от берегов Охотского моря Ольско-Сеймчанский тракт, основанный Петром Калинкиным в 1893 г. и описанный вместе с окружающей местностью в 1901 году сотником Н. М. Берёзкиным. Но, обладая необходимым минимумом геологических знаний, Розенфельд больше интересовался минеральными богатствами края. Собирая сведения, он сделал выводы, что регион богат углем, рудами многих металлов. В районе Сеймчана им были обнаружены золотоносные жилы, однако найденные «знаки» золота и самородки пока ещё не подтверждали наличия богатых золотых запасов».

24.08.2016 г.


Рецензии