Картины забытой скорби

Предисловие:

Как причудливо человеческое воображение! Казалось бы, незначительная деталь способна оживить глубоко запрятанные в памяти воспоминания и раскрасить их волшебными красками сказаний и легенд!

 Сегодня я увидела стрекозу, которые довольно редко встречаются в наших жарких краях, но как много их было в моём родном городе во времена моего детства! Приятели называли этих красивых грациозных насекомых - "коромысло". 

 Мне вспомнился мой  Нижний Новгород. "Царственно поставленный" на Дятловых горах, на берегу двух великих русских рек - Волги и Оки. Несомненно, главным украшением города является Кремль, заложенный в 1374 году князем Дмитрием Константиновичем.

 Двухкилометровая стена включает в себя тринадцать башен - пять прямоугольных и восемь круглых. Все они бесконечно красивы, величественны, помнят множество людей, событий, войн, хранят энергетику древности, волшебства, таинства, радости, страданий, жизни и смерти. Все башни Нижегородского Кремля прекрасны, но самая любимая  с детства - Коромыслова башня.

 Мне было лет пять когда моя бабушка рассказала мне несколько легенд, связанных с этой башней. И я хочу поделиться ими  с вами.


Картины забытой скорби

 
 Решено было перестроить деревянный кремль в каменный. Начали строить с круглой башни. Использовали хорошие, добротные материалы, работали добросовестно. За день большая часть башни была построена. Вернулись каменщики  на утро следующего дня, смотрят, а башня развалилась. Это повторялось несколько дней.

 Обратились за советом к старикам.

 И тут один из них заявил, что, что для того, чтобы кремль был крепким, долговечным и не взяла его вражеская сила, надо построить его на крови первого подошедшего к месту постройки живого существа.

 Неподалеку от места, где строился кремль, жила молодая семья.

 "Той порой на горе, на Почайне-реке,
 На посаде у церкви Кондрата,
 Проживал молодец, пригородный купец
 По прозванью Григорий Лопата.
 Был он родом с Днепра, но нужда привела
 Его в Нижний, где он поселился,
 Торговал, стал богат и с полгода назад
 На посадского дочке женился."

  Жена  Григория - красавица Алена, ждала ребенка. В то утро вышла Алена рано утром по воду на речку Почайну.

 "Вдруг глядит - в стороне, примыкая к стене,
 Яма вырыта - словно могила.
 Но могла не взглянуть, не стерпелось,
 Любопытство у баб уж не выбьешь никак,
 Нет ли в яме кого, не лежит ли чего,
 Непременно узнать захотелось.
 Вот она подошла, яму ту обошла
 И на дно ямы той посмотрела,
 Но едва лишь затем на другое плечо
 Положить коромысло успела,
 Как из ближних ворот показался народ,
 Все угрюмые, грозные лица;
 "Эй, - кричат, - погоди! дальше ты не иди,
 Молодая жена иль девица! А попотчуй водой!"

 Подошла Алена к строителям. Взмахнул рукой седобородый боярин, приказал связать и бросить в яму.

 "И никто не хотел, и боялся, не смел
 За такую работу приняться.
 И старик осерчал и на них закричал:
 "Что вы стали? Живей за работу!
 Надо кончить скорей, не легко ведь и ей,
 Умирать никому не в охоту.
 Пусть погибнет она за весь город одна,
 Мы в молитвах ее не забудем;
 Лучше гибнуть одной, да за крепкой стеной;
 От врагов безопасны мы будем!"
 И, лопату схватив и земли захватив,
 На Алену он бросил в могилу".*

 Замуровали Алёну живой под основание башни.

 Вместе с ней положили туда и ведра с коромыслом. С тех пор и стала называться башня Коромысловой.

 А муж Алены, узнав о страшной смерти жены и нерождённого ребёнка, покончил с собой - бросился в Волгу.

 Мне, конечно, хочется верить, что наши предки не были столь кровожадными и, как гласит легенда позднего происхождения, суровый обычай был смягчен людьми, получивши­ми от боярина приказ закопать живой схваченную у ямы женщину с ведрами и коромыслом. Она слёзно умоляла землекопов и каменщиков пощадить ее и жизнь ребенка, которого она ждала. Те сжа­лились над женщиной и потихоньку от боярина, ведавшего этим делом, отпустили ее. А чтобы строгое поверье было со­блюдено, они поймали в траве безобидное насекомое, имену­емое коромыслом, бросили его в свежевырытую яму и быст­ро закопали.

 Следующая  легенда о Коромысловой башне связана с осадой Нижегородского кремля 1521 года отрядами Саип-Гирея и крымских татар, возвращавшиеся в Казань после неудачной осады Москвы. Москвичи под руководством опытного воина - бывшего нижегородского воеводы Хабара Симского успешно отбили их приступы. Неудача постигла Саип-Гирея и в Нижнем Новгороде.

 Осадила город несметная вражья сила. День за днем отбивали защитники вражеские приступы, и начинали таять их силы. В городе кончались запасы продовольствия, а главное - воды. Истомленные жаждой жители уже думали о том, что придется сдаваться на милость победителя. Но среди осажденных нашлась одна храбрая девушка. Она вызвалась принести воду из реки Почайны измученным жаждой защитникам.

 Рано утром она вышла из крепости с коромыслом и двумя ведрами. Осторожно, под покровом утреннего тумана миновала татарские патрули, спустилась к Почайне, набрала полные ведра студеной воды и стала подниматься в крутую гору.

 Но тут ее перехватил татарский патруль. Завязалась короткая, но ожесточенная схватка между татарами и девушкой, вооруженной только коромыслом. Девушка сумела убить своим оружием несколько человек, но и сама была убита.

 "Застучали ведра по земле,
 Покатились под ноги татарам;
 Коромысло в девичьих руках-
 Не отдастся красная задаром!
 Словно хлеб взялася молотить,
 Бьет кругом направо и налево;
 Расплелася русая коса,
 Губы в кровь искусаны от гнева...
 Стиснув зубы, кидалась она.
 Разбегались три раза татары,
 Коромысло - словно на току-
 За ударом сыпало удары...
 Шестерых им клала на песок,
 Да, на грех, о сосну перешибла;
 Кинулась в середку со щепой,
 Раз-другой ударила и сгибла!
 Как береза белая в лесу,
 Срубленная под корень, упала -
 Небо алой кровью облилось,
 Из зари кровавой солнце встало".**

 Это происшествие смутило войска врагов. "Если в этой крепости так храбры женщины, что одна из них, безоружная, убила несколько наших, то каковы же должны быть мужчины?"

 Враги сняли осаду. А убитую ими девушку с почестями похоронили под башней, положив с ней и ведра и коромысло. С той поры и называется башня Коромысловой".
 
 А может быть, и не закапывали под башней ни женщин, ни насекомых, а название  пошло от того, что форма её напоминает дородную женскую фигуру с коромыслом на плечах?

 Или  знаменитый каменщик Касьян, чтобы помочь рабочим, соорудил "коромысло" чтобы поднимать кирпичи на стены? После завершения строительства, это сооружение оставили возле одной из башен, сооружение истлело, а стены стоят.

 Красивые легенды, но самое главное, что каменная красавица - Коромыслова башня, построенная в 1511 году, радует нас уже более пятисот лет!




Послесловие:

Использованы материалы из книги Нижегородские предания и легенды / Сост. В.Н. Морохин. - Горький: Волго-Вятское кн. изд-во. - 1971. - С. 21-34.

 *Стихи: Навроцкий Александр Александрович. Родился 1839 году, учился в Военно-юридической академии. Сотрудничал в журнале "Русская речь". Автор широко известной песни "Есть на Волге утес", издал несколько книг. Умер в 1914 году.

 ** Стихи: Садовников Дмитрий Николаевич. Родился в 1847 году в Симбирске. Известен как собиратель фольклора Поволжья. Всенародное признание обрела написанная на его слова песня "Из-за острова на стрежень..." умер в 1883 году.


Рецензии
Все легенды об Алёне с коромыслом написаны в XIX веке. Ни одна из них не имеет ничего общего с действительностью с чисто физической точки зрения.

Коромыслова башня одна из самых верхних точек Кремля от неё спускаться, а затем подниматься с реки Почайны - это совершено нелогично и максимально физически трудно. Из самой Коромысловой башни нет выхода. Есть тайный выход из соседней Тайницкой башни к Почайне или ворота в Никольской.

К тому же нужно понимать, что под Коромысловой башней тогда не было Зеленского съезда, а был непроходимый ров. Никакая Алена не шла за водой от Коромысловой башни к Почайне просто потому, что внутри Кремля были свои источники воды и главный из них - это пруд около Дмитриевской башни. Зачем идти от Коромысловой башни до Почайны, дважды преодолевая перепад высот в 80 метров под уклоном более 45 градусов, когда до пруда внутри Кремля менее 500 метров?

Ради развлечения попробуйте сами спуститься вниз от Коромысловой башни к Почайне, а потом подняться обратно с двумя вёдрами воды.

И самое главное, что в источниках XVI-XVIII веков Коромыслова башня упоминается как Карамышева башня. Если сейчас приглядеться к ней то видно, что в отличии от остального Кремля, в основном сложенного из красного кирпича, Коромыслова башня и часть прилегающей к ней стены более чем на половину сложены из белого камня, как раньше на Руси церкви строили. Это было дороже и сложнее, но тогда ещё итальянцы секрет красного дешёвого кирпича к нам не привезли.

Так вот белокаменный Кремль в Нижнем начали закладывать в 1374 году. В те годы воеводой в Кремле был боярин Семён Карамышев. Логично, что именно он и отвечал за строительство каменного Кремля. В 1377 году Нижний Новгород, к сожалению, был сожжен и разорён. От всей постройки осталась лишь одна башня с куском стены, которую народ продолжал называть Карамышевой. Остальные укрепления Кремля долгое время оставались деревянно-земляными.

Спустя века кто такой Карамышев нижегородцы подзабыли и по созвучию стали именовать Карамышеву башню - Коромысловой, тем более, что визуально она с двумя стенами по бокам действительно похожа на девушку с коромыслом. Ну а уже в XIX веке были придуманы легенды на основе средневековых европейских обычаев.

Денис Вотинцев   21.08.2025 13:00     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.