С Днём Шахтёра!

Всех тружеников, причастных к добыче чёрного золота, поздравляю с Днём шахтёра.  Думаю, что из своих восьмидесяти, отдавши 49 лет угольной промышленности, имею на это право.  Тем более, что один раз я в шахте всё-таки был. Опустился в августе 1960, выехал в апреле 2009 года.
О шахтёрах так много написано, что всё объять  невозможно. Выкладываю несколько цитат из песен: молодым – для знакомства, пожилым – для воспоминания.

Что ты знаешь о солнце,
Если в шахте ты не был,
Если солнце ты видишь с утра.
Только тот ценит солнце
И высокое небо,
Кто поднялся с зарей на гора.

Все течет уголек по конвейеру
На горах лето, брат, пахнет клевером
На заре клеть поднимет нас к солнышку
Как там фляги? - Водицы на донышке.


Тускло светит коногонка, где-то капает вода
Нас с Иваном завалило, неужели ж навсегда
Вспомним, люди, о тех, кто сейчас под землей,
Вспомним смелых парней, обуздавших забой,
У солдат автомат, а у них молоток,
Вспомним, люди, о тех, кто дает уголек.

У идущего наверх шахтера
Только зубы блестят да глаза,
Но в глазах этих столько задора,
Что забыть никогда их нельзя.

Каждый день под землей - каждый день на войне
Не привыкнут шахтерские жены
Обушок, молоток иль лопата в руке
В лаве, словно боец окруженный.
Все течет уголек по конвейеру
На горах лето, брат, пахнет клевером
На заре клеть поднимет нас к солнышку
Как там фляги? - Водицы на донышке.

В нашей жизни яростной, яркой, многоликой
Путь прошел немалый каждый рядовой.
От Петра Великого до любви великой.
К шахте и карьеру, к вышке буровой.
И точно знаю:
Для нас
Земля родная -
Донбасс!
До скорой встречи, небо голубое!
Считай, что мы ненадолго ушли.
Шахтер не видит солнышка в забое,
Но достает его из-под земли!

Поет душа моя, и дело ладится,
Друзья хорошие вокруг меня.
В забое чудится порой, что светят ласково
Глаза любимые, как два огня.

Не космос - метры грунта надо мной,
И в шахте не до праздничных процессий,-
Но мы владеем тоже внеземной -
И самою земною из профессий!

Когда рассвет над миром расплескается,
Едва сойдет с небес ночная мгла,
Шахтер под землю для того спускается,
Чтоб на земле хватало всем тепла.

Снова смена, наша смена -
Опускаюсь в угольный забой.
После смены непременно
Мы опять увидимся с тобой.

Говорил мне мой приятель
(стольный он предприниматель):
«Ты шахтёром стал зачем?
Оплошал, дружок, совсем!
И в Ростовском ты Донбассе
Проживаешь, брат, напрасно.
«Подвизался» бы в Москве.
Жил бы счастливо вполне».
Отвечаю нуворишу:
«Чушь полнейшую я слышу.
Добываю я, браток,
Лучший в мире уголёк!»

Надежные ребята,
Проверенный народ -
Шахтерская бригада
Опять в забой идет!
Во мглу седой планеты
Легли у нас пути:
Свети, звезда победы,
Геройская, свети!

Коногон бывалый
Выводил из лавы
Старую кобылу –
Расплескала силу.
По стволу крутому,
Веря коногону,
Спотыкаясь, плача,
Шла слепая кляча.
Непростая работа
Под землею у нас,
Капли черного пота
Жемчугами у глаз.
Мы тепло людям дарим,
И идет с давних пор:
- Руку дружбы, товарищ,
Руку дружбы, шахтер!

Спят курганы темные,
Солнцем опаленные,
И туманы белые
Ходят чередой.
Через рощи шумные
И поля зеленые
Вышел в степь донецкую
Парень молодой.

Вечер над лунной дорожкой
Звездный раскинул шатер.
Тихим баском под гармошку
Вальс напевает шахтер.
Где-то гитара смолкает,
Чей-то затих разговор...
Годы былые свои вспоминает
Старый шахтер.

Мне с детства это нравится,
Мне с детства это помнится:
Луна над терриконами
И  шелест ковыля.
Смотрю в глаза товарищей -
И сердце счастьем полнится,
Земля моя шахтерская,
Шахтерская земля.

Сегодня свадьба у шахтера,
На свадьбу гости собрались.
Застолье, песни, разговоры
Про все, а главное - про жизнь.
Сменяют пляску звонкой песней,
Не спит шахтерский городок,
Поют про все, что интересно,
Но чаще все ж про уголек!

Опять передо мной освещенная шахта,
Трудна и почетна шахтерская вахта.
Трещит и ломается угольный пласт -
Он черное золото Родине даст.

Донбасс родной, наш край привольный,
Застольный твой закон таков:
По чарке выпьем мы сегодня
За наших стариков.
По чарке поднимем и выпьем сейчас
За тех, кто прославил Донбасс,
За старых и молодых
Шахтеров - друзей боевых.

Есть такой говорок:
Будто я - вельможа,
Если я уголек
Добываю лежа!

Когда мы идем после смены
Степною дорогой пыля,
Дороже еще и милее
Нам кажется эта земля.
Мы долго любуемся солнцем
Глаза прикрывая рукой -
Такие сердца у шахтеров,
Шахтерский характер такой.

Опять к концу подходит смена,
И к солнышку подъем.
Спускается, спускается подмена,
И так вот день за днем.
Для нас дороже нет на свете
Забоя своего.
Один у нас, один у нас за всех в ответе,
Все - за одного.

Нам вовек не забыть
Наших трудных дорог,
Пятилеток минувших
Кипучие планы,
Как в забой уходил
Молодой паренек,
Ставший звонкой легендой
Земляк наш Стаханов.

Земля, ты звезда голубая,
Ты поле и краски зари…
Но знаем, что ты не такая -
Иная совсем изнутри.
И надо родиться шахтером,
Чтоб дремлющий пламень найти,
Подземным сырым коридором
С друзьями на смену идти.

Уже засыпает мой город любимый,
А ты не уснешь, не уснешь до утра -
С друзьями сойду я в земные глубины,
Чтоб солнце к рассвету подать на-гора.

Я работаю, как вельможа,
Я работаю только лежа.
Не найти работенки краше,
Не для каждого эта честь.
Это - только в забое нашем:
Только лежа - ни встать, ни сесть.

Старая шахтерская песня
Через минуту над вагоном
Уже стоял народ толпой,
А коногона к шахтной клети
Несли с разбитой головой.
Гудки тревожно загудели,
Народ валит густой толпой.
А молодого коногона
Несут с разбитой головой.

Теперь я твердо знаю -
Здесь путь моих побед:
Людям добываю
Я тепло и свет.

К солнцу меня поднимала
Быстрая шахтная клеть -
Как ты ждала, ждала меня, мама,
Сердце умела согреть!

Вижу, вижу - летят эскадроны,
А вдали, как холмы, терриконы
Все стоят, как былинные шлемы,
У истоков грядущей Поэмы.

Хорошая планета - шар земной
С ее полями, ливнями, садами,
А как она прекрасна в час ночной
В сиянии огней над городами!

Чтоб на земле огни гореть могли,
В сердцах людей спокойствие рождая,
Мы добываем свет из под земли,
Мы солнце из оков освобождаем!

Пока в груди шахтерской сердце живо
И в сердце кровь сыновняя тепла,
Хочу, чтоб песня с врубовкой дружила,
Варила сталь и в глубь ствола вела,
Клепала клети, и вздымала зданья,
И на лесах большого созиданья
Примером высшей доблести была.
Донбассу жить!.. Сирена шлет сирене
Горняцкой дружбы благовест стальной:
Донбасс никто не ставил на колени
И никому поставить не дано!


Рецензии
Намешали здесь чёрте что.
1. Если Вы работали в шахте в лаве, то вряд ли разместили бы это:
"У идущего наверх шахтера
Только зубы блестят да глаза,
Но в глазах этих столько задора,
Что забыть никогда их нельзя."
Идущий шахтер наверх от усталости плетется, т.к. отработал смену.
2. На своей страничке у Вас большой список грамот. Для чего это? Чтобы
зашедший на страничку априори уверился в высоком художественном уровне творений или что-то другое?

Николай Киселев-Полянский   22.09.2018 15:49     Заявить о нарушении
Вы правильно подметили , что я в лаве не работал. В шахте был один раз. Опустился в августе 1960 года, выехал в мае 2009 года. Один год не дотянул до юбилея. Правда, каждый день, иногда через два дня приходилось выезжать чтобы поесть и поспать. Работал горнорабочим, проходчиком, забойщиком, слесарем, машинистом электровоза, машинистом-механиком угольного комбайна, горным мастером, заместителем начальника добычного участка, потом - начальником. На гора всегда выходил бодрый и радостный. Отец и дед тоже работали в шахте. У Вас со здоровьем проблемы, поэтому и плелись.
Грамоты не украл, получил за активную работу на сайте ПРОЗА.РУ. Провёл три конкурса, несколько раз был членом жюри, брал интервью для публикации в электронном журнале. Почему бы не похвастать? У меня они и дома висят вместе с орденами и медалями. Люди смотрят, восхищаются. Если Вам это неприятно, напишите,я уберу. Скорее всего это зависть. Но я не обижаюсь. Что до качества моих работ - я такой же графоман, как и все здесь. В стол писал давно. На сайте зарегился в год ухода на пенсию.

Николай Шунькин   22.09.2018 22:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.