Сюрреалистическая Марбелья. Застывшие в камне

На авторском фото - бронзовые скульптуры Дали "Космический слон", "Человек на дельфине", "Персей, победивший медузу Горгону";   стела с названием города. Парк Аламеда, Марбелья, Испания.




Небольшой курортный городок Марбелья на юге Испании лет 70 назад был маленькой рыбацкой деревушкой. Прекрасные песчаные пляжи тёплого Средиземноморского берега в период появления индустрии отдыха сделали из него жемчужину. И теперь это излюбленное место посещения многих туристов.

Между старым городом с узкими улочками и пляжем вырос целый квартал современных многоэтажек, обрамляющих улицу Авенида дель Мар. Когда-то здесь был разбит сквер Пасео-де-ла-Аламеда, посажены тропические растения. А кованые скамейки в сквере украшены необыкновенно красивой изразцовой плиткой азулежу - наследием мавританского владычества. Сегодня растительность сквера выросла и он благоухает зеленью. 

А улицу превратили в пешеходную аллею с подземной автостоянкой. Кстати, в жаркой Испании это очень распространено - делать паркинг в несколько этажей под улицами и площадями. И после 37-градусной жары спуститься на три-четыре этажа вниз - одно удовольствие! Подземная прохлада в такую жару спасает.

Сегодня сквер расширили, и эта территория между Старым городом и пляжем называется парком Аламеда. А в самом начале парка, возле пляжа, расположился музей скульптур под открытым небом.

Начинается просмотр со скульптуры "Памятник свободе слова" работы мадридского скульптора Эдуардо Сориано. На аллее ещё несколько его работ. И они резко отличаются своей простотой и понятностью от скульптур Сальвадора Дали, что выставлены здесь же.

Да-да, Сальвадор Дали и Гала, как говорят экскурсоводы, подарили эти скульптуры  городу Марбелья! В других источниках пишут, что скульптуры были куплены на деньги муниципалитета. И что все они - подлинники!

Но вот более глубокое изучение этой темы заставляет сомневаться в их подлинности. Дело в том, что мир узнал о Дали - скульпторе благодаря испанскому ценителю искусства коллекционеру Исидро Клоту.

Дали был многогранен в своём творчестве, и даже писал романы и сценарии к фильмам. Как художнику-сюрреалисту ему было тесно в двухмерном пространстве. И он начал создавать скульптуры.

Безусловно, все они копируют его героев, запечатлённых на холсте. Но, благодаря объёмности, образы приобрели дополнительную выразительность. Дали лепил восковые модели, а Клот, выкупивший их у Дали, заказывал их бронзовые отливки.

Все оригиналы хранятся в его частной коллекции. А вот многочисленные третьи и четвёртые копии украсили многие музеи мира и площади городов.

На сегодняшний момент в европейских и американских музеях находится более 300 копий фигур.

Например, бронзовые копии темы "текучее время" украшают набережную Темзы в Лондоне и главную площадь столицы княжества Андорра, привлекая внимание туристов.

Последняя была подарена Андорре Энрико Сабатеро, который двадцать лет был близким человеком и доверенным лицом Сальвадора Дали.

Скорее всего, и на аллее в Марбелье выставлены бронзовые копии его работ, приобретённые муниципалитетом города у доверенных лиц.

Все скульптуры Дали, как я уже отметила выше, являются воплощением хорошо знакомых сюрреалистических образов в живописи.

Здесь есть и "Космический слон", и "Человек на дельфине", и "Гала, высовывающаяся из окна", и "Сидящий Дон Кихот", и "Лошадь в падении со всадником". О болезненном воображении автора я уже писала. И скопированные с картин в трёхмерное измерение образы кажутся настоящими монстрами.

Но город от этого ничего не теряет. Только наоборот. Приток туристов из года в год увеличивается. А фешенебельные отели вдоль песчаного пляжа растут, как на дрожжах.

В наше время, время искажённого понятия красоты, преобладания в искусстве иллюзий и парадоксов, страшилки только притягивают зрителей. Здесь никогда не бывает пусто, и группы с проезжими туристами, направляющимися с побережья в международный аэропорт Малаги, что в 70 км от Марбельи, фотографируются на память возле уродцев. И только дома удаётся рассмотреть и понять, возле какого диковинного зверя ты сфотографировался.   

Фантазии больного ума, застывшие в камне (бронзе), для будущих поколений будут доказательством того, каким уродливым было сегодняшнее время. А таблички возле аллеи будут гласить: "Таким наши предки хотели видеть будущее".

Во всяком случае, хотелось бы так думать. Что нашими потомками будет цениться настоящая красота!





Более подробно "Союз мистификатора и авантюристки" (о Сальвадоре Дали и Гала) - http://www.proza.ru/2014/11/14/12


http://www.proza.ru/2016/09/04/1095 - "Закат Италики. Застывшие в камне".


Рецензии
Ваши рассказы об интереснейших городах и странах,Татьяна,всегда не двухмерны,а обьемны,поэтому читаются с увлечением.Странный мир сюрреализма,так иногда думается,возник не случайно.Он стал провозвестником новой нашей странной Эпохи,где красота и уродства соседствуют не только в умах людей,но и во всех сферах жизни,и это скорее данность,чем кем- то специально созданная реальность.
Спасибо,новых Вам путешествий и впечатлений

Дарина Сибирцева   05.09.2016 20:47     Заявить о нарушении
Спасибо, Дарина, согласна с Вами. Никем специально не созданная, так получилось. Так бывало и раньше, накануне назревающего нарыва. Например, гротескное искусство Франсиско Гойя в период брожения Испании. Сюрреализм и абсурдность в искусстве Европы, в том числе и Дали (до 1941 года) - накануне вызревания фашизма в Германии.
Поэтому и сегодняшнее время не исключение - брожение в умах людей. С уважением, всегда рада Вашему глубокому и вдумчивому прочтению.

Татьяна Дмитриева Рязань   06.09.2016 07:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.