246 Знаки классной квалификации 25 10 1973

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК-СКР «Свирепый» ДКБ ВМФ 1970-1974 гг.».

Глава 246. Балтийское море. ВМБ «Балтийск». БПК «Свирепый».  Знаки классной квалификации. 25.10.1973 г.

Фотоиллюстрация из открытой сети Интернет. Знаки классной квалификации МО СССР: «Мастер военного дела» (1954-1968), «Специалист 1 класса», «Специалист 2 класса», «Специалист 3 класса» (1954 – современность).   

В предыдущем:

Что надо человеку, молодому мужчине, молодцу для самоуважения и уважения других!?

Просто надо преодолеть свой страх, смущение, неловкость и неверие в свои силы, и ты непобедим…


В четверг 25 октября 1973 года на БПК «Свирепый» всем в экипаже стало ясно, что наш корабль не пойдёт в Средиземное море на БС (боевую службу), но он остаётся дежурным боевым кораблём 128-й бригады 12-й дивизии ракетных кораблей ДКБ ВМФ, в постоянной готовности немедленного выхода в море по команде «Боевая тревога», «Товсь!» и «Огонь!»…

Погода в середине октября 1973 года нас не баловала, 22-24 октября 1973 года моросили дожди, а ночью температура понижалась до минус 5,6°С, днём было теплее, но не более плюс 5,4-6,5°С. Только 25 октября 1973 года не было дождя, температура утром была плюс 3,3°С, днём 4,9°С, а в полдень – плюс 6,6°С.

«ДМБовские годки» ноябрьского призыва 1970 года откровенно «волынили» исполнение своих должностных и функциональных обязанностей, то есть «играли ДМБ». Они умышленно затягивали выполнение любых работ, перекладывали их на «молодых», нарочито медлительно двигались, показно держали руки в карманах штанов, тянули слова в речи, медлили в движениях и практически внешне никак не реагировали на приказы и указания командиров и начальников. Они были «ДМБовскими годками» и по традиции «клали» на службу «большой болт с газовой резьбой»…

До сих пор не знаю, что означает в этом жаргонизме слова «с газовой резьбой», вероятно, это синоним «трубной резьбы», то есть крупной…

Да, «ДМБовские годки» традиционно в конце своего срока военной службы начинают игнорировать её, постепенно выводить интересы службы из сферы своих интересов.

«ДМБовские годки», как правило, в самом конце срока службы «забивают» на всё и на всех, перестают нести вахты и выполнять будничные работы, занимаются только своим «ДМБовским аттестатом», чистят, дрят и холят свою «ДМБовскую форму» и очень раздражаются, когда их «ДМБовский выход» или «ДМБовские выходки» получают негативную оценку и реакцию командиров и офицеров.

В последние недели и дни перед ДМБ жизнь молодых матросов осложняется, потому что они вынуждены теперь работать и нести вахтs не только за себя, но и за «того парня», то есть за «ДМБовского годка»…

Правда, не все «ДМБовские годки» «забивают» на службу. Большинство из них хорошо понимают, что их мастерство и опыт крайне важны и нужны кораблю, молодым матросам, службе боевого корабля. Поэтому эти недели и дни перед ДМБ, как правило, «ДМБовские годки» посвящают ускоренной передаче служебных дел и обязанностей своим преемникам.

Вот почему апрель и октябрь – это периоды усиленной боевой учёбы, сдачи «молодыми» и «годками» экзаменов на классность и мастерство, получение знаков отличия классной квалификации.

Все моряки на Военно-Морском Флоте в самом начале срочной, то есть ограниченной по сроку службы имеют звание «матрос». До 1946 года моряки ВМФ СССР имели звание «краснофлотец». Матрос – это первоначальное или рядовое звание военнослужащего ВМФ.

Матросы, получившие первоначальное специальное образование, например, радиометристы, рулевые, сигнальщики, техники, электрики и т.д. уже являются специалистами военно-морской службы.

Матросам, сдавшим соответствующие квалификационные экзамены-испытания, присваивается первое командирское звание – старший матрос и квалификация «специалист 3 класса». Старшие матросы – это командиры групп матросов или помощники командира отделения (старшины).

Звание «старший матрос» и квалификацию «специалист 3 класса» обычно присваивают молодым матросам в первый год службы «за образцовое выполнение служебных обязанностей и примерную воинскую дисциплину», за образцовое поведение в экипаже корабля, за образцовое соблюдение норм корабельного устава ВМФ. Старшие матросы, как правило, в период отсутствия командиров отделений, то есть старшин и «годков», заменяют их.

Очередная смена матросов срочной службы на корабле сопровождается очередными экзаменами и испытаниями на классность и присвоением матросам и старшим матросам звания «старшина второй статьи».

Звание «старшина второй статьи» введено на флоте 2 ноября 1940 года и соответственно сопровождается уровнем квалификации «специалист 2 класса». Старшина второй статьи – это опытный боевой моряк-матрос или старший матрос, могущий самостоятельно нести вахту на боевом посту или в группе, обладающий навыками взаимного замещения других матросов, знающий свою «матчасть», своё оборудование и оружие, умеющий выполнять все необходимые профилактические и ремонтные корабельные работы.

Звание «старшина второй статьи» и квалификацию «специалист 2 класса» обычно присваивают матросам и старшим матросам через год службы на корабле, после БС (боевой службы) или учебно-боевого похода корабля в море (со стрельбами). Также это звание и квалификация присваивается «за образцовое выполнение служебных обязанностей, примерную воинскую дисциплину, успехи в боевой и политической подготовке».

Звание «старшина первой статьи» и соответственно «специалист 1 класса» также введено на флоте с 2 ноября 1940 года и соответствует обязанностям по управлению группой, отделением или командой матросов боевого поста, по практическому обучению матросов конкретным служебным обязанностям.

Звание «старшина первой статьи» и квалификацию «специалист 1 класса» присваивают наиболее отличившимся старшинам через два года службы на корабле, после успешной БС (боевой службы) или учебно-боевого похода корабля в море (со стрельбами). Это звание и квалификация присваиваются только «за образцовое выполнение служебных обязанностей, примерное содержание и использование боевого поста, оборудования, вооружения, за успешное управление подчинёнными матросами и старшинами, за несомненные успехи в боевой и политической подготовке».

Дальнейшее служебное поощрение на флоте осуществляется присвоением звания – главный старшина (заместитель командира боевого поста, группы, команды) и главный корабельный старшина (старшина боевой части). Однако в данное время (1973 год) эти звания военнослужащих срочной службы на флоте были уже редкостью…

Только к концу военной службы все «годки» начинают «прозревать» и сдают экзамена на классность, чтобы «сыграть ДМБ» со знаком классного специалиста. При этом они стараются получить эти знаки-значки «по-честному», то есть «по делу», «за дело», по-настоящему.

Дело в том, что классная квалификация любого военнослужащего является доказательством его профессионального уровня военного, специалиста, военного должностного звания. Обладатель знака-значка специалиста 3, 21 и 1 класса по праву считается моряком, достигшим «необходимого профессионального уровня мастерства в исполнении должностных обязанностей и успешно сдавшим квалификационные испытания».

Вот почему «ДМБовские годки» должны иметь знаки классности, чтобы при приёме на работу или на учёбу принимающие знали – к ним пришёл не просто воин-матрос-моряк, а профессионал.

Кстати, если кто-то из матросов старшин моряков-срочников замещает должности высших офицеров, то им «присваивается классная квалификация «мастер» без прохождения испытаний на весь период замещения этих воинских должностей». Так что Славка Евдокимов мне «все уши прожужжал», говоря: «Ты, Суворов, замещая офицерскую должность комсорга БПК «Свирепый», без всякого должен быть «мастером», «главным старшиной» и т.д.»…

Увы, я не так болел честолюбием, как некоторые «ДМБовские годки» и даже не планировал и не стремился к «высоким должностям», принимал всё, как есть, «что будет, то будет, а «гребовать аксельбанты и эполеты не буду».

Присвоение классной квалификации было делом сложным, официальным и ответственным. Третий класс квалификации присваивался приказом командира корабля, второй класс – приказом командира бригады соответствующих кораблей, а первый класс – приказом командующего или командира оперативного или оперативно-тактического соединения боевых кораблей. Командующий Балтийским флотом имел право присвоить классную квалификацию мастера…

Первая классная квалификация «3 класс» присваивается (подтверждается) не ранее чем через 3 месяца со дня начала военной службы, а последующие классы (2 класс и 1 класс) не ранее чем через 3 месяца со дня присвоения предыдущей классной квалификации.

Квалификационные испытания на классность проводятся только после соответствующего обучения и тренировок на подведомственном оборудовании и вооружении. При этом самое главное – это результаты практического использования и применения этого оборудования и вооружений.

Ежегодно на БПК «Свирепый» работали специальные комиссии по проведению испытаний на присвоение (подтверждение, повышение, снижение и лишение) классной квалификации. Главной задачей этих комиссий было выявление фактической реальной и действительной военной подготовки матросов и старшин.

Поэтому «годки» и особенно «ДМБовские годки» БПК «Свирепый» в конце службы весьма ревностно, чётко, быстро, эффективно, то есть мастерски, выполняли свои боевые обязанности. При этом они тренировали («гоняли») молодых матросов, готовили себе смену.

Кстати, «годки» и «ДМБовские годки» естественно и неизбежно сами выполняли те же обязанности, что и руководители квалификационных комиссий, то есть: руководили, контролировали, организовывали, испытывали и оценивали результаты испытаний. Таким образом, они сами испытывали самих себя…

Эта традиция пришла на БПК «Свирепый» вместе с «годками» самого первого экипажа, с выходцами с других боевых кораблей ДКБ ВМФ, в частности, с БПК «Бодрый». Эти «бодрые» годковские традиции боевой учёбы и боевой подготовки в полной мере испытал на себе и я, рулевой БЧ-1 БПК «Бодрый» в декабре 1971 – феврале 1972 г.

В октябре-ноябре 1973 года командиры боевых частей БПК «Свирепый» представили командиру корабля кандидатов на присвоение классной квалификации и соответствующих званий, программы боевой или специальной подготовки. Эти представления оформляются приказом командира корабля о допуске к испытаниям за десять дней до начала испытаний.

В ходе инспекторских, итоговых или контрольных проверок и испытаний квалификационные комиссии оценивают уровень теоретической и практической боевой подготовки кандидатов, слушают их, читают их характеристики.

По результатам оценок классная квалификация определяется так: 3 класс присваивается, если не менее 70 процентов оценок «хорошо», а остальные – «удовлетворительно», 2 класс, если по всем показателям оценки только «хорошо», а 1 класс, если 70 процентов оценок «отлично», а остальные – «хорошо».

Если к теоретическим знаниям требования были «щадящими», то боевые нормативы времени и правильных действий комиссией оценивались очень жёстко.

Особенно ценились практические навыки, командирские и профессиональные действия при проигрывании-испытании каких либо ЧП (чрезвычайных происшествий), отказов, поломок, неисправностей и т.д. Тут уж наши ребята показывали прямо чудеса и подвиги, потому что во время БС (боевой службы) мы научились быстро и правильно реагировать на любые неприятности…

Матросы и старшины БПК «Свирепый» очень радовались и гордились успехами в квалификационных испытаниях, а командир корабля, капитан 3 ранга Е.П. Назаров, замполит, капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин, и я, как комсорг корабля, их в этом всячески поддерживали и поощряли. Например, я сделал специальный небольшой стенд «почёта» с фотографиями-портретами наших классных специалистов.

По результатам испытаний составлялись соответствующие экзаменационные ведомости, акты и заключения квалификационной комиссии, издавались соответствующие приказы и морякам торжественно вручались квалификационные знаки Министерства обороны СССР и удостоверения к ним.

Удостоверения были «корочками» синего или красного цвета с тиснёной надписью: «Удостоверение. Министерство обороны СССР». Сверху слова «удостоверение» пятиконечная звезда с серпом и молотом внутри.

Внутри удостоверения слева место для фотографии, изображение пятиконечной звезды с серпом и молотом внутри  и текст: «Удостоверение классного специалиста Вооружённых Сил СССР. Серия, номер. Воинское звание. Фамилия, имя, отчество. Командир части (корабля). Место для подписи командира и даты.

На следующей странице удостоверения текст: «Присвоена классная квалификация при выдаче удостоверения (наименование класса квалификации). Присвоена приказом (источник, номер и дата приказа). Стаж практической работы (количество времени). Командир части (корабля). Место для подписи командира и даты. Слева от подписи командира место для печати части (корабля).

Знак классной квалификации представлял собой «варяжский щит со скошенными плечами и расположенной наверху окружностью, в который вписана красная пятиконечная звезда с серпом и молотом и лучеобразной насечкой под эмалью».

Щит был «обрамлён широким золотистым пояском, по которому на плечах щита и снизу разместились лавровые ветви».

Внутреннее поле щита «покрыто синей эмалью, под которой сделана точечная насечка, а по центру размещена белая буква «М» или цифры «1», «2» и «3» с золотистым буртиком».

Знаки классной квалификации МО СССР размером 43 х 30 мм изготавливались из металла под названием «томпак». К форменке и к одежде эти знаки крепились при помощи штифта и гайки.

От начальника РТС БПК «Свирепый», капитан-лейтенанта К.Д. Васильева, который тоже гордился своими знаками классной квалификации, я узнал, что «единый нагрудный знак для классных специалистов сержантского и рядового составов» ВС СССР был учреждён приказом Министерства обороны СССР № 122 от 13 июля 1954 года.

Высшим знаком, конечно, считался знак «Мастер военного дела» (с буквой «М» на щите), который можно было получить матросам и старшинам до 1968 года. По авторитетности знаки следовали так (по нисходящей): «Специалист 1 класса», «Специалист 2 класса», «Специалист 3 класса».

Работая над книгой «Легендарный БПК «Свирепый», я узнал, что «идею знака предложил полковник А.П. Мастеров, курировавший в Техкоме ГИУ МО СССР разработку металлической фурнитуры, эскиз знака нарисовала художник Техкома A.M. Ильина, а сами знаки изготовлялись на Ленинградском монетном дворе и других предприятиях».

С 10 августа 1961 года по приказу Министра обороны СССР № 0085 классная квалификация и соответствующие знаки были введены и для офицерского состава ВС СССР.

Классная квалификация и соответствующие знаки не только выдавались, но и изымались…

Например, лишались классной квалификации те, кто по своей вине:

допускал аварию на вооружении, военной и специальной технике;
нарушал правила эксплуатации и сбережения вооружения, военной и специальной техники, которые из-за этого выходили из строя;
своими действиями или бездействием допускал гибель (увечье) людей, а также иные тяжкие последствия;
нарушал требования безопасности, повлёкшие за собой увечье или гибель людей;
нарушал правила несения вахты (боевого дежурства);
допускал раскрытие скрытного (кодированного) управления и безопасности связи;
не соблюдал меры противодействия техническим средствам разведки иностранных государств;
допускал разглашение сведений, составляющих государственную тайну;
не обеспечивал сохранности сведений ограниченного распространения, терял важные и секретные документы, описания, инструкции, руководства;
причинял материальный ущерб государству при исполнении обязанностей военной службы;
понижался в должности по профессиональным показателям;
отказывался от квалификационного испытания (аттестации или переаттестации).

За всё время военно-морской службы и службы на БПК «Свирепый» (1971-1974) я не помню ни одного случая лишения кого-либо из офицеров, мичманов, старшин или матросов экипажа корабля классной квалификации.

Мы служили Родине честно…


Рецензии