Порхов - этимология

На Шолоне Порховъ каменъ
Список русских городов дальних и ближних, ок. 1409 г.

1) Общая справка

Порхов — город на востоке Псковской обл. в верхнем течении реки Шелонь (бассейн оз. Ильмень) в 88 км от Пскова. Считают, что город основан в 1239 году как деревянная крепость Порховский городок  новгородским князем Александром Ярославичем (Невский), в ходе создания системы крепостей на реке Шелонь с целью защиты юго-западных подступов к Новгороду: «Князь Александр с новгородци сруби городци на Шелоне».
Первое упоминание о Порхове в летописных источниках относится к 1346 году. По реке Шелонь (см. статью Шелонь) проходили важные торговые пути из Новгорода в Псков и далее к литовским рубежам (водная дорога).

См. карту Шелонской пятины по писцовым книгам 1498-1576 гг.;
2) История и летописание

а) Краткая политическая история

В Новгородской республике река Шелонь - оборонительный рубеж, на ней строились поселения-крепости в связи с постоянной военной опасностью со стороны Литвы и Тевтонского ордена. Эта водная военно-торговая коммуникация связывала Псков и Новгород, из Шелони суда входили в ее левый приток — Узу, волоком перетаскивались в Череху, из Черехи выходили в Великую и прибывали в Псков.

Псков входил в состав Новгородской республики, в 1240 году был захвачен Тевтонским орденом, освобожден Александром Невским в 1242 г. В конце XIII века Псковские земли стремились к самостоятельности и экономически не зависели от Новгорода, здесь сформировалось боярство, стремившееся взять власть в свои руки. В 1348 году был подписан Болотовский договор, по которому Новгородская республика признавала независимость Псковской республики. Исследователи считают, что фактически Псков был независимым уже при князе Довмонде (из литовских князей, 1240-1299, причислен к лику святых православной церковью в XVI в.).

б) Летописание

Новгородская первая летопись младшего извода; http://litopys.org.ua/novglet/novg.htm

* В лето 6854 [1346].Того же лета прииха князь Литовьскыи  Олгердъ съ своею братьею съ князи  и со  всею  Литовьскою землею, и ста в Шелоне, на усть Пшаги рекы, а позывая  новгородцовъ: «хочю  с вами видетися; лаялъ ми посадникъ вашь  Остафеи Дворяниць, назвал мя псомъ».  И взя Шелону  и Лугу на щитъ, а с Порховьского городка и съ  Опоки  взя окупъ; а новгородци  выихаша  противу ему в Лугу и, въспятившеся въ город, позвониша веча…».

* В лето 6895 [1387]. …Того  же лета  благослови владыка Алексъи всь  Новъгород ставити  город Порховъ каменъ; и послаша новгородци Ивана Федоровича, Фатьяна Есифовича, и поставиша город Порховъ каменъ.

Итак, у нас есть письменное свидетельство (историческое основание), в 1346 г. существовал Порховский городок, а в 1387 году заложили г. Порхов «каменъ».
 
3) Существующая этимология

а) Википедия/Порхов

«Название. Некоторые авторы считают, что оно образовано от др.-рус. порхъ (не в значении «порох» как взрывчатое вещество, которого на Руси во времена основания города ещё не знали, а в значении «пыль, прах»). Эту версию подкрепляет предание, по которому основатель Порхова, новгородский князь Александр Ярославич, выбрал для строительства крепости на берегу Шелони место, где в воздухе стояла известняковая пыль.
Другие авторы полагают, что слово порхъ (или парохъ) имело также значение «белый камень» (т. е. известняк, добываемый в окрестностях города). Имеется также мнение, что название города образовано от личного имени Порх как притяжательное прилагательное с суффиксом –ов».

б) Новости краеведения Пскова;
«Название родственно слову «порхлый» — рыхлый, крошащийся, ломкий. Место, где начинался город, примечательно выходами на поверхность камня-известняка, которому присущи перечисленные свойства. Возможно, оно называлось Порховой, и появившаяся крепость получила готовое название. Но в древности бытовало и неканоническое имя Порх, которое приводится в словаре М. Н. Туликова (Тупикова?). Не исключено, что названием город обязан этому имени. … До XIV века деревянная крепость стояла на месте нынешней Поляковой мызы и была призвана защищать юго-западные подступы к Новгороду. В 1378 году новгородцы «перенесли» ее на один километр ниже по течению Шелони и обнесли стенами из плит камня-известняка».

4) Обобщение и вывод

а) Маловероятно, чтобы в окрестностях средневекового города (влажный регион) стояла «известковая пыль (прах)». Какова логическая связь имени с крепостью, многие средневековые крепости построены из известняка; город основан на кладбище, крепость-пыль? Пыль-прах - летает (развеять прах), ивр. ПАРАХ летать.
 
Необъяснима  связь с термином «порхлый» - рыхлый, ломкий, встречается только у Макса Фасмера, в древнерусской лексике зафиксирован термин «порохнети» – трухлявый, XVI в.; трухлявая крепость-город? Более поздние словари не знают такого слова.

Также и   «неканоническое имя Порх», фиксируется один раз в Словаре древне-русских личных собственных имен М.Н. Тупикова, С.-Петербург, 1903, с. 322: «Васюкъ Порхъ, землевладелец, 1504 г.». См. http://dlib.rsl.ru/viewer/01003717568#?page=1

В средневековье не было традиции называть населенные пункты именами живущих или живших людей (грех – не возводи себе кумира), поселение могли назвать в честь святых, апостолов (название церкви, прихода).

б) В летописании зафиксирован немецкий город Порхъ, однако никаких других сведений о нём найти не удалось.

* Новгородская Карамзинская летопись. Вторая выборка (1400-1450): «Того же лета князь Костянтин Дмитриевич съ псковичи взя немецкии городок Порхъ».

* Вологодско-Пермская летопись (852–1538 гг.) (1550-1590): «метцкои земле, овых посекоша множество и полониша, и взя Неметцкии город Порхъ».

Вывод

Топоним не имеет этимологии, высказанные версии неубедительны, их невозможно соединить с действительностью. Целесообразно рассмотреть термин в связи с сакральной этимологией и библейскими образами, тем более что имя исходит с уст деятеля церкви: «Того  же лета  благослови владыка Алексъи всь  Новъгород ставити  город Порховъ каменъ». Прямое указание на участие Церкви в выборе имени объекта.
 
Нам ясно, что Порхов основан как пограничный город на водном военно-торговом  пути, следовательно, в имени должна содержаться информация: о пути, дороге, пограничном рубеже или подобная. Реки в средневековье – пограничные рубежи и водные дороги; важнейшие коммуникации в непроходимом  лесном, речном и озерно-болотистом регионе, обеспечивали связь периферии с административными центрами.
 
5) Терминология иврита и библейский образ

а) Терминология

Приведем топоним в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни – ПОРХОВ = П+ОРХ+ОВ. У нас моментально выявляются рациональные термины иврита, которыми можно оперировать (помыслить их) в соответствии с социальной и природной действительности.

* П = ивр. ПЕ край, конец; рубеж, берег реки.

* ОРХ  = ивр. АРАХ  бродить, путешествовать, идти; производное - ОРАХ дорога, путь.
 
Общий  вид

ПОРХОВ =  П+ОРХ+ОВ = ивр. ПЕ край, конец; рубеж, берег реки + АРАХ   бродить, путешествовать, идти; ОРАХ дорога, путь + ОВ  местное окончание, или  ивр. АВ чаща леса. 
Итак, мы можем интерпретировать имя Порхов как  город, контролирующий путь, ведущий к пограничному рубежу - край, конец пути.

* Объяснение транслитерации

Иврит язык согласных букв, они принадлежат Богу (согласно традиции), гласные знаки (огласовки) начали применять с XI века и только в библейских текстах, для устранения разночтения терминов. Маловероятно, чтобы в XIII-XIV вв. в древнем Новгороде имелись огласованные библейские тексты. Составляя  сложное слово из нескольких понятий иврита, как имя географического объекта, монахи-переводчики сохраняли согласные (связь со словом  Бога), гласные менялись  в зависимости от  территориального диалекта или добавляли  в составное слово распространенное местное окончание.

См. статьи в Еврейской энциклопедии Брокгауза и Ефрона: Алфавит сравнительный и Транскрипция.

* См. стронг иврита 732, 734, АРАХ, ОРАХ;

* См. ПЕ, сокращение от ПЕА (край, рубеж, берег реки); Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, О.Н. Штейнберг, Вильно, 1878 г.
http://greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_376.htm

б) Библейский образ

* Книга Судей 5:6: «Во дни Самегара, сына Анафова, во дни Иаили, были пусты дороги (ОРАХ), и ходившие прежде путями прямыми ходили тогда окольными дорогами».

* Эзра 9:11: «которые заповедал Ты чрез рабов Твоих пророков, говоря: земля, в которую идете вы, чтоб овладеть ею, земля нечистая, она осквернена нечистотою иноплеменных народов, их мерзостями, которыми они наполнили ее от края (ПЕ) до края (ПЕ) в осквернениях своих».

* Исаия 19:7: «Поля при реке, по берегам (ПЕ) реки, и все, посеянное при реке, засохнет, развеется и исчезнет».

* Иеремия 4:29: «От шума всадников и стрелков разбегутся все города: они уйдут в густые (АВ) леса и влезут на скалы; все города будут оставлены, и не будет в них ни одного жителя».

Таким  образом, используя терминологию древнего иврита  и связав её с историей  и территорией Новгородской республики, мы выяснили содержание бессмысленного в русской лексике составного топонима П+ОРХ+ОВ. Точка (рубеж, граница) где заканчивается новгородский торговый путь (дорога) и начинается территория другого государства (Псковской республики).


Рецензии