Еще о Черном квадрате

 

Еще раз о Черном квадрате


В рецензиях к статье "Мона Лиза и Черный квадрат" обнаружилось много атак на Черный квадрат. Причина неприятия Черного квадрата понятна. Простота исполнения. Черный квадрат представляется всем издевательством, насмешкой  над здравым смыслом,  и  благородный гнев зрителей, жаждущих встречи с прекрасным, понятен.
 Однако, все эти доводы Малевичу, по-видимому, тоже были понятны, а также они были понятны и Кандинскому и Пикассо и Поллоку и Арчилу Горки и всем другим модернистам. Почему же они все, а также и искусствоведы принимают все это модернистское искусство, а некоторые упрямые зрители не хотят с этим "надувательством" мириться?
 Причина в том, что нужно рассматривать Модернизм как результат развития искусства, которое неизбежно  к Черному квадрату пришло.

Для этого давайте для начала посмотрим на верхнюю картину Роджера ван дер Вейдена  "Снятие с креста", которую он нарисовал в 1438 году. Задолго до Модернизма.

Что интересного  в этой картине?  Художник пользуется живописными приемами в ущерб правде и реализму. Очевидно, что костюмы участников и их позы выполнены таким образом, чтобы произвести наибольшее ВПЕЧАТЛЕНИЕ на зрителя.  Помните, что такое импрессионизм? Это впечатление.  Никакого соответствия с реальностью эта картина не имеет.
 
Какими искусственными приемами ("надувательством") художник достигает этого впечатления?
(посмотрите здесь репродукцию большего размера)

http://www.proza.ru/2016/10/22/288

Положения тела Христа и девы Марии повторяются, демонстрирую их родственную сущность и степень сострадания Марии. Цвет ее одежы и цвет тела Христа тоже в гармонии. Головы Марии Клеоповой (крайняя слева ) и Мариии Магдалины (крайняя справа) в оплакивающем одинаковом наклоне.  Иоанн Богослов в ярко красном хитоне, что несколько перевешивет картину на одну сторону, но отыгрывается красной одеждой,  держащего Христа Никодима, и красными рукавами Магдалины.  Золотое с узорами одеяние Иосифа Аримафейского должно уравновесить сильные акценты синего и красного Марии и Иоанна.
Не подумайте, что в пятнадцатом веке все так  рисовали. Картина ван дер Вейдена являние для своего времени из ряда вон выходящее. Искусствоведы говорят, что он предвосхитил Импрессионистов и Постимпрессионистов. Поэтому я ее и выбрал.

Какой же вывод из всего этого?  Живописцы с давних времен жертвовали реализмом во имя достижения большего впечатления и постепенно и неизбежно привели к абстрактной живописи, пример которой приведен справа от Рубенса в работе Арчила Горки.
Я должен заметить, что живописцы начинали с "модернизма" и лишь постепенно пришли к реализму. Представьте себе мысленно цепочку:  Рублев "Троица" - Джотто "Страшный суд" - Суриков "Боярыня Морозова" (Тут путь от абстракции к реализму очевиден). Надеюсь, никто не возразит, что Троица Рублева изображает нечто в реальном мире не существующее. Ее воздействие чисто импрессионистическое.

 Сравним теперь Рубенса с Арчилом Горки. Зритель  практически безразличен к тому, что там у Рубенса изображено. Большинство даже не подойдет к табличке, чтобы прочесть о сюжете. Зритель видит в центре нечто яркое - тело женщины, схваченное бородатым стариком. Картина изумительно уравновешена. В центре Борей крепко держит Оритию. Красный материал, параллельный телу Оритии, прекрасно гармонирует и создает великолепный цветовой акцент, привлекающий наше внимание. В левом верхнем углу крылья Борея уравновешены парой ангелов, неизвестно что делающих в правом нижнем углу. Великолепно!
А теперь посмотрим на "Агонию" Горки, которая уже без всяких, никому не нужных сюжетных глупостей, достигает того же эфекта.
Один из рецензентов пишет что Арчил Горки не вызывает у него никаких чувств.
А Похищение Оритии вызывает? Я представляю зрителя, который ужасно  переживает за Оритию и возмущен бессовестным поступком Борея.
Зритель даже не подозревает, что рубенсовское полотно действует на него только живописными средствами - ФОРМОЙ И ЦВЕТОМ. Это не "Свобода на баррикадах" или "Бурлаки на Волге".
Рубенсовское полотно уже пример абстрактного искусства.
У моего дантиста в кабинете висит картина Кандинского. Я даже не знаю, как она называется. Но мысленно окрестил ее как
"Зубная боль".

http://www.proza.ru/2016/09/16/2235

Вы можете изобразить зубную боль в реалистической манере?  Дантист в виде Сатира с клещами в руках?  Очень смешно.


Следующий после Арчила Горки идет условно - Поллок, а потом уже неизбежный Черный квадрат. Хотя Черный квадрат появился раньше, чем Поллок и Горки. Суть его не в живописном мастерстве, отсутствие которого в данном конкретном случае  так раздражает публику, а в  создании символа окончательной точки движения абстракционизма, содержащей в себе как бы все искусство, подобно черной дыре в космосе, содержащей в себе всю сбежавшуюся в него бывшую вселенную.







 


Рецензии
Для меня Черный квадрат - это загадка... и не стоит к картине относиться как к иронии Малевича...
а Вас, Михаил, очень интересно читать...

Валерий Кувшинчиков   06.04.2023 20:28     Заявить о нарушении
Чёрный квадрат откроет тайны тем, кто долго будет сосредотачивать своё внимание на нём или созерцать.
Хотя если долго смотреть на любой камень, он тоже способен открыть многие тайны бытия.
Главное настроится)

Кузнецова Екатерина Первая   14.03.2024 13:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 46 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.