Трубопровод

Нам, живущим на Крайнем Севере, хорошо известно не только о том, что Земля крутится вокруг своей оси, и потому существуют ночь и день, не только кружится вокруг Солнца, и потому существует год, но и покачивается из стороны в сторону. И потому существуют полярный день и полярная ночь. Это покачивание весьма заметно: на наших глазах день то стремительно увеличивается, то так же стремительно сокращается. Наглядно видно.
А тем, кто занимается определением местоположения чего-либо, так же наглядно известно о том, что никакое местоположение не является чем-то незыблемым и неподвижным. Ибо магнитный полюс Земли постоянно перемещается, и все ориентиры «север – юг» на самом деле – всего лишь условность. Нет никаких незыблемых северов и югов, они незаметно, но постоянно куда-то  смещаются. Это на глаз незаметно, конечно, но по приборам – видно ежесекундно. И не только в плоскости, но и, разумеется,  по вертикали тоже! Земля «дышит», земная поверхность не есть нечто неподвижное: она реагирует на всё. Даже сезонные холод и жара влияют на её высоту, не говоря уже о давлении горных пород в её недрах или приливном влиянии луны.
Итак, все мы находимся в вечно колышущемся, постоянно видоизменяющемся и всё куда-то перемещающемся разнонаправленном мире, в котором наше родное психологическое время, то почти замирает на месте, как например, в детстве, то зверскими темпами  сокращается - особенно ближе к старости. Время вообще вносит большую путаницу в нашу жизнь. Особенно – в финансовую, если  её не отслеживать постоянно. Строите вы, предположим, железную дорогу от Москвы на восток.
Построили её сначала до Казани. Поставили на учёт, как полагается. И по этому учёту числится: железная дорога «Москва – Казань» - одна штука. А вы дальше строите. И вот у вас на балансе появляются как бы новые железные дороги: «Москва – Екатеринбург», «Москва – Тюмень», «Москва – Омск», «Москва – Новосибирск», «Москва – Красноярск», «Москва – Иркутск» и так далее. Но, дорога-то – одна и та же! А по бумагам – их уже тысячи! И на каждую – своё материально ответственное лицо. Глупость? Конечно. Надо исправить? Безусловно. А что для этого нужно?  Не знаю.
Эх, тундра, тундра!.. Однообразно сумрачно-белая в декабре, ослепительно снежно-солнечная, как в горах, в марте-апреле, красновато-бурая  голая – в начале июня, ягельная голубовато-белесая с зелёными нежно-песчаными речными  берегами в июле, яркая пятнистая красно-золотая в середине сентября… Сколько же в тебе денег пропало не за понюх, за просто так! Безмерно… «Уму не растяжимо», как говорится.
Хотят, предположим, по тундре трубопровод проложить, как обычно, на сотни и тысячи километров. С чего начать? С изысканий. Затрачивают на изыскания сто-двести-триста миллионов, смотря какой километраж.  Может, пятьсот. Это нормально. Оно так и стоит. На изыскания уходит год. Это тоже очень даже быстро и нормально. Начинается проектирование. Сотни, а то и тысячи людей трудятся с осознанием того, что заняты очень важным делом, готовят документацию для строительства стратегически важного объекта. Всё прекрасно. Всё замечательно.  И тут…
Кого-то из самых главных акционеров компании осеняет насквозь гениальная мысль, почему-то до этого эпохального момента не пришедшая ни в чью дурную голову: трубопровод должен идти в другом месте! Там удобнее, там дешевле, и вообще, там ему больше нравится. И все до этого потраченные усилия и деньги – летят в тартарары. Заново – изыскания. Заново – проектирование. С учётом инфляции то, что стоило рубль, теперь стоит три рубля. Потрачен миллиард. Проходит ещё два года. Думаете, это всё? Нет. Это не всё. Это только начало длинной истории выбрасывания денег на ветер. Итак, в целом прошло три года. К власти в компании приходят другие люди и объявляют, что трубопровод должен всё-таки проходить по тому маршруту, который был избран первоначально.
Но прошло, как уже говорилось, целых три года: Земля дышит, материалами первоначальных изысканий пользоваться уже нельзя, потому что они устарели, земная поверхность изменилась. Это на глаз она всё та же, а для трубопровода – она уже совсем другая. И изыскания заказываются опять. Только теперь они – намного дороже. С учётом проектирования – ещё дороже. Счёт идёт на многие миллиарды.
И - опять всё коту под хвост. Потому что к власти приходят третьи люди, которым всё это – вообще до лампочки. Им надо продать компанию. Как можно дороже. А строительство пусть уже покупатели ведут. Однако, торги затягиваются на пару лет. Изыскания опять устаревают. И их снова заказывают.
И проходит ещё пара лет, после чего… от этого трубопровода вообще все отказываются. Потому что появились другие варианты…  И так – до бесконечности.
Эх, тундра, тундра! Люблю тебя осеннею порой, когда издали видно, что вся ты – ржаво-золотая от не нужных никому гниющих труб, железных дорог  и вбуханных денег.
Если всё сложить и посчитать, то, наверное, можно было бы на эти деньги оплатить несколько (не одну!) космических экспедиций до Марса и обратно. Кто говорит, что мы – нищие? Мы фантастически невообразимо богаты. Ни одна страна мира такого разгильдяйства не выдержала бы и давно уже умерла. А мы – да, запросто. Что тут скажешь?  У меня нет ни сил, ни желания возмущаться, истерить или что-то требовать. Всё это было до меня. И всё это было бессмысленно. Вспомним бессмертный роман «Мастер и Маргарита». Я в восхищении. Мне тундра нравится.


Рецензии
Здравствуйте, прочитала с большим удовольствием, и новую информацию получила. Спасибо. С уважением,Светлана.

Светлана Трихина   17.09.2016 15:44     Заявить о нарушении
Светлана, спасибо! А Вам нравится тундра?

Машин   17.09.2016 05:33   Заявить о нарушении
Да, я люблю севера и Камчатку.

Светлана Трихина   17.09.2016 15:44   Заявить о нарушении