Реальность и нереальность в практике психологическ

  Полное название статьи "Реальность и нереальность в практике психологического консультирования".

   При консультировании неизбежно сталкиваешься с тем, что и клиентам, и самому консультанту нужна какая-то реальность, на которую должно опираться сознательное «Я», чтобы избежать ошибок и заблуждений и чтобы ориентироваться во внутреннем пространстве коллективной души. В мире коллективных убеждений, догм, постулатов и законов, которые со временем перестают быть реальными или вообще никогда таковыми не являлись. Но эти «истины» живы и действуют сами по себе, даже не наполненные никаким содержанием.
 
   Они представляют собой формы, если привлекать к объяснению концепцию гештальтпсихологии или архетипы - аналитической психологии К.Г. Юнга. Но, чтобы не уйти в абстрактные рассуждения, оторвавшись от той реальности, которая поставлена во главу угла, отметим только, что здесь предлагаются к рассмотрению «формы» и «архетипы», не связанные с действиями физического тела.   

   Это словесно-логические «формы» или «архетипы», которые, даже будучи пустыми, определяют движение мысли и через нее движение масс и народов. А в массовом движении очень легко затеряться индивидуальности [1], двигающейся за лозунгами вместе со всеми. А если уж они наполнены хоть каким-то содержанием, якобы подтверждающим коллективную истину, то тогда эти «формы» становятся грозным оружием в среде, где они провозглашаются.

   Например, «Все мужики – сволочи!», «Все (извиняюсь) бабы – дуры!» - эти коллективные «истины» во многом определяют отношения полов между собой не только в какой-то конкретной ситуации, но и в течение всей их жизни, направляя ее в «прокрустово ложе» и делая нереальными и эти отношения, и самих людей.

   После сказок, где описываются разнообразные жизненные сценарии, по которым мы до поры до времени живем: «ждем  принца», «лежим на печи», но, которые оканчиваются одинаково - «всем мирком да за свадебку», мы вступаем в жизнь неизведанную, тайную, полную мистики и опасностей, но даже не подозреваем об этом. В ней мы движемся в потемках и жили бы сами по себе, если бы  не упомянутые выше «подсказки», которые носят отнюдь не сказочный характер и изменяют наши представления о самих себе и о тех, кто находится с нами рядом. И вот, бывшая «принцесса» становится «змеей», а «принц» - «животным, скотиной».
   
   Сказки продолжаются, но те превращения, которые с нами происходят, не расписанные в сюжетных вариантах послесвадебной жизни, не знакомы нам, а потому не угадываются и не являются бессознательными ориентирами. Действам же, разворачивающимся в каждой семье и в каждой душе, мы уже не приписываем характер волшебства или чуда, поскольку стали «взрослыми» и «умными», а объясняем их при помощи упомянутых «истин» или научных идей, очень «разумных» и очень рациональных.
   
   А научные идеи тоже бывают ошибочными, и мы не раз в этом убеждались: пример с Евклидовой геометрией (параллельные не пересекаются), «каналами» на Марсе, научным марксизмом. Отталкиваясь от научных идей, тоже можно пребывать в нереальности. Тогда, что же реальность? Пока не пришли к ней, попробуем от «обратного», попробуем обозначить нереальность.

   Наша «взрослость» - это первая и главная нереальность. Она  вводит нас в заблуждение и искажает нас: наше представление о себе, о других, друг о друге и о жизни в целом. Да, тело наше выросло и требует порой исполнения желаний далеко не сказочных, но вместе с ним «в глубину веков» отодвигается то, что составляет и цель, и смысл, и полноту жизни.

   То, что мы ищем потом в алкоголе, наркотиках, в виртуальной реальности и в «невероятной» реальности тоже: «Крокодилы, пальмы, баобабы, (извиняюсь, опять же) бабы», но уже не можем найти. И потому лишаемся покоя. Но замечаем характерные особенности: «Мужчины, они как дети, честное слово...», «Женщины, они как мамы, их мамы».

   Мужчины (не все, но многие) цепляются за что-то для них важное, постоянное, неизменное, пытаясь его сохранить. Женщины (не все, но тоже многие) постоянно пытаются это что-то изменить. И в своем упорстве чаще всего побеждают они. И потому, что дорога лежит через желудок, а мостят ее они, и потому, что есть у женщин еще и другие хитрости, которые мужчинам неведомы, но помогают тем изменять их до неузнаваемости. И состояние «до поросячьего визга», в котором некоторые мужчины нередко пребывают, вызывая едкие насмешки со стороны женщин, настолько же порочно в сравнении с этой «неузнаваемостью», насколько порочна святая дева Мария по сравнению с грешницей.

   Но и этому есть объяснение: «Чего хочет женщина, того хочет Бог», однако! Но ни в писаниях святых отцов [2,3], ни в Библии [4] этого изречения нет, разве что его изрекла Статуя Свободы. Про это изменение пойдет речь дальше, а пока хочется сказать: «Не выплескивайте с водой ребенка, иначе можете его потерять навсегда и ни доллары, ни евро, ни, к сожалению, даже рубли не помогут вернуть себя и ту реальность, которая пока еще существует».
   
   Пытаясь объяснить происходящее, начнем с интересной статистической закономерности, на которую мы бессознательно ориентируемся, объясняя себе и другим, что с нами происходит через год после свадьбы, через семь лет, семнадцать. Эта закономерность действительно отмеряет определенные интервалы семейной жизни, обозначенные семейными кризисами, но, к сожалению, не давая объяснений, почему они существуют, зато дает возможность ссылаться на нее на «законных» основаниях.
   
   И для многих семей эти «рубежи» являются роковыми не столько в силу внутренней логики развития их семейных отношений, сколько в силу своего общественного звучания, приобретения коллективного значения (некоего тайного смысла), который у каждой из них имеет свое конкретное содержание или не имеет его вовсе. Но зато теперь такое «знание» является четким руководством к действию для людей, объясняющих свое новое, а на самом деле банальное стандартное поведение, пришедшей (вдруг?!) «настоящей» любовью или поиском нового смысла и правды жизни, личностным ростом, духовным - благо, о нем так много все говорят.

   «Я-то меняюсь, а он (она) - нет. И, главное, не хочет, сколько я ни бьюсь!» А все, что происходило до этого, оказывается, только «мешало» этому духовному росту. И вот семьи начинают разваливаться, едва приблизившись к его началу.

   На этом этапе еще можно им помочь, если у них будет на то «добрая воля», и они пойдут к консультанту. И если на пути  к нему размножившаяся околонаучная, «сведущая» обо всем литература, а также многочисленные тренинговые занятия или новоиспеченные «гуру», предлагающие устроить встречу с самими  собой в толпе (?) таких же, желающих повелевать своей судьбой и чужими, не сделают их «новыми» и «горячо любящими» жизнь во всех ее проявлениях. А желтый горячий песок и теплые воды Красного моря завершат это превращение и отодвинут их от самих себя навсегда. Но с этим мы уже встречались ранее.

   Если рассматривать эволюцию взглядов в развитии, то дальше идут, конечно, гороскопы. Это следующая нереальность, которая из Ирин, Вась и Петь сделала «Львов», «Козерогов» и «Стрельцов». И теперь, чтобы объяснить свое состояние, поступки, настроения говорят: «Я же по знаку зодиака - ..., а он - ...» (подставьте Ваши), и поэтому мы с мужем (женой) абсолютно не подходим друг к другу. Теперь мне все стало понятно».

   Этих знаков 12 (двенадцать!), значит, каждый двенадцатый человек - такой же, как я или как Вы! Не встречал, что бы каждый двенадцатый, хотя встречаются все же в чем-то неуловимо похожие. И не думаю, что это одно и то же, что и 12 (тоже двенадцать!) колен Израилевых [4], в каждом из которых по 12000 человек тех, кто войдут в Царствие Небесное. Но 12, помноженное на 12000 человек, все же гораздо больше и все же обнадеживает: мы - разные. Тем более, что «человек», не «рыб» и «раков»!

   «Но это астрология», - скажут некоторые и будут правы, подразумевая, что с настоящей наукой, которая опирается только на факты и на выявленные закономерности, у нее мало общего. К базисной науке (психологии) мы еще подойдем, а пока соционика, тоже наука, только еще очень молодая [5], и она уже основывает свои положения на учении К.Г. Юнга [6]. Где речь идет об универсальных психических свойствах личности: экстраверсии и интроверсии, рациональности и иррациональности, которые приближают нас, хоть еще и не к действующему, но, по крайней мере, уже дышащему человеку.

   Их 16 (шестнадцать!), типов человека, выделяемых соционикой, не намного больше, чем в астрологии, но зато гораздо более реальных и подверженных изменениям. Теперь мы - «Донкихоты» и «Жуковы», «Дюма» и «Наполеоны» и хорошо уже то, что у психиатров не возникает желания немедленно запеленать нас и препроводить для «выяснения личности». Ценно же то, что в личностный самоанализ включается гамма различных взаимоотношений между людьми, носящих характер взаимопомощи или полного дополнения, но и мешающих, и наносящих вред личности.

   «Инспектируя» эти отношения, мы узнаем в себе черты тех, кто находится рядом с нами или находился когда-то и отделять их от себя, постепенно приближаясь к тому, кто ни жив, ни мертв, чуть дыша, следит за тем, что происходит в этом внутреннем и в том внешнем «подлунном» мире.
   
   На «авансцену» из темноты выходят новые «герои», их много и у каждого из них свои привычки, одежда, предметы культа, лексикон. И для того чтобы познать их, необходимо много времени и сил, терпения и переживаний страха, который иногда «смазывает» всю картину и превращает нашу жизнь в сплошной скандал, а иногда даже в трагедию. И тогда «появляется» то самое конкретное содержание, которое наполняет «истину», «подтверждает» ее и создает иллюзию невозможности совместной дальнейшей жизни.
   
   Постоянное повторение одних и тех же «сцен», чередование одних и тех же событий рождают безысходность, разрушают веру и убивают надежду в то, что можно что-то изменить и вернуть теплоту, понимание и желание жить вместе дальше. В действие вмешиваются другие «истины»: «Сынок, я же тебя просила!» и «Говорила мне мама...». И вот и «принц», и «принцесса» возвращаются на круги своя к самому началу пути, к тем «понимающим» их и «желающим им только добра» мамам, от которых они так и не сумели отделиться.

   Соционической классификацией уже пользуются многие психологи при построении своих версий и те, кто начинает свое движение по оси координат интроверсия-экстраверсия в вертикальном направлении (снизу вверх) в попытке увидеть мир таким, каков он есть на самом деле. Не прикрытым ложью и самообманом и закрытым от людей извечным страхом перед теми настоящими истинами, которые открываются и настолько же реальны, насколько страшны. И в этом своем движении-скольжении снизу вверх и обратно, но все же поступательном, хотя и очень медленном и те, и другие начинают чувствовать сначала очень смутно, а потом все более отчетливо то самое состояние души и тела, про которое все больше и больше хочется говорить «Я».

   Мы проживаем сказки, только не узнаем их. И в причудливо переплетенных жизненных сценариях не замечаем, как сочетается с ними явь, с наукой - религия, а с самыми обычными людьми, которые нас окружают, мистика. Хота все чаще и чаще и не только на «экране», в литературе,  но и в повседневной жизни мы говорим о вампирах, потере энергии, сглазах и т.п. вещах.

Мы возвращаемся к самим себе, познавая ту часть наших личностей, которая прячется в «тумане» и совсем не желает быть познанной, чтобы и дальше продолжать свое вредоносное существование и сохранять влияние на судьбы людей и всего мира.

   Беспокойство и страх, несмотря на наши открытия, не проходят, и мы прибегаем к более «тонким измерениям» - науке, а она ведет нас еще глубже и дальше в поисках истины. Психосинтез Р. Ассаджиоли [7] «предлагает» нам еще более «дробную» картину внутреннего мира человека и намечает путь к его познанию и совершенствованию.

   Теория субличностей, каждая из которых живет своей частной жизнью, нисколько не озабочиваясь жизнью соседей, тоже приближает нас к самим себе, но не указывает вокруг какого центра необходимо объединяться всем им, да и слишком абстрактными героями предстают они перед нами. И все те внутренние разговоры, которые предполагают какие-то договоренности и согласие между субличностями, могут превратиться в «пустые хлопоты», слишком разные интересы к жизни проявляют они.

   Психосинтез стишком «увлекается», предполагая добрые намерения каждой из сторон. На самом деле «внутри» идет война, очень напоминающая настоящую «земную», вот только гораздо страшнее и ужаснее: коварный враг невидим и методы, и оружие которые он применяет доселе неизвестные, по крайней мере, широким кругам, но могущие убить не только тело, но и душу. И высказывание в Библии, что бояться надо не тех, кто убивает тело, а тех, кто убивает душу, как раз об этом враге.

   Это он сеет смуту и вызывает панику, поселяет в душе раздор и тем самым вселяет страх, внушая нам свое всесилие и свое всемогущество и порождая тем самым свое величие. Но оно держится на нашем незнании, ибо мы «не перелезали в овчий двор» [4] тайком, как это сделал он, оказавшись в полнейшей пустоте, но получив возможность видеть бессильного, пусть хоть и временами, Отца и узнать более чем другие о том, что и как происходит во внутреннем мире.

   И на нашем неверии, ибо это временное, периодическое бессилие проходит, и торжество силы отцовской вновь и вновь проявит себя и тогда, когда это действительно будет нам нужно. Необходимо только надеяться на это и не сдаваться на милость врага, становясь его идейным сторонником, психически смыкаясь с его «формой», безнадежной и пустой, которая находится слишком близко и вечно рядом. Необходимо только верить, и Отец даст и необходимые нам знания, но тогда, когда мы будем готовы принять их, чтобы донести, не расплескав ни капли человеческой мудрости ко всем и, наряду с силой и верой, наполнить их еще и Божественной любовью.

   А далее станет очевидным, что враг, несмотря на свои многочисленные ипостаси, подражание и повторение, изворотливость и умение прятаться, познается. Мы увидим, что он отступает, извергая злобу и ненависть, что он уступает свою территорию и становится все более и более видимым и более управляемым.

   Он идет на уступки, не желая этого, сопротивляясь и пытаясь вернуть все обратно, но эти попытки уже не такие успешные, хотя и еще действующие. В ход идут разные ухищрения, но самое главное - это мимикрия, подделывание под настоящее: чувство ли, переживание ли, облеченные правильными, но чужими словами, повторение которых создает полную иллюзию «своего парня».

   Это еще одна нереальность, но она настолько близка и тоже реальна, что сознательное «Я» периодически принимает ее за самое себя и тогда требуется отличить «Бога истинного от Бога неистинного» [4]. Понять, что это только «отражение в воде», но это понимание уже результат следствия поступков и деяний, характер которых настолько же разный, насколько отличается добро от зла.

   А это значит, что сознательному «Я» надо начинать действовать, ведь для того, чтобы понять, что сделана ошибка, надо ее совершить. Периодически оказываясь на том самом перекрестке дорог, где «пойдешь налево - коня потеряешь, направо - невесту, а прямо - жизнь», делать свой выбор.

   И вот тут мы опять возвращаемся к сказкам, но современным, которые пока только пишутся жизнью и еще не опубликованы, что дает возможность перевести наш страх в «поттероманию» и увести сознание в другой мир - «неземной рай», тоже с чудесами и волшебством, но не в «небесный», а скорее, наоборот, в противоположный, «потусторонний».

   Ведь пока добро «собирается с кулаками», место сказок занимают новые старые «сказочки» с колдунами и ведьмами, магами и чародеями, снявшими налет нафталина с оккультных книг и предметов культа. Зло использует наш вполне понятный интерес ко всему тайному, мистическому, которым уже «до краев» наполнена наша жизнь, и, пока мы еще плохо видим в темноте, пытается нам нарисовать свою картину.

   А вместо сказок, пока, пресловутые анекдоты «за жизнь», которые выдают горькую правду, но за легкостью и смехом, к сожалению, не видится истинная сущность этой правды. И «любимая» всеми зятьями внимательная теща, и пьяный, и нерадивый мужик, «вечно» лежащий на диване, и работящая и до смерти «уставшая» баба, которая, однако, и в горящую избу войдет и коня на скаку остановит - все они герои этих анекдотов и будущих новых русских сказок.

   Но уже сейчас очевидно, что женщина выстраивает свой мир, где все меньше и меньше места «маленькому мужичку», на которого пальцем показывают все, кому не лень, начиная от тещи и кончая его детьми. Держа этот мир только на своих руках, гордая, она шагает все дальше и дальше от семьи, от Бога, от реальной жизни. Не обращая внимания на то, что ее сила и упрямство имеют мистическую природу и отнюдь не Божественную.

  Ей бы остановиться и призадуматься, да влечет ее из-за океана высокий, но только в буквальном смысле, символ человеческой свободы, но не свободы духа, а свободы воли. А неукротимое проявление свободы воли всегда направлено против Бога.

   Такая одержимость мало напоминает человеческую природу, а больше бессознательную, направленную вспять, к истокам - к мифу об амазонках, коренящемуся в недрах коллективного бессознательного и подкрепляющего слепую силу и веру, покоящиеся на языческих знаниях, копившихся веками и тысячелетиями.

   Он провоцирует женскую гордыню, которая не позволяет ошибаться, всегда «знает», что делать и как, ведь звезды располагают, а если что можно нырнуть к маме, а вот кто не идет по этому «прямому» пути - враг номер 1.

   И вот уже многие женщины все чаще говорят о себе в мужском лице, а у мужчин прорываются заявления женского рода. И, например, мужское: «Я вышел замуж», а женское заявление: «Я женилась» и междометия: «ой», «тьфу ты» или другие (попытка скрыть от окружающих эти их новые маски), непонятные непосвященным и понятные знающим, красноречиво говорят - изменения произошли.

   Наш «разум» это не очень смущает - цель оправдывает средства. И если цель внешняя: жажда власти, денег, развлечений, то она камуфлирует реальность и заглушает внутренний голос. Если все же осталась цель внутренняя: упование на Бога и его поиск, а «ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» [4] именно об этом, то тогда можно рассчитывать на откровение.

   Это - те самые изменения до неузнаваемости, от которых многие люди «спасаются» пьянством, непостоянством, разводами и другими греховными делами, но не прибегают к психологам, Церкви - к тем, кто действительно может помочь сбившимся с пути.

   Теперь привлечем для объяснения иррациональный фактор, который забыт нами где-то на рубеже 1893-1917 гг. Период времени, в течение которого был подготовлен и осуществлен тот самый переход от Бога истинного к Богу неистинному. Когда воля одного, но наделенного коллективной силой (силой внушения) и тайными коллективными знаниями, используя только лишь лозунги (те самые формы), увлекла за собой массы и «затуманила» сознание многих.

   «Мы пойдем другим путем», - помните? Это заблуждение, навеянное обществу известной всему миру мана-личностью, представляет собой пример верхнего предела нереальности, куда ушла Россия и чуть не увлекла за собой весь мир.
   Результат - в коллективизации, но не сельского хозяйства, вернее не только сельского хозяйства. А форм и методов работы на заводах и фабриках, форм обучения, культурных мероприятий с участием миллионов - демонстрациях единства и сплоченности. Результат - в коллективизации душ.

   Одна на всех, «широкая и большая», и как легко было этой душой управлять. Безгласная безымянная бессмысленная неживая. «Ау!» «Ау, ау, ау», - пустота, но отзывается. «Новая политическая общность - советский народ», - помните! Сейчас, осознавая эту нереальность, мы возвращаемся и постепенно становимся на тот путь, по которому шли до «17-го», но теперь уже сознание наше обогащено теми знаниями, которыми владела лишь Темнота.

   А в этой темноте - «подземный мир», который опять грозит террором, переворотом, но теперь уже не только России, а всему свету. Но теперь он использует другое оружие. Наряду с бомбами и лозунгами, он использует неведомые абсолютному большинству силы, которые пробуждаются и своей мощной энергией (психической энергией, природа которой еще не изучена) изменяют общественные процессы и направляют их так, как нужно ему.

   Он пользуется повторением: двойным, тройным, многократным, но именно это повторение каким-то, пока еще непостижимым образом, изменяет не только направление энергетических потоков, но и их силу, вызывая в нашей памяти нужные ему ассоциации, образы, меняющие наши ощущения и изменяющие наше мышление, что делает нас другими, не самими собой. Он использует наш мозг, «подключая» его к Интернету и соединяя нас всех в виртуальной реальности - в пустоте, четко отсекая наши мечты, помыслы, желания от нас самих и от наших поступков и дел.

   Опять не мы: «ники», «логаны», коды, пароли... Дружба по Интернету, любовь по Интернету, секс по Интернету... СУРРОГАТ!!! Он все еще пытается нами управлять, делая нас всех одинаковыми. Дьявол ли это во плоти, живущий в каждом из нас? Или безмолвный пустой архетип, сознающий свою пустоту и прячущий ее от нас под маской очень умного и тонкого, «абсолютно» уравновешенного и владеющего собой, и тем самым, подкупающего наше доверие, человека?

   Но это реальность, которая тоже имеет свой «почерк»: стиль одежды, манеру поведения, жесты - все то, что видимо. Или это просто потерянный человек, который из-за трусости и страха встал на путь неправедный и бесчеловечный, отказавшись от того Божественного начала, с которым каждый из нас приходит на Землю?

   Так или иначе, только через познание его и осознание того, что он все время рядом и все время угрожает утопить нас в себе и сделать такими же, как он сам, «халифами на час», повелевающими душами, но только до Страшного Суда, можно прийти к самому себе.

   К тому внутреннему ребенку, который, ну, не самый умный, ну, не самый сильный и всегда не первый, зато горячо любящий, чувствующий и преданный идеалам Отца и той цели, которая ему Отцом поручена. «Будьте как дети», - призывает нас Библия, чтобы незамутненным взором, так же, как они, видеть реальность и отличать ее от придуманных и внушенных врагом образов.

   Чтобы жить своими чувствами и эмоциями, но помнить, что враг всегда рядом и подменить их ему не трудно. А в погоне за идолом, какого бы цвета он ни был: зеленого или желтого, перепутать их легко и легко сбиться с пути.

   С того пути, который торит мужчина, идя бок о бок с женщиной, и они, замещая друг другу родителей, помогают друг другу же взрослеть, окунаясь в житейское море и «доставая со дна клад» [8] - те самые знания, которые помогают понять суть вещей. И их единение и добытые ими знания позволяют найти тот срединный путь, который у каждой семьи свой, и по которому им надо пройти вместе и до конца, не поддаваясь влиянию пустых фраз и страстных эмоций, на поверку оказывающихся чужими.

   Пройти, чтобы получить в награду то, что и представить себе невозможно [4]. Пройти, чтобы оставить след детям, идущим за ними и подвергающимся нападкам все того же дьявола.

   У каждой семьи - внутренний путь свой, а вот ориентиры - общие для всех. И становятся они видимыми, понятными и направляющими этот путь, только в результате переживаний, страданий, долгих терпений обид, иногда измен и даже предательств, а также негативного отношения мира людской суеты, где все направлено на поиски «места под солнцем».
   
   Внутренний путь приводит к освобождению от влияния человеческих идолов, нечеловеческих страстей и эмоций, стереотипов и штампов и дает ощущение внутренней свободы: чувство и понимание своего «Я», своего предназначения и смысла жизни. Всего того, что так необходимо для нормальной и действительно человеческой жизни. Он не гарантирует нам покоя, но, похоже, здесь «он нам может только сниться».

Литература
1.Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс./Пер. с фр. - М.: «Центр психологии и психотерапии», 1998. - 480 с.
2.Святитель Феофан Затворник. Внутренняя жизнь. М.: Галактика, 1994. -140 с.
3.Горбачева Н.Б. Иоанн Кронштадтский. - М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. - 208 с. - (Великие пророки, вып. 10).
4.Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета канонические в русском переводе с параллельными местами. Объединенные библейские общества. Russion Bible United Bible Societies -1992 - 50M - 073 -1221 c.
5.Филатова E. Соционика для всех. Наука общения, понимания и согласия. «Сибирский хронограф», 1994. - 288 с. (Серия «Искусство быть» Книга пятая).
6.Юнг К.Г. Психологические типы./Пер. с нем. - СПб.: «Ювента». - М.: «Прогресс-Универс», 1995. - 716 с.
7.Ассаджиоли Р. Психосинтез: теория и практика. - М.: «REFL- Ьоок», 1994.- 314 с.
8.Юнг К.Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного. /Пер. с нем. - М.: Канон, 1994. - 320 с. - (История психологической мысли в памятниках).

В материалах III Всероссийской научно-практической конференции "Профориентация и психологическая поддержка" 27-28 сентября 2007г., г. Томск.


Рецензии
Здравствуйте, Владимир! Психологию уважаю! Но честно скажу, что эта статья была для моего понимания сложной. Написана она, конечно, профессионально, но - не для обычных людей, не знакомых с терминологией психосинтеза. Плохо, наверное, в моём вузе преподавали психологию.)) Со вздохом,

Элла Лякишева   07.06.2020 19:36     Заявить о нарушении
В то время, когда Вы, Элла Евгеньевна, учились "Психосинтез", да и настоящий "Психоанализ" тоже были известны узкому кругу специалистов, поскольку переводной научной литературы по психологии ещё не было. Она появилась только в 90-ые годы. Не корите себя и преподавателей...Спасибо Вам за тёплый и искренний отзыв! С уважением,

Владимир Хмыз   07.06.2020 22:05   Заявить о нарушении
После тоже, (запятая)...трудно на смартфоне писать: видимость ограничена, пальцы в клавиши не помещаются...с улыбкой,

Владимир Хмыз   07.06.2020 22:14   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.