253 Ноябрьские потрясения 14 11 1973
Книга-фотохроника: «Легендарный БПК-СКР «Свирепый» ДКБ ВМФ 1970-1974 гг.».
Глава 253. Балтийское море. ВМБ «Балтийск». БПК «Свирепый». Мир и мы. Ноябрьские потрясения. 16.11.1973 г.
Фотоиллюстрация из открытой сети Интернет: 20.08.1975 года. Государственная приёмка ТАВКР «Киев».
Члены и участники Государственной приёмной комиссии, слева-направо:
первый - первый секретарь Николаевского областного комитета КП Украины Васляев Владимир Александрович,
второй – контр-адмирал Левашов Евгений Васильевич,
третий – главный строитель заказа №101 (ПКР – ТАВКР «Киев») Винник Иван Иосифович,
четвёртый - главный конструктор проекта 1143 типа «Кречет» Маринич Аркадий Васильевич,
пятый - первый зам. генерального конструктора по самолёту Як-38 (СВВП ЯК-З6М) Бекирбаев Керим Бекирович,
шестой – ведущий военпред по ТАВКР «Киев» капитан 1 ранга-инженер Новиков Денис Григорьевич,
седьмой - председатель правительственной Государственной приёмной комиссии – первый зам. командующего СФ вице-адмирал Волобуев Евгений Иванович,
восьмой – (неизвестный),
девятый – (неизвестный),
десятый - командир ТАВКР «Киев», капитан 1 ранга Соколов Юрий Георгиевич,
одиннадцатый – заместитель по политической части командира ТАВКР «Киев», капитан 2 ранга Бородавкин Дмитрий Васильевич.
В предыдущем:
Особо упорные телезрители БПК «Свирепый», несмотря на уговоры мичмана - дежурного «по низам» и «грозные» приказы офицера - дежурного по кораблю, вытаращив воспалённые «каляные» глаза, досмотрели до конца праздничные передачи ЦТ – Новости и Программу передач на завтра, четверг 8 ноября 1973 года.
Так экипаж и я, Александр Суворов, рулевой и комсорг БПК «Свирепый», отметили праздник «Великого Октября» - свою «маленькую революцию непослушания»…
С 6 ноября 1973 года в ВМБ «Балтийск» после двухдневных ночных заморозков понизилась дневная температура и погли нудные моросящие дожди, - это с Северной Атлантики к нам пришёл циклон, который в Балтийском море разыгрался до очень сильных ветров и сильного штормового волнения.
6-7 ноября 1973 г. утром было всего около 4°С, днём – плюс 5°С, в полдень и после обеда – плюс 6,9°С и весь день – 3,2 - 3,8 мм осадков. В четверг и пятницу (15-16 ноября 1973 года) моросящий дождь ночью сменился мокрым колючим снегом и температура упала до минус 4,3-4,7°С утром и плюс 2,7-3,7°С в полдень.
До этого 13-14 ноября 1973 года с Балтийского моря дул такой ветер (метеостанция передавала – «ветер 12 баллов, волнение – 8-10 баллов»), что поломал несколько деревьев на территории военно-морской базы «Балтийск», порвал провода электропитания и связи.
БПК «Свирепый» продолжал стоять в базе и «потихоньку» собираться в очередной поход в море, на БС (боевую службу). Причём мы продолжали быть в состоянии в режиме «полной боевой готовности».
В период «ноябрьских праздников» на корабль пришло много почты, поздравлений, писем, посылок и я с удовольствием «мотался» в суровую непогоду на почту и носил-носил свой пузатый портфель с письмами и журналами, а также организовывал выход (под мою личную ответственность) получателей посылок на почту за посылками.
Я тоже получил много писем: от родителей поздравительную открытку и два письма, от старшего брата Юры и от его новой подруги жизни – Вали (два письма), открытку от бывшей жены брата – Гали, большое письмо от моего школьного друга Славки Юницина, а также вызов на телефонные переговоры. Это мама, папа и приехавший к нам дядя Коля (брат мамы) захотели поздравить меня с праздниками по междугороднему телефону.
Разговор в штормовую ураганную непогоду оказался кратким, с помехами, но мы все были несказанно рады, что смогли «докричаться» друг до друга через тысячу с лишним километров…
14 ноября 1973 года, «подогретый» второй годовщиной моего призыва на ВМФ, письмами, открытками и телефонными переговорами, я написал большое письмо брату Юре и его подруге Валентине, затем – родителям, ответил на поздравление Гали, но у меня уже не хватило никаких сил писать ответ моему другу Славке Юницину.
Судя по письмам моих родных, близких и моего друга «штормило» не только на Балтике, - у всех были «нехилые проблемы» во взаимоотношениях друг с другом, с окружающими, с жизнью…
Думать об этом мне было некогда, потому что сразу после ноябрьских праздников, после возвращения на БПК «Свирепый» командира корабля, Евгения Петровича Назарова и заместителя командира корабля по политической части Дмитрия Васильевича Бородавкина, которые стали капитанами 2 ранга, БПК «Свирепый» начали готовить к новой БС (боевой службе).
При этом Дмитрий Василевич Бородавкин по секрету сообщил мне, что получил назначение на новый корабль, на новостроящийся первый советский авианесущий крейсер «Киев».
Он предложил мне «пойти вместе с ним на новостроящийся корабль», обещал мне «головокружительную служебную карьеру», «направление на учёбу в военно-морское политическое училище», «должность комсорга авианосца и начальника корабельной типографии, художественной мастерской, фотолаборатории, радиогазеты и даже телевизионной студии».
Сказать по правде, - я ужаснулся такой перспективе, потому что за время БС (боевой службы) в Северной Атлантике я смертельно устал от всего этого. Потому что не было ни одного дня БС (боевой службы), чтобы я хоть чуточку спокойно поспал, отдохнул, занялся своими личными делами. Потому что я всё время был то на вахте на руле, то на вахте визуального разведчика, то на разных «полит- мероприятиях».
Кроме этого я сам, по своей охоте, участвовал практически во всех значимых делах на корабле, «лез во все дыры и встревал все приключения», потому что очень хотел запечатлеть события первой БС (боевой службы) в фотолетописи БПК «Свирепый».
Мне просто «до смерти» надоело: рисовать, клеить, пилить, строгать, печатать фотки, писать статьи в стенгазеты и боевые листки, упрашивать, уговаривать, напрягать и напрягаться, ругаться, просить и требовать. Теперь я хотел просто служить, как простой матрос, чтобы ни о чём не думать, не переживать, не страдать и не обижаться, - просто честно служить свою военно-морскую службу до конца, до ДМБ.
Дело в том, что в отсутствие командира корабля и замполита я в полной мере испытал на своей «матросской шкуре» всё пренебрежение старших офицеров, мичманов, а за ними матросов и старшин, которые не считали мою работу комсорга и помощника замполита чем-то серьёзным, значимым, значительным. Они стойко были убеждены, что всё, что я делаю, с должен делать не во время корабельной службы или работы, а в своё личное время.
Так что дверь «ленкаюты» БПК «Свирепый» в начале ноября 1973 года оставалась запертой и опечатанной, а вместе с ней оказалась «запечатанной» и вся общественно-политическая работа и деятельность на корабле.
Вот почему радостное возвращение на БПК «Свирепый» из отпуска с новым званием командира корабля, капитана 2 ранга Е.П. Назарова и замполита, капитана 2 ранга Дмитрия Васильевича Бородавкина сопровождалось «тихими» разборками и серьёзными разбирательствами. Потому что практически по некоторым показателям БПК «Свирепый» уже «не тянул на звание «отличный корабль»…
Дмитрий Васильевич Бородавкин с горечью и досадой, без «праздничной помпы» и благодарственного напутствия экипажа корабля 10 ноября 1973 года сошёл по трапу БПК «Свирепый» и отбыл на место своей новой службы – заместителем по политической части командира тяжёлого авианесущего крейсера (ТАВКР) «Киев».
Дмитрий Васильевич не мог поведать мне ничего о новейшем авианесущем крейсере «Киев», потому что все сведения о нём были сверхсекретными, да и он сам толком ничего не знал о корабле, на котором ему предстояло служить и организовывать общественно-политическую жизнь и учёбу экипажа в составе 2500 человек.
Теперь я знаю, что тяжёлый авианесущий крейсер (ТАВКР) «Киев» создавался на Черноморском судостроительном заводе (г. Николаев) для Северного флота ВМФ СССР (порт приписки Мурманск-35, г. Североморск, ВМБ Ведяево). Строительство корабля начато 21 июля 1970 года, на воду он был спущен 26 декабря 1972 года, а введён в эксплуатацию только 28 декабря 1975 года.
Полное водоизмещение ТАВКР «Киев» составляло 30 530 т, длина – 273,1 м, ширина – 31,0 м (по КВЛ), ширина полётной палубы – 49,2 и, высота от уровня ватерлинии до космической антенны – 24-х этажный дом, осадка – 8,95 м, мощность ГЭУ (главной энергетической установки) – 182 500 л.с. (134 225 кВт). Корабль имел четыре винта и скорость хода – 32 узла (59,3 км/час).
Вооружение ТАВКР «Киев»: две двуствольных артустановки 76,2-мм АК-726, зенитная артиллерия 8 ; 6 АК-630, ракетное вооружение 4 ; 2 ПУ ПКРК П-500 «Базальт» и 2 ; ЗРК «Шторм», противолодочное вооружение 2 ; 10 РБУ-12000. ТАВКР «Киев» имел авиаэскадрилью из 12 самолётов (с вертикальным взлётом и посадкой) и 12 корабельных вертолётов.
Краснознамённый тяжёлый авианесущий крейсер (ТАВКР) «Киев» был головным боевым кораблём ВМФ СССР проекта 1143 типа «Кречет».
Капитан 2 ранга Дмитрий Васильевич Бородавкин, заместитель по политической части командира ТАВКР «Киев», капитана 1 ранга Соколова Юрия Георгиевича, прослужил в своей должности с 12.11.1973 г. по 26.01.1978 г.
Дмитрий Васильевич участвовал в формировании и в обучении первого экипажа ТАВКР «Киев», в том числе в организации военно-политической подготовки первого отечественного полка корабельной авиации – 279-го отдельного корабельного штурмового авиаполка (ОКШАП) самолётов Як-36 М.
С 15 октября 1974 г. по 17 апреля 1975 г. на ТАВКР «Киев» проводились «швартовые испытания» и отработка организации жизнедеятельности сводного экипажа авианосного ударного крейсера.
14 марта 1975 года командир корабля, капитан 1 ранга Юрий Георгиевич Соколов, замполит, капитан 2 ранга Дмитрий Васильевич Бородавкин и старпом, капитан 3 ранга Саможенов Вениамин Павлович принимали и организовывали заселение первого боевого экипажа ТАВКР «Киев» (с ПКЗ «Салгир»).
15 апреля 1975 года в 12 часов 15 минут на ТАВКР «Киев» (бортовой номер 852) был торжественно поднят Военно-морской флаг ВМФ СССР. 17 апреля 1975 года после торжественного митинга у достроечной стенки «Большого ковша» Черноморского судостроительного завода, в котором приняли участие начальники ВМФ во главе с Главнокомандующим ВМФ СССР адмиралом флота С. Г. Горшковым, руководители государства и отечественной промышленности, ТАВКР «Киев» впервые отошёл от заводского причала и в сопровождении буксиров направился вниз по Южному Бугу в Чёрное море.
18 апреля 1975 года ТАВКР «Киев» прибыл в Севастополь для прохождения заводских и государственных испытаний и начал подготовку к докованию. Здесь я, слесарь КИПиА энерго-механического цеха Севастопольского Морского завода им. С.Орджоникидзе, принял участие в обеспечении ТАВКР «Киев» паром, отоплением, питьевой воды, электричеством и связью в самом крупной сухом доке Севморзавода.
ТАВКР «Киев» с 21 апреля по 6 мая 1975 года проходил докование в Северном сухом доке Севморзавода в Севастополе и я мог бы повстречать Дмитрия Васильевича Бородавкина, но судьба распорядилась иначе…
18 мая 1975 года на рейде Бельбек близ Севастополя на палубу стоявшего на якоре ТАВКР «Киев» впервые совершил посадку лётчик-испытатель ЛИИ МАП О.Г. Кононенко на серийном Як-36 М (бортовой номер 45). Второй опытный прототип Як-36 М под управлением лётчика-испытателя НИИ ВВС полковника В.П. Хомякова также удачно совершил вертикальную посадку на ТАВКР «Киев». Третий Як-36 М из-за отказа одного канала САУ-36 был вынужден произвести посадку как обычный истребитель на аэродром Саки.
20 мая 1975 года лётчик-испытатель Олег Кононенко показал боевые лётные возможности ЯК-36 М № 0201 Министру обороны СССР маршалу А. А. Гречко и Главкому ВМФ С. Г. Горшкову.
Немедленно после этих первых полётов отечественных морских истребителей вертикального взлёта и посадки начались заводские ходовые испытания ТАВКР «Киев», которые продлились до середины июля 1975 года.
7 августа 1975 года начались Государственные испытания ТАВКР «Киев», которые проводила Правительственная комиссия под руководством первого заместителя Командующего Северным флотом вице-адмирала Е. И. Волобуева. Заместителями председателя комиссии были: главный конструктор ТАВКР «Киев» пр. 1143 «Кречет» А.В. Маринич и заместитель генерального конструктора ММЗ «Скорость» К.Б. Бекирбаев. Ответственным сдатчиком корабля от Черноморского судостроительного завода был Главный строитель завода И.И. Винник.
19 августа 1975 года лётчик из авиаэскадрильи ТАВКР «Киев» подполковник Ф.Г. Матковский выполнил на суше полет на ЯК-36 М по «полному профилю» со взлётом и посадкой (в Ахтубинске).
24 октября 1975 года началось формирование первой воинской части, получившей на вооружение новые ЯК-36 М. Первая партия из шести машин была доставлена в центр подготовки морской авиации на базу ВВС Черноморского флота в Саки, где был сформирован первый в истории морской авиации ВМФ СССР корабельный авиаполк под командованием подполковника Ф.Г. Матковского.
8 ноября 1975 года лётчик-испытатель М.С. Дексбах осуществил с полётной палубы ТАВКР «Киев» первый полёт по «полному профилю» на самолёте Як-36 М.
15 декабря 1975 года командир отдельного корабельного штурмового авиаполка полковник Ф.Г. Матковский осуществил с палубы ТАВКР «Киев» полет «по полному профилю» с применением боевых приёмов пилотирования.
28 декабря 1975 года Правительственной комиссией подписан приёмный Акт государственной приёмки головного противолодочного крейсера с авиационным вооружением (ТАВКР) «Киев» в состав Военно-Морского флота СССР.
В двухсуточном «сборпоходе» 13–14 октября 1975 года ТАВКР «Киев» совместно с кораблями Черноморского флота участвовал в «опытовом учении по выявлению тактических возможностей противолодочного крейсера под флагом врио Командующего Черноморским флотом контр-адмирала В. А. Самойлова». За 1975 год ТАВКР «Киев» прошёл 1398,7 ходовых миль за 113 ходовых суток.
16 июля 1976 года ТАВКР «Киев» в составе отряда кораблей сопровождения под флагом командира 170 бригады противолодочных кораблей Краснознамённого Северного флота капитана 1 ранга Скворцова Евгения Александровича, имея на борту 5 штурмовиков ЯК-36 М и один ЯК-38 МУ, начал переход на Северный флот.
С 16 июля по 10 августа 1976 года состоялась первая боевая служба ТАВКР «Киев» с пятью боевыми серийными СВВП Як-З6 М и одним учебным Як-З6 МУ на борту и переход вокруг Европы к месту своего постоянного базирования на Северном флоте.
В Средиземном море у острова Крит, впервые за пределами СССР, состоялись полёты палубной авиации на самолётах ЯК-36 М и ЯК-36 МУ. Всего во время перехода за семь лётных смен лётчики авиации ВМФ Ф.Г. Матковский, В.Н. Ратненко, В.Ф. Саранин, В.М. Свиточев, В.И. Колесниченко, В.И. Дмитриенко и В.И. Кучуев выполнили 45 полётов с общим налётом 22 часа.
10 августа 1976 года ТАВКР «Киев» прибыл в главную военно-морскую базу Северного флота город Североморск и зачислен в состав 170 бригады противолодочных кораблей 7 ОПЭСК («Атлантическая эскадра СФ».
В августе – декабре 1976 года на ТАВКР «Киев» проведён второй этап государственных испытаний ударного ракетного комплекса «Базальт», комплексные испытания радиоэлектронного вооружения в составе корабельной группы, групповые полёты ЛАК, а также мореходные и штормовые испытания корабля.
В октябре 1976 года во время государственных испытаний с борта ТАВКР «Киев» осуществлялась спасательная операция по поиску экипажа ТУ-16 (987 МРАП) капитана Успенского, катапультировавшегося над Белым морем. Из холодного штормового моря живым сумел добраться до берега только старший лейтенант Валентин Васильевич Смагин. Остальных погибших членов экипажа ТУ-16 поднимали на борт ТАВКР «Киев»
3 декабря 1976 года Государственной комиссией ВМФ подписан приёмный акт по второму этапу государственных испытаний. За 1976 год ТАВКР «Киев» прошёл 15970 ходовых миль за 113 ходовых дней. Лётчиками авиагруппы ТАВКР «Киев» было совершено 135 самолёто-вылетов на самолётах Як-38 и 582 вертолёто-вылета на вертолётах Ка-25пл.
В феврале 1977 года постановлением Правительства СССР ТАВКР «Киев» был принят на вооружение ВМФ СССР. НПКБ и ЧСЗ были награждены орденом Ленина, главному конструктору ТАВКР «Киев» А.В. Мариничу, директору ЧСЗ А.Б. Ганькевичу, главному строителю ЧСЗ И.И. Виннику и ряду ведущих специалистов вручили золотые медали «Серп и Молот» Героя Социалистического Труда.
Лауреатами Ленинской премии стали заместители главного конструктора И.Ф. Жуков и С.Ф. Петухов, Государственных премий – заместители главного конструктора Л.В. Белов и Б.В. Шмелев, начальники отделов НПКБ Б.Н. Бровкин, В.И. Захаров, П.А. Соколов, Ю.В. Янчуров и специалисты других предприятий. Более 350 работников бюро и около ста членов экипажа ТАВКР «Киев», в том числе капитан 2 ранга Д.В. Бородавкин, были награждены орденами и медалями СССР.
В соответствии с изменениями в классификации приказом Главнокомандующего ВМФ, адмирала флота СССР С.Г. Горшкова от 14 марта 1977 года корабль переименован в тяжёлый авианесущий крейсер – ТАВКР «Киев». С 12 по 19 апреля 1977 года ТАВКР «Киев» участвовал в учениях «Север-77».
15 апреля 1977 года при выполнении полёта на самолёте МИГ-21У с берегового аэродрома трагически погибли командир 279 ОКШАП полковник Ф.Г. Матковский и замполит полка подполковник Зарицкий.
4 августа 1977 года на ТАВКР «Киев» проведён эксперимент по возможности размещения на борту 36 ЛА (летательных аппаратов) одновременно. Все 36 ЛА осуществляли посадку на ТАВКР «Киев» в море.
11 августа 1977 года Постановлением Правительства принят на вооружение ВМФ СВВП ЯК-З6М под обозначением Як-38 (спустя год его учебно-тренировочный вариант был назван Як-38У). Он стал первым в истории России корабельным самолётом палубной авиации, осуществившим взлёт и посадку с полётной палубы авианесущего корабля, и первым в мире корабельным СВВП, опередившим в этом отношении на несколько лет английский аналог СВПП "Sea Harrier".
В течение 1977 года ТАВКР «Киев» прошёл 9750 ходовых миль за 66 ходовых дней. Лётчиками палубной авиации было совершено 209 самолёто-вылетов и 713 вертолёто-вылетов.
С 20 декабря 1977 года по 26 января 1978 года капитан 2 ранга Дмитрий Васильевич Бородавкин участвовал во второй боевой службе ТАВКР «Киев» (бортовой № 812, затем – № 802) в Атлантике и Средиземном море. За период этой боевой службы ТАВКР «Киев» прошёл 17520 миль за 61 ходовой день. Лётчиками 279 ОКШАП выполнено 247 самолёто-вылетов и 633 вертолёто-вылета. При этом ТАВКР «Киев» участвовал в учениях по выявлению районов патрулирования иностранных ПЛАРБ (стратегических подводных атомных ракетных лодов «вероятного противника»).
(Все данные о ТАВКР «Киев» из книги Геннадия Белова «Атлантическая эскадра. 1968-2005»).
9 мая 2016 года после тяжёлой продолжительной болезни на 80-м году ушёл из жизни капитан 1 ранга в отставке Бородавкин Дмитрий Васильевич.
«Не стало искреннего патриота России, воина-интернационалиста, отдавшего служению Отечеству лучшие годы своей
жизни. Комитет ветеранов флота, сокурсники выпуска 1961 года ВВМУ им. М.В. Фрунзе, сослуживцы крейсера «Дзержинский»,
ПКР «Ленинград», ТАВКР «Киев», Крымской ВТБ выражают искреннее соболезнование родным и близким, семье Дмитрия
Васильевича и вместе с ними скорбят о невосполнимой потере. Отпевание состоялось 13 мая 2016 г. в 10.30 в церкви Св. Варвары на 5-м км».
Газета Краснознамённого Черноморского флота «Флаг Родины» мая 2016 года №33 (27191). Ответственный редактор: О.В. Приходько. Адрес редакции: 299050, г. Севастополь, ул. Мокроусова, 5. Электронная почта: proflot @ mail.ru. Электронная версия газеты на сайте www. mil. ru:
На смену капитану 2 ранга Дмитрию Васильевичу Бородавкину 12 ноября 1973 года был назначен новый замполит командира БПК «Свирепый» – капитан-лейтенант Александр Васильевич Мерзляков…
Свидетельство о публикации №216091700811