Воспоминания питерского болельщика

В один из августовских воскресных дней 1959 года в пригороде Ленинграда городе Ломоносове состоялся товарищеский футбольный матч между местной командой Авангард и командой мастеров Адмиралтеец. “Адмирал” – так называли команду болельщики, завоевал путевку в класс А – высшую лигу советского футбола. На стадионе я оказался случайно, но эта игра осталась в моей памяти на всю жизнь. На поле вышли известные ленинградские игроки братья Олег и Юрий Морозовы, Анатолий Васильев, Зураб Шехтель. Мастера точно пасовали, наносили мощные удары по воротам, легко и технично обводили игроков соперника. Раскрыв рот, следил я за каждым движением футболистов, уверенной игрой вратаря Шехтеля. Удивляло, как этот довольно грузный игрок смело выходил на мяч, опережая соперников, и отражал удары, направленные в створ ворот. Не помню, с каким счетом закончилась игра, но в этот день я навсегда заболел футболом.
Мне очень захотелось побывать на стадионе Кирова и увидеть Адмиралтеец или Зенит в игре с серьезным соперником. Узнав расписание матчей, я поехал на футбол. Когда я вышел из трамвая на кольце в Приморском парке Победы, то впечатление было такое, что весь город двинулся на эту игру. У касс стадиона стояли огромные очереди, и все билеты были проданы. Порядок поддерживали сотни милиционеров, некоторые из них были на лошадях. Из газет я узнал, что в тот день был поставлен рекорд посещаемости нашего стадиона – 110 000 зрителей.
Надо сказать, что в те годы ленинградские команды выступали неважно. Зенит занимал места в середине турнирной таблицы, а Адмиралтеец продержался в классе А два года. Сменившее его Динамо, не смогло закрепиться в высшей лиге, и вылетело в класс Б. Запомнил стихи, помещенные в одной из газет:
Ну а с Зенита взятки гладки,
Качнет болельщик головой
Хоть наш Зенит в конце десятки
Но, все же первой, не второй!
Я в те годы часто бывал на стадионе. Билеты покупал в театральной кассе, расположенной в моем доме. Мне нравилось приходить на стадион задолго до начала матча и потолкаться у щитов, на которых отмечалось движение команд по турам. Здесь можно было узнать последние новости об игроках, обсудить шансы клубов, услышать самые невероятные слухи и сплетни. Споры разгорались не на шутку и часто велись на повышенных тонах. Я жадно впитывал информацию и щеголял ею перед сверстниками. Выписывал газету Советский спорт, слушал комментарии по телевизору и радио. Каждое воскресенье торопился  к киоску за еженедельником Футбол.
Остались в памяти товарищеские матчи Зенита и Адмиралтейца, по окончании которых разыгрывались призы по номерам билетов. Выигравший уезжал со стадиона на мотороллере – это был главный приз, но можно было выиграть и мяч с автографами футболистов.
Несмотря на любовь болельщиков, команду часто критиковали. Помню в одной из газет рисунок, на котором были изображены Нарвские триумфальные ворота и футболист, приготовившийся к удару по ним. Рисунок сопровождали строчки:
Вот ворота так ворота!
Бей как хочешь, с ходу с лета,
Не спасет ворот защита,
Вратари бессильны тут,
Даже дяди из Зенита
В них наверно попадут!

А со сцены шутили Рудаков и Нечаев:
Ленинградский наш Зенит
Был когда-то знаменит,
А теперь игра в Зените
Не игра, а …извините!

2-го мая в Ленинграде открывался футбольный сезон. В этот выходной день болельщики с самого утра заполняли Приморский парк Победы. На лужайках под кустиками устраивались импровизированные застолья, если позволяла погода люди загорали и купались, а в 15 часов стадион был заполнен, и начинался матч.
Болельщики любили Зенит, но отдавали должное и мастерству соперников. На трибунах не было разделения на своих и чужих. Рядом с тобой мог сидеть болельщик Спартака или ЦСКА, и вы могли спокойно обсуждать ход игры и обмениваться впечатлениями.
Вначале шестидесятых Зенит звезд с  неба не хватал, но мог преподнести неприятный сюрприз любому сопернику. Навсегда осталась в памяти победа в 1962 году над Тбилисским Динамо со счетом 5:0. Изумительный по красоте пятый гол, в падении через себя, забил Анатолий Васильев. А выступление в кубке Флоренции, где наша команда обыграла одну из лучших команд мира португальскую Бенфику! Звезда мирового футбола Эйсебио ничего не смог противопоставить надежной обороне Зенита. В финале этого кубка ленинградцы достойно играли с бразильцами и уступили с минимальным счетом.
         Отлично провела наша команда сезон 1963 года. Поднималась до третьей строчки в турнирной таблице, выдала серию из 16 матчей без поражений, но из-за неудачного финиша оказалась на 6 месте. Все равно это был успех и на команду обратили внимание специалисты, Отмечали надежную игру защитной линии, в которой выделялся Василий Данилов. Играя жестко, но в пределах правил в отборе, он мог выключить из игры самых именитых нападающих. При этом следуя концепции современного футбола, принимал активное участие в атаке. Запомнились его проходы по краю с передачами или навесами партнерам, часто приводящие к голам. Он был назван одним из лучших защитников страны и вошел в сборную СССР. Василий Данилов единственный из ленинградских футболистов является обладателем бронзовой медали чемпионата мира в Лондоне в 1966 году.
           Болельщики со стажем должны помнить полузащитника Станислава Завидонова, которого приглашали в сборную и нападающих Васильева, Храповицкого, Рязанова. Одним из самых заметных и любимых болельщиками игроков был Лев Бурчалкин. Обладая хорошей техникой обводки и высокой скоростью, он отвлекал на себя не менее двух игроков и забивал самые важные голы. К нему прочно приклеилось прозвище “Выручалкин”. Лев Дмитриевич  станет рекордсменом команды. Помню матч против Днепра в 1972 году, который станет для него четырехсотым и закончится со счетом 2:2. В этой последней своей игре за Зенит Бурчалкин забьет пенальти и доведет счет забитых голов до 78.
           В те юношеские годы я любил и сам погонять футбольный мячик. Помню пионерский лагерь в Ушково от обувной фабрики Пролетарская Победа. Там со своими сверстниками с самого утра и до отбоя мы играли в футбол. Капитаном нашей команды был Михаил Лохов. В 1967 году он войдет в состав Зенита и станет основным защитником команды.
            Наибольшие переживания я испытал в сезоне 1967 года. Тренерская чехарда и снижение игровых кондиций ведущих игроков привели к тому, что команда стала терпеть одно поражение за другим. Итогом провального сезона стало последнее место и Зенит должен был покинуть класс А, но команду оставили из за 50-ой годовщины Октябрьской революции. В том году я проходил службу в армии и болельщики других команд, особенно москвичи и украинцы, подтрунивали надо мной и унижали мою любимую команду. Приглашение в Зенит тренера Артема Фальяна и армянских игроков не привело к улучшению качества игры. Команда с трудом удерживалась в середине турнирной таблицы.
              В семидесятых годах матчи игрались не только по выходным дням, но и в будни. Не успевая к началу матча после работы, я садился на велосипед и ехал через весь город на стадион. После первого тайма контролеры уходили, и с велосипедом на плече я поднимался на самый верх. Мне повезло увидеть в игре великих игроков, ставших легендами советского футбола. Приводила в восторг игра Стрельцова с Гершковичем, понимающих друг друга с одного взгляда, поражало мастерство Месхи и Метревели, c замиранием сердца следил за подачами угловых, которые выполнял непревзойденный мастер “сухого листа” Валерий Лобановский. Закончив играть, он станет  тренером и создаст выдающуюся команду Динамо Киев. Матчи киевлян с мюнхенской Баварией, а точнее дуэль Блохина и Беккенбауэра надолго сохранится в памяти болельщиков.
                Очень популярными в то время были встречи болельщиков с журналистами, комментаторами, писателями. В Доме культуры Капранова возник клуб любителей футбола, куда приглашались Н. Озеров, футбольный статистик Константин Есенин-сын русского поэта, журналист С.Левин и другие. Но самым интересным и запомнившимся было выступление Виктора Сергеевича Набутова. Иронично, с шутками и юмором отвечал он на любые вопросы, давал точные оценки, справедливо критиковал. Вспоминаю его манеру вести телевизионные и радиорепортажи. В Ленинграде были замечательные комментаторы: Э.Серебренников, В.Гусев, но Набутов остался в памяти непревзойденным мастером репортажа. Совершенно неожиданной  стала для всех любителей спорта трагическая смерть Набутова в 1973 году.
             После провального сезона 1967 года Зенит долго не мог наладить игру. В матче сборной тяжелую травму, после которой не смог восстановиться, получил Василий Данилов. В таком состоянии он не подходил тренеру Фальяну и перешел в Динамо Ленинград, играющее классом ниже. Вспоминаю один из матчей, когда Василий вышел в стартовом составе, совершил пару запомнившихся рывков по краю к чужим воротам и через некоторое время был заменен. Болельщики, радостно встретившие своего любимца, поняли, что восстановиться после травмы Данилов не сможет. Он попробовал заиграть в новгородском Электроне, выступавшем в классе Б, но последствия травмы не давали это сделать. Дальнейшая судьба Василия Данилова сложилась неудачно. Он попал в тюрьму.
               Обувное объединение Скороход, в котором я тогда работал, испытывало дефицит работников основных профессий. Для восполнения этого дефицита организовывались цеха в специальных режимных заведениях. Одно из таких заведений УС-20/8 размещалось в поселке Форносово в 40 километрах от Ленинграда. Для организации в этой зоне обувного цеха меня командировали туда на месяц. За это время был смонтирован ангар, в котором разместили конвейеры и обувное оборудование. Из разговоров с офицерами я узнал, что здесь отбывает срок знаменитый игрок Зенита. И хотя я работал в этой зоне, контактировал с заключенными, но Данилова там не встретил.
                Но вернемся к Зениту. С появлением в команде тренеров Юрия Морозова и Павла Садырина была сделана ставка на местных воспитанников, в основном школы Смена. Постепенно под руководством новых тренеров стала просматриваться игра. Появились и показали себя талантливыми игроками Давыдов, Казаченок и другие способные ребята.  Результатом этой работы стал удивительный взлет команды к бронзовым медалям в 1980 году. Если в предыдущие годы Зенит выставлял на каждую игру шесть, а то и семь защитников, то в этом сезоне акцент был смещен на атаку. Команда, впервые в своей истории завоевала право участвовать в европейских кубках, а нападающие Казаченок, Желудков и Герасимов вошли в список 33 лучших.
                Несмотря на неудачу в чемпионате 1981 года /только 15 место/, в сезонах 1982 и 1983 г.г  команда показывала, по выражению обозревателя газеты Советский спорт, образцы современной, умной игры. Ровность и сплоченность состава Зенита, слаженные коллективные действия, достаточная техническая оснащенность каждого игрока и творческая работа старшего тренера Павла Садырина позволили воплотить мечту ленинградских любителей футбола. Я всегда буду помнить эти счастливые мгновения после победы над Металлистом 4:1, когда весь переполненный зрителями СКК в едином порыве встал, поздравляя любимую команду c золотыми медалями. По окончании чемпионата 1984 года газета “Правда” отметила: “Отличавшиеся жаждой голов и постоянным стремлением к активной игре, ленинградцы победили в многомесячном марафоне красиво, убедительно и достойно”. Зенит одержал больше всех побед, больше других забил мячей, стал обладателем приза “ Крупного счета” и “Лучшему вратарю”. В список 33-х лучших игроков чемпионата  вошли: Бирюков, Ларионов, Степанов, Брошин, Желудков, Клементьев. Основой успеха стал отказ от “привозных” игроков и Зенит стал подлинно ленинградской командой!
                Радостным событием для трудящихся обувной фабрики Пролетарская Победа в конце 1984 года стала встреча с футболистом Зенита Вячеславом Мельниковым, которого пригласил большой друг команды, директор стадиона “Скороход” С.П.Рейтблат. До настоящего времени этот стадион у Московских ворот служит местом встреч ветеранов-зенитовцев. Не забывает нынешнее руководство команды и отдельные игроки о нуждах ветеранов. Выплачивают скромное пособие 5 тыс. рублей, а в начале 2016 года Александр Кержаков оплатил из собственных средств расходы на операцию В.Данилову.
                Сегодня я продолжаю болеть за свою любимую команду. Но глубоко сожалею о том, что Зенит превратился в команду легионеров. Еще не так давно, в начале двухтысячных годов, лицо команды определяли петербуржцы, которых вывел в большой футбол Юрий Андреевич Морозов. Отдавая должное мастерству приезжих игроков, я мечтаю увидеть в   Зените  петербургских воспитанников, составляющих основу нашей команды.

   Выражаю благодарность неизвестному автору фотографии.


Рецензии
1984=1986 года я хорошо помню- но про это еще не писал
по комплектации команды вряд ли кто не согласится
местые будут биться до последжнего
не только за деньги престиж но и Родину7+

Петр Кондратьев   03.06.2022 21:25     Заявить о нарушении
Вы правы,Петр!А гастарбайтеры будут отрабатывать зарплату, хотя за игрой талантливых звёзд смотреть приятно. Некоторые даже покидают Питер со слезами, как итальянец Доменико Кришито после семи лет в Зените

Виктор Кутуркин   03.07.2022 21:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 32 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.