255 Валютные чеканки 16 11 1973

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК-СКР «Свирепый» ДКБ ВМФ 1970-1974 гг.».

Глава 255. Балтийское море. ВМБ «Балтийск». БПК «Свирепый». Мир и мы. Валютные чеканки. 16.11.1973 г.

Фотоиллюстрация из открытой сети Интернет:

Примеры чеканок на морскую тему. Подобные чеканки во множестве вариантов изготавливались моряками БПК «Свирепый» перед вероятным боевых походом в море с заходом в иностранные порты. 70-80-е годы XX века.


В предыдущем:

Сама постановка задачи изготовления сувениров вместо иностранной валюты показалась мне чем-то неприятным, необычным, несолидным для советского флотского офицера и моряка. Однако общий азартный настрой и прямой приказ-задание замполита пересилили сомнения, я тоже стал делать сувениры для БС (боевой службы) БПК «Свирепый» в «тропические моря»…

- Куба - любовь моя, остров зари багровой…


На удивление среди матросов, старшин, мичманов и офицеров БПК «Свирепый» обнаружилось много любителей чеканки, так как этот вид художественного творческого ремесла был достаточно простым по технике и технологии, доступным на любом рабочем месте и не требовал каких-либо специальных инструментов.

Мне повезло, потому что мой папа, Суворов Сергей Иванович, был «влюблён» в чеканку по металлу, мечтал освоить это художественное ремесло, а в «крейсерской библиотеке» БПК «Свирепый» оказалась книжка о художественной обработке металлов, в частности, о чеканке по металлу.

Оказалось, что чеканка по металлу – это один из древнейших видов человеческого ремесла и мастерства. Чеканка – это «способ нанесения определённых узоров и выпуклых (рельефных) рисунков методом их выдавливания, выбивания или вырезания на металлической поверхности».

Чеканным рельефным узором, рисунками или знаками-символами украшались: вещи, предметы, оружие, монеты, медали, знаки, эмблемы, украшения. При этом чеканки были либо простыми (двухмерными, плоскими, орнаментальными), либо рельефными (барельефными) либо объёмными (скульптурными).

Задача из плоского листа металла сделать рельефное произведение искусства – это относительно простая и одновременно сложная задача, так как предстоит выдавить из тонкого листа объёмную фигуру или узор. Ещё сложнее сделать ажурную чеканку методом просечки листа металла насквозь и создания кружевного рисунка или орнамента.

Для чеканки нужен был материал и инструмент, специальный инструмент. Правда, материалом для чеканок служило всё металлическое плоское – фольга, крышки от консервных банок и сами консервные банки.

Усилиями корабельных и береговых мастеров из обычных отвёрток и металлических стержней получались великолепные чеканы, просечки, гладилки, проколки и т.д.

Я с детства был фанатом хорошего и удобного инструмента, поэтому с особой тщательностью и любовью делал себе инструменты для чеканки, используя для этого упомянутую книгу как пособие. В результате упорного труда, везения и греховной изворотливости в художественных мастерских ВМБ «Балтийск», я оказался обладателем самодельного набора инструментов чеканщика…

Лучшие чеканы получились путём обработки небольших (120-170 мм) зубил и металлических прутков (арматуры) на наждачном круге. Особенно хорошими получились чеканы с разными рабочими частями (прямоугольные, круглые, квадратные, треугольные, плоские, заострённые и т.д.). При этом в средней части я их делал с утолщением, чтобы лучше гасилась вибрация от ударов молоточком. Кстати, лучшие чеканы получаются из арматурной конструкционной стали улучшенного качества…

Все чеканы я терпеливо обработал напильником, наждачной шкуркой и отшлифовал. Затем «накатал» крупным напильником насечку в средней части чеканов, а потом их закалили в художественной мастерской в огне паяльной лампы и в воде. После этого все мои чеканы немного опять нагрели и дали им свободно остыть, чтобы снять напряжение внутри металла. Только после этого я отполировал место «боя» на круге из фетра и суконкой с пастой ГОИ.

(Паста ГОИ («государственного оптического института») – шлифовальные и полировальные пасты на основе оксида хрома, используемые для шлифования и полирования стальных сплавов, цветных металлов, твёрдых пластмасс и полимеров, стекла, керамических материалов и изделий из них).

Кроме этого, из дубовых и буковых ножек, планок, поперечин и перекладин старых стульев, найденных в подвале клуба ВМБ «Балтийск», я сделал и деревянные чеканы, гладилки, давильники, вытяжки и т.д.

В результате у меня теперь были:

обводные чеканы (расходники) с разной шириной и длиной места боя для проводки широкого и мягкого или тонкого и чёткого контура рисунка по металлу;

чеканы с заострённым полукруглым боем (канфарники) для перевода рисунка с бумаги на металл путём канфарения, то есть нанесения точек или вдавленных линий по контуру рисунка;

чеканы с круглой или квадратной формой боя (лощатники) для выглаживания и выравнивания плоских поверхностей;

чеканы с круглой сферической головкой боя разного диаметра (пурошники) для поднятия рельефа с обратной стороны и нанесения фактуры с лицевой стороны;

чеканы с элипсовидным боем (бобошники) для поднятии рельефа с обратной стороны;

чеканы-зубила (сечки) прямой или полукруглой формы для просекания (вырубки) фона на ажурных чеканках.

На моём рабочем месте в «ленкаюте» не было тисков, был только металлический рабочий стол, на котором для изготовления чеканок я использовал небольшой свинцовый «блин», плоский кусок толстой резины и круглое броневое стекло корабельного иллюминатора. Это стекло имело клеймо «Богемия»…

Сначала я пользовался обыкновенным слесарным молотком весом 300 г, но потом, увидев мой самодельный инструмент чеканщика, пожилой мичман (завхоз клуба ВМБ «Балтийск») поджарил мне два небольших молоточка, из которых я сделал один молоток с плоскими квадратным и круглым боем, а второй – с заострённым и полусферическим боем. Поверхности этих молоточков весом 120 г тоже были отполированными.

Из всех видов материалов для чеканок наиболее дорогими и ценными были – листовая красная медь и латунная фольга. Красная медь лучше всего подходит для чеканки, потому что хорошо принимает необходимую форму, хорошо «вытягивается» и из неё можно делать высокую, объёмную чеканку-барельеф.

Латунь (сплав меди и цинка) хорошо чеканится, режется, штампуется, прокатывается и т.д. Кроме этого латунь имеет красивый золотистый цвет, легко полируется и долго сохраняет свой первозданный вид (не темнеет, как красная медь).

Алюминиевый тонкий лист тоже хорошо обрабатывается, но только после термообработки, что на боевом корабле весьма проблематично. Алюминиевая «отожжённая» фольга легко чеканиться и позволяет делать глубокую вытяжку, но сомтрится «дёшево»…

Очень скоро, с нетерпеливым азартом, я овладел техническими приёмами подготовки заготовок для чеканок, переводом контурных рисунков на листы меди или латуни, а затем и непосредственно технологией изготовления чеканок.

Для этого точечный контур рисунка обводится чеканами-расходниками, потом по контуру фон вокруг рисунка «опускается», а сам рисунок «выравнивается», «уточняется». Затем методом «лощения» отчеканенный рисунок делается более чётким и выразительным и прочным.

Для этого с обратной стороны чеканки чеканами-гладилками «прокатывается» металл так, чтобы снаружи рисунок получился максимально возможно чётким.

После всех тонких отделочных работ чеканку нагревают до почти раскалённого состояния или до «красного каления» и резко остужают, так чеканка освобождается от коробления и от напряжений в металле («отпуск чеканки»).

Только после первого отжига производится «вытягивание» или «выколотка» поверхности рельефа чеканки, то есть рисунок делается объёмным, рельефным, скульптурным. Для этого чеканка обрабатывается различными чеканами на резине, на блине из свинца, на толстом войлоке.

Обрабатывая рельеф, одновременно всё время нужно выравнивать («утюжить») фон чеканки, а затем чеканку вновь отжигают и очень острожное «выделывают» мелкие детали и узор чеканки.

Сколько было радости и восторга, гордости и счастья, когда я сделал сам, от начала и до конца, свою первую чеканку по своему собственному рисунку!

Эту первую свою чеканку я подарил тому пожилому мичману, завхозу клуба ВМБ «Балтийск», потому что он потом её протравливал, полировал и покрывал лаком, я только смотрел и учился у него…

Большинство картин-чеканок были с морскими сюжетами, среди которых абсолютное большинством были различные парусники с туго надутыми парусами. Эти чеканки легче всего было делать, и их делали практически все желающие…

Вскоре один мой рисунок парусника на бумаге из-за частого копирования на металл через «копирку» превратился в «мочало». Потребовался другой рисунок, потом третитй, четвёртый и т.д.

Однотипные «парусники» с уродливыми крутобокими корпусами и лубочно-сказочными парусами мне надоели и я отказался «штамповать» ребятам и замполиту эти рисунки-заготовки и чеканки…

В библиотеке ВМБ «Балтийск» я «открыл» для себя журналы «Смена», в котором было множество разных чёрно-белых рисунков, подходящих для их воплощения в чеканках. Это были рисунки-фантазии, символические рисунки, декоративные рисунки, рисунки-иллюстрации.

Вскоре я сделал чеканки с названиями: «Алые паруса», «Ассоль», «Фрегат», «Клипер», «Остров сокровищ», «БПК «Свирепый», «Русалка», «Птица Сирин», «Зов моря», «На абордаж!» и т.д.

Так получилось, что все мои чеканки «перекочевали» либо к новому замполиту, старшему лейтенанту А.В. Мерзлякову, как моя «плата» за право быть, жить и работать в «ленкаюте» БПК «Свирепый», либо моим друзьям-товарищам, как подарки «на память»…

Я почти без сожаления расставался со своими чеканками и другими моими сувенирами, потому что каждый раз я был недоволен своей работой (мало было опыта), я думал, что «вот в следующий раз я создам шедевр!»

Так оно потом и было, но только потом…


Рецензии