254 Символика ВМФ СССР 16 11 1973

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК-СКР «Свирепый» ДКБ ВМФ 1970-1974 гг.».

Глава 254. Балтийское море. ВМБ «Балтийск». БПК «Свирепый». Мир и мы. Символика ВМФ СССР. 16.11.1973 г.

Фотоиллюстрация из открытой сети Интернет:

Символика кораблей, соединений и учреждений ВМФ СССР. 1972 г. Знаки слева на право:

1. Эмблема Главнокомандующего ВМФ СССР.
2. Эмблема Министра обороны СССР (Подводная Лодка).
3. Эмблема Министра обороны СССР (Крейсер).
4. Эмблема Военно-Морского Флота СССР.
5. Эмблема артиллерийско-торпедных кораблей.
6. Эмблема ракетных кораблей.
7. Эмблема противолодочных кораблей.
8. Эмблема подводных лодок.


В предыдущем:

На смену капитану 2 ранга Дмитрию Васильевичу Бородавкину 12 ноября 1973 года был назначен новый замполит командира БПК «Свирепый» – старший лейтенант Александр Васильевич Мерзляков…

14 ноября 1973 года было ровно два года моей срочной военно-морской службы. 14 ноября 1971 года я и другие севастопольские призывники мчались в запечатанном эшелоне из Крыма в Калининград через Украину, Молдавию, Белоруссию и Литву.

26 декабря 1971 года я принял военную присягу в 9-м флотском экипаже Дважды Краснознамённого Балтийского флота ВМФ СССР (г. Пионерское, Калининградская область) и стал рулевым (ноябрь 1971 – декабрь 1972). С декабря 1972 года (на БПК «Бодрый») я стал старшим рулевым (декабрь 1972 – декабрь 1973).

В этом звании в марте 1972 года я был избран комсоргом первого экипажа БПК «Свирепый» в Дивизионе новостроящихся и ремонтируемых кораблей (ПСЗ «Янтарь», г. Калининград), хотя эта должность по штату БПК «Свирепый» была офицерской – лейтенант, помощник заместителя командира корабля по политического части.

С уходом 10-12 ноября 1973 года замполита, капитана 3 ранга Д.В. Бородавкина и с приходом нового замполита, старшего лейтенанта А.В. Мерзлякова, моя служба, работа и статус неформального комсорга экипажа БПК «Свирепый» и помощника заместителя командира корабля по политической части резко изменились. Новый замполит явно «не дотягивал» до уровня подготовленности, интеллекта, воспитания, культуры и профессионализма Дмитрия Васильевича…

Самое главное, новый замполит, старший лейтенант Александр Васильевич Мерзляков, привнёс с собой на БПК «Свирепый» опыт работы, опыт человеческих взаимоотношений и опыт военно-морской службы небольших боевых кораблей типа МРК (малый ракетный корабль). Малые ракетные корабли проекта 1234 (шифр «О;вод», по классификации НАТО — Nanuchka class corvette) – это тип советских малых ракетных кораблей (МРК) периода 1967-1992 годов.

Сначала Александр Васильевич «наотрез» не воспринимал и не «просекал» ценность и значимость боевых, флотских и человеческих традиций изначального первого экипажа БПК «Свирепый», ему хотелось всё делать «по-своему»…

Небольшого «наполеоновского роста» и «наполеоновского» крепкого телосложения, Александр Васильевич Мерзляков очень хотел «наполеоновского» успеха в своей служебной карьере заместителя командира большого противолодочного корабля по политической части. В достижении этой цели он в одинаковой степени хотел сохранить верность привычным для него нормам поведения, требованиям корабельного устава и программ политучёбы и политработы, но «с внедрением чего-то новенького, свежего, современного».

Командира БПК «Свирепый», капитана 2 ранга Евгения Петровича Назарова такое желание и стремление нового замполита устраивало, меня – тоже. Я видел в таком устремлении замполита новые возможности своего творческого развития и роста как «специалиста широкого профиля» (так меня стали называть на корабле).

Особенно меня и весь экипаж БПК «Свирепый» вдохновила откровенно скорая, почти лихорадочная подготовка к выходу корабля в море на новую БС (боевую службу). Причём на этот раз, в зиму, мы явно готовились к походу в тропические моря…

Помощник командира корабля по снабжению, лейтенант Михаил Казаченко, по «старой дружбе», снабдил меня новенькими «тропическими сандалиями-тапочками», потому что у меня, как и у других матросов, начались извечные проблемы со стеснённой, пропотевшей флотской рабочей обувью («прогарами»).

Корабельный медик, капитан медицинской службы Л.Н. Кукуруза проверял пальцы ног у всех и у каждого, прописывал всем соответствующие мази и тщательно, бескомпромиссно и настойчиво проводил на БПК «Свирепый» политику беспощадной и своевременной борьбы с любыми видами «эпидемий» и антисанитарии.

Ходить с примочками и забинтованными пальцами на ногах в свободных тропических сандалиях-тапочках было в удовольствие и очень полезно, - не потели ступни ног.

Кроме тропических сандалий-тапочек мы получили новенькие комплекты военно-морской тропической формы одежды – серые, сине-голубые и бежевые шорты, рубашки-тужурки с короткими рукавами и красивые лёгкие пилотки. Их доставили на БПК «Свирепый» почти тайно, но все уже обо всё знали и судачили…

Я тоже не утерпел и в одном из писем родителям (от 16 ноября 1973 года) писал:

- «Видимо, скоро мы пойдём ещё на одну боевую службу. Так надо. Ничего здесь опасного нет. Куда и насколько (пойдём) – не знаю ещё, а если бы и знал, то не сказал бы».

- «Отсюда у меня просьба. Если в магазине (в Суворове) есть фотобумага и проявитель для бумаги и для плёнки, то немного купите и вышлите сразу после покупки. Только немного. Тратиться не надо. Формат (фото) бумаги побольше старайтесь. Только смотрите – не в ущерб себе».

- «Если есть сомнение, (то) не покупайте. Это (фотобумага) всего лишь на собственные (фото) карточки. Высылаю вам альбом с фотками (первый том ДМБовского альбома). Там всё сами увидите».

- «Нет, всё-таки язык так и хочет «ляпнуть». Ну, ладно, ляпну… Получил специальные (поздравительные) адреса с красивой картинкой – Нептун поздравляет с пересечением экватора. Смекаете?».

- «Только, главное, не волнуйтесь. Я жив и здоров, планов на будущее много, жить хочу и буду, не волнуйтесь».

- «Вот пожалуй и всё. Ждите от меня посылки. Остался мне (служить) один год. Буду работать на нас с вами (на поступление в институт)».

- «Я тут стал «спец широкого профиля». Юрка (мой старший брат) как-то упомянул чеканку (Юра стал чеканить картины из тонких листов латуни). Ты, папа, уже «загорелся» этой идеей (делать чеканки). Ясное дело!».

Действительно, новый замполит показал мне чеканные латунные картины-барельефы, которые он привёз с собой и спросил, смогу ли я также сделать. «Чеканки» были примитивные, простые – грубо выдавленные крутобокие корпуса стилизованных парусников с «надутыми» парусами.

Картинки-чеканки были «так себе», но сама идея мне понравилась. Александр Васильевич Мерзляков поставил передо мной задачу: «Наделать на БС (боевую службу)разных сувениров для того, чтобы ими можно было одаривать иностранных граждан и гражданок, гостей и друзей в иностранных портах».

Так, кроме обычных моих обязанностей комсорга и помощника замполита по воспитательной и политработе, я начал делать разные подарочные сувениры. Только я категорически отказался «под копирку» штамповать сувенирные чеканки с «крутобокими уродливыми парусниками», я стал делать «шедевры»…

Первым моим таким изделием стала эмблема больших противолодочных кораблей, вырезанная из плотного жёлтого пенопласта. Это был настоящий многослойный резной барельеф с изображением остроносого корпуса БПК пр.61 («Белый лебедь»), военно-морского флага и геральдического щита с изображением лука со стрелой-ракетой.

Дело в том, что в журнале «Морской сборник» №1 1973 года было опубликовано изложение приказа Главкома ВМФ СССР, адмирала флота СССР С.Г. Горшкова №170 от 25.05.1972 г. о символике кораблей, соединений и учреждений ВМФ СССР. Автором 17-ти этих эмблем (всего 19) был заслуженный художник РСФСР В.А. Печатин. Эти эмблемы рекомендовались для «широкого использования в военно-патриотической работе среди военных моряков».

Возможно, кому-то из чиновников МО СССР эти эмблемы нравились, но мне и моим друзьям-годкам БПК «Свирепый» эти «рекомендованные картинки» не пришлись по душе и мы изобретали в ДМБовских альбомах свои военно-морские эмблемы, символы и картинки.

Инициатива нового замполита А.В. Мерзлякова по изготовлению различных сувениров для обмена во время захода БПК «Свирепый» в иностранный порт была «подхвачена» всеми военкомами БПК «Свирепый», потому что ребята понимали – валюту им не дадут и обменивать одежду из флотского аттестата не разрешат «особисты-кэгэбисты» (чтобы не одевать иностранных шпионов в официальную советскую форму). Поэтому для обмена с иностранцами оставались только значки, кое-какая бытовая мелочь, советские сигареты и самодельные сувениры…

Сама постановка такой задачи мне показалась чем-то неприятным, необычным, несолидным для советского флотского офицера и моряка, но общий азартный настрой и прямой приказ-задание замполита пересилили сомнения, я тоже стал делать сувениры для БС (боевой службы) в «тропические моря»…

- Куба - любовь моя, остров зари багровой…


Куба - любовь моя,
Остров зари багровой.
Песня летит, над планетой звеня, -
Куба - любовь моя!

Слышишь чеканный шаг -
Это идут барбудо;
Небо над ними как огненный стяг,
Слышишь чеканный шаг!

Мужество знает цель!
Стала легендой Куба,
Вновь говорит вдохновенно Фидель -
Мужество знает цель!

Родина или смерть! -
Это бесстрашных клятва.
Солнцу свободы над Кубой гореть!
Родина или смерть!

Куба - любовь моя,
Остров зари багровой.
Песня летит, над планетой звеня, -
Куба - любовь моя!

Текст песни «Куба - любовь моя». Музыка: А. Пахмутова, слова: С. Гребенников и Н. Добронравов. Исполняет: И. Кобзон. 1962.


Рецензии