Нельзя беречься

     К 100-летию со дня рождения Зиновия Гердта

   Зиновий Ефимович Гердт родился 8 (21) сентября 1916 года в городе Себеже Витебской губернии (ныне Псковская область). Актёр нежно любил свой родной город и называл его «небесным». Край красивейших и чистых озёр. Бедная еврейская семья, учёба в традиционной еврейской школе, первые стихи в местной газете. Позже Зяма (Залман Афроимович Храпинович) скажет, что помнит своих учителей по лицам всех, но не всегда по именам. Муки совести всегда заставляли артиста преодолевать себя и постоянно совершенствоваться. Когда ещё юному Зяме исполнилось 16 лет, он оказался в Москве, у старшего брата. Там он поступил в ФЗУ, учился на слесаря-электрика и одновременно играл в театре рабочей молодёжи.

  Актёрский дар открылся у Залмана ещё в школьные годы. Из школьной характеристики, подписанной директором школы, явствовало, что юноша имеет драматическую склонность. Но этот талант должен был пройти через горнило многих испытаний. Закончив ремесленное (фабрично-заводское) училище, Гердт стал метростроевцем. Продолжая играть на сцене, он чувствовал, что счастлив. Его талант был замечен Плучеком и Арбузовым, и вскоре он стал профессиональным актёром. Уже в конце 30-х годов появился и артистический псевдоним — Гердт, который стал позже официальной фамилией. Псевдоним актёр позаимствовал у известной балерины 20-х годов. Приближалась война. До войны Гердт уже успел прославиться исполнением роли Альтмана в арбузовском спектакле «Город на заре».

  Когда началась война, Гердт как профессиональный актёр имел бронь и мог быть освобождён от мобилизации. Однако он решил поступить иначе и пошёл добровольцем на фронт в июне 1941 года. Зимой 1943г. был тяжело ранен в ногу осколком танкового снаряда. Началась борьба за ногу, десятки болезненных операций, два года физических и моральных мучений. Ногу артисту сохранили, но с тех пор артист стал инвалидом и сильно прихрамывал. Актёр думал, что сцену придётся оставить. Однако судьба протянула руку помощи гениальному артисту. Он пришёл в театр кукол Сергея Образцова. «Ширма может скрыть мою хромоту», — подумал артист.

  Об этом периоде мы знаем из рассказа Петра Тодоровского, который поведал о том, что Гердт обладал феноменальной памятью и мог читать Пушкина целыми главами из
«Евгения Онегина» наизусть. Это и сыграло решающую роль при приёме в театр кукол. Поразив Образцова своей начитанностью и памятью, Гердт не только был принят, но вскоре стал ведущим актёром театра, в котором прослужил с 1945 по 1982 год. Роль Конферансье в «Необычайном концерте» была, как и эпитет в названии, необычайно популярна. Позже Сергей Образцов вспоминал, что этот спектакль театр поставил на сценах 23 стран и всюду его ждал успех. Знаменитая кукла Гердта — Конферансье — с честью хранится в театральном музее.

  Но талант Гердта был столь очевиден, что ширма кукольного театра, прикрывавшая хромоту артиста, должна была быть отодвинута, чтобы личность великого актёра cтала ещё ближе зрителю. Его уже ждали концертные залы, кинематограф, театр Ермоловой, «Современник»…

  Роли Зиновия Ефимовича в кино проникновенны, трогательны и мудры какой-то своей собственной мудростью. Герои часто наивны и слегка смешны, но простосердечны и всегда находят отклик в зрительских сердцах, так как понятны по-человечески своей ранимостью и смирением с судьбой.

  Помимо спектаклей, Артист снялся в 77 картинах. Его уникальный голос слышали за кадром в 55 фильмах, 23 мультфильмах, не говоря уже о многочисленных радиоспектаклях. Интересно, что и в кино, на большой экран, Гердт попал из-за кадра (как артист дубляжа), словно из-за своей ширмы, сумев своим голосом покорить сначала слушателя, а потом и зрителя.

  Вдова актёра — Татьяна Правдина — вспоминает, что на 80-летие в 1996 году она привезла его на машине на бенефис в Молодёжном театре, а на сцену подняла на коляске. Но он сумел встать с этой коляски для того, чтобы блистательно прочитать стихотворение Давида Самойлова «О, как я поздно понял, зачем я существую…». Это осеннее стихотворение было выслушано зрителями и актёрами с замиранием сердца и после паузы завершилось восторженным рукоплесканием. А через месяц с небольшим он ушёл…


О, как я поздно понял,
Зачем я существую!
Зачем гоняет сердце
По жилам кровь живую.

И что порой напрасно
Давал страстям улечься!..
И что нельзя беречься,
И что нельзя беречься…

Наши аплодисменты Вам, Зиновий Ефимович!!!

21 сентября 2016г.


Рецензии