262 БИУС 26 11 1973

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК-СКР «Свирепый» ДКБ ВМФ 1970-1974 гг.».

Глава 262. Балтийское море. ВМБ «Балтийск». БПК «Свирепый». Мир и мы. БИУС. 26.11.1973 г.

Фотоиллюстрация из открытой сети Интернет: Схема работы современной корабельной БИУС – боевой информационно-управляющей системы «Требование-М».

БИУС «Требование-М» предназначена «для автоматизации процессов боевого управления оружием и радиоэлектронным вооружением кораблей различных классов при ведении боевых действий как самостоятельно, так и в составе соединения кораблей для всех типов оперативных соединений флота».


В предыдущем:

На период испытания боевой электронно-вычислительной машины навигационной прокладки и автоматизированного управления БПК «Свирепый» я стал помощником и соратником Рэма Николаевича – одного из создателей БИУС – боевой информационно-управляющей системы (фамилию не скажу, нельзя)…

Корабельная боевая информационно-управляющая система (БИУС) – это комплекс электронно-вычислительной аппаратуры и технических средств корабля для автоматизированной навигации и маневрирования кораблём, наведения и управления корабельным оружием, а также для более эффективного использования ГЭУ (главной энергетической установки), машин, механизмов и радиотехнических средств.

Для работы и отладки новейшей сверхсекретной БИУС БПК «Свирепый» использовался ГКП (главный командный пункт), планшет БИП (боевой информационный пост) и штурманская рубка (пульт управления и ввода информации).

Практически со всех корабельных оружейных установок, машин и агрегатов, РЛС, станций, приборов и механизмов в БИУС «стекалась» соответствующая информация. Фактически БИУС превращала БПК «Свирепый» в «живой организм», наделённый датчиками-органами ощущений и чувств и расчётливым быстрым и хладнокровным «мозгом» - электронно-вычислительной машиной.

Одним из создателей данной БИУС, он же её «наладчик, монтажник, оператор и обслуживающий персонал», был гражданский мужчина средних лет, которого звали Рэм Николаевич. Он тихо, шёпотом называл мне свою фамилию, но я её не скажу, потом что этот человек был абсолютно секретным, тайным, скрытным и тщательно охраняемым на БПК «Свирепый» и в ВМБ «Балтийск».

Меня допустили к Рэму Николаевичу, которому «позарез» нужен был помощник-оператор, только с разрешения какого-то высокого начальника в штабе то ли 128-ё бригады 12-й дивизии ракетных кораблей, то ли ещё выше…

На самом деле Рэм Николаевич оказался совсем не «важным», надутым и высокомерным «начальником», а очень простым, увлечённым, азартным, очень умным, сдержанным, воспитанным и интеллигентным человеком. Узнав, что я не только рулевой БЧ-1, но и художник, фотограф-летописец и библиотекарь, он с удовольствием в свободные минуты ночи, когда от усталости уже невозможно было «копаться» в недрах и премудростях БИУС, «копался» в книгах крейсерской библиотеки БПК «Свирепый»…

Это ему я прочитал второе письмо с 35-м сонетом Вильяма Шекспира «Ты не грусти, сознав свою вину» и Рэм Николаевич долго, мягко и по-доброму объяснял мне смысл, форму и содержание этого сонета, да и всего творчества этого гениального поэта. Кстати, это Рэм Николаевич указал мне на гениальность Самуила Яковлевича Маршака – общепризнанного гениального переводчика произведений В. Шекспира…

Рэм Николаевич говорил: «Дошло до того, что перевод Маршака сами англичане вновь переводили на английский язык, потому что русский текст Маршака сочнее, пышнее, образнее и богаче, чем текст шекспировского оригинала». Позднее я сравнил другие переводы шекспировских произведений, например, переводы Б. Пастернака, и согласился с Рэмом Николаевичем и англичанами, - переводы С.Я. Маршака лучше.

Сначала я помогал Рэму Николаевичу тем, что вводил фактические навигационные, метеорологические и иные штурманские данные с клавиатуры в БИУС, потом стал запускать пробные и учебные алгоритмы-программы БИУС, потом я вместе с Рэмом Николаевичем с тестером и иными приборами искал в платах неисправности в электрических схемах, потом бегал по кораблю и налаживал связь и работу датчиков, контрольных и сигнальных приборов и механизмов корабля.

Таким образом, чтобы не мучит Рэма Николаевича «беготнёй» по отсекам, закоулкам и шхерам корабля, я сам побывал практически во всех помещениях и на всех боевых постах БПК «Свирепый». Причём матросы, старшины и мичманы, как правило, недоумевали и с трудом допускали Рэма Николаевича на свои боевые посты, то меня они встречали как своего, но диковинного «гостя» (всё норовили угостить, задержать, поболтать, рассекретить им данные о БИУС).

В результате, Рэм Николаевич увлечённо рассказал мне о своём «детище», об уникальной системе автоматического управления кораблём.

- Моя мечта, - сказал вдохновенно Рэм Николаевич, - создать такую БИУС, которая превратила бы боевой корабль в искусственный интеллект, в человекоподобного робота, конечно, подконтрольного человеку, но технически гораздо более мощного по возможностям, чем человеческий мозг. Я уверен, что в ближайшем будущем такие БИУС будут созданы, испытаны и поставлены на вооружение советской армии и флота.

- Наша БИУС, - сказал мне Рэм Николаевич, - пока только создана для того, чтобы собирать, обрабатывать и отображать на технических средства БИП ГКП нужной информации. При этом БИУС осуществляет прогностический расчёт эффективности применения корабельного вооружения, участвует в распределении огневых и технических средств наведения по целям, осуществляет боевые и навигационные расчёты.

- Кроме этого наша БИУС может обмениваться и распространять информацию о боевой обстановке между другими БИУС, между другими носителями различного вооружения, в том числе между кораблём и самолётами, подводными лодками, береговыми установками, кораблями, спутниками и центрами управления войсками.

- Наша БИУС является сложнейшей многоуровневой системой и структурой множества датчиков, машин и механизмов. При этом она сама является только элементом ещё более сложных БИУС, вплоть до глобальной БИУС МО СССР. Не удивлюсь, если на орбите вокруг Земли летает советская космическая БИУС…

У меня перехватило дыхание от услышанного и я «другими глазами» взглянул на неказистые квадратные клавиши пульта управления (клавиатуры) нашей корабельной БИУС, с которой я посылал сигналы-команды на космический спутник, летающий высоко-высоко над нашими головами…

Меня «распирало» от радостной гордости, потому что я ощущал себя причастным к самому интересному, самому секретному  и самому важному делу, к которому я был допущен со всеми формальностями допуска в государственной тайне. Вот почему я писал родителям, что «у меня сейчас много работы»…

Действительно, мы с Рэмом Николаевичем работали практически круглосуточно, потому что у него были «сроки» и «задания», а мне было интересно работать с ним, потому что после окончания суворовской Средней школы №1 я поступал в Севастопольский приборостроительный институт на специальность «автоматика и телемеханика».

Я рассказал Рэму Николаевичу об этом институте и о том, что там готовят специалистов-акванавтов для работы на обитаемых подводных станциях и Рэм Николаевич с уважением и признанием подтвердил мне правильность моего выбора и стал более полно рассказывать мне о «внутренностях» нашей корабельной БИУС, «гонять» меня по схемам, платам, узлам и элементам этой системы.

Мы интенсивно готовили нашу корабельную БМУС к выходу в море, к практическим испытаниям маневрирования, навигации и управления корабельным оружием.

Вскоре даже командир БЧ-1, старший лейтенант Г.Ф. Печкуров вынужден был обращаться ко мне за подсказкой и разъяснением по вопросам работы с нашей экспериментальной БИУС БПК «Свирепый».

Что же могла делать и что делала наша корабельная БИУС БПК «Свирепый»?

Ещё на БПК «Бдительный», головном корабле проекта 1135 типа «Буревестник», впервые был установлен автоматизированный боевой информационный пост (БИП), прообраз будущих боевых информационно-управляющих систем (БИУС) и введена в штат экипажа корабля должность «офицера-вычислителя» (1970-1972 гг.).

Затем прототип корабельных БИУС БПК (больших противолодочных кораблей) устанавливался и испытывался на БПК «Бодрый», но только на БПК «Свирепый» была установлена практически первая «настоящая» БИУС, которая не только осуществляла автоматическую навигацию, но и автоматическое практическое целеуказание, наведение и применение корабельного оружия, управления ходом корабля и его маневрированием, обеспечением живучести и безопасности корабля.

Боевая информационно-управляющая система «Требование-М» (БИУС «Требование-М») предназначена для автоматизации процессов боевого управления оружием и радиоэлектронным вооружением кораблей различных классов при ведении боевых действий как самостоятельно, так и в составе соединения кораблей для всех типов оперативных соединений флота.

Экспериментальная БИУС БПК «Свирепый» в автоматическом и интеллектуальном режиме (по программе-алгоритму боевых действий) осуществляла:

сбор, обработку и отображение информации о тактической обстановке, состоянии боевых средств корабля от различных источников информации;
обеспечение применения ПВО корабля и кораблей соединения с учётом степени опасности (угрозы) атакующих целей;
управление комплексами ракетного, артиллерийского и торпедного оружия корабля по надводным целям, противолодочным оружием;
сопровождение надводных целей по данным корабельных РЛС;
навигацию, кораблевождение, тактическое маневрирование и безопасность плавания корабля;
автоматическое документирование информации и создание БД (баз данных) и передачу разведданных в центры управления вооружёнными силами;
информировала командование и экипаж корабля об боевой и окружающей обстановке, угрозах, нападении и т.д.

Для было фантастикой меня слушать и видеть то, что делала наша экспериментальная БИУС БПК «Свирепый»…

Может быть, работая вместе с Рэмом Николаевичем по отладке экспериментальной корабельной БИУС, я ещё сильнее стал ощущать БПК «Свирепый» как живой организм, наделённый не только силой и мощью, крепостью и красотой, но и интеллектом, сердцем и душой.

Только теперь, после двух лет службы на флоте, обеспечивая работу корабельной экспериментальной БИУС, я почти полностью изучил и исследовал весь БПК «Свирепый», заглянул во все его помещения, отсеки, боевые посты и шхеры, даже побывал под пайолом в топливных цистернах и в «междудонном пространстве»...


Рецензии