261 БЧ-1 в походе 26 11 1973

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК-СКР «Свирепый» ДКБ ВМФ 1970-1974 гг.».

Глава 261. Балтийское море. ВМБ «Балтийск». БПК «Свирепый». Мир и мы. БЧ-1 в походе. 26.11.1973 г.

Фотоиллюстрация из открытой сети Интернет:

Светлой памяти боевых кораблей пр.1135 типа «Буревестник». БИП ГКП – боевой информационный пост главного коандного пункта.


В предыдущем:

Работа БЧ-1 и рулевых БПК «Свирепый» осуществляется перед выходом в море и в походе.

При этом все боевые части и службы боевого корабля напряжённо и постоянно работают, по-морскому – несут вахты, все. На боевом корабле нет никого, кто был бы «не у дел», «кто был бы просто «пассажиром» - у каждого по боевому расписанию свои обязанности, своё место, своя роль и своя функция.

Командир БЧ-1 или штурманской боевой части, старший лейтенант Геннадий Фёдорович Печкуров (время службы на БПК «Свирепый» - февраль 1972 г. – декабрь 1975 г.) был отличным штурманом. Не зря ему после окончания военно-морского училища сразу присвоили звание старшего лейтенанта (обычно из училища выходят только лейтенанты).

Г.Ф. Печкуров хорошо знал штурманское дело, умел выполнять сложные проводки, составлять графические планы и схемы маневрирования, мастерски и точно определял координаты местонахождения БПК «Свирепый», максимально точно прокладывал оптимальный курс и маршрут движения корабля, быстро и точно делал сложнейшие штурманские рассчёты.

Мало кто из офицеров, допущенных к несению вахты «вахтенного офицера», мог сравниться с Г.Ф. Печкуровым в штурманском мастерстве. Возможно, единственным его «соперником» мог быть только первый командир БЧ-2 БПК «Свирепый» – старший лейтенант Евгений Леонидович Крылов (время службы на БПК «Свирепый» - февраль 1972 г. – июль 1973 г.).

Вторым штурманом на БПК «Свирепый» был лейтенант Валерий Геннадьевич Бочковский, первый командир артиллерийской батареи №3 (ЗБ-3), командир корабельного катера (время службы на БПК «Свирепый» - 1972-1974 гг.). В походе в море Валерий Геннадьевич обычно подменял Г.Ф. Печкурова в штурманской рубке.

Естественно, некоторые обязанности и функции штурмана боевого корабля исполняли офицеры, допущенные к несению вахты «вахтенного офицера».

Вахтенный офицер – это офицер, возглавляющий вахтенную службу на корабле. Вахтенный офицер во время вахты непосредственно «отвечает за поддержание боевой готовности корабля, его внешнюю безопасность, соблюдение назначенного курса и скорости движения корабля, за его маневрирование, за соответствие его реального фактического и действительного местонахождения заданному (целевому).

Вахтенный офицер в случае внезапного нападения противника на корабль непосредственно «руководит применением оружия корабля». На ходу корабля вахтенный офицер подчиняется только командиру корабля (старшему помощнику командира корабля в случае подмены командира корабля), а во время стоянки корабля на якоре (бочке, швартовых) – командиру корабля, старшему помощнику командира корабля и дежурному по кораблю.

Мне, как рулевому БПК «Свирепый», пришлось нести вахту («стоять вахту рулевого») практически со всеми вахтенными офицерами, видеть их со стороны, выполнять их указания и приказы, сравнивать их манеру и мастерство несения вахты вахтенного офицера, оценивать их штурманское мастерство.

В ходе подготовки и сдачи курсовых задач «К-1», «К-2» и «ПВО», во время первой боевой службы БПК «Свирепый» в Северной Атлантике, практически все командиры боевых частей и служб, кроме БЧ-5, несли вахту вахтенными офицерами, практиковались в штурманском деле.

Некоторые вахтенные офицеры запомнились мне своей манерой и стилем несения вахты, отношением к своим обязанностям, уровнем мастерства, характером и манерой поведения, а также нашими приключениями, но всё это требует отдельного рассказа…

Здесь и сейчас я расскажу о действиях штурманской службы, БЧ-1, штурмана и рулевых во время похода корабля в море.

Основная задача БЧ-1 в походе – это «обеспечение точного движения корабля по назначенному пути, его навигационной безопасности, эффективного применения им своего оружия».

Во время похода с момента съёмки корабля со швартовов (якоря или бочки) до момента постановки на швартовы (якорь или бочку) штурманская боевая часть или БЧ-1 непрерывно ведёт «навигационную прокладку»:

непрерывно осуществляет графическое (ручное) счисление пути корабля, а также автоматический расчёт его текущих координат с помощью навигационного комплекса, автопрокладчика или других систем автоматического счисления с учётом поправок системы курсоуказания, лага, дрейфа, течения, потери скорости от ветра и волнения;

непрерывно отображает местонахождение корабля на морских картах, шкалах и табло приборов;

с установленной периодичностью производит оценку точности текущего места корабля;

систематически и периодически определяет координаты корабля (поправки к счислимым координатам) с помощью ТСН (технических средств навигации), навигационных инструментов и радиотехнического вооружения в целях коррекции счисления и обеспечения требуемой точности плавания;

при необходимости ведёт обсервационное счисление и астрономически точное определение координат местонахождения корабля;

постоянно отслеживает текущее и прогнозирует будущее положение корабля и направление его пути по отношению к назначенному и проложенному на картах маршруту похода (пути), к навигационным опасностям, к границам опасных или запретных для плавания районов, территориальных вод иностранных государств, в том числе при выполнении маневров, не предусмотренных предварительной прокладкой и производимых по расчётам, выполненным командиром корабля, вахтенным офицером или РТС (БЧ-7, БИЛ, БИУС), а также при нахождении в дрейфе;

постоянно вырабатывает и докладывает командиру корабля предложения о величине и времени изменения курса, скорости, глубины погружения для обеспечения точного следования по назначенному маршруту, расхождения с опасностями, соблюдения правил плавания, контролирует своевременность и правильность выполнения маневров;

производит дополнительные навигационные расчёты, оценку астрономической обстановки, необходимость которых вызывается условиями плавания или приказанием командира корабля;

записывает в навигационном журнале и журнале маневренных карточек (в черновом навигационном журнале или записной книжке штурмана) и других документах навигационные данные, предусмотренные правилами их ведения, использует для этой цели технические устройства документирования.


Кроме этого в походе рулевые БЧ-1 по командам командира корабля и вахтенного офицера используют рулевые устройства для удержания назначенных курса, обслуживают ТСН (технические средства навигации), обеспечивают точность вырабатываемых ими навигационных данных, следят за исправностью их работы. Командир БЧ-1 и вахтенные офицеры следят за достоверностью навигационных данных и передают эти данные в системы управления кораблём, оружием и другие технические средства корабля.

Личный состав БЧ-1 устраняет отказы и неисправности ТСН (технических средств навигации), систематически записывают (документируют) в журналах электронавигационных приборов и других документах эксплуатационные данные, периодически в установленное время по приказанию или по необходимости измеряют или рассчитывают значения гидрометеорологических элементов, необходимых для решения навигационных задач, обеспечения применения корабельного оружия и использования технических средств корабля.

Кроме этого личный состав БЧ-1 систематически корректирует по местным признакам получаемые по радио прогнозы гидрометеорологической обстановки (следит за погодой, волнением моря, ветром, необычными явлениями в окружающей среде).

Обо всём необычном, что происходит в реальной окружающей среде штурман, командир БЧ-1 сообщает (докладывает) вахтенному офицеру и командиру корабля, доводит эти сведения до заинтересованных боевых частей и служб, готовит донесения о фактической гидрометеорологической обстановке на КП флота и соединения.

Командир отделения рулевых БЧ-1 регулярно определяет поправки системы времени, контролирует правильность показаний системы единого времени, кстати, находящейся в заведовании БЧ-2, морских хронометров и палубных часов по радиосигналам времени. При этом штурман, командир БЧ-1, организует и выполняет проверку морских, встроенных и наручных часов командиров и офицеров корабля.

Специалисты-электрики БЧ-1 совместно с БЧ-5 обеспечивают производство курсовой и широтной регулировки токов РУ, подвахтенные рулевые постоянно и систематически корректируют на морских картах и в навигационных руководствах изменения навигационной и гидрометеорологической обстановки в районе плавания, принимают и документируют информацию, полученную по радио или путём личных наблюдении за обстановкой и окружающей средой; готовят фактические данные для донесения штурмана и командира корабля о выявленных изменениях навигационной обстановки.

При этом личный состав БЧ-1 постоянно, регулярно и систематически взаимодействуют с другими БЧ корабля, службами и вахтенными офицерами по вопросам ведения штурманской службы и вахты.

Командир БЧ-1 или офицер, исполняющий обязанности штурмана, по уставу обязан находиться на своём командном пункте (РМ – рабочее место штурмана, в штурманской рубке) и вести навигационную прокладку лично и (или) руководить деятельностью прокладочной группы (вахтенного штурмана и рулевых).

Командир БЧ-1 обязан лично быть на РМ (рабочем месте штурмана):

при съёмке со швартовов (якоря или бочки) и постановке на них, при подходе к другому кораблю или судну для приёма (передачи) грузов и людей;
при выходе корабля из пункта базирования, порта, места стоянки или входе в них;
при плавании в сложных и малоизученных в навигационном отношении районах, в узкостях, вблизи берегов;
при плавании в районах интенсивного судоходства;
при плавании в условиях ограниченной видимости и штормовой погоды;
при определении местонахождения корабля;
во время отдыха командира корабля;
при обучении или вахте офицеров, не допущенных к самостоятельному несению штурманской вахты;
при получении докладов вахтенного штурмана;
во всех случаях при объявлении боевой готовности №1 или по приказанию командира корабля.

Рабочее место штурмана (командира БЧ-1) – это штурманская рубка – выгородка (помещение) по левому борту непосредственно за ходовой рубкой или ходовым мостиком, либо на ходовом мостике рядом с рабочими местами командира корабля и вахтенного офицера (для обеспечения командиру корабля и вахтенному офицеру возможности лично оценивать навигационную обстановку по карте штурмана).

Командир БЧ-1 во всё время похода, пребывания в море, а также во всех случаях плавания не имеет права отдыхать (отсутствовать на своём РМ – рабочем месте) одновременно с командиром корабля или вахтенным офицером. Кто-то из них обязательно должен быть в ходовой рубке, на ходовом мостике.

Когда штурман, командир БЧ-1, занят расчётами или работой с навигационными приборами, по приказу командира корабля обязанности по ведению навигационной прокладки исполняет под личным контролем командира корабля либо вахтенный офицер, либо второй штурман (заместитель штурмана).

Иногда (по неотложной необходимости) во время сдачи курсовых задач «К-1», «К-2», «ПВО» и первой БС (боевой службы) подвахтенным рулевым приходилось вместе с вахтенными офицерами:

вести счисление пути корабля и определение местонахождения БПК «Свирепый»;
докладывать командиру корабля и командиру БЧ-1 данные об изменении курса и скорости корабля;
вести навигационный журнал, записывать значения навигационных параметров и другие данные, полученные от боевых постов измерения и внешней связи;
документировать соответствующие отсчёты лагов, курсов, скоростей и координат в «черновом навигационном журнале», передавать эти данные по запросу на пост навигационной прокладки командира корабля или вахтенного офицера или с разрешения командира корабля (вахтенного офицера) на соответствующие боевые посты по внутрикорабельной связи;
измерять с назначенной штурманом периодичностью курсовые углы, визуальные пеленги, радиолокационные и гидроакустические пеленги и дистанции;
считывать отсчёты с приёмоиндикаторов или преобразователей координат, с эхолота, экранов локаторов и т. п., докладывает их значения командиру БЧ-1 или вахтенному офицеру, документировать их;
принимать от береговых постов значения измеренных ими навигационных параметров, характеризующих местонахождение корабля (данные навигационного ориентирования);
докладывать командиру БЧ-1, вахтенному офицеру и командиру корабля, а также в БИП (боевой информационный пост) ГКП (главного командного пункта) БПК «Свирепый» документированные записи навигационных данных.

Эта штурманская работа была для меня очень интересной, захватывающей, но трудной (офицерской), поэтому я всё время ощущал недостаток знаний и опыта, стремился во всё вникать, понять, изучить. Такое же стремление и интерес к штурманскому делу проявил командир отделения рулевых, мой друг и соперник, Анатолий Михайлович Телешев.

Странно, но командир БЧ-1, старший лейтенант Г.Ф. Печкуров, не разделял и особо не поощрял такое наше стремление быть «настоящими штурманами», но после того, как командир корабля, капитан 3 ранга Е.П. Назаров и замполит, капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин поддержали наш с Телешевым интерес, начал с нами заниматься почти так же, как с вахтенными офицерами.

В учебно-тренировочных походах БПК «Свирепый» и во время первой БС (боевой службы) Г.Ф. Печкуров с азартом, гордостью и мастерством показывал нам свои приёмы ведения штурманского дела, позволял нам делать почти всё, что не требовало сложных расчётов.

Мне было легче, потому что я прошёл курс подготовки в Севастопольской Морской школе ДОСААФ, а Толя Телешев отличался от меня большей серьёзностью характера, выдержкой, трудолюбием и упорством в достижении секретов штурманского дела. Толя Телешев мог быть отличным морским офицером, штурманом.

Однако особый интерес у меня возник и проявился к новейшей и секретнейшей разработке наших советских учёных, конструкторов и инженеров – к боевой электронно-вычислительной системе навигационной прокладки и автоматизированного управления боевым кораблём.

На период испытания этой боевой электронно-вычислительной машины навигационной прокладки и автоматизированного управления боевым кораблём я стал помощником и соратником Рэма Николаевича – одного из создателей БИУС – боевой информационно-управляющей системы (фамилию не скажу, нельзя)…


Рецензии