Всемогущий чингисхан был кыргызом

С обретением государственной независимости официальная история Кыргызстана хотя и остается без изменений, но отдельными учеными, заинтересованными историей лицами найдено и собрано немало материалов, которые заслуживают упорядочивания и всесторонней обработки.  В особенности, в истории Монгольской эпохи имеется  немало путаницы, что заставило изучить древнейшие исторические источники о Чингисхане с особой тщательностью. 
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ О ЧИНГИСХАНЕ
   Бесценный труд неизвестного автора в китайском переводе, найденный в городе Пекин стал известен европейским ученым благодаря русскому ученому Палладию (Кафаров Петр Иванович 1817-1878  гг.). Возглавляя русскую православную миссию, он несколько раз побывал в Китае, где в 1866 году нашел этот труд и сделал русский перевод под названием  «Старинное монгольское сказание о Чингисхане». Известно, что данный труд позже был переведен на английский, русский, французский, немецкий, испанский, чешский, болгарский и на современный монгольский языки. Утверждается, что «Сказание» было начато по приказу Чингисхана  и завершено в 1240 году при Угедее-хане. Но это не совсем точная дата, есть сведения о том, что другой датой завершения труда отмечается 1264 год. Во всяком случае именно этот бесценный труд о Чингисхане, его предках и потомках  используется учеными всего мира в создании научных трудов в качестве первоначального исторического источника.  В ходе своих исследованиях ваш покорный слуга так же обратился и к русскому переводу книги С.А. Козина «Чингисхан. Сокровенное сказание монголов. Великая яса» (2009 г.). Кроме этого, были изучены выдающиеся труды «Сборник летописей» Рашид ад-Дина (1301-1311 гг.) на русском, «История четырех улусов» внука Тамерлана Улукбека мырзы на узбекском (1431г.), «Тюркская родословная» хана Хивы Абул Гази бахадура хана (1605 -1664 гг.) на кыргызском языках. Все эти труды признаны величайшими историческими источниками. Кроме вышеперечисленных источников в процессе создания книги пришлось ознакомиться с трудами Мухаммеда Хайдара, также многочисленных зарубежных, русских и кыргызских ученых. 
СВЕДЕНИЯ, СТАВШИЕ ДОСТОЯНИЕМ НАРОДА 
   Таким образом, первая книжка под названием «Гремевший на весь мир Чингисхан был кыргызом» была издана тысячным тиражом в Кыргызстане в типографии «Турар» в 2015 году. Это заложило основу будущего объемного труда. Данная книга вначале в виде статьи была опубликована на кыргызском языке в популярной республиканской независимой газете «Жаны Ордо» и государственной официальной газете «Эркин Тоо» в КР, в журнале «Жетиген» на кыргызском языке, а так же на русском языке в газете «Деньги и власть». Статья два раза стала темой обсуждения в передачах государственного телеканала ОТРК. В феврале 2016 года под руководством президента Национальной Академии наук КР Абдыганы Эркебаева прошла научная конференция, в которой с докладом выступил историковед и общественный деятель Бегиш Аматов. В обсуждении приняли участие 25 человек, видных ученых Кыргызстана. Обсуждение прошло очень бурно, был  высказан ряд острых мнений. В результате данный труд был признан НАН КР трудом, посвященным всему народу Кыргызстана на общественных началах. Это стало еще одним весомым шагом в деле формирования и распространения сведений, вызывающих особый интерес у любителей истории. 
 КЫРГЫЗЫ –ДРЕВНЕЙШИЙ НАРОД
   Ученые единогласно утверждают, что кыргызы являются одним из древнейших тюркских народов Центральной Азии. Это подтверждает и тот факт, что в китайских источниках эпохи гуннов (201 г. до н. э.) кыргызы упоминаются под названием «гяньгунь».
   С тех пор в истории человечества произошло немало величайших событий. Если говорить о кыргызах, то как свидетельствуют исторические памятники, кыргызы еще в 840 году создали свой Великий Кыргызский Каганат. А в Средней Азии в 950 годы к власти пришла династия Караханидов. Немного позже этих событий в начале 1200 годов на мировой исторической арене появился Чингисхан.   
ЧЕЙ ЖЕ ВСЕ-ТАКИ ЧИНГИСХАН?
   В последнее время евразийские народы стараются приобщить Чингисхана к своей истории. Каждый из этих народов хочет видеть его «своим предком» и тем самым возвысить значимость своей национальной истории. Исключением не стали и кыргызы. Однако, эту теорию хотелось бы доказать обосновывая бесспорными научными аргументами, опираясь только на достоверные исторические источники. Наибольший интерес в этом вызывают утверждения русского ученого Евгения Кычанова и других ученых мира, которые изучая корни Чингисхана, сошлись в едином мнении о том, что он был кыргызом. Но считая его таковым, в то же время они не оставили точных сведений о том, какому же племени кыргызов Чингисхан принадлежит. Думаем, что тем самым они оставили эту задачу решить кыргызким историкам.
 Известно, что каждый человек определяет свою принадлежность тому или иному народу согласно генеалогической родословне своих предков. Мы используя исторические источники, попытались определить и доказать принадлежность Чингизхана кыргызам именно таким методом – изучением его генеалогической родословни. Итак, изложим свои доводы по порядку.   
ПРЕДКИ АЛАН-ГОА БЫЛИ ИЗ ПЛЕМЕНИ – ХОРИ (ХОРИ-ТУМАТЫ)
   В книге русского ученого Е. Кычанова «Жизнь Темучджина, думавшего покорить мир» биологическим отцом Чингизхана в 11ом поколении считается «Маалих Баяудец» (стр. 40). Его Кычанов харакетирузет «рыжеволосым и синеглазым енисейским кыргызом». Но ученый не мог определить, какому же кыргызскому племени принадлежит Маалих Баяудец. Подробности этого можно узнать из биографии  протобабушки Чингисхана в 11ом поколении Алан Гоа. В «Сокровенных сказаниях монголов» говорится, что после смерти мужа Добуна-мэргена вдова его Алан Гоа родила троих сыновей близнецов от Маалика. Ученый Е. Кычанов опирался именно на эти сведения.
   Теперь рассмотрим повествование об Алан Гоа (гоо) в переводе книги академика С.А. Козина «Чингисхан. Сокровенное сказание монголов. Великая яса» (стр.12): «Обратившись к брату Дува сохор сказал: «Средь тех кочующих к реке людей в кибитке, на высоком передке сидит прекрасная девица. И коли она прекрасна, давай сосватаем её тебе, брат Добун мэргэн». И, сказав сии слова, послал он Добун мэргэна взглянуть на девушку. Показалась она Добун мэргэну и лицом красна, и телом ладна, да рода знатного, да ещё и не сватана. А зовут её Алан гоо.
Отец Алан гоо – хори тумедский ноён Хорилардай мэргэн, а мать – Баргужин гоо; родилась Алан гоо в уделе хорь тумэдов  в местности, называемой Ариг ус (усун). Её мать Баргужин гоо – дочь Баргудай мэргэна, вождя племени Хул (Улуу) Баргужин, чьи земли лежат в дальней дали. А люди, с которыми кочевала Алан гоо, стало быть, из племени её отца – Хорилардай мэргэна».
Здесь туматы названы «Тумедами». Так же сказывается, что мать Алан Гоа принадлежала кыргызскому племени Баргы. Продолжим рассматривать исторический  источник – труд Рашид ад – Дина «Сборник летописей» (стр. 122): «Место перобывания этого племени (Тумат) было поблизости вышепоименнованный местности Баргуджин-Токум. Оно также ответвилось от Баргутов». 
Как видно из этого, туматы являются одной из ветвей рода Баргы. Следовательно, и туматов можно считать баргы. Это доказывает и кыргызская санджыра (родословная). 
В книге «Алымбек хан» известного кыргызского историковеда и знатока санджыры Жапара Кенчиева имеются следующие сведения о кыргызских баргы (стр. 200): «От адигине произошел Баргыхан, от него Сатыке, потом Мырзаке, от него Бокой хан, от него Бакал баатыр и Бай Боочон, от Бая Боочона четыре сыновей - Олжоке, Тилеке, Кокчо и Жамгырчи. От Кокчо Тууматай (Туматай)». Здесь Туматай указан как Баргы. Как сказано выше,  Хори относятся к Туматам и называется хори-туматами.
КЫРГЫЗСКИЕ ПЛЕМЕНА
    Кстати, здесь можно упомянуть и еще об одних сведениях. Например, в подтеме «Племя киргиз» труда Рашида ад-Дина «Сборник летописей»   4 племена названы как кыргызские (стр. 150). Это: Баргу (Баргы), Тумат, Кори (Хори) и Баяут (Конурат). Посмотрим главу «Племя киргиз» книги «О тюркских племенах, имевших своего государя и вождя» (стр. 150 – 151)): «Киргиз и Кэм-Кэмджиут две области смежные друг с другом; обе они составляют одно владение [мамлакат]. Кэм-Кэмджиут – большая река, одной стороною она соприкасается с областью монголов [Могулистан] и одна [её] граница – с рекой Селенгой, где сидят племена тайджиутов; одно сторона соприкасается с [бассейном] большой реки, которую называют Анкара-мурэн, доходя до пределов области Ибир-Сибэр. Одна сторона Кэм-Кэмджиута соприкасается с местностями и горами, где обитают племена найманов.
Племена кори (относятся к туматам), баргу (баргы), тумат (одна из ветвей племени баргы) и байаут (относятся к конуратам), из коих некоторая суть монголы и обитают они в местности Баргуджин-Токум, также близки к этой области. В этих областях много городов и селений и кочевники многочисленны. Титул [каждого] их государя, хотя бы он имел другое имя, - инал, а родовое имя тех на этой области, кто пользуется уважением и известностью - иди. Государь её был... [пропуск]. Название другой области – Еди- Орун, государя тамошнего называли Урус-инал.
В году толай, являющимся годом зайца, соответствующем месяцам 603 г., (1205-1207 гг.) Чингисхан послал гонцами к этим двум государям Алтана и Букра и призвал [их] к подчинению. Те послали назад вместе с ними своих эмиров, коих звали Урут-Утуджу, Элик-Тимур и Аткирак с соколом, как выражение почтения младшего к старшему, и подчинились [ему].
Спустя двенадцать лет, в год барса, когда восстало племя Тумат, сидевшее в Баргуджин – Токуме и Байлуке, для его покорения [монголы], из-за того, что оно было поблизости от киргизов, потребовали от киргизов войско [чарик]; те не дали и восстали. Чингис-хан послал к ним своего сына Джочи с войском. Курлун [был] их [киргизов] предводитель; [у монголов эмир], по имени Нока отправился в передовом отряде; он обратил в бегство киргизов и вернулся назад от восьмой реки. Когда подоспел Джочи, лед уже сковал реку Кэм-Кэмджиут. Он прошел по льду и, покорив и подчинив киргизов, вернулся назад».
Это события неоднократно были изучены многими учеными. Мы не будем останавливаться на них, а рассмотрим два племени, живших по соседству с Чингисханом. Это роды Баргу и Туматы. В исторических источниках утверждается, что роды Баргу и Туматы жили по соседству в Баргуджине – Токуме. Нет никаких сомнений в том, что Баргу это кыргызский род Баргы, которое по сей день является одним из крупных родов кыргызов. Выше утверждается, что Туматы и Баргы жили бок о бок в Баргуджине –Токуме. Но «через 12 лет Туматы восстали против Чингисхана». В исторических источниках утверждается, что «Туматы являются одной из ветвей Баргы» (труд Рашида ад-Дина, стр.122): «Местом пребывания этого рода было поблизости от вышепоименованной [местности] Баргуджин-Токум. Оно также ответвилось [от] родственников и ветви Баргутов (Баргы)». Поэтому можно с уверенностью сказать, что изначально туматы входили в Баргы.
Например, туматы живут и в Алайском районе Кыргызстана, где также имеется местность Туматай, названная именем этого племени. А в местности Жылуу-Суу на спуске алайского перевала Чыйырчык живут представители рода конуратов, среди которых также проживает большое число туматов, которые по сей день считают себя конуратами. Следовательно, возникает вопрос: если туматы во времена Чингисхана жили по соседству с баргы, то почему в настоящее время они живут вместе с конуратами?    
На этот вопрос достоверный ответ дает тот же Рашид ад-Дин (стр.162): «Во времена Чингисхана был один уважаемый эмир, которого называли Алчу ноён. Он имел сына по имени Шинку-гурген. Чингисхан выделил четыре тысячи мужей из других племен Кунгират и пожаловал ему: он отдал ему свою дочь Тумалун, которая была старше Тулуй-хана, и послал его в область Тумат, до настоящего времени их потомки находятся  там». То есть, здесь говорится о том, что после того, как старший сын Чингисхана Джучи подавил восстание и чтобы в дальнейшем держать бунтовщиков под контролем, зятю Шинку-гургену Чингисхан выделил четырехтысячное войско, состоящее из конуратов, и назначил его предводителем. Следовательно, это и стало причиной вхождения (слияния) туматов в конураты.   
     Написанное ниже выдающимся русским ученым Е.Г. Грум-Грижмайло не оставляет никаких сомнений о том, что род Баргы было кыргызским: «Все же остается несомненным, что некогда буруты (так называли джунгары западных киргизов) жили в соседстве с бурятами в области, носившей название Барга, Баргуджин-токум. С ними соседили, в союз коих входили киргизы (кергут) ... это доказывает имя Барга, которые носит один из основных кара-киргизских родов».
КАК БАРГЫ ОСНОВАЛИ БАРГУДЖИН-ТОКУМ?
   Давайте посмотрим, что говорится об этом в истории бурятского народа (источник www.buryatia.org.): «Племя Баргут – одно из древнейших в Забайкалье. Первые упоминания о баргутах встречается в древнетюркских и китайских источниках 7-10 вв. Во времена Тюркского каганата (5-7 вв.) племя баргутов называлось Баерку. Изначально они входили в состав тюркско-телесских племен и кочевали по территории нынешней Монголии, позднее переселившись на территорию нынешней Бурятии и Забайкалья.
О баргутах упоминается в тюркских источниках, где их предводитель называется Великим Иркином (Ехе Эрхэн). Также в «Сокровенном сказании» говорится, что дочь вождя баргутов Баргудай мэргена была женой Хоридой мэргена. И от них родилась праматерь монголов Алан-гоа.
Жили баргуты на территории нынешней Баргузинской котловины на севере Бурятии, после разгрома курыкан, их южными соседями были меркиты и хори-туматы. В 9-13 веках баргуты, вытеснив курыкан, стали основным населением Забайкалья. 
Баргуты стояли у истоков основания племенного союза Баргуджин-Токум, имевшего зачатки государственности и располагавшегося на восточных берегах Байкала. Баргуты играли большое значение в этом союзе, это находит отражение в хоринских легендах, где отцом Буряадая и Хоридоя – т.е. союзов бурят и хори был Барга-батор.
В 13 веке баргуты поддержали усиля Чингисхана по объединению племен Центральной Азии и внесли значительный вклад в строительство Монгольской империи. Представителы Баргуджин-Токума пользовались значительным доверием у Чингисхана: они входили в его личную гвардию, занимали высокие военные и государственные посты.
С падением империи племена баргутов были рассеяны. К появлению на Байкале русских первопроходцев здесь жили лишь несколько немногочисленных баргутских родов».
Здесь говорится о многих вещах, заслуживающих внимания. И об Алан гоа отмечено с достоверностью. К примеру,  уже окончательно доказано, что  Алан гоа была внучкой царя Улуу Баргы Баргудая мергена, то есть, рождена от его дочери – Баргужин гоа.  А имя отца  Алан гоа  Хорилардай мерген дается выше как  Хоридой мерген.  В то же время отцом  Хоридой мергена является  – Барга (Баргы) батыр.  Сказывается, что  он возглавлял  Союз  Бурятов и Хорилар (Хори-туматы).  Точнее, отцом  Буряадая и Хоридой  считается Баргы батыр.  То, что Хорилар (Хори-туматы)  были выходцами из Баргы, доказывается и этим.
Следовательно, здесь речь идет об одной части племени Баргы, проживающей ближе к началу реки Онон. Здесь доказано, что и отец, и мать Алан гоа являются из племени Баргы.  Точнее, дедушка Алан гоа – это Баргы батыр. Во всяком случае, отсюда видно, что к тому времени число Баргы заметно увеличилось.   В особенности, убедительно говорится и о том, как баргы вошли в доверие Чингисхана. Теперь рассмотрим историю до образования Тюрксого каганата, в которой детально рассказывается о том, что в 5 и 6 веках баргы обитали на территоиях современной Монголии.
РАСКОЛ ХУННОВ (ГУННОВ)
    Об этом в истории сохранились трагические события, о чем мы не можем не упомянуть: «В  93 г., коалиции Китая сянби, динлинов и чешсцев (жителей оазиса Турфана) разбили Хуннов в битве Их-Баяне, а в 155 г. сяньбийский вождь Тяншихуай разгромил хуннов, что привело к расколу хуннского этноса на четыре ветви, из которых одна слилась в победоносными сяньбийцами; другая – мигрировала в Китай; третья осталась в горных лесах и ущелях Тарбагатая и Черного Иртыша; четвертая (Гунны) с боями отступила на запад и к 158 году достигла Волги и Нижнего Дона. В ходе отхода на запад четвертая часть, так называемых малосильных Хунну, остается на территориях Семиречья и Западной Сибири с образованием государства Юэбань (160-490)» (источник: Википедия).
    Эти события стали для тюркоязычных хуннов (гунны) настоящей трагедией, о чем хорошо знают все ученые историки. Но в ней есть детали, заслуживающие тщательного изучения. Как показывает история, позже юэбаны присоединились к третьей части Хуннов. А баргы в составе Хуннов мигрировали на северо-восток в сторону озера Байкал, где обосновали местность Баргуджин-токум. Историческая наука считает царя Хуннов Моде и Угузхана одним лицом. А Рашид ад-Дин в своем труде корнями Чингисхана считает народ Угузхана. Значит, если Моде это Угузхан, то вышесказанная история Хуннов (гунны) касается и истории кыргызов (баргы). В истории сохранились сведения и том, как древние предки Чингисхана, спасаясь от истребления, бежали в Эргене –Кунь, где жили до 450 года. Позже этот народ возглавил праотец Чингисхана в 22 поколении Бортэ чоно (“Сказание”, стр.308). 
ХОРИЛАР – ГОРЛОС (КЫЯН) – РОД ПРЕДКИ ЧИНГИСХАНА
    Теперь снова вернемся к Алан гоа. Её отец Хорилардай мэргэн был полководцем туматов, считавшихся одной из ветвей Баргы. Позже народ, подчинившийся ему, стал племенем Хорилар. Продолжим чтение «Сказания» (стр. 12): «Хорилардай мэрген отошел от пределов хорь тумедских по причине раздоров, вспыхнувших меж близживущих родов, кои желали отвоевать друг у друга уделы, обильные зверем – соболем и белкой. Хорилардай мэрген и люди обособились, и прозвались они племенем Хорилар  по имени ноёна своего».
Таким образом, стало понятным откуда произошел род Алан гоа. Сказано, что корнями народа её отца Хорилар являются туматы, считавшиеся одной из ветвей рода Баргы.   О роде Хорилар во 2 главе 1 тома своей книги Рашид ад-Дин («Сказание» в переводе А. Мелехина, стр. 309, год выпуска 2013) писал: «Алан гоо была из племени Горлос». 
В данном переводе А. Мелехина книги «Чингисхан. Сокровенное сказание монголов. Великая яса» отдельно приводится и «Родословная тюрков» Абул Газы бахадыра хана (Москва, 2013 г. стр. 308), где говорится, что «Бортэ чоно из рода Хианово, из племени Горлос».  Как видно из «Сказания», Борте чоно является праотцом Чингисхана в 22 поколении. К тому же он управлял родом кыянов (хианы), который, как пишется в книге, происходит от племени Горлос (Хорилар). Выше Хорилар и Горлос означают один и тот же род. Здесь утверждается, что Добун мэргэн (праотец Чингисхана в 11 поколении) и Алан гоа происходят из племени Горлос. Потому что принадлежность Алан гоа к хорилар точно указано в «Сказании». 
Вообще то Хорилар в «Сокровенных сказаниях» позже Рашид ад-Дином названы по фарси «Горлос». Данный вариант был использован и Абул Газы бахадур ханом. Но коренное слово «Хор» в начале Хорилар так и осталось неизменным.  Еще раз напомним о том, что в списках предков Чингисхана Добун мэргэн является его праотцом в 11 поколении, а Бортэ чоно в 22 поколении, и указаны как правители. Также с точностью названы имена его промежуточных праотцов (“Сказание”, стр.11):
 «Прародитель Чингисхана, рожденный по благоволению Всевышнего Тенгри, - Бортэ чоно (по мнению Х.Пэрлээ родился в 758 г.) – и его жена Хоо марал переправились через воды реки Тэнгэс, пошли и сели в окрестностях горы Бурхан халдун, что в верховьях реки Онон. И родился у них сын, нареченный Батачи-ханом (р. в 786 г.). Батачи (Батачы)-хан родил Тамачу (р. в 828 г.); Тамача родил Хоричар мэргэна, что значит Хоричар – меткий стрелок; Хоричар мэргэн родил Ужим борохула (р. в 847 г.); Ужим борохул родил Сали хачагу; Сали хачагу родил Их нудена (р. в 873 г.); Их нуден родил Сэм сочи (р. в 891 г.); Сэм сочи родил Харчу (р. в 908 г.). Харчу родил Боржигидай мэргэна. У Боржигидая мэргэна был сын Торголжин баян, что значит богач (бай) Торголжин. Торголжин баян родил двух сыновей -  Дува сохора, значит Дува незрячий, и Добун мэргэна (р. в 945 г.).»   

Они управляли Хориларами (Кыяты), произошедших от Туматов, одной из ветвей Улуу Баргы. В исторических источниках выше указывается, что Туматы и Баргы жили вместе в Баргуджин-Токуме. А Хорилар произошли от Туматов. «Сказания» подтверждают, что именно этот народ является племенем предков Чингисхана. Поэтому собственный народ предки Чингисхана Хорилар (кыяны) в корне являются кыргызами племени Баргы.

 «ЖЕЛТЫЙ ПЕС, ВИЛЯЮЩИЙ ХВОСТОМ...»
    Продолжим чтение о событиях, касающихся Алан гоа, о которых говорится в  «Сказаниях»: «У Алан гоо и Добун мэргена родились два сына – Бугунудей  и  Белгунудей. По прошествии времени как-то раз Добун мэргэн взошел на сопку Тогоцог поохотиться; в лесу он встретил урианхайца, убившего оленя – трехлетку и теперь поджарившего его ребрышки. Подойдя к нему Добун мэрген сказал: «Истинно говорю тебе: познаешь друга, когда с тобою он поделится добычей!».  (Здесь понятно, что он просит часть в подарок от добычи (шыралгы)). Охотник – урианхаец отсек голову с сердцем и легкими взял себе, а остальное мясо отдал Добун мэргену. Когда, нагрузив на коня тушу оленя, Добун мэргэн возвращался домой, по дороге он встретил еще одного изможденного, оборванного человека, ведшего за руку отрока.
«Какого рода – племени ты будешь?»- спросил у него Добун мэрген. На это бедняга ответил: «Сам я из племени Малииг Баягудай. Я голоден и выбился из сил. Прошу тебя, дай мясо мне на пропитание. Тогда отдам тебе я в услужение сына своего. Добун мэрген согласился и отдал голодному бедняге ляжку оленя, а сына его увел с собою. С тех пор отрок прислуживал ему» (стр. 13 книги в переводе Козина).
История мальчика по имени  «Малик баягудай» (Маалих Баяудец) начинается именно с этого случая, который сохранился в исторических источниках. Добун мэрген поменял его всего лишь на кусок мяса оленя и забрал его с собой в качестве прислужника. Напомним, что «вся путаница» заключается именно в этом.
Рассмотрим еще одно очень ценное сведение (Книга Рашид ад-Дина, стр. 162):  «Баяудай-Харбатан принадлежит к ним (Конуратам) и пришел он оттуда. Баяудай из племени Олкунут, которое является ветвью Кунгиратов». Как видно, автор и Малига, и Харбатана относит к родам Баягудай – Баяудай. Род Баяудай (Баяут) входит в род Олкунут, который считается одной из ветвей Конуратов. Становится понятным, что Маалихе Баяудец принадлежали к роду Конуратов
ЧТО ЖЕ СКАЗАЛИ СЫНОВЬЯ ДОБУНА МЭРГЕНА?   
     Продолжаем читать «Сокровенные сказания»: «По проишествии многих дней Добун мэргэн скончался. По смерти Добун мэргэн вдова его, Алан гоо, родила трех сыновей и дала имени – Бугу хатаги, Бугуту салжи и Бодончар мунхаг (последний родился в 970 году), что значит Бодончар – простофиля.
Родившиеся во дня здравия отца своего Белгунудей и Бугунудей в тайне от матери Алан гоа говорили такие слова: «Мать наша, ни родичей отца, ни прочих мужей не имея, троих нам братьев родила. Но в доме нашем все же есть один чужой мужчина: Слуга из племени Малииг Баягудай. Должно быть,  дети от него». Так утверждают старшие два сына Алан гоа, рожденные от Добуна мэргэна. Известно, что после смерти мужа Добуна мэргена его наследники были еще совсем юными и поэтому Алан гоа сама стала управлять народом.
Укоры своих сыновей Алан гоа попыталась сгладить следующими словами:  «Прознав, что в тайне от нее старшие сыновья ведут такие речи, Алан гоа однажды по весне сварила вяленое мясо, накормила им сыновей своих – Белгунудея, Бугунудея, Бугу хатаги, Бугуту салжи и Бодончар мунхаг, посадила  их в ряд перед собой и, дав каждому из них по стреле, сказала: «Ломайте!».  Что те сделали с легкостью. Когда же Алан гоа, связав пять стрел вместе,  снова дала каждому из них со словами: «Ломайте теперь это!» – никто из них не смог сломать связку. Тогда она сказала: «Бэлгунудэй,  Бугунудэй, сыны мои! У вас явились недоуменья, как это ваша мать троих вам братьев народила и чьими будут эти сыновья? В своих сомнениях сыновьих вы правы. Но вам неведомо лишь только одно.
И истинно вам это говорю: к нам в юрту каждой ночью через орхо (это фортух, прикрывающий  дымовое отверстие на крыше юрты) нисходил посланец Неба, сияние вокруг него входило в меня...  Когда же луна должна была сойтись и разминуться с солнцем, он, словно желтый пес, виляющий хвостом, поспешно уходил; и яркий свет за ним струился. Ужели нужно что-то молвить боле. Ведь ваши братья – Неба сыновья». 
Так они жили, доколе матери их, Алан гоа не стало». Настал день и в мир иной отошла и Алан гоа. Она была мудрой женщиной, прекрасно знающей религии, историю и родословную-санджыру тех времен. Своим потомкам (разветвленным от прислужника Малика) она оставила величайшую   идеологию «О сыновьях Неба». И сделала это вопреки утверждениям своих старших сыновей.
Вообще-то историю, рассказанную Алан гоа своим детям, нужно рассмотреть  в 2х вариантах.
Первое – это луч, спускающийся с небес. Это очень таинственное событие. Рождение близнецов-тройняшек, похоже на рождение Иусуса  Христоса (Пророка Исы в исламе). Например, Мария родила пророка Ису без мужа, по воле Бога.
Второе - «Слуга из племени Малиг баягудай. Дети  должны  быть от него…». Это говорят старшие сыновья Алан гоа  Белгунудей  и Бугунудей. Известно, что Алан гоа родила тройняшек спустя несколько лет после смерти мужа Добун мергена.  То, что говорят чингизиды, что они «родились от луча и их предки берут свое начало от Бортэ чоно» является историческим фактом. Об этом таинственном событии  говорит и сама Алан гоа: «Посланец Неба нисходил, вокруг сияние его в меня входило…».
Если смотреть внимательно, то здесь «в луче, спустившемся из тюндюка» и «собаке» есть глубокий смысл. «Луч» - это луч солнца. Это высказано в отношении религиозной веры Хуннов. А «собака» - это тотем «волка». Тотемом синих тюрков был «Синий волк». Отсюда видно, что Алан гоа выводит своих сыновей – троих близнецов из потомков правителей империй  Хуннов и Синих тюрков. А Малииха Баяудеца, «возникшегося неоткуда», сразу женили на другой женщине. Но, как видно из истории, потомки, разветвленные от него так и остались рабами чингизидов и при Чингисхане и после него.   
ИСТОРИЯ ЧЕТЫРЕХ УЛУСОВ      
   История, рассказанная выше Алан гоа своим сыновьям «Когда ж луна должна сойтись и разминуться с солнцем, он словно желтый пес, виляющий хвостом, поспешно уходил» позже в труде Мырзы Улугбека «История четырех улусов» интерпретируется чуть по другому (стр. 41): «Смотрит Аланкува и видит, что лучезарный, красивый джигит превратился в неприглядного, серого перепела и вылетел вон...»
Улугбек был внуком Тамерлана, наследником престола, доставшегося от дедушки, царем. Корни Тамерлана также исходят от Алан гоа, он также является кыргызом. Напомним, что Тамерлан берет свой род от сына Тюменхана Качуула («кач,уул!» -«убегай, сын!»). Качуул и Кувул были близнецами, из них старшим был Качуул.    Понятно, что Улугбеку не хотелось связать корни своего рода с «собакой, влиящей хвостом», что задевает его высочайшую царскую честь и достоинство. В отличие от неё, перепел все же более  благородный и миловидный представитель семейства птичьих и поэтому он написал в своей книге, что «не собака вышла вон», а «вылетела птица перепел».
В ИМПЕРИИ КЫРГЫЗЫ ЗАНИМАЛИ ВЫСОКИЕ ДОЛЖНОСТИ
    Чтобы не быть голословными в том, что кыргызы помогая, вместе с чингизидами управляли империей, приведем еще ряд примеров. Перед смертью Чингисхан завещал свою империю своим четырем сыновьям. Это такие огромные страны, как Золотая Орда, Ильханият, Могулистан и Улуу Журт. Последняя при Хубулая был центром Пекина, затем было названо государством Хубулай, и немного позже было переименовано на китайское Юань. К примеру, Рашид ад-Дин работал Главным визирем (Премьер-министр) Ильханиятского ханства, он был ученым, полиглотом.
В его труде под темой «Племена: Баргут, Кори и Тулас; племя Тумат также ответвилось от них» имеются следующие сведения: «Из племени Баргут (Баргы) в этом государстве (т.е. Иране), был Джурджаган, атабек (аталык) Аргун-Хана; его женой (была) Булаган, а сыновьями Таутай и Буралги-Кукелташ. Сын Буралги- Саталмыш был старшим и уважаемым эмиром во времена государственности ислама». Здесь не нужно лишних слов. И без того видно, что кыргызы помогали и вместе с чингизидами правили миром. 
НЕОБЫКНОВЕННЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ БОРДЖИГИНА МУНХАГА
По «Сокровенным сказаниям»  от двух сыновей Добуна мэргена и Алан гоа - от Белгунудея произошло род Белгунуд, от Бугунудея – род Бугунуд (Бугу). В настоящее время никто не может спорить, что племя Бугу не является кыргызским. А от старшего Бугу хатаги из близнецов -тройняшек, рожденных от домашнего прислужника Маалика Баяудеца, происходит род Хатагин (Катаган), от среднего Бугуту салджи – род Салджи, от младшего Бодончара Мунгаха– род Кыят Борджигин Мунгуч.    Кыят – по кыргызски означает «наводнение или потоки сели».  Следовательно, племена Катаган, Салжут, Му;гуч по «Сказаниям» являются родственными кыргызам.
По историческим источникам корнем всех троих считается Баргы. То есть,  Туматы выделились от Улуу Баргы, от них Хорилар, от них кыяны, от последних происходят Мунгуч.  Чингизиды, как видно, происходят от Бодончара мунхага (мунгуч). Происходящие от среднего из этих троих сыновей –близнецов Салжуты во времена Чингисхана восстали против него, но в скором времени были истреблены.
А то, что Катаганы, произошедшие от старшего близнецов-тройняшек племена были кыргызами, доказывает кыргызский ученый Хусеин Карасаев в своем труде «Камус Нааме», где приводит примеры из эпоса «Манас» (стр. 401):  «Катаган – название самого крупного племени кыргызов. Катаганы жили в северной части Афганистана. В 30 -40 годы 19 века выходец из рода Катаган по имени Муратбек жил в городе Кундуз и управлял всем государством. В его владения входили территории по обоим берегам Аму-дарьи. По некоторым данным, в Афганистане по сей день сохранился регион с названием Катаган. Эти сведения нашли свое отражение в трудах академика В.Бартольда. Племя Катаган в настоящее время есть и среди узбеков и казахов.
В стороне, где садится солнце,
Есть один по имени Катаган,
Будет, наверное, еще долго жить.
Есть земли у него Кундуз и Талкан,
В войне беспощаден,
Есть народ у него - кыргыз из пяти племен».
 (Из эпоса «Манас»)
Если Катаган был кыргызом, то как может быть «монголом» его родной брат Мунгуч?! Конечно же, кыргызом. В настоящее время Катаганы, Саяки-катаганы считаются одним из самых многочисленных кыргызских племен.
«МОНГОЛ» – ЭТО ТОТ ЖЕ МУНГУШ
    В «Сокровенных сказаниях» Бодончар указан как мунхаг. Здесь слово «мунхаг» по кыргызски означает обычное «му;-как, му;-гак». И поэтому Му;гак – это обычное слово Му;гуч. А племя Мунгуш по сей день пишется и произносится как Мунгуч. Нужно отметить, что слова Могол, Монгол, Мунгуш  (Монол, Монгол, Мунгуч, Му;гуш) означают один и тот же смысл.   «Мун» по кыргызски «му; – кайгы» (горечь). Остальные всего лишь окончания «хаг», «гол», «гуч», «гуш»  к основным корням Мон-Мун. В Алтае до сих пор сына (уул) называют как «оол». Например, племя Мунгуш называют Монгуш. Отсюда возникли «Мунуул» – «Моноол» и из них появились «Монол, Могол, Монгол». Поскольку в русском языке нет кыргызской буквы «;» и в виду этого все эти названия были объединены  в короткое «Монгол». Мы также задавались этим вопросом, и ответ на него очень быстро нашли в имеющихся исторических источниках. 
Сказать точнее, детская история младшего из близнецов-тройняшек Алан гоа, рожденных от Малика в труде Мырзы Улугбека «История четырех улусов» описывается следующим образом (стр.42): Бодончар родился хилым, с одним не достающим шейным позвонком; рос он болезненным и слабым, практически все время плакал от боли. Поэтому дополнительно дали ему прозвище Мунгах. А то, что Мунгах – это то же  мунгак, мункак, мунгуч, мунгуш мы объяснили выше. Значит, Бодончар мунхаг – это и есть Бодончар мунгуч.
Но несмотря на болезнь Бодончар мунгуш вырос умным и храбрым джигитом, в свои 15 лет он уже становится ханом народа, оставшегося после смерти Алан гоа. Как Бодончар мунгуч в 15 лет стал ханом, подробно описано в труде Мырзы Улугбека  «История четырех улусов» (стр. 67).
   Великий русский ученый Лев Николаевич Гумилов писал: «Восхождение на историческую арену эпохи монголов начинается именно с приходом Бодончара на престол». Этому соответствует и начало вхождения монголов в историю. Теперь, постараемся объяснить, как от Мунгуча произошло название «Монгол». Для этого смотрим страницу 8 книги ученого Е.И.Кычанова «Жизнь Темучджина думавшего покорить мир»:  «Создав свое государство Хамаг (все) монгол улус в середине 11 века, монголы называли его Мунгу». В некоторых местах оно написано и как «Мэнгу». В комментариях ученых в «Сокровенных сказаниях» (стр. 208) указывается, что «Монголы в 12 веке назывались Мангуцами». Ученые сами пишут, что в конце 10 века монголы внесены в китайские источники («Цзю Тан шу») как «Мэн-уши» или «Мэнгуши». Отсюда не трудно догадаться, что здесь слова «Мэнгу», «Мунгу», «Мангуц», «Мэнгуш»  то же кыргызское слово «Мунгуш».
ПИСЬМО КУЙУК ХАНА
  Внук Чингисхана, потомок Угедея Куйук хан (1206-1248) отправил письмо Римскому папе Иннокентию IV через путешественника Плано Карпини на языке фарси. Приведем отрывок из этого письма, переведенного на кыргызский язык ученым Тынчтыкбеком Чоротегин: «Благодаря Всемогущему Тенгри, указ Океаноподобного хана улуса Великий Монгол (в оригинале эти слова написаны Yeke Mongyol)». Здесь слово Yeke переведено правильно как «Великий». А Mongyol было переведено как «Монгол». То есть, перевод получился не правильным. Слово Mongyol должно было переводиться в соответствии с оригиналом Монгуол. В таком случае слово Монгуол согласно алтайско-тюркскому языку получится как Монгу-оол (Монгу оол). Это обычное кыргызское слово Монгу уул (Монгуш уул или сын Монгуш).  Отчетливо видно, что внук Чингисхана Угедей хан писал в своем письме именно  «Монгу уул» (Mongyol),  а не «Монгол». Здесь слово Монгу соответствует или созвучно со словом Монгуш. Общеизвестно, что кыргызский род Мунгуш в Алтае называется как Монгуш.
ПОЯСНЕНИЕ АБУЛ ГАЗЫ ХАНА К СЛОВУ «МОНГОЛ»
    К примеру, на 306 странице книги «Чингизхан. Сокровенное сказание монголов. Великая яса» в переводе А. Мелехина Абул Газы бахадыр хан дал точное пояснение слову «монгол»: «Кроень слово «монгол» есть «мунг-ул» (му;-уул). Народ уклоняясь от точного выговора, со временем стал произносить «монгол». Слово «мун», известное всем тюркам, значит «печальный», значит «угрюмый», потому «монгол» значит: «печальный, угрюмый» (му;гуч – му;гак). Абсолютно правильно, и все соответствует сказанному автором выше: «Монгол» – это и есть Мунуул! Значит, доказано, что Монгол – это Мунгуч. А он происходит от сына Алан гоа Бодончара Мунгуча. Следовательно, со временем Мунгуш изменилось на «Монгол» и в таком виде сохранилось в исторической науке. Поэтому названных «Монголами» от Бодончара, в особенности, от Чингисхана следует понимать как Мунгуш.

ПРЕДКИ  ЧИНГИСХАНА
   Теперь  по книге Мырзы Улугбека рассмотрим разветвленные потомки троих сыновей Алан гоа, рожденных от Малика Баяудая.
   От старшего Бурхуна родились: Кабакай и Катаган. От среднего сына Бусунгура: Сабахи, Салжиут. А от младшего Бодончара мунгуча: Бука хан, от него Дутумун хан, от него Кайды хан, от него Байсункар (Байшумкар) хан, от него Тумен хан, от него Кувул хан, от  него Кубилай хан, от него Бартан батор (батыр) хан, от него Есугей батор, от него Чингисхан.Таким образом, мы перечислили предки Чингисхана начиная от Добуна мэргэна или «тайного биологического пра отца» в 11 поколении Малика Баяудеца. Кроме Евгения Кычанова и другие ученые также считали Малика кыргызом. Например, русский ученый Березин утверждал, что «три сына Алан гоа были рождены от кыргыза». Его мнение поддерживает и другой ученый П.Рачневский.
Более весомый аргумент на этот счет мы также можем найти и в труде Рашида ад-Дина (стр. 99), где он с прямо утверждает, что корни монголов (мунгуч) времена Чингисхана принадлежат тюркоязычному племени:  «В древнее времена монголы были народом, принадлежащим к тюркским племенам».  Если этого недостаточно, читаем страницу 103: «Древности монголы были (лишь) одним племенем из всей совокупности тюркских степных племен». Как мы видим, свое веское слово и аргументы об этом высказали ученые историковеды с мировым именем, и как мы можем и после всего этого утверждать, что Чингисхан не был кыргызом? Разве мы можем не доверять достоверным, историческим источникам? Ведь во всех этих трудах «степными тюркскими племенами» называются кыргызы. «Одно племя» – то есть, Мунгушы (это не современные монголы!) это и есть кыргызы.
Но чингизиды всегда тщательно скрывали, что их род происходит от домашнего прислужника Малика. Да какая уважающая себя династия будет считать себя «происходящей от раба»? Они по сказанию Алан гоа всегда утверждали, что  происходили от «луча».  А ядром народа, выведшим империю Чингисхана на мировую арену считается Хорилар (кыяны) – происходящий от Туматов, одной из ветвей крупного кыргызского племени Баргы. Именно так говорится в исторических источниках. Выше мы доказали, что позже данный народ был назван «монголами» по имени Бодончара мунхага (мунгуч).  Сказать точнее, от кыргызского племени Мунгуш произошел народ Монгол ( Могол, Монол).
Это означает, что «монголы» Чингисхана не современные монголы, а – Мунгучи. В настоящее время имеются сведения о том, что «Чингисхан был похоронен на земле Монгушей или Баргуджине-Токуме» и эти сведения появились не на пустом месте.
 ЧИНГИСХАН БЫЛ КЫРГЫЗОМ, А СОВРЕМЕННЫЕ МОНГОЛЫ БЫЛИ – ОЙРАТАМИ, ХАЛКАСАМИ (КАЛМЫКАМИ)
    Если смотреть глубже, то название «Монгол» поднятое Чингисханом, позже получили многие народы и это большая тема, заслуживающая отдельного разговора. Например, о том, как появились современные монголы (Монголия), ученый Д.Покатилов в своей книге «История восточных монголов в период династии Мин (1368-1634)» пишет следующее (сайт Руниверс): «Эсэн (монг. Эсэн тайш, 1407-1454) – ойратский тайши, старший сын и наследник Тогон-тайши, самопровозглашенный великий хан Монгольской империи (1453-1454). Не принадлежал к чингизидам, являлся представителем рода Чорос. Еще при жизни Эсэн вел войну против Могулистана. В этой войне он одержал множество побед над Султаном-Увайсханом и даже дважды захватил его в плен. В 1439 году после смерти своего отца Тогона Эсен-тайша стал лидером ойратского племенного союза.
В 1440 годы Эсэн обрушился с опустошительными набегами на токмокских кыргызов; многие их роды в страхе покинули свою страну и откочевали во владения ханов Могулистана, на Тянь-Шань.  В 1453 году умертвив монгольского Тайсунхана (чингизид) и его младшего брата Агбарджина, Эсэн объявил себя великим ханом Монгольской империи и заключил мир с империей Мин».
Так описаны некоторые события, сохранившиеся в истории из жизни калмыкского хана Эсена в эпосе «Манас». Историю ойротов-калмыков, способствовавших созданию современной Монголии кыргызский ученый Хусеин Карасаев коротко описал в своем знаменитом труде «Камус Наама» (стр. 593):   «Название ойрат известно с 13 века. Это общее название народностей, вошедших в монгольский род. С середины 15 века ойраты создали государство на промежуточных территориях Балхаша, Тянь-Шаня, Алтая. В 17 веку  оно прибрело название Джунгария. Правителями были Каракул, Контаажы. Распало данное государство в 1758 году».
    После распада Джунгарии, точнее, после того как Китайская армия нанесла поражение и в результате погибло один миллион калмыков. 40 тысяч семей было вывезено Российской империей и размещено на территории современной Калмыкии. Остатки образовали государство Монголии. Среди них не было кыргызов если и были, то в самых малых количествах. Из этого исходит та большая разница между современными монголами и кыргызами.  В настоящее время древними предками монголов (халкасов, ойратов) считаются дунху и сяньби.
ЛЬВЫ МОГОЛИСТАНА   
    Как известно из истории, земли, где жили кыргызы, назывались «Моголистаном».  Не зря наверное, Мухаммед Хайдар в своем труде назвал кыргызов  «Львами Моголистана!», так как Моголистан был страной кыргызов.   Выше из исторических источников мы вынесли заключение о том, что Чингисхан был кыргызом. Достаточно сказано о том, что только его скрытая линия по отцу происходит от кыргызского племени Конурат. А материнская сторона – племени Баргы (это по его генеалогии).  И на самом деле чингизиды произошли от племени Хорилар – Туматов, корнем которых является Улуу Баргы. Только «генетический отец Чингисхана в 11 поколении Малик Баяудец оставался тайным и скрытым». Но в «Сказаниях» эту тайну раскрыли сами же сыновья Добуна мэргена Белгунудей и Бугунудей, которые проговорились, что «мама родила близнецов-тройняшек от прислужника в доме Маалика».   
В родословной «Сокровенных сказаний» в списке праотцов Чингисхана его отцом в 11 поколении назван Добун мэрген. Добун мэрген был выходцем из племени Баргы, происходящими от Горлос (Хорилар) – Туматов, а Алан гоа была дочерью ноёона туматов Хорилардай мэргена. То, что Туматы являются одной из ветвей Улуу Баргы, мы уже говорили выше.  Поэтому если и Добун мэрген, и его жена Алан гоа были выходцами из кыргызского племени, то следовательно, и Чингисхан также является Баргы. А Малик всего лишь его случайный биологический праотец в 11 поколении. И этим оканчивается его принадлежность к конуратам. Так утверждает наука об истории.
Как указано выше,  в «Сказаниях» перечислены в качестве праотцов Чингисхана начиная с Есугея до Добуна мэргена (отец в 11 поколении), и дальше до Бортэ чоно  (отец в 22 поколении). А Малииха Баяудеца раскрыли сами же дети Добун мэргена  Белгунудей и Бугунудей.  Эти сведения были бы практически забыты, если бы русский ученый Евгений Кычанов не нашел из «Из тайной истории монголов» Маалика Баяудеца. Но «вся история» Маалика заканчивается тем, что он случайно оказывается биологическим праотцом Чингисхана в 11 поколении. 
БАБУШКА ЧИНГИСХАНА БЫЛА ДОЧЕРЬЮ ПЛЕМЕНИ БАРГЫ 
    Из истории известно, что мать Чингисхана Оулен и жена Борте были из рода Олкунут, племени конуратов. Исторические источники вне всякого сомнения указывают, что эти конураты в те времена жили по соседству с татарами вблизи озер Буйур нур и Кулун кёл (озеро Далай нур). Женой его дедушки Бартана батора была дочерью хана Баргы (бабушка Чингисхана).  Об этом на 344 странице «Сокровенных сказаний» говорится следующее: «Бартан-батор был дедом Чингисхана. По монгольски деда называют эбуге. Он имел старшую жену по имени Сунигил – фужен, из племени Баргуд: от нее он имел четырех сыновей».
Здесь «Сунигил» означает обычное кыргызское женское имя Соногуль. Один из четрыех сыновей отец Чингисхана Есугей батор. Следовательно, у детей, рожденных ею, были синие глаза и рыжие волосы. То есть, им вернулись черты, присущие «сыновьям неба» о чем когда-то говорила Алан гоа. Племя Чингисхана именно начиная с Есугея до Кыята Борджигина получило название «синеглазые». То есть, имя «Борджигин» со времен Кабыл хана, снова стало актуальным. 
Тут, пожалуй, будет уместным подчеркнуть, что кыргызы (в том числе и баргы) были синеглазыми, рыжеволосыми и белолицыми. Это известно из китайской истории от 9 века. У старшей жены деда Чингисхана Бартан батора Сунигил (это обычное кыргызское женское имя Соногуль) были синие глаза и поэтому и сын Есугей и его дети Чингисхан, Хасар стали синеглазыми.  А также они, как и кыргызы, были   рослыми, красивыми и белолицыми. 
БЛИЗОСТЬ БАРГЫ С КОНУРАТАМИ
    Близкое родство кыргызских племен Баргы и Конурат отчетливо отметил Абул Газы бахадыр хан бин Араб Мухаммед в своем труде «Родословная тюрков» (1 том книги «Кыргызы», стр. 35): «Курлейит – племени Баргут. Им близок Конурат. Их древний род всегда будет вместе».
А в кыргызской родословне от Нуха происходит Яфес, от него Тюрк, от него Тютек хан, потом Элчи хан, от него Баку хан, от него Куюк хан, от него Аленче хан, от него Татар и Могол ханы. От Могол хана Карахан, от него Угуз хан, от него 6 сыновей: Кюнхан, Айхан, Жылдызхан, Кокхан, Тоохан, Денизхан. От Кёкхана Жете, от него происходит Конурат. А сыном Тоохана был Кыргызхан. Значит, в родословной Кыргызы и Конураты являются народами с общим корнем. А их отцы Тоохан и Кёкхан родными братьями. Но Кыргызхан считается старшим, во-первых, он был ханом, во-вторых, Кыргызхан был ровесником отца Конурата Жете. Конурат внук Кёкхана. В родословной не говорится, что Конурат был ханом. То что конураты считались кыргызским народом также исходит из этого.   
 УВАЖЕНИЕ ЧИНГИСХАНА
    Конуратам Чингисхан относился с трепетным уважением. Об этом  свидетельствует следующий отрывок из книги «Сокровенное сказание»: «Чингисхан узаконил в качестве брачных партнеров императорского рода следующее: «Когда в роде хунгиратов рождаются девочки, они из поколения в поколение становится императрицами; когда рождаются мальчики, они из поколения в поколение будут жениться на принцессах. Пусть, непрерывно из поколения в поколение женятся, объявляют этот жалуемый указ в первую луну четырех времени каждого года». Вот такой почетный Указ издал Чингисхан в отношении конурат. Видно, что издал данный указ в честь матери Оулен и жены Борте. Обе они были выходцами из рода Олкунутов племени Конуратов, живших вместе вблизи озера Далай нур (Кулун).
Но нельзя здесь забывать и о «Конурате Малике». Хотя он стал причиной рождения тройняшек - «лучезарных» близнецов, но сам он и его род оставались рабами у чингизидов. Поэтому чингизиды никому не позволяли говорить, что ихним «прото отцом» был Малик Баяудец. Они считали себя происходившими из Борте чоно (прото отец в 22 поколении), а дальше от него из Добуна мергена (прото отец в 11 поколении), называли себя «Мы от Тумата хорилары, кыяны, мунгушы созданные из лучей».  Значит, чингизиды – кыргызы - Баргы.  Например, кыргызы до сих пор продолжают  утверждать, что они «Чистый народ - Лучезарный народ». 
Теперь обратим внимание к стр. 293 «Сказания», где Чингисхан дает оценку кыргызам (баргы): «Всякий мальчик, родившийся в Баргузин Токуме (земля баргы) будет умным и мужественным воином-богатырем, всезнающим и сметливым мужем без руководства и наставлений; всякая девушка, родившаяся там, будет прекрасна без причесывания и украшений». Недаром кажется, о кыргызах баргы так говорил сам Чингисхан. Это указывает на то, что он хорошо знал их.
Основываясь на вышесказаное, можно утверждать, что скрытым биологическим родом Чингисхана  по отцу является кыргызское племя Конурат, а материнским Баргы.  Но это только его генеалогия, а народом является хорилар, которым управляли его предки. Следовательно, они сами были кыяни, а в корне выходцами из племени Улуу (великий) Баргы.

МУНГУЧЫ КАК СТАЛИ ПЛЕМЕНАМИ?
Но Хорилар хотя и вывели предков Чингисхана на историческую арену, после того как младший сын Алан гоа Бодончар мунгуч со своими четырьмя старшими братьями покорил народы «без вождей», живущие на низине Онон и стал их ханом, количество мунгуч стремительно «выросло в короткие сроки», что способствовало появлению племени Мунгуш - «монголов» (об этом есть сведения и в «Сказании», стр.15).
Эти события произошли в конце 10 века.  Таким образом, мунгушы, («монголы») стали самостоятельной народностью. Но они никогда не забывали о том, что их корнем является Баргы. Всегда жили с ними в мире и согласии. А Хорилар так и остался Улуу Баргы.  История такого единодушия достаточно глубока.
Снова обратимся к знаменитому труду Рашид ад-Дина «Сборник летописей» и читаем страницу 117 первого тома:  «Племя Курлаут с племенами Кунгират, Элджигин и Баргут близки и соединены друг с другом; их тамга у всех одна; они выполняют требования родства и сохраняют между собою (взятие) зятьев и невесток. Эти племена никогда не воевали с Чингисханом и не враждовали (с ним), а он никогда их не делил и никому не давал это сделать по той причине, что они не были его противниками.
Чингисхан по справедливости назначил их на властные должности в своей стране. В его времена все они следовали путем побратимства и сватовства, все состояли в кешике (община согласия) Джида-ноёона. Еще до настоящего времени в кешике находятся их потомки». Отсюда видно, что Чингисхан очень сильно доверял Баргы и Конуратам, как своему собственному народу.    
12 АТА (РОДОВ) БАРГЫ
    В Кыргызстане род Баргы испокон веков называется Баргы 12 ата (родов). Перечислим некоторые из них: Хан Баргы, Мырза Баргы, Улуу Баргы, Таз Баргы, Кара Баргы, Сары Баргы и т. д. В настоящее время баргы живут в основном в Ошской области Кыргызстана. Общее количество представителей племени баргы составляет приблизительно 1 миллион человек. В Алайском районе Ошской области есть местность Корул. Местные знатоки санджыра (родословная кыргызов) объясняют значение такого названия местности как «сын воин», что также сопадает со сведениями о Хорилар (хори – туматы) в «Сокровенном сказании». Выше мы привели сведения о том, что «Хорилардай был полководцем туматов – охотников, позже появилось племя Хорилар, носящее его имя. А туматы являются одной из ветвей Баргы. “Таким образом, мы точно указали из исторических источников, что Хорилар являются выходцами из рода Улуу Баргы. Так называют себя и представители рода Бакал из племени Баргы в селе Корул Алайского района.   
ИНТЕРЕСНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ЧАНЕ
    В местности Алай-Куу Кара-Кульджинского района Ошской области Кыргызстана есть озеро Кулун (созвучное с названием озера Хулун-Нур). Чана, как известно, с кыргызского означает обыкновенные сани. Об этом сохранились интересные сведения в труде Рашида ад-Дина (1 том 1ой книги, стр.124):  «Чанэ знают в большинстве областей Туркестана и Могулистана. Особенно же о них имеют понятие в областях Баргуджин-Токум, у племен: кори, киргиз, урасут, теленгут и тумат, потому что в этих областях особенно употребляют этот способ передвижения».
Теперь обратимся к труду известного американского ученого Джека Уэзерфорда «Чингисхан и рождение современного мира» в переводе Е. Лихтенштейна (Москва, 2005 г. стр.355): «Традиционно монголы жили в центральных степях, которые получили имя Могулистан и располагались на территории современных Казахстана, Сибири и на севере и через Туркестан и Среднюю Азию, до Афганистана на юге. На некоторое время они объединились под властью правнука Угедея и Туракины, Хайду. Он правил из Бухары и соперничал с властью Хубилая, но вскоре эти земли рассыпались на множество мелких княжеств». Как видно, американский ученый точно описал место обитания кыргызов после времен смерти Чингисхана. Здесь «традиционные монголы» (кыргызы) ничего общего не имеют с современными монголами. О тех давних событиях написаны томы трудов, но не будем останавливаться на них и подытожим начатое слово. 
ПОСЛЕСЛОВИЕ         
   Таким образом, уродившийся в свои предки Баргы повелитель мира Чингисхан (по линии протоца Добуна-мэргена, по линии праматери Алан гоа) вырос умным и мужественным воином-богатырем, внесшим величайший вклад в развитие человечества, создав великую империю, потрясшей мир! 
Здесь, пожалуй, можно подытожить наше повествование с научными взглядами двух выдающихся русских ученых. Крупнейший специалист монгольской истории, ученый Б.Я.Владимирцов писал: «В 12-веке аристократический род Хабул хана носил имя  Борджигин и принял название «монгол» после того, как подчинил себе и объединил несколько соседних родов и племен, образовав таким образом, единое политическое целое, один род – улус; этому-то улусу и было дано имя Монгол (Мунгу) в память славного имени какого-то древнего и могучего народа или рода». И во всех исторических источниках слово «монгол» указывается в скобках  Мунгу.
Здесь от имени Бодончара Мунгуча, отца Кабыл хана в 6 поколении  образовывается еще один род –улус  Мунгу (Монгол).  То, что в свое время Бодончар стал сильным и смелым, захватывал народы без вождей и создал род или народ Монгол написано на странице 15 «Сокровенного сказания». После это на исторической арене появился род  Мунгуш (ныне племя) или народ «Монгол» (Мунгу). Эти раньше назывались Кыян, которые входили в Хорилар (Горлосы), вышедших из Туматов . А Туматы произошли от Улуу Баргы. Все это доказано историческими источниками. Значит, и Мунгучы также считаются Баргы. 
Другой исследователь кыргызской истории и родословни кыргызов, ученый  Н.А.Аристов писал: «Имена монгуш, монкондор (в «Си-юй-ту-чжи»), монульдыр, мунулдыр, монылдыр (все это у Чокана Валиханова в статье «Поездка в Кашкар»), монгулдар и могулджар (у г. Загряжского), молдур (у Северцова) кажутся разными производными формами от имени Могол.  Это, а также отделение Монгол и Монгушей и монгольской формы имени еще двух отделений (кудагачин и тулейкен), дают достаточное основание считать монгушей союзом из разнородного сбора, составившимся под главенством остатков джагатаидских монголов, оставшихся верными кочевой жизни и нашедших убежище в горах между Кашкаром и Ферганой (горы Алая) после падения власти джагатаидов в Кашкаре. Китайцы, 1759 году, по «Си-юй-ту-чжи», нашли монгушей (монконы) на нынешних их местах, в числе около 700 семей, под управлением Адзи-бия» (Аджы бий – сын Тилеке баатыра, выходца из рода Баргы).
Здесь ученый упоминает о том, как после свержения династии чингизидов в Кашгаре, чагатаиды присоединились к Мунгушам, которых считали своими корнями. Правильно, куда могли еще идти чингизиды –чагатаи, если не к своему народу Мунгуш. Таким обрзом, чагатаиды, сделавшие своим центром Кашгар, никуда не делись. Они слились с мунгушами и вернули свое исконное название, тем самым прежнее «Монгол» сошло на нет. И предводителем их стал Аджы бий, выходец из рода Баргы.
Между «монголами» чингизидами (это кыргызы, мунгушы и монолы) и современными монголами, живущих в Монголии, нет ничего общего! В генах современных монголов кровь манжуров, черных китаев, калмыков составляет почти 80-90 процентов. Это подтвердила и генетическая наука.
Также писал о мунгушах и кыргызский ученый, профессор Сабыр Аттокуров («Санджыра кыргызов», стр. 89. 1995 г.):  «Племя Мунгуш новое этническое образование, принимавшее участие во вторичном  формировании кыргызского этноса в Тянь-Шане и Фергане. Потому что нет никаких сведений о том, было ли оно в составе древнего кыргызского народа до 10 века». 
Это кропотливый труд, строго основанный на достоверных исторических источниках, трудах величайших ученых историковедов с мировыми именами нам дал вывод, что Чингисхан действительно был кыргызом (Баргы – Мунгуч). Потому что на юге Кыргызстана кыргызы называют Мунгучов Адигине – Мунгуч. Особенно племя Баргы с Конуратами были основной причиной возникновении на исторической арене Чингисхана и его великой империи.
В итоге нам удался доказать самое главное: собранные факты, сведения из бесценных, древнейших источников, трудов ученых историковедов вполне соответствуют правде, касающиейся истории нашего народа. Теперь надо шире продолжить и довести до конца изучения в данном направлении на международном уровне – главное требование сегодняшнего дня. 
Бегиш  АМАТОВ, экс-депутат легендарного парламента КР, политический и общественный деятель, исследователь истории
Материал подготовил, написал журналист Азизбек  ЧАМАШЕВ   
Перевод на русский язык журналиста  Бахтияра ШАМАТОВА 
Книгу подготовил и издал Замир Осоров


Рецензии
Да, спору нет Чингиз Хан выходец из тюрков. Просто для европейцев все люди из Азии казались монголами.:)
Чингиз Хан - без сомнений тюрок. Не зря же татары были основной силой при его походах. В древние времена всех тюркских народов называли татарами. А в сущности тогда ещё не было национальностей. Не было национальностей: татары, киргизы, узбеки, казахи, башкиры и т.д.. А были тюркские племена кочующие по Евразии. Племена скотоводов. Среди этих племён было наиболее воинствующее и организованное племя татар. Вот они и составляли основной костяк войск Чингиза.
Нацией татар стали называть в конце 19-го начале 20-го века. Это появление татарской буржуазной нации. В основном народы живущие в городах назывались буржуазными нациями.
А вот как национальности многие кочующие племена сформировались после октябрьской революции 17-го года. В том числе кыргызы. И в формировании кыргызской интелегенции играли большую роль просветители из татар. Теперь конечно и башкиры, и киргизы, и узбеки, и казахи отрицают роль татарской интелегенции в формировании их языка, школы, городского образа жизни. Ну что же, значит им так нужно.

Ильхам Ягудин   19.11.2019 13:14     Заявить о нарушении
О киргизском войске тех времён что-то ничего не известно.:)

Ильхам Ягудин   19.11.2019 14:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.