Библейские представления о естествознании
«Если бы Бог предложил мне на выбор в правой руке всю истину, а в левой единое вечное стремление к истине, соединенное с постоянными заблуждениями, я принял бы во внимание, что сама истина существует только для Бога, и почтительно попросил бы Его отдать мне то, что лежит в Его левой руке».
Немецкий поэт и мыслитель Г. Лессинг (1729–1781)
Введение
Автор – горный инженер по профессии. По этой причине необходимо ответить на возможный вопрос читателей этих записей, которые не отданы теме о земных недрах. Имеет ли этическое право человек, далёкий от богословия, исследовать библейские тексты?
Еврейская Библия предназначена не для узкого круга мудрых, это не тайна, доступная лишь избранным. Напротив, она адресована всем, каждому человеку. В талмудическом трактате «Авот де-рабби Натан» отмечается, что «Тора дана каждому, кто хочет вкусить её, ибо сказано: «О, все жаждущие, идите к водам…». (Книга пророка Исаии 55:1). В то же время ясно, что для исследования библейских текстов нужно иметь образование. Свободное чтение Библии привело автора записей в «Открытый университет. Израиль». Были письменные работы, очные и заочные экзамены по курсам ОУИ, в том числе: «Евреи и христиане. Полемика и взаимовлияние культур», «Иерусалим в веках», «Введение в Устную Тору», «Введение в библеистику».
Запись: окружающий нас мир
Библия утверждает, что окружающий человека мир есть воплощение замысла Бога. Преодолеть разрушительные силы природы, болезни и страдания люди могут, если следуют призыву: «Служите Господу, Богу вашему, и Он благословит хлеб твой и воду твою; и отвращу от вас болезни. Не будет преждевременно рождающих и бесплодных в земле твоей; число дней твоих сделаю полным» (Исход 23:25-26).
Наука — сфера человеческой деятельности определяет, что для устранения несчастий человека и их причин необходимо естествознание.
Что говорит наука о Библии?
Отметим существующие убеждения:
- догмы науки и религии противопоставлены;
- наука и религия занимаются областями познания мира, которые не соприкасаются;
- наука и религия могут быть объединены для полного понимания мира.
Что говорит Библия о естествознании?
В Интернете (поисковая система «Рамблер», октябрь, 2021 год) при поиске сообщений «Библия о естествознании» был получен ответ: «По введённому запросу ничего не найдено». Ранее (поисковая система «Рамблер», лето 2010 года) при розыске сообщений по теме «Библия о науке» был получен ответ: «К сожалению, в данном разделе по вашему запросу ничего не найдено».
В то же время поиск сообщений «Наука о Библии» выдаёт более 100 тысяч ссылок на источники.
Запись: Библейские тексты
Философ Бенедикт Спиноза (1632–1677) утверждал, что
«все познание Писания должно заимствовать из него одного. <...> Общее правило толкования Писания таково: не приписывать Писанию в качестве его учения ничего, чего мы не усмотрели бы самым ясным образом из его истории»[1].
Выскажем убеждение, что отношение Библии к естествознанию можно определить при изучении её текстов, которые библеистика – наука об истории создания Библии относит к «литературе мудрости».
Библейская «литература мудрости»
В библейскую «литературы мудрости» исследователи включают первые главы библейской книги «Бытие», некоторые полные книги Библии, отрывки из библейских книг. Тексты библейской «литературы мудрости» не содержат описания отношения между Богом и еврейским народом. «Литература мудрости» показывает, что откровение библейское есть откровение всечеловеческое.
В библейской «литературе мудрости»
«человек пытается дать ответы на те или иные вопросы не с помощью религиозной традиции, завещанной от прежних поколений, а с помощью рациональной мысли, опирающийся на собственный опыт и наблюдению за реальностью»[2].
Библеистика относит Книгу Иова[3] к библейской «литературы мудрости».
Запись: Благочестивый человек Иов
В Книге Иова сказано о Иове, что «был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла» (Иов 1:1).
Традиционное толкование Книги Иова заключается в ответе на вопрос: останется ли праведный человек верным Богу, если будет испытан страданиями. Сатана, падший ангел, утверждал перед Богом, что
«разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил <...>; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, – благословит ли он Тебя?» (Иов.1:9-11).
Бог разрешил Сатане испытать Иова. В результате действий Сатаны Иов потерял всё богатство, погибли его дети, он сам приобрел мучительную болезнь. Несчастная жена Иова (имя её не известно) так пожалела мужа: предложила ему для прекращения мучений похулить Бога и умереть. Иов отверг предложение.
Иов сказал друзьям, что Бог «умножает безвинно мои раны, не дает мне перевести духа, но пресыщает меня горестями» (Иов 9:17-18).
Друзья предложили Иову смириться с мыслью о своей греховности и прекратить сомневаться в правоте действий Бога.
Но Иов считал, что «пути Его я хранил и не уклонялся. От заповеди уст Его не отступал; глаголы уст Его хранил больше, нежели мои правила» (Иов 23:10-12).
Иов решил обратиться к Богу за разъяснениями причин своего несчастья:
«Вот мое желание, чтобы Вседержитель отвечал мне» (Иов 31:35).
Бог ответил Иову. Иов остался верным Богу, сказав:
«я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов 42:5-6).
Текст:
«И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде» (Иов 42:10).
Бог вернул Иову всё, что им было утрачено (Иов 42:12-17).
Запись: Иов – ученый
Традиционное понимание Книги Иова: богобоязненный Иов перенес мучительное испытание своей праведности и остался верным Богу.
Предложим другое понимание этой библейской книги.
Бенедикт Спиноза писал, что содержание и стиль «Книги Иова» позволяют относиться к Иову не как к «человеку тяжко болящему, сидящему в пепле, но размышляющему на досуге в кабинете»[4].
Мнение Бенедикта Спинозы о Иове как об учёном показывают библейские тексты.
Иов говорит, что Бог «повесил землю ни на чем» (Иов 26:7). Иов знал строение планеты Земля. Она «внутри изрыта как бы огнем» (Иов 28:5). Сам Иов представляет себя не как богатого человека, не как человека власти, а как человека, отличного от других своими знаниями:
«когда я выходил к воротам города <...> юноши, увидев меня, прятались, а старцы вставали и стояли; князья удерживались от речи и персты полагали на уста свои; голос знатных умолкал, и язык их прилипал к гортани их» (Иов 29:7-10).
Изучение библейских текстов показывает, что Иов применяет научный метод для нахождения решения в его тяжёлой жизненной ситуации.
Запись: История Иова
Иова вдруг «постигло несчастье <...> ужасы Божии ополчились» (Иов 3:26; 6:4) против него.
Отношение Бога к нему, Иов считает, непонятно:
«Зачем Ты поставил меня противником Себе, так что я стал самому себе в тягость?» (Иов 7:20).
Иов считает, что Бог «умножает безвинно мои раны, не дает мне перевести духа, но пресыщает меня горестями» (Иов 9:17-18).
Иов считает свои страдания наказанием.
Иов считает своё наказание Богом несправедливым.
Иов не просит Бога о прекращении его страданий.
Произошло невероятное. Иов обратился к Богу: «зови, и я буду отвечать, или буду говорить я, а Ты отвечай мне. Сколько у меня пороков и грехов? покажи мне беззаконие мое и грех мой» (Иов 13:22-23).
Иов считает, что наказания прекратятся, если он «изложил бы пред Ним дело моё, и уста мои наполнил бы оправданиями» (Иов 23:4).
Иов - учёный
Иов был уверен, что найдет причину несправедливого отношения к нему Бога. При изучении библейского текста можно заметить, что Иов применяет метод поиска причины, в котором понятие доказательства рассматривается как приведение аргументов. Ими, считает Иов, могут быть его знания, а также ясные природные явления, известные факты, суждение признанных авторитетов.
Запись: Поиск причины несчастий
Метод поиска причины событий в жизни Иова состоял из его последовательных рассуждений:
1. Иов, используя свои знания и опыт, определял понятное ему предположение о причине его несчастий.
2. Свою догадку Иов предлагал для критики.
3. Если выбранное предположение о причине для Иова ясно представлялось ошибочным, он определял понятную ему другую гипотезу. Если предположение для Иова ясно представлялось верным, то далее Иов принимает обоснованное действие относительно причины событий.
Запись: Первое предположение о причине несчастий
Бог, считает Иов, дал неверную оценку его праведности.
Иов проверяет своё решение: выслушивает авторитетов. Друзья предложили Иову смириться с мыслью о своей греховности и прекратить сомневаться в правоте действий Бога. Один из них сказал:
«и как человеку быть правым пред Богом?» (Иов 25:4).
Иов не посчитал критику друзей верной:
«Далек я от того, чтобы признать вас справедливыми. Крепко держал я правду мою и не опущу ее» (Иов 27:5).
Знания Иова по естествознанию позволяют ему признать мудрость и разум, которые царят в существующем мире. Иов определяет исток такого миропорядка:
«Откуда же исходит премудрость? и где место разума? Сокрыта она от очей всего живущего и от птиц небесных утаена. <…> Бог знает путь ее, и Он ведает место ее ибо Он прозирает до концов земли и видит под всем небом» (Иов 28:12; 28:24).
Иов пришёл к заключению, что
«страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла – разум» (Иов 28:28).
Суть библейского понятия «страха Господня» и «истинной премудрости» – это сознаваемая человеком правда о том, что он не до конца понимает мир, созданном Богом вследствие своей неполноты в знаниях. Это осознание помогает человеку стремиться к большему знанию и пониманию, оставаясь при этом смиренным и открытым к учению.
Иллюстрацией такого комментария может служить ситуация, в которой здравомыслящий ученик учится, предположим, строить дома у опытного мастера. Ученик понимает, что знания, полученные им, не позволяют надёжно строить дома с учётом всех вероятных неблагоприятных обстоятельств. Например, землетрясение или ураганный ветер. «Страх» – это правда об объёме своих знаний, которые нужны, чтобы построить безопасный дом. Такой ученик понимает, что причина «страха» является его недостаточный объём знаний по предмету «строительство домов».
Библейское «зло» – это непонятная и неконтролируемая человеком природная сила. Библейское выражение «удаление от зла» имеет иносказательный смысл: это действия человека, направленные на предотвращение несчастий от неизвестных природных явлений. То, что неизвестно человеку, является «библейским злом».
Запись: Второе предположение Иова
Иов пришёл к выводу, что причина его несчастий заключается не в оценке Богом его праведности. Иов продолжил поиск причины своих несчастий.
Может прав его друг, который сказал:
«и как человеку быть правым пред Богом?» (Иов 25:4).
Действия Бога, предположил Иов, враждебны к нему. Вот его слова, обращенные к Богу:
«Ты сделался жестоким ко мне, крепкою рукою враждуешь против меня. Ты поднял меня и заставил меня носиться по ветру и сокрушаешь меня» (Иов 30:21-22).
Альберт Эйнштейн сказал о Боге:
«Господь изощрён, но не злонамерен»[5].
Иов проверяет своё решение. Он выслушивает человека по имени Элиуй (имя означает «Бог мой Он»). Элиуй отвергает предположение Иова, что Бог враждебен к нему:
«Ты говорил в уши мои, и я слышал звук слов: чист я, без порока, невинен я, и нет во мне неправды; а Он нашел обвинение против меня и считает меня Своим противником; поставил ноги мои в колоду, наблюдает за всеми путями моими. Вот в этом ты неправ, отвечаю тебе, потому что Бог выше человека» (Иов 33:8-12).
Запись: «Он никого не угнетает» (Иов 37:23)
Элиуй принимает предположение Иова о том, что Бог не считает Иова Своим противником:
«Он никого не угнетает» (Иов 37:23).
Но Элиуй не указал причину несчастий Иова.
Запись: Иов не знает причины своих несчастий
Иов не возражает на критику Елиуя.
Два предположения Иова о причине его бедствий, а именно: Бог ошибается в праведности Иова и, другое, Бог несправедлив к Иову, оказались неверными.
Запись: Видение Иова
Элиуй не указал причину несчастий Иова, но сказал Иове, что
«Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз: во сне, в ночном видении <…> Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление» (Иов 33:14-19).
Элиуй сказал Иове о Боге:
«мы не постигаем Его. Он велик силою, судом и полнотою правосудия» (Иов 37:23).
Слова Элиуйя имеют особое значение для изучения текста Библии, так как сразу после его слов в библейской книге пишется, что
«Господь отвечал Иову из бури» (Иов 38:1).
Возможно, ответ Бога был в воображении Иова.
Запись: Знания и воображение
Наука включает два свои начала: 1) наблюдение и опыты и 2) мысленные логические доказательства выводов.
Существует способ познания неизвестного через воображение. Можно такой способ считать началом науки? В науке познание неизвестного через воображение, возможно, определяется как научное открытие. Научное открытие является важным аспектом науки. Оно представляет собой процесс выявления новых знаний или понимания, которые ранее были неизвестны.
Запись: К. Циолковский, Альберт Эйнштейн
К. Циолковский:
«Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка; за ними шествует научный расчет, и уже, в конце концов, исполнение венчает мысль»[6].
Рассказывая о создании общей теории относительности, А. Эйнштейн пишет:
«Позади остались долгие годы поисков в темноте, полные предчувствий, напряженное ожидание, чередование надежд и изнеможения и, наконец, прорыв к ясности».[7]
А. Эйнштейн имел смелость сказать то, что, возможно, догадывались, но не сказали другие учёные:
«Воображение важнее, чем знания. Знания ограничены, тогда как воображение охватывает целый мир, стимулируя прогресс, порождая эволюцию»[8].
Приведённые слова Элиуйя имеют особое значение, так как сразу после его слов в библейской книге пишется, что
Что Библия говорит о человеческом воображении?
В Библии говорится, как Бог создал человека:
«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему.» (Бытие 1:26).
Выскажем предположение, что сообразность человека Богу («по образу Нашему») заключается в наличии у человека некой способности. Данная способность сходна («по подобию Нашему») божьей Способности, о которой известно из библейского текста. В Библии показана Способность Бога: мир сотворен из небытия Его Словом. Человек получил способность, которая есть у Бога: создавать образы мира подобно Богу своим словом. Слово – высказанная вслух мысль, способ существовании мысли. Мысль (слово) создаёт в сознании человека образ, воображение. (См. запись «Слово – это образ»).
Исследования библейских текстов показывают, что познание неизвестного через воображение присутствует в Библии и проявляется в виде откровений и видений.
Запись: Откровения библейского Даниила
Библейская книга[9] рассказывает о Данииле (имя означает «Судья мой Бог»), уведённым юношей в вавилонский плен. Автор библейской книги начинает рассказ о Данииле и о трёх его товарищах – вавилонских пленниках как о юношах, «обладающих знаниями и понятливых в науке» (Даниил 1, 4). Здесь «знания» и «наука» есть перевод слов библейского иврита, соответственно, «е-даа» и «ма-даа». В Библии синодального издания этот стих переведён так: «и понятливых для всякой науки, и разумеющих науки» (Даниил 1:4).
«Балда» это учёный
Возможно, А. С. Пушкин знал, что слово «балда» означает не «дубина, дурак», а является выражением иврита «баал даа», возможен перевод «знаток науки», проще «учёный»[10]. «Сказка о попе и о работнике его Балде» — сказка А. С. Пушкина, написанная в 1830 году. Основой послужила народная сказка, записанная А. С. Пушкиным со слов его няни Арины Родионовны. При жизни поэта сказка не печаталась.
Вот строчки стихотворения:
«Попадья Балдой не нахвалится, Поповна о Балде лишь и печалится, Попенок зовет его тятей: Кашу заварит, нянчится с дитятей».
Первое письменное упоминание имени человека «Балда» зафиксировано в 1564 году. Запрещено правительством Петра I в числе других нецерковных имён.
Запись: Библейский Даниил – учёный
Продолжим изучения текста о Данииле:
«было откровение Даниилу <…> и истинно было это откровение и великой силы. Он понял это откровение и уразумел это видение» (Даниил 10:1).
В Библии отмечаются особые качества Даниила:
«И даровал Бог четырем сим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу еще даровал разуметь и всякие видения и сны» (Даниил 1:17).
В книге имеется текст о людях, которым Бог
«дает мудрость разумным и знание – способным понимать» (Даниэйль 2, 21).
Можно считать, что здесь дано определение учёного как человека, способного к открытиям. В Библии приводится пример Даниила, в котором
«дух великий, и знания, и разум, и умение толковать сны, разгадывать загадки и разрешать запутанное» (Даниил 5:12).
Для того чтобы разгадывать загадки, часто необходимо суждение о неизвестном через понятия, которые для «отгадчика» кажутся истинными. Однако догадка о неизвестном предмете или явлении через что-то известное может быть неверной. Например, исследователь может не обладать всей полнотой сведений об объекте изучения. Но догадка – это заключение учёного о неизвестном предмете или явлении на интуитивном уровне, которое можно назвать научным открытием.
Догадка – это не выдумка. Часто для того, чтобы выдумка казалась правдоподобной, необходимо искажение и скрытие чего-то известного. Для разоблачения выдумки достаточно иметь хорошее образование и знать факты.
Можно сказать, что догадка сродни «откровению», которое, по мнению Бенедикта Спинозы, является качеством разума, представленным в Библии как признак Божественного интеллекта.[12] Возможно, многим людям приходят догадки о чём-то, что было тайной, скрытой для окружающих. Но не все люди могут оценить своё прозрение. Библия описывает, как ведёт себя Даниил, когда
«было откровение Даниилу <…> и истинно было это откровение и великой силы. Он понял это откровение и уразумел это видение … только один я, Даниил, видел это видение, а бывшие со мною люди не видели этого видения; но сильный страх напал на них, и они убежали, чтобы скрыться. И остался я один и смотрел на это великое видение» (Даниил 10:1-8).
Изучим библейский текст: обращение Бога к Иову.
Запись: Бог обратился к Иову
В словах Бога нет одобрения благочестия Иова. В обращении к Иову Бог показывает не ничтожество его перед божьими делами, как считают многие исследователи. Иов для Бога человек, «омрачающий Провидение словами без смысла» (Иов 38:2). Другой перевод библейского стиха: «без знания омрачающий замысел»[13].
Бог задаёт Иову вопросы:
«Нисходил ли ты во глубину моря и входил ли в исследование бездны? <…> Обозрел ли ты широту земли? <…> Кто проводит протоки для излияния воды и путь для громоносной молнии, чтобы шел дождь на землю безлюдную, на пустыню, где нет человека, чтобы насыщать пустыню и степь и возбуждать травные зародыши к возрастанию? Есть ли у дождя отец? или кто рождает капли росы? Из чьего чрева выходит лед, и иней небесный, – кто рождает его? <…> Можешь ли возвысить голос твой к облакам, чтобы вода в обилии покрыла тебя?» (Иов 38:4-34).
Речь Бога идет о простых вещах, которые Иов наблюдает в природе, в том числе о воде. Разговор о воде понятен человеку, а скрытые свойства «простой» воды ярко демонстрируют неполноту его знаний о мире. Бог считает Иова человеком, который преувеличивает свою учёность. В словах Бога есть ирония:
«будет ли состязающийся со Вседержителем еще учить? Обличающий Бога пусть отвечает Ему» (Иов 39:32).
Иов после обращения к нему Бога понял, что он
«говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал <…> раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов 42:3; 42:6).
Иов узнал благодаря озарению:
Иов считал, что обладает знаниями во всей полноте.
Иов понял, не обладает достаточными знаниями.
Иов признал, что недостаток знаний является причиной его несчастий.
Запись: идея «Книги Иова»
В результате действий разбойников и стихийных бедствий Иов потерял своих слуг, был разрушен дом, погибли его дети, а сам он приобрел мучительную болезнь.
Но не являются ли страшные события результатом действий человека, вернее, его бездействия? Иов не предусмотрел защиту от врагов, не построил надежные дома, не научился лечить недуги. Недостаток знаний есть причина несчастий. Иов как наблюдатель за природой и человеческими порядками понимал, что с ним может случиться то
«ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня; и чего я боялся, то и пришло ко мне» (Иов 3:25).
Идея «Книги Иова», возможно, выражается:
а) в вопросе Иова Богу о том, как избежать «ужасное»:
«Что за сила у меня, чтобы надеяться мне? <…> Есть ли во мне помощь для меня, и есть ли для меня какая опора»? (Иов 6:11-13),
б) ответа Бога Иову:
«укрась же себя величием и славою, облекись в блеск и великолепие; излей ярость гнева твоего, посмотри на все гордое и смири его; взгляни на всех высокомерных и унизь их, и сокруши нечестивых на местах их; зарой всех их в землю и лица их покрой тьмой. Тогда и Я признаю, что десница твоя может спасать тебя» (Иов 40:5-9).
Запись: Десница
Десница Бога является символом всемогущества Бога (песнь Моисея):
«Десница Твоя, Господи, прославилась силою; десница Твоя, Господи, сразила врага» (Исход 15:6).
А чем является «десница» человека?
Прочитаем в Библии о том, что сказано Моисею, который ожидал помощи от Бога, во время бегства евреев из египетского плена. Когда евреи ожидали смерть от фараона, который догнал беглецов на берегу моря,
«Моисей сказал народу: не бойтесь, стойте – и увидите спасение Господне, которое Он соделает вам <…> Господь будет поборать за вас, а вы будьте спокойны. И сказал Господь Моисею: что ты вопиешь ко Мне? скажи сынам Израилевым, чтоб они шли, а ты подними жезл твой и простри руку твою на море, и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше» (Исход 14:13-17).
Моисей сказал своему народу: стойте и ждите, и вы увидите, как погибнут ваши враги от действий Бога. Бог сказал Моисею: «нет, не кричи! Ты раздели море!». Спасли еврейский народ от преследующих их на колесницах египтян вера Моисея в Бога и действия Моисея в нужное время и в нужном месте:
«И простёр Моисей руку свою на море» (Исход 14:21, 14:27).
Божественное указание человеку: он может преодолеть бедствия своими действиями.
В библейской книге слова «величие и слава, блеск и великолепие» (Иов 40:5) есть библейское определение учёного: его стремления к знаниям, общественное положение и признание его труда, вознаграждение и результаты труда. Слова «взгляни на всех высокомерных и унизь их, и сокруши нечестивых» (Иов 40:8) – есть аллегория требования к учёному: истребление невежества и защита правды, разоблачение людей обмана. Библейское выражение «десница твоя может спасать тебя» (Иов 40:9) – есть аллегория могущества знаний человека, которые избавят его от несчастий.
Запись: Отсутствие стремления к знаниям
Изучение библейского текста показывает, что Иов определил причину своих несчастий как нарушение божеского устройства: отсутствие у человека стремления к получению знаний. Верно ли такое заключение?
Действительно, божеские постановления для человека не требуют знаний и не наказывают за отсутствие знаний. Стремление к знаниям не есть божья заповедь, за выполнение или невыполнение которой человек получает награду или наказание. Но изучение библейских текстов показывает, что стремление к знаниям природой «вложена» в устройство человека. Как его природное стремление к размножению, овладевание ресурсами земли, необходимость в растительной и животной пище.
На основании нашего изучения библейских текстов примем, что
; Иов считал, что обладал знаниями во всей полноте;
; после слов Бога Иов понял, что не обладает достаточными знаниями;
; Иов признал, что отсутствие стремления к знаниям является причиной его несчастий.
Вопрос. Стремление человека к знаниям определено в Библии?
Ответ: да! Ведь стремление к знаниям не есть явная божья заповедь, за выполнение или невыполнение которой человек получает награду или наказание. На взгляд автора записи, божья заповедь человеку «стремление к знаниям» прямо не записана в Библии. Стремление к знаниям природой «вложена» в действия человека при его создании. Как его природное стремление к размножению.
В Библии сказано о живых существах, которые сотворил Бог до создания первого человека:
«благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле» (Бытие 1:22).
Но при сотворении первых человеков в Библии сказано:
«благословил их Б-г, и сказал им Б-г: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и овладейте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным» (Берешит 1, 28).
Библейское выражение «овладение землёй» есть иносказание: это природное (от Бога указание) стремление человека к естествознанию. Стремление к знаниям природой «вложена» в действия человека. Как его необходимость в пище. Исследование библейских текстов дают представление, что Бог не наказывает Иова за недостаточные знания, а показывает к чему приводит отсутствие у человека стремления к знаниям.
Запись: Суть исследований текста
Суть всех записей можно выразить лаконично в словах, которые сказал немецкий поэт и мыслитель Г. Лессинг (1729–1781):
«Если бы Бог предложил мне на выбор в правой руке всю истину, а в левой единое вечное стремление к истине, соединенное с постоянными заблуждениями, я принял бы во внимание, что сама истина существует только для Бога, и почтительно попросил бы Его отдать мне то, что лежит в Его левой руке».
Иов, образно словами Г. Лессинга, делал неверный выбор Руки Бога. Бог не наказывает Иова за недостаточные знания, а показывает к чему приводит отсутствие у человека стремления к знаниям. Иов определил причину своих несчастий: нарушение божеского устройства человека: отсутствие стремления к получению знаний. Иов, слова Г. Лессинга, почтительно попросил Бога «вечное стремление к истине, соединенное с постоянными заблуждениями».
Существует мнение, что смысл Книги Иова противоречат другой книги «библейской литературы мудрости», а именно Книги Екклесиаста.
Исследуем тексты Книги Екклесиаста[14].
Запись: Екклесиаст
Некоторые исследователи библейской Книги Екклесиаста считают, что стих «Слова Екклесиаста, сына Давида, царя в Иерусалиме» (Екклесиаст 1:1) и стих «Я, Екклесиаст, был царем над Израилем в Иерусалиме» (Екклесиаст 1:12) являются литературной фикцией. Екклесиаст, считают они, не был царем Израиля – Соломоном. Доказательством утверждения является разное отношение царя Соломона и Екклесиаста к знанию. Царь Соломон ценил знания выше богатства и славы:
«И сказал Бог Соломону: за то, что <…> ты не просил богатства, имения и славы, и души неприятелей твоих, и также не просил ты многих дней, а просил себе премудрости и знания <…> премудрость и знание дается тебе» (Вторая книга Паралипоменон 1:11-12).
Запись: Альтернатива знаниям человека
У библейского Екклесиаста негативное отношение к знаниям. Ибо принижению знаний служат его слова:
«предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это – томление духа. <…>я увидел все дела Божии и нашел, что человек не может постигнуть дел, которые делаются под солнцем» (Екклесиаст 1:16-18).
Что предлагает человеку Екклесиаст? Он говорит:
«Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей. Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому что это – доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем» (Екклесиаст 9:8-9).
Высказывания Екклесиаста не далеки от взглядов мудрецов Талмуда (трактат «Брахот».):
«Три вещи приносят человеку удовлетворение: красивое жильё, красивая жена и красивая одежда».
Запись: Екклесиаст и знания
Екклесиаст считает, что приобретённые знания никогда не дадут их полноту. Такое предположение можно сделать из слов мудреца о действии Бога:
«Всё сделал Он прекрасным в своё время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца» (Екклесиаст 3:11).
Перевод этого стиха еврейским редактором(ТаНаХ ; перевод на русский язык Давида Йосифона, 1975, Иерусалим, издательство «Мосад Рав Кук»):
«Все создал Он прекрасным в свое время, даже вечность вложил в их сердца, но так, чтобы дела, творимые Богом, не мог постичь человек от начала и до конца» (Когелет 3, 11).
Человек не может постигнуть дела Бога. Слова Екклесиаста:
«Сколько бы человек ни трудился в исследовании, он все-таки не постигнет этого, и, если бы какой мудрец сказал, что он знает, он не может постигнуть этого» (Екклесиаст 8:17).
Почему человек не может постигнуть дела Бога?
Запись: Мир, вечность или сокрытие тайны
В стихах (Екклесиаст 3:11 и Когелет 3, 11 слово библейского иврита «;;;;;;;» («ha-олам») переведено, соответственно, «мир» и «вечность».
Но в библейском тексте слово «мир» есть слово иврита «;;;;;;» («олам») (Псалом 92:1 и др. тексты) и слово «вечность» на иврите есть слово «;;;;;;» («олам») (Бытие 17:13 и др. тексты). Слово иврита «;;;;;;» («мир» и «вечность») содержит букву «;;» («вав»).
Но в стихах (Екклесиаст 3:11 и Когелет 3, 11) слово библейского иврита «;;;;;» («олам») без буквы «;;» («вав»). Однако слово библейского иврита «;;;;;» («олам») переведено, соответственно, «мир» и «вечность». Как такое можно понять?
Источник («Тора с комментарием Раши». Интернет): Раши (1040–1105, Королевство Франция) ; один из классических комментаторов ТаНаХ) комментирует, что в слове библейского иврита «;;;;;;;» (ha-olam) (Когелет 3, 11) пропущена буква «вав» (;). Он объясняет, что это слово может быть прочитано как «скрытость» или «тайна».
Итак, принято считать, что слово библейского иврита «;;;;;;;» («ha-олам») (Когелет 3, 11) в тексте стиха написано с пропущенной буквой «;;» («вав»). Поэтому слово «;;;;;» («ha-олам») с пропущенной буквой «;;» («вав»), считают богословы, можно читать как «;;;;;;». Поэтому существует перевод библейского слова «;;;;;» («ha-олам») как «мир», «вечность».
Но если читать слово «;;;;;» («ha-олам») как оно есть в библейском тексте (Екклесиаст 3:11 и Когелет 3, 11), то есть без буквы «;;» («вав»), то слово библейского иврита «;;;;;» («олам») переводится как «утаение», «сокрытие»:
«Ибо все дела Б-г приведет на суд, а также все сокрытое, будь то хорошее, будь то плохое. Послушаем всему заключенье: Б-га боится и соблюдай Его заветы, потому что в этом ; вся (суть) человека» (Екклесиаст 12:14).
Если в библейском стихе (слова Екклесиаста):
«Все создал Он прекрасным в свое время, даже вечность вложил в их сердца, но так, чтобы дела, творимые Б-гом, не мог постичь человек от начала и до конца» (Когелет 3, 11),
слово «вечность» заменить на «утаение», то в таком случае стих можно понять так:
а) Бог всё сделал прекрасным в своё время, и это «всё» скрыл как тайну в сердце человека,
б) человек не постигнет никогда до конца дела и замысла Бога.
в) начало мира и его конец – тайна для человека.
Тогда становятся понятными слова, которые Екклесиаст говорит о бесконечности познания мира:
«что человек не может постигнуть дел, которые делаются под солнцем. Сколько бы человек ни трудился в исследовании, он все-таки не постигнет этого; и если бы какой мудрец сказал, что он знает, он не может постигнуть этого» (Екклесиаст 8:17).
Слова мудреца в такой редакции НЕ являются утверждением его отрицания необходимости познания законов мира человеком.
Слова мудреца в такой редакции НЕ вызывают пессимистическое отношение о пользе знаний.
Екклесиаст выразил мысль, что полноты знаний у человека не будет никогда. Полнота знаний о мире – у Бога. Такая мысль о неполноте знаний у человека вызывает чувство, о котором слова Екклесиаста:
«Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека» (Екклесиаст12:13).
Иов разделяет мысль Екклесиаста. Он пришёл к заключению, что
«страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла – разум» (Иов 28:28).
Суть библейского понятия «страха Господня» и «истинной премудрости» – это сознаваемая человеком правда о том, что он не до конца понимает мир, созданном Богом вследствие своей неполноты в знаниях. Это осознание помогает человеку стремиться к большему знанию и пониманию, оставаясь при этом смиренным и открытым к учению.
Запись: Библия и знания
Библия призывает человека к знаниям. Призыв выражается ясно и однозначно первой заповедью Бога к Адаму и его жене:
«И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Бытие1:27-28).
«Обладайте ею» (Бытие1:27) о земле есть иносказание о роли естествознания для человека.
Запись: Библия и знания. Заключение
Библия призывает человека к знаниям. Призыв выражается ясно и однозначно Словами Бога к Адаму и его жене:
«И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Бытие1:27-28).
Автор библейской «Книги Иова» рассказывает об учёном, который полагал, что его знания исключат катастрофы и болезни. Иов признался, что он ошибался. Иов пришёл к выводу, что человек не обладает необходимой полнотой знаний. Пренебрежение к достижению знаний сопровождаются для человека опасностями.
Автор библейской «Книги Екклесиаста» утверждает, что от человека скрыто устройство мира. Законы мира не известны. Законы мира познаваемы. Достигаются знания большим трудом. Будут делаться открытия в естествознании, и так будет из века в век.
Библейская «Книга Даниила» повествует что человек обладает воображением, которое позволяет получать знания. Человек познаёт окружающий мир своим воображением и своими знаниями. Существуют учёные, делающие открытия неизвестного своим воображением. Часто это качество зависит от воли учёного. Внутренняя свобода и смелость в высказываниях – категория пригодности человека к наукам.
ИСТОЧНИКИ
[1] Бенедикт Спиноза. «Богословско-политический трактат» / Перевод с латинского М. Лопаткина. Минск. – «Литература», 1998.
[2] Открытый университет Израиля. Курс «Введение в библеистику. Часть 11. Литература мудрости». Автор д-р Нили Щупак.
[3] «Книга Иова» в Синодальном издании Библии, «Ийов» в ТАНАХ издания «Мосад рав Кук».
[4] Бенедикт Спиноза. «Богословско-политический трактат» / Перевод с латинского М. Лопаткина. Минск. – «Литература», 1998.
[5] Портал Е. Берковича. Курс лекций Е. Берковича «Альберт Эйнштейн». 2022–2023 гг.
[6] К. Циолковский. «Исследование мировых пространств реактивными приборами». Вестник воздухоплавания. 1911—1912.
[7] А. Эйнштейн. «Автобиографические заметки», 1945.
[8] А. Эйнштейн. Статья What Life Means to Einstein в Saturday Evening Post, 26 октября 1929.
[9] «Книга Пророка Даниила» в синодальном издании Библии; книга «Даниэйль» в ТаНаХ издания «Мосад рав Кук».
[10] Интернет. Участник форума booknik .ru/forum qanai. livejournal.comhttp: «Классно. Только «балда» – это не «баал даат», а ;; ;;; – «баал д`а», просто «мудрец» в древнем иврите».
[11] «Книга Пророка Даниила» в синодальном издании Библии; книга «Даниэйль» в ТаНаХ издания «Мосад рав Кук».
[12] Э. Радлов. «Спиноза». Предисловие к книге «Бенедикт Спиноза. «Богословско-политический трактат».
[13] М.И. Рижский. «Книга Иова», Новосибирск, изд-во «Наука», 1991.
[14] «Книга Екклесиаста, или Проповедника» в Синодальном издании Библии, «Коэлэт» в ТаНаХ издания «Мосад рав Кук».
Свидетельство о публикации №216092801306
В двух местах я с вами не согласна.
1 "Наука, в свою очередь, заявляет, что для прекращения страданий от сил природы и болезней необходимо познавать причины катастроф и недугов человека." Наука - организованная любознательность. Такого рода заявления науке не свойственны.
2. "Иов нашёл причину своих несчастий, которую искал: отсутствие стремления к получению знаний." По тексту, Иов не нашел причину своих несчастий. Он понял, что нет причинной связи между его праведностью и его счастьем\несчастьем. Бог знает причины и следствия, а человеку это не дано.
Это не значит, что искать зависимостей вообще не надо. Можно как-то догадываться о том, как вещи работают ("прозрения","откровения" как вы сами пишете). Но понять - не дано.
"«Сколько бы человек ни трудился в исследовании, он все-таки не постигнет этого, и, если бы какой мудрец сказал, что он знает, он не может постигнуть этого» (Екклесиаст 8:17)."
В выводах мы с вами согласны, в основном.
Марина Сапир 02.08.2023 16:33 Заявить о нарушении
Благодарю за ваши замечания.
1. Утверждение в моей записи:"Наука, в свою очередь, заявляет, что для прекращения страданий от сил природы и болезней необходимо познавать причины катастроф и недугов человека". Вы не согласны: "Наука - организованная любознательность. Такого рода заявления науке не свойственны"
В доказательству моего утверждения я обращусь к вашей мысли. Вы отмечаете науку качеством «любознательность». Как раз "любовь к знаниям" позволяет науке заявлять, что она может выполнять социальную функцию: определять причины недугов человека.
Я понимаю библейский текст так: Иов до трагических событий был не любознательный, а любопытный по своей природе учёный, и этим превосходил окружающих его. Иов не стремился к знаниям. Он не знал существующие в природе связи между несчастием и его причиной, искал и не находил эти связи вне науки.
2. Иов своими знаниями не мог определить причину своих несчастий. У него их не было. Иов кроме богатого от природы любопытства имел богатое от природы воображение. Мир природы позволил ему представить себя в образе человека с недостаточными знаниями и извинится за утверждения, что обладает знаниями. Когда Иову было дано узнать причину своих несчастий и согласится, что у него нет знаний, то за это получил награду.
3. «Сколько бы человек ни трудился в исследовании, он все-таки не постигнет этого, и, если бы какой мудрец сказал, что он знает, он не может постигнуть этого» (Екклесиаст 8:17). Здесь «этого» − «дела Божии» (Екклесиаст 8:17а). Знания о мире бесконечны и понять их человеку − дано. История науки об этом свидетельствует.
4. Вы считаете: «Иов не нашел причину своих несчастий. Он понял, что нет причинной связи между его праведностью и его счастьем\несчастьем. Бог знает причины и следствия, а человеку это не дано». Не могу согласиться с вашим заключением. Ведь тогда нужно иначе объяснить умиротворение Иова и ответить на вопрос: за что Иов получил награды?
Леонид Цальман
Леонид Цальман 20.08.2023 11:37 Заявить о нарушении
Мы с вами понимаем слова "наука" и "ученый" по-разному совершенно, спорить бесполезно.
Но у вас есть важный вопрос:"за что Иов получил награды?".
Иов был награжден, а его друзья наказаны. Друзья говорили, что человек страдает из-за своих грехов. Из этого они делали вывод, что Иов - грешник. А Иов знал, что он - праведник. Поэтому он не верил, что причина страданий - собственные грехи. Несчастья посыпались на невинного человека, и, значит, вообще неверна идея, что несчастье - наказание. Раз он страдает, то и другие страдающие могут быть праведниками. Это - совершенно новое понимание, открытие Иова. И за это-то открытие Бог его и наградил. Иов был под сильным давлением друзей. Тем не менее, он пошел против всех и настаивал на своем понимании. За это тоже Бог его наградил.
Марина Сапир 20.08.2023 15:58 Заявить о нарушении
я благодарю вас за ваши комментарии к записи. Комментарии критике не подлежат. Считаю долгом как автора записи защищать свои убеждения.
Всё, что я пишу, могу подтвердить библейским текстом. Иов знал, что он праведник. Несчастья посыпались не на невинного человека. Иов знал, что с ним может произойти плохое, знал, что это и случилось, считал, что его несчастье есть наказание. Учёный искал причину несчастий и нашёл её. Причина - отсутствие знаний. Дом не разрушился, если имел крепкий фундамент. Иов образно сказал: Страх перед Богом есть мудрость. То есть с годами понимаешь, что ты должен был больше иметь знаний. Иов сказал: удаление от зла - знания.
Вы предложили совершенно новое понимание книги Иова: за что был награждён Иов. Я не могу найти подтверждение в библейском тексте книги вашего правильного утверждения, что раз страдает праведник, то и другие страдающие могут быть праведниками.
Леонид Цальман
Леонид Цальман 21.08.2023 17:35 Заявить о нарушении
В тексте много раз повторяется утверждение А: "каждый, кто страдает, сам виноват".
Все верят, что утверждение А верно. Друзья Иова все об этом говорят.
Иов высказывает утверждение Б: "я страдаю, но я не грешен".
Утверждение Б опровергает утверждение А. Из утверждения Б следует: "не каждый, кто страдает, сам виноват". Это и означает, что утверждение А неверно.
Марина Сапир 21.08.2023 17:52 Заявить о нарушении
Марина Сапир 21.08.2023 18:03 Заявить о нарушении
действительно, нигде в Торе Бог не требует от человека стремления к знаниям. Стремление к знаниям не есть божья заповедь, за выполнение или невыполнение которой человек получает награду или наказание.
Стремление к знаниям природой «вложена» в действия человека. Как его природное стремление к размножению, овладевание ресурсами земли, необходимость в растительной и животной пище.
Бог не наказывает Иова за отсутствии знаний, а показывает к чему приводит НЕ стремление к знаниям.
В Торе сказано о человеках: «И благословил их Б-г, и сказал им Б-г: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и овладейте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным» (Берешит 1,28).
Библейское выражение «овладение землёй» есть иносказание: это природное стремление человека к естествознанию.
Леонид Цальман 22.08.2023 14:20 Заявить о нарушении
Мы зашли в тупик. Я сделала все, что могла, чтобы объяснить, почему я с вами не согласна. Вы продолжаете настаивать на своем бездоказательно.
Дискуссия была бесполезной.
Марина Сапир 22.08.2023 14:54 Заявить о нарушении
Благодарю за оценку моего труда.
Благодарю вас за изложение вашего видения темы статьи.
Желаю творческих успехов, Леонид Цальман
Леонид Цальман 24.08.2023 07:01 Заявить о нарушении