Этимология слова галстук

Русское слово «галстук» происходит от нем. Halstuch > galstuk –галстук (слав.)(редукция g/H, k/ch). тем не менее, составляющие корни слова Halstuch – славянские.
Tuch – платок (нем.) > dusht – душить (слав.)(редукция d/t, sh/ch)
Тюркологи производят нем. Tuch от тух – знамя (тюрк.), хотя скорее
тух – знамя (тюрк.) > chlka - `чёлка (слав.)(редукция ch/t, k/x, пропуск l), т.е. конский хвост на древке у кочевников-половцев.
«Черлен стяг, бела хоруговь, черлена чолка, сребрено стружие храброму Святославличу !» (СПИ)
Halstuch- шейный платок (нем.) > галстук (русск.), где Hals-шея (нем.) > holk/glavj – холка/главая (слав.)(редукция g/H)
Интересно, что хиджаб -платок (араб.) тоже славянского происхождения.
хиджаб- hidjab > pltk – платок (слав.)(инв. hidjab, редукция b/p, t/d, k/h, замена l/j)
Русскому слову «галстук» есть альтернатива – индоевропейское слово «краватa»- kravata
краватка- галстук (укр.) > kravatka > glava-tik - глава-тык (тыкать голову в петлю - авт.) (слав.)( редукция g/k, l/r)
 gravata- галстук (греч.) > glava-tik – глава-тык (слав.)(редукция l/r)
corbata Columbiana- насильственное умертвление (kолумб.) - колумбийский галстук (повешение) > cravata – кравата (слав.)(редукция v/b)
Интересно, что имя Колумб происходит от слова «голубь».
Колумб – columb > golubb – голубь (слав.)(редукция g/c, b/m).
Мистика имени Колумб состоит в том, что согласно библейскому сказанию Ной после всемирного потопа выпустил голубя, находясь на горе Арарат. Голубь вернулся , неся в клюве оливковую ветвь, как признак найденной земли. Так и Колумб (голубь) нашёл новую землю.
lazo – петля, галстук (исп.) > lasso – лассо (фр.)(редукция s/z), длинный аркан со скользящей петлёй > lecka –леска (слав.)(редукция c/s)
краvат- галстук (тур.)
tie – галстук (фин.), возможно от глаг. tik/tjanut – тык/тянуть (слав.)
slips – галстук (швед.) > shljf – шлейф (слав.)
кяравЕттеа-галстук (егип.) > kjaravEttea > kravatta
alttaeadul – галстук (араб.)> cravataea-del > кравата делать (слав.)
la cravate – галстук (фр.) 

Общий плавающий корень CRVTK/GRLTK

Слово «кравата» имеет общий плавающий корень CRVTK/GRLTK, который разбивается на два славянских слова «глава/горло» и «тык». 
Есть такой термин –колумбийский галстук.
Колумбийский галстук (исп. Corbata colombiana) — вид насильственного умерщвления, при котором на горле жертвы делается глубокий разрез, и через образовавшееся отверстие наружу вытаскивается язык, создавая некое подобие галстука.
Возможно, вид насильственной смерти через повешание и разрез горла практиковались очень давно (это ещё отмечал этнограф Дж. Фрэзер в книге «Золотая ветвь»). Бог Один висел в петле на дереве несколько дней. В шведском Упсале практиковался обычай жертвоприношений через повешание на дереве. Поэтому краватка - «глава тык» имеет двойной смысл «вешать в петлю» и «тыкать в горло» (колумбийский галстук).Так или иначе общий корень «cravata» распространён во многих языках и имеет значение «насильственной смерти через удушение».
Кстати, древнеегипетское слово Aw «смерть» имеет детерминатив «рогатина» и переводится по славянски как Dvlw > davlnj /dvjnj- давильная/двойная (слав.)(замена n/w)
Во времена Древнего Рима не носили галстуков, поэтому слово «галстук» подменяется словом vinculum «верёвка».
vinculum – завязка, верёвка, шнур; связь, узы, оковы, цепи; тюрьма, темница; галстук (лат.) > virvcij - верёвкий (слав.)(пропуск r, замена v/n)
Библейский Давид задавил поражённого пращой Голиафа (Голиаф-goliaf > glava-глава (слав.)(редукция v/f), наступив Голиафу (Главе, срав. укр.- голова- староста на хуторе) на голову ногой.
Слово «удав» близко по звучанию с именем Давид.

«Ель, моя ель, уходящая ель»
 
Кому не известны эти строки песни поэта-песенника Б. Окуджавы и кто не испытывал радостное, щемящее чувство тайного восторга при украшении новогодней елки игрушками. Но вряд ли кто догадывается, откуда пошел этот внешне праздничный обычай.
Известно, что Аттис имеет свою персонификацию в образе сосны. Таким образом, символ священного дерева ели приобрел образ сосны (ель произрастает на севере  Восточной Европы, а в Малой Азии ее представляет другое хвойное дерево – сосна).
Примечательно, что индоевропейское «кравата» связано с именем Аттиса.
кяравЕттеа-галстук (егип.) > kjaravEttea > kravatta > krvj-Attis – кривое-Аттис (слав.), где «кривое» - сосна, т.е. кривое, корявое дерево.
 «22 марта в лесу срубали сосну. Ее приносили в святилище Кибелы и обращались с ней как с великим божеством» [1].
 Смеем предположить, что культы Адониса и Аттиса имеют свои параллели с культом Одина – бога северных славян и скандинавов. Этимология имен Адонис (Один) и Аттис (attis > tik – тык -слав.) связана с именем бога, вождя, отца Одина. Один также как и Аттис является олицетворением умирающего и возрождающегося духа дерева. Известно, что с Одином связан обряд человеческих жертвоприношений, когда жертву вешали на дереве (тыкали в петлю).
Описывая человеческое воплощение Аттиса Д.Д. Фрэзер сообщает следующее:
«Гордый своим искусством, сатир вызвал Аполлона на музыкальное состязание, во время которого сам он играл на флейте, а Аполлон – на лире. Потерпевшего поражение Марсия привязали к сосне, и победитель Аполлон (по другим сведениям, раб-скиф) содрал с него кожу или четвертовал» [1].
«Вероятно, в глубокой древности жреца по имени Аттис, разыгрывающего роль этого бога на весенних праздниках Кибелы, вешали на священном дереве (или убивали каким-то другим способом), а в позднейшие времена этот варварский обычай выродился в известную форму: жрец ограничивается тем, что надрезает себе руку, а к стволу вместо него привязывают куклу. В жертву через повешение на священных деревьях приносили людей и животных в священной роще в Упсале (Скандинавия – авт.). Смерти через повешание регулярно предавали человеческие жертвы, посвященные богу Одину. Впрочем, иногда повешение сочеталось с закалыванием: человека сначала вздергивали на дереве или виселице, а потом наносили ему удар копьем. По этой причине Одина звали богом виселиц или богом висельников и изображали сидящим под виселицой. Известно даже, что через повешение его принесли в жертву самому себе, как явствует из таинственных стихов «Гавамалы», в которых Один описывает то, как он приобрел божественную силу путем изучения магических рун:
Итак, на дереве, колеблемом ветрами,
Девять ночей висел я, посвященный
Одину, чьим копьем я был поранен –
Сам самому себе.
» [1].
«В Греции изображение самой великой Артемиды вешали в священной роще в Кондилее, в Аркадских горах, где за ней закрепился эпитет «повешенная». Следы такого рода обрядовости можно обнаружить даже в знаменитейшем эффесском святилище богини; мы имеем в виду предание о повесившейся женщине, которую сострадательная Артемида обрядила в свои собственные одежды и назвала Гекатой» [1].
Характерно, что изображение Артемиды Эфесской (античная копия с оригинала, IV в. до н. э.) со множеством мелких сосков на груди очень напоминает еловую шишку. Русское слово Шишка созвучно слову сиська (звук «Ш» может переходить в звук «С»).
Дж. Фрезер приводит множество европейских обычаев Троициного или Майского дерева, связанных с  умерщвлением духа дерева.
«В Нидерперинге, в Нижней Баварии, украшали листьями и цветами так называемого Пфингстля, олицетворяющего дух троициного дерева. На голову его надевали высокий остроконечный колпак (фригийский колпак – авт.) с двумя отверстиями для глаз. Этот колпак украшали цветами водяных растений, а сверху водружали букет пионов. Его заворачивали в листья ольхи и орешника, а рукава сплетали из водяных растений» [1].
Друиды Западной Европы использовали обычай сплетения ветвями деревьев в виде корзины человека, предназначенного в жертву богам. В текстах Загребской мумии описывается сплетение священного места ветвями.
«Жители Саксонии и Тюрингии на Троицу справляют обряд под названием изгнания дикаря из леса или выманивания дикаря из леса. Молодого парня закутывают мхом или листьями и называют дикарем. Он прячется в лесу, а остальные его ищут. Поймав, его ведут на опушку леса и расстреливают из незаряженных мушкетов. Притворившись мертвым, дикарь падает на землю, а другой парень, переодетый доктором, пускает ему кровь, так что мнимый покойник возвращается к жизни» [1].
«Король выезжает на сельскую площадь, где под Майскими деревьями – обычно это свежесрубленные ели с ободранной корой, украшенной цветами и лентами, - сооружена из зеленых веток хижина и беседка» [1].
«В Семике, в Богемии, существует обычай обезглавливания Короля в понедельник в Троицу. Молодые люди перепоясываются кушаками из коры, а в руках они несут деревянные мечи и рулоны ивовой коры. Сам король одет в мантию из коры, украшенную цветами, на голове у него корона из коры, также увитая цветами и ветками, ноги его перевиты папоротником, лицо его скрыто под маской, а в руке на манер скипетра он держит ветку боярышника» [1].
В этих обычаях Дж. Фрезер видит двойников немийских Царей Леса. В тоже время можно предположить более древнее происхождение описанных обычаев от обычаев умбров сдирать древесную кору ранней весной, обряжать корой голову священного животного – коровы. Отсюда и происхождение слова «корона».
Подводя итоги своим описаниям, посвященным обычаям поклонения и предания смерти духов деревьев Дж. Фрэзер пишет:
«Имея эти греческие и скандинавские параллели перед глазами, мы едва решимся отбросить за негодностью гипотезу, согласно которой во Фригии человекобога каждый год вешали на дереве, священном, но роковом» [1].
Добавить к этим выводам можно следующее, что жестокий, варварский обычай вешания человека на дереве со временем был заменён на вешание животных на дереве, а затем и чучел или кукол. В современную эпоху мы видим отголоски этого обычая в виде украшения новогодней елки, по-детски радуясь и ничуть не вспоминая об его истоках.


Сокращения

СПИ – Слово о полку Игореве
ПВЛ – Повесть временных лет
СД – словарь Даля
СФ – словарь Фасмера
СИС – словарь иностранных слов
ТСЕ – толковый словарь Ефремова
ТСОШ – толковый словарь Ожегова, Шведова
CРС – словарь русских синонимов
БТСУ – большой толковый словарь Ушакова
ССИС – сборный словарь иностранных слов
МАК – малый академический словарь русского языка
ВП – Википедия
ЭБЕ - Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
БСЭ - большая советская энциклопедия

Ссылки

1. Д. Д. Фрэзер «Золотая ветвь», Москва, изд. «Политической литературы», 1986 г.
2. В. Н. Тимофеев «Методика поиска славянских корней в иностранных словах», http://www.tezan.ru/metod.htm


Рецензии