Скифы в Париже. Успех первых сезонов!

                "Париж - город большого сердца, столица духа, вкуса и свободы."
                /Андре Моруа/


     В Париж! В Париж! Мы едем в Париж! Наш Дягилев везёт нас покорять столицу Франции, столицу искусства! - эти слова слетали с губ буквально всех балерин труппы Дягилева. Было радостно и, в то же время, страшновато: французы считались законодателями моды во всех видах искусства.
 Не впервые русские появятся в столице Франции. Первым дорогу туда открыл, ещё в 1717 году царь российский Пётр I. А в начале XIX века князья Трубецкие, Голицыны, Строгановы устраивали балы в Париже, приезжали поэты и писатели, приглашая на свои поэтические вечера (Николай Гумилёв, Максимилиан Волошин, Марина Цветаева).
 В 1896 году, путешествуя по Европе, останавливался там и император Николай II.
 Первые "Русские сезоны" в Париже Дягилев открыл в 1906 году под лозунгом: "Искусство понятно всем!"
 Начиная с 1908 года, он привозил во французскую столицу самые известные в России  оперные и балетные спектакли, и знаменитостей. Так, в Париже пел неповторимый бас Фёдор Шаляпин, танцевали  Матильда Кшесинская, Тамара Карсавина, Анна Павлова, Вацлав Нижинский...
 Декорации к спектаклям создавали К. Коровин, Б. Головин!
   У Дягилева было непревзойдённое чутьё на таланты. Имена таких танцовщиков и хореографов, как Вацлав Нижинский, Михаил Фокин, Серж Лифарь, Леонид Мясин, Джордж Баланчин, говорят сами за себя. Декорации и костюмы исполняли и такие корифеи в своём деле, как Леонид Бакст, Александр Бенуа, Пабло Пикассо, Анри Матисс, Коко Шанель и художники: Михаил Ларионов, Наталья Гончарова.  Великий пропагандист искусства русского привлёк в свои спектакли произведения таких композиторов, как Морис Равель, Рихард Штраус, Клод Дебюсси, Эрик Сати, Сергей Прокофьев. Но с тех пор, как Дягилев познакомился с Игорем Стравинским, произведения последнего были для Сергея приоритетными.
 Зарубежная публика впервые увидела русский балет и была покорена: "Вы видели Les ballets russes?" Как нет? Вы не видели этих колдунов - скифов?! Это же волшебство! Вацлав Нижинский - это "восьмое чудо света" - просто завораживает! Да и от Кшесинской, Карсавиной и Павловой нельзя глаз оторвать! Скорей к русским в театр "Шатле"! Там, просто, какое-то колдовство!
Мы с супругом посмотрели уже "Павильоны Армиды, Пир Сильфиды", "Половецкие пляски", "Клеопатру"! Хотим ещё посмотреть "Жизель","Жар-птицу"! Это восторг!"
  - А я тоже полюбила эти спектакли русских, о них верно написал Жан Кокто:
"Красный занавес поднимается над праздниками, которые перевернули Францию и которые увлекли толпу в экстазе вслед за колесницей Диониса!"
 - Да, это, поистине, праздник! Балерины Дягилева - это прелесть! Особенно мне понравилась Карсавина.  Наш Анри Геон назвал её " Чудо восхитительнейшего равновесия между движением, звуками и формами!" Они теперь танцуют в Гранд-Опера!"
  Публика забрасывала артистов цветами, овации не смолкали по получасу! Балерин носили на руках! Критики писали о Тамаре Карсавиной:" Она похожа на танцующее пламя, в свете и тенях которого обитает томная нега!" А Вацлав Нижинский постоянно был окружён восторженными поклонницами - les fervents des russes! Критики писали о Нижинском, что его пластика совершенна, тело выражает то, что он хочет выразить.     "У него красота фрески и античной статуи, он идеальная модель, с которой хочется рисовать и лепить". /Огюст Роден, скульптор/.
 Дягилев был счастлив! Он столько сил потратил на поиски новых форм в искусстве, насытив спектакли жизненной энергией, реализмом и буйством чувств! Пропагандист русской культуры понял главное о себе: "Я, кажется, нашёл моё настоящее значение - меценатство!"
 Его "Русские сезоны" продолжались до 1929 года и заслужили этот настоящий триумф у парижан!
 Прима-балерина Тамара Карсавина говорила о нём: " Он был существом и обобщением своего времени. Он вобрал в себя и представил своим современникам сосредоточие художественных ценностей, как бы отражённых в призме".
 Сергей Дягилев не мыслил себя без искусства: "Мы все живём, как заколдованные в садах Армиды. Самый воздух, окружающий русские балеты, полон дурмана!"


Рецензии
Искусство и спорт всегда объединяли!.. Но даже на это в последнее время покушаются некоторые. И всё же, есть надежда, есть вера в лучшее в человечестве...
Спасибо, Людмилочка!
Добрых и волшебных снов тебе этой ночью!
С любовью, твоя,

Натали Бизанс   02.10.2016 23:55     Заявить о нарушении
Писала о России и Франции и так хотелось, чтобы мы, наконец, встретились! Всегда ждём и надеемся вас увидеть в Москве у нас.
Храни вас Бог!

Попкова Людмила   03.10.2016 08:11   Заявить о нарушении
Всё в руках Божьих, Родная!

Натали Бизанс   03.10.2016 11:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.