Литературный семинар - 2016. Сам себе редактор

Преодолеть зону комфорта и - в путь.
 
Литературные семинары нашего ЛИТО проходят традиционно три дня в одной из старинных вилл в живописной местности.  Это  прежде всего лекции, стимул для нахождения нужного, живого слова, а также богатство общения. Я езжу на семинар на один, основной день. Но общение, пусть даже  и в перерыве между лекциями или во время кофейных пауз дает мне немало пиши для размышлений.

Вот некоторые имена писателей, с которыми я познакомилась во время пауз: 
Нелли Коско (автор трех книг), Георг Лайер, Густав Гааб, Дмитрий Герман,
Катарина Мартин-Виролайнен, Сергей Поветкин, Валентина Штро. 

Каждый раз новая мозаика встреч, это  интересно!

Тема литературного семинара "Сам себе редактор". Лектор - Лариса Ульяненко.
Она дала участникам семинара немало полезной информации.
Это и "Взгляд на текст перед отправкой его редактору" , и "Требования к правке" (Питер Кларк), и "Досье на героя", и практическое упражнение "Канцеляризмы - порча хорошего настроения".

Оказывается, на седьмой минуте чтения наш ум способен задремать - вот тут-то должна быть интрига! Читатель будет рад прочитать что-то неожиданное, новенькое, это уже на втором листе. Может быть, это сообщение, чужое письмо, спутали с другим человеком. Или уже на первой странице -  внутренняя интрига действия.

Например, у писательницы Джой Филдинг в ее романе "Бегство Джейн" неожиданное  в самом начале повествования. Ее героиня  вышла из дома, направившись в магазин и забыла, кто она такая.

Писателю нужны помощники, вдохновители. Если пишите о врачах, больнице, то желательно знать специалиста в этой области.

Непременно читать классиков - это как подсказка и как  учебник!

Речь героя - это одна из главных характеристик.
Иначе - плоский персонаж. Особенности речи, словечки.

Избегать слов "вроде бы", "скорее", "похоже", "должно быть", "кажется", "возможно", "обычно".

Точка как знак остановки. Мысль высказана. Запятая замедляет ход. У каждого предложения - ритм. Короткие, длинные предложения создают определенный ритм.
Тем и интереснее текст.

Контролируйте ритм. Какая тема? О чем? Какой темп, большие ли предложения или короткие. Вслух прочитывайте текст.

Одно предложение - одна мысль. Думайте, что поставить в конец абзаца.
Запоминаем последнее слово. Самый большой кусок золота - в конце.

Имена - говорящие, чтобы щелкнуло! Например, Ленивцев.
Читатель должен сам напрягать мозги, додумывать.

Странное и интересное ставить рядом. В романе Флобера "Госпожа Бовари" главные  герои разговаривают на рынке. Торговец кричит:"Навоз, кому навоз?" Контраст.

Выясняйте подробности. Зашел в помещение. Опишите детали. Будьте внимательны к герою.

Ищите оригинальные образы, составляйте список синонимов.

Выписывайте понравившиеся вам цитаты.  Вам понравилась мысль - может понравиться и другим. Можете добавить свои слова, мысли.

Писать просто и доходчиво, начинать лучше с подлежащего и сказуемого.
 
Избегать клише. "Белый, как снег"... Победить клише (штамп)!

Использовать сильные глаголы - экономят слова и действие лиц.

Существует две формы глаголов: активная и пассивная. Например. Пассивная форма залога:
Роман «Воскресение» писался Львом Толстым в течение долгих 10 лет до 1900 года.
В данном случае глагол «писался» является пассивным залогом. Смотрите, над объектом «роман» производится действие «писался» другим объектом «Львом Толстым».
В том же примере:
Лев Толстой писал роман «Воскресение» долгие 10 лет до 1900 года.
«Писал» в данном контексте — это активная форма глагола.

Успешные писатели, например, Ремарк и Хемингуэй используют сильные глаголы.

Сегодня люди спешат. Читать пространные бальзаковские тексты на пол-страницы уже никто не намерен.
https://bagnenko.name/blog/skill-1-strong-verbs-th...
Используя сильные глаголы, вы сможете использовать минимум слов, — но донести смысл. Для пишущего  это главное.

Эрих Мария Ремарк. «Триумфальная Арка» (1940). начало захватывает и завораживает. Женщина шла наискосок через мост прямо на Равика. Она шла быстро, но каким-то нетвердым шагом. Равик заметил ее лишь тогда, когда она оказалась почти рядом. Он увидел бледное лицо с высокими скулами и широко поставленными глазами. Это лицо оцепенело и походило на маску, в тусклом свете фонаря оно казалось безжизненным…

Посмотрите. Это самое начало книги. Уже очень хочется узнать больше об этой женщине, почему она так напугана. Интересен образ Равика, который пока только наблюдает за ней. Все внимание на ней, и из ее поведения ясно, что она встревожена или очень расстроена. При этом автор совсем не использует слова, которые говорят об этом. Только глаголы, которые показывают действие.

Досье на героя.

Как героя называют другие (Ванек, Ваня). На уменьшительно-ласкательные
Ванечка, Петенька имеет право родная мать.
Кличка героя Ваняйло. Так его могут называть недруги(Ванька).

У каждого слова - своя территория. От одинаковых слов должно быть расстояние от одной до двух страниц. Использовать синонимы.

Важно упорядочивать, сокращать текст, называть части, делать подзаголовки.

Важно писать интересно и увлекательно, чтобы  легко читалось и запоминалось! Зрительные образы, как если бы в кино.

Пять видов фокусировки:

- С воздуха. Домик в степи, например.
- Показать, где ракурс поймали.
- Что ближе.
- Герой крупным планом.
- Сосредоточиться на какой-то детали.

Динамика.

Пишите дневники, или письма друзьям о том, что хотелось бы  написать, делитесь своими планами.
Учитесь накапливать информацию. Важно иметь помощника: если пишите о медицине,  Попросите врача помочь описать.

Слишком много критики угнетает писателя.
Сокращайте текст. На 10% можно выбросить. Конструкции, которые были ранее.

Если творческий кризис - это придуманное. Возможно, вы  взяли слишком высокую планку. У пожарника, у врача нет кризисов - работают!

РАССКАЗЧИК.Рассказчик зажат рамками. Все зависит от объема текста. Если нужна Вселенная - тогда Толстой. Он может написать, о чем думает Наташа Ростова.
А если ты рассказываешь, ты не знаешь мысли героя.

Ведется обзор, а от чьего лица ведется повествование?
Представлять героя не в плоскости. Давать ему характерные слова, словечки, кличку.
Важен персонаж, который может передать, чьими глазами мы наблюдаем.

Речь - одна из главных характеристик героя.

Есть такое понятие "фокальный персонаж" (от фокус, фокусный). Каждую сцену мы должны прописывать так, словно видим ее глазами того или иного героя — то есть фокального персонажа.
Это действенный прием, позволяющий в полной мере сопереживаем герою, когда мы легко идентифицируем себя с ним и мысленно испытываем все то, что выпало на его долю, чтобы читатель воспринимал героя будто самого себя. 

Лариса  предложила нам текст для анализа

"Канцеляризмы - порча хорошего настроения".
Вот первый абзац этого текста:

"Осуществив возвращение домой со службы, я проделал определенную работу по сниманию шляпы, плаща, ботинок, переодеванию в пижаму и шлепанцы и усаживанию с газетой в кресло. Жена в этот период времени претворяла в жизнь ряд мероприятий, направленных на чистку картофеля, варку мяса, подметание пола и мойку посуды."

Нам предложили переписать этот текст с помощью  разговорной лексики.

Мы решили править текст общими усилиями. Но один из нас выполнил задание, и вот тут мы поняли, что писать от лица фокального персонажа не так-то и просто.
      
Заметки для начинающих.

Ошибки начинающих – не умеют оценивать себя. Я, например, отдаю написанное для прочтения.

Прежде, чем писать романы, нужно научиться писать короткие рассказы, читать, анализировать.

Драматургия коротких рассказов. Повествовательный тон. Развивать сцену, избегать комментариев от себя.

Повествовательный стиль. Не рассказывать, а показывать. Каким образом? Картину в движении, из глаголов. От 3-его лица. Жизнь берется в основу, сюжет. Взять основной сюжет и написать новую историю.

Aртур Розенштерн, председатель нашего ЛИТО: "Как построить рассказ?"
- Как построить рассказ? Как в музыке: сонатная форма,- говорит Aртур Розенштерн. - Развитие мотива. Вводишь другие персонажи. Конфликт обостряется. Кульминация, апофеоз – высшая точка. Далее – вниз, сворачивается действие. Сюрприз подать читателю. Например, по ходу повествования этот человек – преступник, а в конце – совсем другой характер.
Важны контакты, приглашения, участие в конкурсах, обмены. Немцы охотнее публикуют тех, кто имеет публикации, победы в конкурсах.
Кто пишет на русском – надо публиковаться в России. Русские в России, время интернета, широкий рынок в России. Переселенцы не читают. Почему не принимать участие в российских конкурсах?

Литературный журнал "Рейн". Немцы давно не рифмуют, рифмой не пишут, второстепенна, не в каждой стране,- смысл глубже. А если рифмуют, то чтобы подчеркнуть смысл, сделать акцент, чтобы читалось между строк. Есть "хранители".
Стих на немецком: звучит гулко, автор играет словами, современная рифма.
Чтобы стать профессионалом, надо лет 10, большинство этого не знает.
Важна сетка знакомств, конфликт, поиск...


Другие литературные семинары в Оерлингхаузене:

2017 год. 10 топ-книг
http://www.proza.ru/2017/10/31/1024

2014. История ЛИТО
http://www.proza.ru/2014/05/04/902

2013 Поэтический семинар у Анны Цаяк
http://www.proza.ru/2013/10/27/1634


Рецензии
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.