Изобразительное искусство и его ценители

        Дорогие читатели! Предполагаю, что изобразительное искусство появилось в человеческом обществе из-за изначальной потребности людей в эстетическом облагораживании своей собственной среды обитания.

        Подобная тяга к прекрасному наблюдается только у некоторых пернатых, представителей класса врановых. Давно замечено, что вороны, галки и сороки обладают  способностью начального эстетического восприятия, они питают слабость к ярким и блестящим предметам.

        Только у человека искусственное украшение всего вокруг, включая собственную внешность, достигает крайних пределов, за которыми уже начинается практически первозданный хаос и эстетический коллапс.

        Давайте для начала разберемся – что же такое искусство? Сдается мне, что этим термином  обозначается высшая степень владения мастерством, достигаемая людьми в процессе своей деятельности. То есть, свойство некоторых человеческих индивидов создавать некие, пользующиеся постоянным спросом в обществе, блага, как материальные, так и духовные, ярко и благотворно воздействующие на потребителя, и не имеющие себе равных среди аналогичных творений,  созданных другими людьми.  Таких мастеров называют великими, а их искусные творения – шедеврами. Повторить их уникальные достижения невозможно –  это само совершенство!

        Искусные мастера есть в каждом виде человеческой деятельности. Но благодарным человечеством особенно выдающимися считаются великие мастера живописи.

        На каждой ступени своего развития в человеческом обществе преобладают те или иные признаваемые им формы совершенства, которые постоянно меняются по мере изменения условий существования людей. У людей периодически меняется все – от одежды, до морали и нравственности , в том числе меняются вкусы, идеалы и каноны красоты.

        Один из моих друзей Игорь Тимофеев, как-то сформулировал, что такое шедевр, произведение искусства и шарлатанская поделка под искусство, то есть халтура.

        Шедевр – это оформление идеала, произведение, воздействующее на всех, без исключения, от которого человек замирает в восхищении  волшебным совершенством творения, испытывая при этом эмоции необычайной силы. Как правило, у зрителя или слушателя не возникает никаких вопросов. Шедевр говорит сам за себя.   
 
        Чуть менее значимое произведение искусства тоже весьма эффектно воздействует на чувства публики. Но тут уже возникают вопросы: «Как это сделано? Как автор смог добиться подобного мастерства?»

        А если зрителю или слушателю нужно объяснять, что это такое, иначе никто ничего не поймет, то это уже шарлатанская поделка, а не искусство.

        Итак, подведем резюме: Настоящее искусство доступно для понимания всем, по крайней мере, подавляющему большинству людей. Халтура – только избранным.

        Один из ценителей такой халтуры как-то заметил, явно наслаждаясь собственной уникальной персоной: «Быдло этого никогда не поймет!»

        Согласен! Если "быдло" - это обычные здоровые люди с нормальным зрением и здравым рассудком.

        Сдается мне, что расхваливать каракули как гениальное творение - это возможность богатым людям с вывихнутыми мозгами презирать окружающих и кичиться своей исключительностью.

        Искусство стремительно теряет эстетическую ценность, приобретая только умопомрачительную денежную стоимость. Да и искусство ли это?

* Художник Сай Твомбли "Без названия (Нью-Йорк)"; шедевр продан на аукционе "Сотбис" за 70 530 000 (семьдесят миллионов пятьсот тридцать тысяч) долларов в 2015 году


Рецензии
Наивность как удивление - обязательный элемент творчества!
Но наивным быть нельзя.

Уважаемый Автор, просто кто-то кому-то перегнал оговоренную сумму с учетом гражданского, административного (в частности, налогового) и уголовного законодательства соответствующих стран с трансграничным аспектом с учетом гешефта творца этой нетленки.

Роберт Хирви   26.10.2024 08:23     Заявить о нарушении
Увы, Роберт, всё не так просто! Это не единственная "нетленка" Сая Твомбли с умопомрачительной стоимостью и не единственный "художник", выпускающий уродливые "шедевры". Это уже целиком и полностью принятое направление в изобразительном искусстве, характеризующееся откровенно безобразным и бессмыссленным изображением непонятно чего. Этот бред сопровождается заумными пояснениями профессиональных "искусствоведов", на голубом глазу вещщих, что это великие шедевры великих мастеров от искусства. Само собой, что и стоят эти "шедевры" баснословных денег. Всё эти раскрученные "знатоками живописи" поделки не искусство в обычном понимании, а способ вложение очень больших денег, которых очень много у толстосумов и которые требуют удачного размещения в чем-то, что не теряет своей стоимости со временем, том числе и в предметах искусства, которые со временем только дорожают.

Александр Халуторных   26.10.2024 09:05   Заявить о нарушении
Уважаемый Александр!

Я не силен в изобразительном искусстве, могу отличить иногда только Ван Дейка от Ван Гога.

Так что Вы на малое отвлекаетесь?
Сразу замахивайтесь на Вильяма нашего..., то есть Эдварда Мунка "Крик". Там сумма несколько большее в пределах 120 миллионов этих самых долларов-талеров СГА.

Роберт Хирви   26.10.2024 10:28   Заявить о нарушении
Ох, Роберт! Наступили на любимую мозоль! Я"Крик" и его клоны (4 штуки) у меня вызывает на столько сильное отвращение, что "даже кушать не могу!" Но это все-таки искусство (отталкивающее, вгоняющее в депрессию, дурно пахнущее и отдающее шизофренией) ...
Изображение на картине напоминает дурной сон, уродливую, но реальность. Тут можно говорить: нравится - не нравится. Дело вкуса. Воспринимается гадостью или шедевром. А Твомбли заставляет ломать голову и гадать, что это такое? Мунк - художник, для кого-то плохой, для кого-то хороший, а Сай Твомбли для меня просто большой мошенник. А плохими или хорошими мошенники не бывают.

Александр Халуторных   26.10.2024 13:02   Заявить о нарушении
Извините, Александр!

Что наступил на любимое. Не хотел. Целовать, в качестве компенсации, не буду.
Однако, в чем-то позвольте с Вами не согласиться.
И мошенники бывают удивительно талантливыми. Я таких нескольких видел.

Роберт Хирви   26.10.2024 14:02   Заявить о нарушении
Согласен, что мошенники бывают очень талантливыми пройдохами, но не великими художниками. Вот Караваджо и Бенвенуто Челлини были настоящими бандитами и убивали людей, но один был ещё и великим живописцем, а второй - великим скульптором.

Александр Халуторных   26.10.2024 16:58   Заявить о нарушении
Роберт с большим удовольствием читаю Ваши "размышлизмы". Оставлять под каждым отзыв у меня не хватит словарного запаса, а оставить без рецензии - совесть не позволяет. Некоторые афоризмы просто блестящи, умны и остроумны. Если не возражаете, оставлю отзыв, когда прочту всё. С уважением,

Александр Халуторных   26.10.2024 17:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 56 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.