270 Кино декабря 1973 03 12 1973
Книга-фотохроника: «Легендарный БПК-СКР «Свирепый» ДКБ ВМФ 1970-1974 гг.».
Глава 270. Балтийское море. ВМБ «Балтийск». БПК «Свирепый». Мир и мы. Кино декабря 1973 года. 03.12.1973 г.
Фотоиллюстрация из открытой сети Интернет: Постер к художественному фильму «Генералы песчаный карьеров» режиссёра Холла Бартлетта (США, Бразилия, 1971) по роману Жоржи Амаду «Капитаны песка» (1937).
«Лучший иностранный фильм 1974 года» («Комсомольская правда»).
Музыка и песня Доривала Каимми «Марш рыбаков» стала хитом 1974 года (в русской версии квартета «Аккорд» и группы «Несчастный случай»). Русская песня соответствует содержанию и духу фильма.
База данных о кинофильмах: Энциклопедия сайта Кино-Театр.РУ и открытая сеть Интеренет.
В предыдущем:
Если моряк хотел в увольнении отпраздновать встречу с девушкой или прощание с ней и угостить её шампанским, то все эти деньги вылетели бы одним «пшиком», так как «Советское шампанское» в это время стоило ровно 3 рубля 60 копеек. В итоге оставалось ровно 20 копеек на обратную дорогу к трапу корабля и на доклад командиру боевой части и дежурному вахтенному офицеру: «Товарищ командир, матрос Суворов из увольнения прибыл! За время увольнения всё пропил, но флот не опозорил!».
Да! Ни весь Военно-Морской Флот, ни Балтику, ни корабль, ни экипаж корабля, ни командира корабля, ни командира БЧ и ни самого себя моряк-матрос, старшина, мичман или офицер БПК «Свирепый» не должны были опозорить или каким либо иным образом нехорошо «ославить» во время увольнения, отпуска или командировки «на берегу».
Это была ещё одна коренная традиция первого изначального экипажа БПК «Свирепый», который формировался не только из лучших и самых подготовленных моряков-специалистов Балтийского флота, но и из самых хулиганистых, непокорных, непослушных, задиристых и заносчивых «годков».
Никто не мог справиться с «годками», особенно, с «ДМБовскими годками» первого изначального экипажа БПК «Свирепый». Все эти «годки» были участниками дальних походов, со знаками «За дальний поход» на форменках, все по многу раз бывали в морях, пережили шторма и штили, знали и понимали многое.
Каждый из них был в своём деле ревностным специалистом, знатоком, учредителем «местных» традиций на своих боевых постах, в кубриках, в боевых частях.
Между «годками», командирами отделений с первого же дня существования экипажа БПК «Свирепый» была незримая борьба-соревнование за авторитет, за «уровень» боевой подготовки. Причём об уровне «политической подготовки» никто из «годков» не думал, опять же традиционно считая, что это дело не «боевое», а «потустороннее», из разряда «высоких материй».
Вот почему никто из «годков» первого изначального экипажа не захотел быть избранным комсоргом БПК «Свирепый», хотя «по закону» полагалось иметь комсоргов в каждой боевой части и комсорга корабля (офицерская должность по штату не ниже лейтенанта).
Вот почему с подачи командира отделения рулевых БЧ-1, старшины 1 статьи Александра Кузнецова, на отчётно-выборном собрании комсомольцев БПК «Свирепый» в марте 1972 года в Дивизионе новостроящихся и ремонтируемых кораблей «годки» упрямо и нагло, преодолевая стремление замполита, капитана 3 ранга Д.В. Бородавкина «рекомендовать» на должность комсорга корабля одного из мичманов, «выдвинули» то ли в шутку, то ли всерьёз самого действительно «молодого» из всего экипажа на тот момент, – меня.
Сашка Кузнецов горячо «расхваливал» меня, перечислял мои «заслуги» и «способности», в том числе показывал меня всем присутствующим как лошадь на базаре, вертел, сгибал, заставлял кивать головой. Моряки откровенно веселились и упрямо, преодолевая мягкую настойчивость Д.В. Бородавкина, голосовали и голосовали за меня. Так я стал «неформальным комсоргом» экипажа БПК «Свирепый» практически до конца срока службы…
Тогда, в марте 1972 года и теперь, в декабре 1973 года, я стал и был неким полуофициальным представителем личного состава экипажа БПК «Свирепый» в отношениях и в общении с высшим командованием корабля, выразителем интересов «годков», «молодых» и «салаг».
Кроме этого, будучи действительно организатором и участником боевой и политической подготовки, я должен был соблюдать интересы корабля, как боевой единицы флота, обеспечивать боевой дух и настрой экипажа, военную дисциплину и субординацию, поддерживать авторитет командира корабля, замполита, офицеров и мичманов.
Моего личного авторитета в силу моей физической стройной худобы, не мускулистости и «молодости» по малому сроку службы катастрофически не хватало, поэтому я инстинктивно «сделал ставку» на установление и поддержку лучших старых и новых морских флотских традиций.
Морских традиций было множество, они сохранялись, укреплялись, возрождались, «плодились и размножались» с каждой новой весенней или осенней «волной» ухода «ДМБовских годков» и прихода «молодых» и «салаг». При этом каждый раз возникали вновь и проникали из глубин коллективной памяти порочные традиции «годковщины», то есть отношения системы доминирования сильных личностей в мужском коллективе…
Однажды, ещё будучи школьником в классе, открыв для себя способ оказывать положительное воздействие на друзей и школьных подруг и товарищей, я применил его в коллективе участка слесарей-ремонтников на севастопольском Севморзаводе, в севастопольской Морской школе ДОСААФ, в 9-м флотском экипаже в Пионерское и в команде БЧ-1 БПК «Бодрый», - я пробуждал интерес ребят к окружающей среде и миру.
Для этого я делился с ребятами не только мнениями о нашей «ребяческой» жизни, но историческими анекдотами и историями, любопытными фактами, новостями науки и техники, культуры и искусства, рассказывал и показывал им «в лицах» о событиях в читаемых мною книгах, изображал события фильмов и телепередач. При этом я старался делать это живо, весело, с юмором, азартно и артистично…
Такое отношение и такое поведение неизбежно влекло за собой ответную реакцию и желание ребят тоже поделиться своими эмоциями, чувствами, мнениями, показать себя и свои способности к самовыражению. Вот почему наши «посиделки у Суворова» в «ленкаюте» БПК «Свирепый», мои юмористические стенгазеты и боевые листки, первоклассная «наглядная агитация», жаркие дискуссионные просмотры старых и новых кинофильмов и телепередач, спортивные игры и разного рода состязания боевых частей, художественное оформление «ДМБовских альбомов» и «ДМБовского аттестата» стали желанными и традиционными.
Предстоящий «ДМБовский» Новый 1974 год представлялся мне наиболее подходящим для моего «ДМБовского аккорда», то есть лучшей организации комсомольской работы в 128-й бригаде 12-й дивизии ракетных кораблей ДКБ ФМФ.
Вот почему я с первых чисел декабря 1973 года стал усиленно «окучивать» командира корабля, капитана 2 ранга Е.П. Назарова и нового замполита, старшего лейтенанта А.В. Мерзлякова на предмет «добычи» на корабль новых и новейших кинофильмов.
К этому времени я уже точно знал, что на флоте, на боевом корабле, особенно в море на БС (боевой службе) фраза В.И. Ленина: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино», - это истинная правда. К этому теперь, после прихода в ВМБ «Балтийск», добавилось телевидение.
Увы, «на берегу», то есть в базе, тоже все были «любознательные», всем хотелось первыми увидеть новейшие кинофильмы, заполучить первые копии фильмов и подольше их держать у себя, чтобы все могли насладиться новинками или любимыми фильмами.
При этом, как правило, не все бережно относились к фильмокопиям, плёнки рвались, плохо склеивались, часто даже не по порядку частей и эпизодов…
То же самое было с книжными новинками и журналами, в них часто загибались страницы, иногда даже вырывались или вырезались какие-нибудь иллюстрации.
Телепередачи ЦТ с каждым днём и месяцем становились всё более насыщенными и интересными, их можно было смотреть ежедневно, практически с утра до вечера…
Ежедневно по утрам, приходя к зданию почты, я естественно узнавал у приходивших туда «корабельных почтальонов» всякие разные новости, слухи, мнения, в том числе о новых кинофильмах, которые привозили в наш «дивизионный клуб», в город Балтийск.
Был у меня и «свой человек» (киномеханик в клубе), который «признал меня за своего», потому что я помогал ему ремонтировать фильмокопии, оборудование и всегда сдавал ему просмотренные кинофильмы в целости, сохранности и идеальном порядке.
Вот почему на БПК «Свирепый» всегда смотрели либо новые, либо очень любимые кинофильмы, правда, - не все. Дело в том, что мы могли «крутить кино» на корабле только узкоплёночное, широкоформатное кино мы могли смотреть только в кинозалах, в дивизионном клубе или в кинотеатрах Балтийска и Калининграда.
Поэтому я просил командование корабля и командиров боевых частей организовывать коллективные или групповые выходы моряков в увольнение или в «культпоходы в кино», естественно, с последующим обсуждением и обменом мнениями. Так укрепилась ещё одна хорошая дружеская и полезная традиция экипажа БПК «Свирепый».
Давно известно, что увидеть что-то одному самому – это только четверть дела и интереса, а поделиться мнениями, а тем более, потом рассказать-показать-похвастаться – это уже полный «кайф», «расслабуха» и «уважуха», как говаривал легендарный рулевой Сашка Кузнецов.
Вот почему я одним из первых узнал, что в декабре 1973 года в городе-базе Балтийск и в нашем дивизионном клубе вскоре будут показывать следующие кинофильмы:
фильм первый «Я – Шаповалов Т.П.» из серии «Высокое звание»,
молодёжный фильм «Путешествие за улыбку»,
детектив «Шах королеве бриллиантов»,
нашумевший фильм-сенсацию «Генералы песчаный карьеров»,
две серии фильма «Приваловские миллионы»,
фильм «Загадка чёрного короля»,
детский фильм «Я вам покажу!»,
очень трогательный фильм «Мачеха»,
увлекательные фильмы «Полмиллиарда за алиби» и «Неделя безумных», а также
двухсерийный фильм «Цветок и камень».
(Это реальные, действительные и фактические кинофильмы репертуара кинотеатров страны в первой декаде декабря 1973 года – Автор)
Командир корабля, капитан 2 ранга Е.П. Назаров и замполит, старший лейтенант А.В. Мерзляков, так же, как и все остальные, кому я поведал о киноновинках декабря, немедленно потребовали, чтобы я им рассказал об этих фильмах поподробнее… Но, что я мог им рассказать, если сам ещё толком ничего не знал? Только придумывать, передавать слухи и «травить байки» о содержании этих фильмов…
Однако главная цель моя была достигнута – интерес пробуждён и мне оставалось только направить этот любознательный порыв в нужное время и в нужное место. Отсюда и соревнование в боевых частях по программам боевой и политической подготовки, азартное состязание моряков в хозяйственных и регламентных корабельных работах за право первыми пойти в увольнение, чтобы посмотреть модный и интересный кинофильм.
- Шаповалов, Шаповалов, - задумался командир корабля, капитан 2 ранга Е.П. Назаров. – Нет, не помню… Кто это?
- Наверно какой-то военачальник, - ответил я неуверенно. – Фильм-то военный, а в главной роли Евгений Матвеев.
- Матвеева я люблю, - сказал замполит, старший лейтенант А.В. Мерзляков. – Матвеев в плохом фильме играть не будет. Помните Нагульного в «Поднятой целине» Шолохова?
«Высокое звание» - военная дилогия Евгения Карелова из двух частей. Фильм первый – «Я, Шаповалов Т. П.» (1973), второй – «Ради жизни на земле» (1974). Фильм-биография советского военачальника Тимофея Петровича Шаповалова.
- А что это за «Путешествие за улыбку», - опять заинтересованно спросил командир корабля.
- Не знаю, говорят – «молодёжный фильм приключений», - начал я рассказывать, смутно вспоминая разговор ребят у почты.
- Фильм польский, чёрно-белый, но комедийный. Там два пацана, виноват, мальчишки, без денег добираются до побережья моря «автостопом». По дороге они попадают в разные приключения и их ищет милиция, но им помогает одна красивая стройная молодая, но таинственная «тётя».
Про «тётю» я уже придумал сам, потому что видел, как «загорелись глаза» у замполита…
- Что ещё за «тётя»? – нервно спросил меня Мерзляков, а Евгений Петрович Назаров коротко ему ответил: «Сходите, посмотрите, потом нам расскажете…».
- Ну, о брильянтах, - это наверняка детектив? – спросил командир корабля.
- Да, - ответил я, - «Шах королеве бриллиантов» - это наш советский детектив и этот фильм уже посмотрели миллионы зрителей. Премьера фильма была 29 октября 1973 года, «свежий» ещё...
- Я смотрел, - заявил А.В. Мерзляков. – Там в Риге в квартире обнаружили труп женщины. Лицо облили серной кислотой, чтобы не узнали. Все улики показывают на бывшую квартирантку. Следователю всё ясно, а прокурор сомневается, Оказалось…
- Погоди, - перебил его Евгений Петрович. – Потом расскажешь, когда посмотрю сам.
- Вот что нужно посмотреть, причём всем и каждому, - сказал я, - так это фильм «Генералы песчаный карьеров». Это фильм, так фильм!
Замполит и командир корабля заинтересованно и вопросительно на меня «воззрились»…
- Это боевик, драма и даже мелодрама, - начал я рассказывать о фильме, который ещё не видел, но очень хотел, прямо «горел» желанием посмотреть.
- Фильм, конечно, американский, но очень интересный. Там показывают бразильские трущобы и пацанов, виноват, парней и мальчишек-беспризорников, которые живут в районе песчаных карьеров. Это «бандитская коммуна», жители города называют их «генералы песчаных карьеров».
- Эти пацаны (это слово-понятие, как нельзя кстати подходило к этим ребятам из фильма) живут за счёт воровства, обмана, мошенничества и грабежа. При этом они из-за куска хлеба жестоко дерутся друг с другом и с такими же, как они беспризорниками.
- Однако это фильм не только о жестокости и насилии, он о любви и дружбе. Там есть одна девушка, Дора и её брат, которых богатые родственники выгнали на улицу, а «генералы песчаных карьеров» их приняли в свою комунну и окружили охраной и заботой.
- Эта красивая, добрая и отзывчивая Дора быстро стала для пацанов их сестрой, матерью, подругой. Вместе они переживают множество опасных приключений, вместе и погибнут…
- Как погибнут?! – в один голос воскликнули командир корабля и замполит.
- Не знаю, не смотрел, - ответил я. – Говорят, там потрясающая песня звучит…
Я начал жизнь в трущобах городских,
И добрых слов я не слыхал.
Когда ласкали вы детей своих,
Я есть просил, я замерзал.
Вы, увидав меня, не прячьте взгляд
Ведь я ни в чём, ни в чём не виноват.
Командир БПК «Свирепый» и его замполит переглянулись, потупили взгляд, а потом Евгений Петрович почти приказным тоном сказал, что «перед Новым Годом, вероятно, нужно организовать культпоход в кинотеатр на этот и другие фильмы декабря».
- Что ещё будет? – хмуро, но с интересом спросил меня командир корабля.
- Ещё будут «Приваловские миллионы», - ответил я бодро. – Наш советский исторический фильм о судьбе Сергея Привалова – наследника огромного состояния и уральских заводов. Он молодой, современный, хочет эти заводы улучшить, для рабочих построить школы, больницы, но кроме него есть и другие охотники до «приваловских миллионов». Короче, страсти-мордасти из-за денег…
Евгений Петрович Назаров поморщился, но потом задумался и записал себе в рабочую тетрадь название фильма. А.В. Мерзляков неуверенно сказал, что «на этот фильм могут пойти желающие, но таковых вряд ли будет много».
- А вы им посоветуйте, - веско «посоветовал» своему замполиту командир корабля. – Это произведение нашего известного писателя-классика Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка. Очень поучительная история, её нужно смотреть всей семьёй и всем офицерам для повышения своего культурного и интеллектуального уровня.
- Вы сами-то этот роман читали? – спросил Евгений Петрович замполита.
- Как-то не случилось, - виновато ответил А.В. Мерзляков. – Обязательно прочту. Мамин-Сибиряк в нашей библиотеке есть?
- Есть, - ответил я замполиту. – В крейсерской библиотеке БПК «Свирепый» всё есть…
- А что это за фильм – «Загадка чёрного короля»? – спросил меня командир корабля.
- Криминальный фильм производства Чехословакии. Года два как идёт на экранах…
- А фильм «Я вам покажу!»?
- Понятия не имею, - ответил я искренне. – Говорят, - это история об одном немецком парне, который с семьёй родителей приехал в Росток, в новую школу. Отсюда и все проблемы с одноклассниками. Поэтому парень идёт в секцию дзю-до, ну и всем начинает показывать, кто есть кто…
- А я слыхал про фильм «Мачеха», - сказал замполит, старший лейтенант А.В. Мерзляков. – Там Татьяна Доронина так играет мачеху, что мурашки по коже бегают. Обязательно надо всем этот фильм посмотреть, а лучше его на корабль принести.
- Займись? – спросил-приказал мне командир корабля.
- А я смотрел итальянский фильм «Полмиллиарда за алиби», - признался нам Е.П. Назаров. – Комедия и детектив «в одном флаконе». Там один честный следователь, Мариано Бонифаци, ведёт расследование смерти одной молодой девушки. Она погибла при странных обстоятельствах, в которых замешан Лоренцо Сантенчито, крупный промышленник.
- В фильме играют известные итальянские актёры: Уго Тоньяцци, Витторио Гассман, Эли Галлеани, Ивонн Фюрно, Мишель Чимароза, Ренато Бальдини, Пиетро Торди, Мария Тереза Альбани, Марчелло Ди Фалько, Кекко Дюранте, Эдда Ферронао, Марио Марандзана, Паоло Паолони, Энрико Рагуса...
Мы с замполитом открыв рот слушали имена итальянских артистов из уст командира корабля, капитана 2 ранга Е.П. Назарова и эти имена звучали для нас как музыка…
- А ещё я видел румынский исторический фильм боевик «Неделя безумных», - сказал Е.П. Назаров, польщённый нашим искренним недоумением. – Герой фильма попадает в лапы местного вожака-правителя, который во что бы то ни стало хочет узнать – где находятся драгоценности. Друзья помогают герою, и начинается схватка не на жизнь, а на смерть…
- Но самое лучшее кино, которое я видел и смотрел вместе с семьёй, - признался нам Евгений Петрович, - это индийский фильм, боевик и одновременно семейная драма – «Цветок и камень».
- Фильм «Цветок и камень» давний, снят ещё в 1966 году, но дошёл до нас недавно…
- Расскажите, - попросил командира корабля замполит.
- Слушайте, - сказал нам Назаров, и уже чуть-чуть досадуя, что «открылся» перед подчинёнными, всё же рассказал нам сюжет фильма «Цветок и камень»…
- В одном индийском городе свирепствует страшная болезнь, эпидемия. Богачи уезжают в деревни и сёла, уезжает и семья
Деви. При этом родственники оставляют молодую и красивую девушку – Шанти, - умирать одну, чтобы самим не заразиться.
- В пустой дом богатой семьи лезет вор Шаака. Молодой человек видит умирающую Шанти и решает её спасти. Через несколько дней Шанти выздоравливает. Возникает любовь между вором и девушкой. Всё хорошо, но Шанти не может простить свою семью, а семья не хочет признавать вора. Ну, а дальше индийские страсти, музыка и танцы…
Когда я шёл к себе в «ленкаюту», во мне звучала индийская музыка и песня Радж Капура из фильма «Бродяга», которая удивительным образом соединилась со словами и мотивами главной песни фильма «Генералы песчаных карьеров».
Воспоминанья, словно солнца луч,
Последний луч осенних дней,
Мелькают снова на душе моей
Про дни, что был я вместе с ней.
Как жутко только этим прошлым жить,
Хочу забыть, но не забыть, но не забыть.
«Первый куплет песни, исполняемой Аркадием Северным. Автор слов неизвестен. Текст не связан напрямую с сюжетом романа или фильма и, скорее всего, возник как одна из вариаций на тему об утраченной любви».
Цитата из Интернета.
Свидетельство о публикации №216100802109