Мода, франц. mode - этимология
развратить или вовсе отм;нить, что я уже давно за благо принялъ
М. В. [Ломоносов?]. Судъ Россїйскихъ письменъ передъ
разумомъ и обычаемъ отъ грамматики представленныхъ…,1787
В 1899 г. американский социолог и экономист Т. Веблен в работе «Экономическая теория женской одежды» определил «моду» как женскую одежду с наибольшим индексом показного расточительства (демонстрация успеха, способности платить за бесполезные вещи).
1) Существующая этимология
а) Викисловарь
Корень: -мод-; окончание: -а. Значение: преобладание в определённый период времени тех или иных вкусов в одежде, искусстве, литературе и т. д.; образцы одежды, отвечающие вкусам определённого периода времени; привычка.
Этимология по Максу Фасмеру
Происходит от франц. mode «мода», далее из лат. modus «мера, умеренность, размер; (музыкальный) лад» (восходит к праиндоевр. *med-/*met- «мерить»). Русск. мода впервые — у Петра I; также у Фонвизина. Заимств. через нем. Моdе (с XVII в.) или непосредственно из франц.
б) Online Etymology Dictionary
«Нынешняя мода» 1640, от французского режима «манера, мода, стиль» (15 в.). От латинского «модус способом».
2) Применение термина в русском языке
а) Словарь русского языка XI-XVII вв., АН СССР, М., 1982, вып. 9
http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_9.pdf
Мода. 1. Способ устройства, тип, модель. «А что стволы на колёсах, и то самая старая мода…». Петр I, 1699 г. 2. Определенный стиль в отношении одежды, убранства помещений: «…ему подавал одежду краснотемную, которая по тогдашней моде ометана была червленицей», 1710 г.
б) Национальный корпус русского языка
* Путешествие стольника П. А. Толстого по Европе. 1697–1699 (1699): «И по улицам в Неаполе всегда множественное число ездят всяких людей в коретах и в калясках, а кореты и каляски — неаполитанская мода особая — без оселин и без пасов, на деревеных тонких брусьях, а к езде зело покойны. … Платья гишпанскаго мода особая: все черное, зело короткое, штаны зело уские, рукава вдоль распороты, и сверху епанчи носят черные ж».
* С. С. Волчков. Граціанъ. Придворной человекъ [перевод] (1742): «Мода немедленно проходитъ, и во веки не возвращается». «Сія мудрость зело редка въ свете: понеже все что примеръ и мода вводитъ, то великую силу имеетъ».
* А. П. Сумароков. Опекун (1765): «На Руси такая мода, что те около этой науки и трутся, которые мало грамоте знают».
* Д. И. Фонвизин. Торгующее дворянство (1766): «Что же до меня надлежит, то почитаю я добрым знаком в правлении то, когда мода нами владеет».
* Н. И. Новиков. О торговле вообще (1783): «Не вредно для государства то, что в нем всегда попеременно владычествует некоторый вкус или мода в уборах, платье, строениях и прочих до пышности касающихся вещах: все сие дает действенность прилежанию и приводит в обращение денежные суммы».
3) Одежда в еврейской истории
а) Библейский период
Библия фиксирует запасы одеяний и богатую (модную) одежду в домах знатных евреев, у царей за гардеробом следили специальные служащие, ценились подарки в виде праздничного платья, одеяния священников отличались особой пышностью.
* Иов 27:16, 17: «Если он наберет кучи серебра, как праха, и наготовит одежд, как брение (грязь), то он наготовит, а одеваться будет праведник, и серебро получит себе на долю беспорочный».
* Захария 3:3,4: «Иисус (первосвященник) же одет был в запятнанные одежды и стоял перед Ангелом, который отвечал и сказал стоявшим перед ним так: снимите с него запятнанные одежды. А ему самому сказал: смотри, Я снял с тебя вину твою и облекаю тебя в одежды торжественные».
* Исаиа 61:10: «Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством.
Пророки жалуются на роскошь женских нарядов, на платья багряного цвета, пурпура и на ткани с золотыми нитями (Иер. 4:30; Пс. 45:14). Дорогие ткани тянутся по полу (Иер. 13:22 и т. д.), женщины опоясаны дорогими поясами и шарфами и носят длинные покрывала.
В библейскую эпоху одежду связывали с достоинством человека, приличная одежда производила положительное впечатление на других людей. В более поздний талмудический период (II д.н.э.-VI вв.) сформировалась поговорка: «В своём городе имя, в чужом – одежда».
б) Средневековье
В средневековый период евреи в европейских странах были лишены прав на владение землёй, общины выживали за счет финансовой, торговой и ремесленной деятельности. Есть сведения о существовании цехов евреев-портных, сапожников, шапочников и меховщиков в Польше и Литве. Евреи-ремесленники также занимались вышивкой и производили различные элементы костюма: пуговицы, ленты, позументы, галуны, перевязи и другую фурнитуру. В Риме большинство евреев около 1620 г. шили одежду.
в) Новое время
В западных странах в XIX веке большинство еврейских ремесленников занимались изготовлением одежды. В России в 1855 г. приняли постановление, которым разрешалось нанимать каждому полку и военно-учебному заведению портного-еврея.
В 1900 г. в Румынии проживало 97 757 евреев-ремесленников, 61% из них занимались пошивкой одежды. Активное участие еврейского населения в производстве одежды (её элементов), обуви, шапочном и меховом ремесле фиксируется во многих странах. Во Франции в 1820 г. появились первые ателье (А+ТЕЛЬЕ = ивр. ТИЛЕ заплатка, латка, латать).
В середине XIX века от ручного изготовления перешли к промышленному производству швейных изделий. Создание первых швейных машинок относят ко 2-й пол. XVIII в., однако массового применения они не нашли и встретили сопротивления портных привыкших шить руками. В 1850 г. в Америке Исаак Зингер из нескольких образцов малопроизводительных машинок создал швейную машинку «Зингер», которая произвела переворот в швейном деле. В 1853 году Леви Страус начал производство джинсов.
Вывод
Итак, на протяжении веков мы отмечаем значительное участие еврейского населения в производстве швейных изделий и торговле ими во многих странах. Необходимо должна была появиться и соответствующая специальная терминология в сфере производства и торговли швейными предметами - производство предметов и торговля ими устанавливает и распространяет МОДУ. Целесообразно рассмотреть термин в связи с лексикой иврита и библейскими образами, т.к. в швейном ремесле и торговле швейными изделиями принимало участие значительная часть еврейского населения.
4) Терминология иврита и библейский образ
а) Терминология
Приведем термин «мода» в форму близкую к грамматике иврита, удалим гласные (иврит, язык согласных букв, письменная традиция) и выделим корень – МОДА = М.Д. У нас сразу же выявляется соответствующее «моде» понятие иврита – М.Д., МАД одежда, мера.
* МОДА = М.Д. = ивр. М.Д., МАД одежда, одеяние, плащ, платье, мера; а также частица, показывающая на измерение (мерить, измерять).
См. Еврейский и халдейский этимологический словарь, 1878 г.
http://greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_241.htm
См. стронг 4055, МАД
* Ивр. МИДА одежда, мера, мерило, размер, качество.
б) Библейский образ
* Левит 6:10: «и пусть священник оденется в льняную одежду (МАД) свою, и наденет на тело свое льняное нижнее платье, и снимет пепел от всесожжения, которое сжег огонь на жертвеннике, и положит его подле жертвенника».
* 2 Царств 20:8: «И когда они были близ большого камня, что у Гаваона, то встретился с ними Амессай. Иоав был одет в воинское одеяние (МАД) свое и препоясан мечом, который висел при бедре в ножнах и который легко выходил из них и входил».
* 1 Царств 4:12: «И побежал один Вениамитянин с места сражения и пришел в Силом в тот же день; одежда (МАД) на нем была разодрана и прах на голове его».
Таким образом, общеевропейский термин «мода» явно не связан с латинским философским понятием «modus» - мера, умеренность, размер; нет точек соприкосновения со средневековой действительностью в производстве одежды.
Интерпретация слова посредством лексики иврита прямо указывает на предмет МОДЫ (М.Д.) – одежду и её качество, меру. Термин образован методом транслитерации слова с одного алфавита на другой и передаёт библейский образ, регулирующий поведение людей в обществе.
13.10.2016 г.
Свидетельство о публикации №216101300727