Сказки бабушки Веры

Ох уж эти бабушкины сказки!

Лето… Ушёл душный июньский день…
И вдруг, к ночи поднимется ветер, налетит шквалом, начнёт мотать из стороны в сторону и гнуть к земле высоченные берёзы в бабушкином палисаднике! Мгновенной громкой барабанной дробью ударит по стёклам окна дождь, и раскатисто пророкочет гром!
Бабушка в тонкой светлой ночной рубашке стоит перед иконой, крестится и тихо, не слышно, одними губами читает молитву. Потом, охая и вздыхая, укладывается на высокие перины с нарядной кисеёй по низу.
Опять расколет небо пополам удар грома... Страшно… Спрячешься под одеялом, прижмёшься к тёплой и мягкой бабушке и шепчешь, высунув нос:
-  Баба, расскажи сказку…
Бабушка, уставшая за день, зевая и крестя рот, скажет:
-  Спи, поздно уже.
Какой там сон! Гром грохочет так, что,  кажется, сейчас развалится бабушкин домик. Молния белым неоном освещает маленькую комнату. Загадочно сияет зеленоватым светом стоящий на приёмнике орёл, привезённый кем-то в подарок с юга. А бабушка ещё серьёзно добавит :
-  Илья Пророк  на колеснице едет, грешников стращает!
Невольно задумываешься о грехах, совершённых за день.
Канючишь-канючишь… Бабушка вздыхает и сдаётся:
- Какую тебе?
- Про огненный шар!
- Дак это- не сказка,это – правда…
От этого делается ещё страшней…

                СКАЗКА БАБУШКИ ГРЕКОВОЙ ВЕРЫ АЛЕКСЕЕВНЫ.

Когда было мне года четыре,пошли мы как-то с ребятишками в лес по ягоды. День был солнечный, идём, песни поём, ягоду собираем. Ребята, в-основном, постарше были, нас малышей несколько человек.
Далёко ушли от деревни. Устали. Жарко. Сели на полянке отдыхать.
Вдруг ветер поднялся! Тучи налетели, и приударил дождь!               
 А один парнишка и говорит :
- Тут старая сторожка есть.          
Побежали в ту сторону, куда он показал. Глядим, и впрямь сторожка.
Заскочили, давай  одежду промокшую выжимать да сушиться. Избушка старая-престарая, а стены бумажками (деньгами) обклеены.
А на улице дождь, гром! Решили пережидать. А чтобы время скоротать, стали истории разные рассказывать.
Вот дошла очередь до парнишки, который нас в сторожку привёл. Он и говорит:
- А ещё дедушка рассказывал, что в этой избушке давным-давно колдун жил, и что здесь в печке клад спрятан!
На улице гроза! Да дело молодое! Ребята давай перед девчатами хорохориться, печку проверять! Один–то паренёк взял кочергу и  давай в печке шуровать. Стали все по очереди пробовать. Я-то маленькая совсем, а туда же! Смех, веселье!
И вдруг гром ударил с такой силой, что показалось, будто прямо в печку!
Вдруг из печки высунулась огромная лапа, вроде человечья, а вроде медвежья!
Испуганно завизжала какая–то девчонка, и все, спотыкаясь и падая, кинулись из сторожки!
А я–то самая маленькая…  Позади всех! Лапа схватила меня за подол платья, да об пол! Я вскочила, добегу до двери, а лапа опять хватает меня, бьёт об пол и тянет в печку! Порвался подол платья, выскочила я с рёвом из сторожки и бежать! А ребята уже далеко-о-о…
Опять страшно прогремел гром!
Из избушки вылетел огромный огненный шар и полетел вслед за нами. Мечется перед ногами, путается, бежать мешает. Но никого не тронул.
Мы с криками бежали в сторону деревни. Когда показалась деревня, шар остановился и лопнул со страшным громовым звуком.
Вбежали в деревню, а там сухо, даже дождичка не было.
Я дедушке всё рассказала. А тот усмехнулся и сказал:
- Слышал я про старую сторожку, да про клад в печке. Он вам показался, да вы его взять не смогли.
Сколько помню себя, много раз рассказывала бабушка мне эту сказку. И ни разу не менялся сюжет…
Когда я была уже взрослой, просила бабушку признаться, что это выдумка, детское воображение.
- Какая выдумка,- возмущалась бабушка,- у меня и шрам остался, как лапа-то меня об пол била!
И показывала маленький шрам…

Я рассказывала эту сказку своему сыну, когда он был маленьким.

А недавно смотрела документальный фильм "Странное дело № 58. Подземные жители" от 28.09.2012. И сразу вспомнила бабушкину сказку. Дальше цитирую дословно. Рассказывает Лидия Любославова, краевед.
"… Подземные  сущности... относятся весьма сурово к желающим  выкопать чужой клад.  У них очень много названий… Одна из версий связывает эти образы с древним мордовским и чувашским божеством, которое называют Кириметь. Это языческое божество принадлежит  к пантеону всех поволжских народов.  Даже сохранилась формулировка "Матушка Кириметь". Она не любит тех, кто ищет клады. "Кто клады ищет, либо потеряется, либо облезет". Это божество является путникам, и местным, и гостям в образе такого вот огненного шара или змея с хвостом. Помощницы её появляются в образе огромных ведьм, выходящих из-под земли…"
Остаётся добавить, что бабушке моей 4 года было в 1911 году. Жили все мои предки по линии бабушки Веры в Нижегородской губернии, в Чувашии, в Мордовии.

Вот вам и бабушкины сказки…

12.12.2014


Рецензии
Да, много всего не понятного для людей случается. Вот у меня подруга, была, когда жила я в общаге, её общага рядом была метрах в 200-ах. Иногда, она очень уставшая приходила ко мне с сыном отоспаться, так как беспокоил их гномик, который появлялся не известно откуда и не давал заснуть. У меня же находясь в этой комнате, несколько дней ни каких гномиков не появлялось, и после моего там некоторого времени жития гномик не появлялся.
У другой подруги, тоже с маленькой девочкой и тоже в рядом стоящей общаге (мало-семейке), кто-то по ночам сидел и сопел в углу, тоже приходила сидели пили чай, разговаривали, после никто не появлялся больше. Есть и другие подобные и более страшные ситуации, где мы уже с мужем вместе приходили и всё подобное прекращало там появляться и чудить (сбрасывать недвижных людей с кроватей и прочее). Привет из Омска.

Лариса Путинцева   08.01.2022 20:16     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.