Этимология происхождения нот

Введение

Известно, что в этимологии многих слов присутствуют следы христианизации древних языческих верований и обычаев. Так и в происхождении названий музыкальных нот существует незамысловатая легенда о некоем христианском гимне, начальные слоги строк которого имеют названия известных поныне нот.

Музыка

«Приведённая выше система наименований обязана своим появлением гимну св. Иоанну «Ut queant laxis». За названия первых шести нот взяты первые слоги строк гимна, который пелся в восходящей октаве:
UT queant laxis
REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum,
SOLve polluti
LAbii reatum,
Sancte Ioannes.
Названия шести нот ввёл Гвидо д’Ареццо (нота до у него называлась ут). В дальнейшем ут был заменён на до (Джованни Дони, около 1640 года) и добавлена нота си (сокращение от «Sancte Ioannes»; Х. Вальрант, около 1574 года).» [ВП].
Нетрудно догадаться, что это всего лишь одна из форм запоминания названий предметов в виде считалочки. Например, «когда охотник желает знать, где сидит фазан» -  так запоминается последовательность названия цветов «красный-оранжевый-жёлтый-зелёный-голубой-синий-фиолетовый». Но опытного исследователя слов трудно ввести в заблуждение, поэтому вопрос остаётся открытым: откуда появились названия нот ?
Интересно, что слово «нота» происходит от слова «тон», а не от слова «метка», как официально принято.
«Нота (лат. nоta — «знак», «метка») в музыке — это графическое обозначение звука музыкального произведения, один из основных символов современной музыкальной. Вариации в изображении ноты, а также сочетания с другими символами позволяют задать такие характеристики обозначаемого нотой звука, как высоту, длительность и порядок исполнения по отношению к другим звукам.» [ВП].
нота – nota > ton – тон (слав.)(инв. not), срав. тон > динь-дон- звон колокольчика (jingl-bell – звон колокольчика (англ))
Нотами пишется музыка. Синонимом и омонимом слова «музыка» является слово «муза». 
«Музы, в древнегреческой мифологии дочери Зевса и Мнемосины, богини - покровительницы различных областей духовной деятельности людей: поэзии, искусства и наук. Считалось, что М. вдохновляют поэтов и художников; отсюда частые обращения к М. в начале произведений античной поэзии.» [БСЭ]
Слово «музыка» созвучно слову «муза» и ведёт своё происхождение от слова «мысль».
муза – muza > msl – мысль (слав.)(редукция s/z, пропуск l)
музыка – muzika > мозаика (слав.), тоже связано с мыслью.
Потому что вдохновение всегда связано с мыслью. Нет мыслей - нет и вдохновения, ничего нет, есть только биологическая оболочка, которую условно можно назвать «человеком» и это древние люди понимали.

Фа-соль


«В 1875 году монах Грегор Мендель (занимавшийся изучением гибридизации растений в Августинском монастыре в Брюнне (Брно), ныне на территории Чехии) обнародовал на заседании местного общества естествоиспытателей результаты исследований о передаче по наследству признаков при скрещивании гороха (работа Опыты над растительными гибридами была опубликована в трудах общества в 1866 году). Мендель показал, что некоторые наследственные задатки не смешиваются, а передаются от родителей к потомкам в виде дискретных (обособленных) единиц. Сформулированные им закономерности наследия позже получили название законов Менделя. При жизни его работы были малоизвестны и воспринимались критически (результаты опытов на другом растении, ночной красавице, на первый взгляд, не подтверждали выявленные закономерности, чем весьма охотно пользовались критики его наблюдений).» [ВП]
Опять монах, но здесь можно согласиться с его существованием, поскольку сохранились научные труды Менделя, но здесь опять включается мистика. Мендель созвучно слову «миндаль». Миндаль по форме напоминает фасоль.
Законы наследственности говорят нам, что в природном хаосе существует определённое чередование событий, деяний, которые повторяются с завидной закономерностью. Всходы гороха  все разные, как и все биологические виды растений, животных и человека, но они имеют наследственные факторы, которые всегда периодически повторяются. Вот эта благозвучная повторяемость нот и узнаваемость звуков и создаёт музыку, благостную для слуха.
Древние египтяне создавали орнамент из трёх повторяющих ся символов: анк-жизнь, уаз – всходы и джед –башня, которые читаются как : «... вся жизнь, стабильность и власть ... вся жизнь, стабильность и власть ...».


Рис. 1 . Традиционный орнамент: «... вся жизнь, стабильность и власть ... вся жизнь, стабильность и власть ...» [1]
В славянской традиции: VsxZrnStlbk > vsix gzn stblk – всих жизнь столбик (слав.), т.е. вся жизнь стабильность или вся жизнь в династии, закономерности событий.
Символ «всходы», «росток» в сочетании с символом «зерно» создаёт символ «всходы фасоли» из которого формируется символ ноты.
Ноту можно сравнить с ростком гороха, фасоли, смотрите Рис. 2:

 

Рис 2. нота, где 1- флажок, 2 –штиль (всходы, росток), 3-головка (фасоль, зерно)

Сочетание флажка и штиля  - росток фасоли – это древнеегипетский символ «уас» > Vsx -  всход (слав.)
Добавление фасоли (зерна) – символа «анк» > Zrn – зерно (слав.) создаёт символ ноты.

Последовательность нот (всходов фасолей) можно прочитать по-славянски:

DO-RE-MI-FA-SOL-LJA-SI > DO-RE-MI FA-SOL LJA-SI > doljami fasol logit – долями фасоль ложить (слав.)(редукция l/r, g/s), то есть создавать нотную запись.
Кто придумал эту последовательность нот – неизвестно, возможно, это мистика, вырастающая из закономерности.

Введение


Сокращения

СПИ – Слово о полку Игореве
ПВЛ – Повесть временных лет
СД – словарь Даля
СФ – словарь Фасмера
СИС – словарь иностранных слов
ТСЕ – толковый словарь Ефремова
ТСОШ – толковый словарь Ожегова, Шведова
CРС – словарь русских синонимов
БТСУ – большой толковый словарь Ушакова
ССИС – сборный словарь иностранных слов
МАК – малый академический словарь русского языка
ВП – Википедия
ЭБЕ - Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
БСЭ - большая советская энциклопедия

Ссылки


1. Храм царицы Хатшепсут, http://www.liveinternet.ru/users/5307456/post277911744/
2. В. Н. Тимофеев «Методика поиска славянских корней в иностранных словах», http://www.tezan.ru/metod.htm


Рецензии