Крещатик. Первые киностудии
В 1911 году студией был снят репортаж о похоронах смертельно раненного террористом председателя совета министров Столыпина. Студия принимала заказы на «всякого рода синематографические снимки и исполняла таковые в усовершенствованной лаборатории в течение 24 часов» На киностудии «Экспресс» работал один из первых кинооператоров Киева Владимир Пантелеймонович Добржанский.
ВЛАДИМИР ПАНТЕЛЕЙМОНОВИЧ ДОБРЖАНСКИЙ (1892-1939) Окончил двуклассное училище в Киеве. В 1909 году он поступает на службу в киевский кинотеатр «Экспресс» А.Шанцера оператором. В апреле он снимает первый хроникальный сюжет «Прогулка по Днепру и грандиозное гулянье в лесу Старосельской дачи 5 июля 1909 г.», и с этого времени становится «летописцем» всех значительных событий Киева.
5 (18) сентября 1912 года, он заснял закладку памятника П.А.Столыпину в Киеве в присутствии семьи покойного и всех начальствующих лиц, а 28 сентября (11 октября) того же года - похороны композитора Н.В.Лысенко. Ему же принадлежит и первая сьемка киевских окрестностей, Днепра и Десны с высоты 1500 метров.
В то время мир будоражили рекорды длительных авиаперелетов. У авиатора ПЕТРА НИКОЛАЕВИЧА НЕСТЕРОВА созрела мысль совершить такой перелет в составе отряда без всякой подготовки в условиях, максимально приближенных к боевым. Необходимо отметить, что это был первый в мире перелет строем, с четырьмя посадками на выбранных с воздуха, не подготовленных заранее площадках. Самой значительной работой Владимира Добржанского тех лет, стала сьёмка 10-11 августа 1913 года перелёта группы из трех самолетов во главе с прославленным летчиком Петром Нестеровым по маршруту Киев–Остер–Нежин–Киев. По мнению большинства специалистов, это была первая в мире киносъемка с воздуха.
Отснятый Владимиром Добржанским 30-минутный фильм, несколько дней с большим успехом демонстрировался в кинотеатрах Антона Шанцера.
С 1909 по 1914 год, вплоть до своей мобилизации, Добржанский снял около 100 хроникальных сюжетов
На Крещатике 39 была создана киностудии «Фотокиноателье». В 1907 году на ней, на стодвадцатиметровой пленке была снята сценка «Кочубей в темнице» Поставил ее актер и режиссер А.СУКОВ-ВЕРЕЩАГИН, который в то же время сам снимался в роли Кочубея, а роль Орлика исполнял актер М. ПОЛЯНСКИЙ. Оператор – КАЧАНОВ. В 1912 году там же снимали драматический этюд «Наполеон в Москве».
В 1917 году в Киеве, на Крещатике 5 при «Музыкально-драматических курсах» А.М.Тальновского открылись кинокурсы под руководством О. Г. Гусева и Г. А. Троицкого на которых преподавались: мимодрама, практика сцены, грим, мимика, пластика, танцы, фехтование, история театра, психология и спорт. На должность заведующего отделением был приглашен режиссер Иосиф Сойфер.
Сам Тальновский читал лекции по теории музыки; Александр Дейч - по театру; театральный актёр и педагог, кинорежиссёр ИОСИФ АДАМОВИЧ СОЙФЕР(1882- 1981) - по кинематографу. Вступительные экзамены планировали начать 31 августа.
Второе объявление о приеме в студию было опубликовано 8 сентября 1917 года. В 1917 году в студии вместе с оператором Г. Троицким работали актеры и режиссеры кино. По сообщениям киевских газет, выпускникам курсов предоставлялась возможность участвовать в съемках «отдельных моментов и целых пьес».
В следующем году Тальновский обратился с предложением возглавить учебное заведение к кинорежиссеру СИГИЗМУНДУ ЯНОВИЧУ ВЕСЕЛОВСКОМУ (1880- 1931), имевшего опыт режиссёрской работы в львовских фирмах «Kinofilm» М.Мунца и «Muza»(1912-1913 гг.), а с 1914 года- главного режиссёра Акционерного общества «Г.Либкен» в Ярославле, начавшего работать с осени 1918 года в Киеве. Ученики студии получали возможность существенно повысить общую подготовку, особенно ее практическую часть - во время съемок картин.
В 1918 году среди киевских учебных кинозаведений большим авторитетом пользовалась «Студия киноискусства» М. Орлова-Табачникова, на Крещатике, 36 (во дворе «Дома интермедий»), а канцелярия — по ул. Фундуклеевская, 4, кв. 2. Как указывалось в объявлении, занятия проводились «опытным преподавательским составом под непосредственным руководством и наблюдением известного кинорежиссера Михаила Бонч-Томашевского».
Еще до начала занятий первой группы слушателей (набор закончился 19 апреля) появилось объявление о наборе следующей группы. Выпуск первой группы состоял из 30 человек, и, по сообщениям киевского журнала «Театральная жизнь», занятия в студии проводились «исключительно экспериментальным способом» и все студийцы снимались в картине по сценарию, написанному специально для этого учебного заведения.
Наибольшим и самым известным заведением того времени стала кинофабрика и студия экранного искусства «Художественный экран», созданная по инициативе известного деятеля культуры, директора Киевского отделения Русского музыкального общества, племянника П. И. Чайковского ЮРИЯ ЛЬВОВИЧА ДАВЫДОВА (1876-1965), в квартире которого (Рейтарская, 13, кв. 2) содержалась канцелярия студии.
В 1918 году в Киеве на базе ателье «Художественный экран» была организована учебная «Студия экранного искусства» под руководством известного драматурга и критика Александра Вознесенского. Целью Студии были художественные и идейные поиски в кинематографии и подготовка деятелей экрана — актеров, режиссеров, сценаристов Плата за весь курс обучения составляла 500 рублей. Объявление об открытии студии появились во многих киевских газетах и журналах. Первоначально торжественное открытие планировалось на 15 сентября, но оно неоднократно переносилось. Наконец, киевская газета «Последние новости» сообщила: «В воскресенье 6 октября в «Новом театре», что на Крещатике, 36, состоялось открытие первой серьезной в Киеве киностудии, которую возглавляет автор многих работ по экранному искусству А. С. Вознесенский. Около 1 ч. дня аудитория была заполнена. Кроме слушателей на открытии студии присутствовало немало почетных гостей: Г. А. Пасхалова, В. П. Янова, С. Л. Кузнецов, А. Р. Кугель и много других представителей литературного и артистичного мира.».
На открытии студии А. Вознесенский произнес речь, которая под названием «Наследник Толстого» была опубликована в киевском журнале «Куранты». В обращении к студийцам Вознесенский рассказал о своей молодости, о посещении дома Л. Н. Толстого, об увиденном там «Праксиноскопе» в виде маленькой книжечки с танцующей балериной. Он провел параллель «Толстой - кинематограф» и закончил свое выступление патетическим воззванием: «…Так благоговейно полюбит и искусство экрана всякий, кто истинно и близко узнает его. И помяните обещание мое: не будет и для вас, ставших учениками его, имени сладчайшего, чем имя вашего искусства — экран!»
С коротким приветственным словом к слушателям потом обратилась и преподавательница студии Вера Юренева. Об открытии студии сообщал «Театральный журнал»: «Общество «Художественный экран» открыло в Киеве студию экранного искусства для создания кадра культурных деятелей экрана: актеров, авторов, режиссеров и т. д. Ввиду отсутствия пока точных научных истин в области кинематографии студия намерена ознакомить слушателей со всем разнообразием опыта и знаний, накопленных уже художниками и техниками экрана. С этой целью, кроме постоянных лекций и практических занятий (съемок), слушателям будет предложен ряд бесед, докладов и демонстраций по вопросам искусства, психологии и других видов творческой деятельности, соприкасающихся с областью экрана. »
Курс обучения в «Студии экранного искусства», по сообщениям прессы, состоял из двух семестров, теоретического и практического, каждый длился три месяца.
Администратором в объединении «Художественный экран» стал кинорежиссер, актер немого кино - АКСЕЛЬ ФРАНЦЕВИЧ ЛУНДИН(1886 -1943) Директор Студии АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ВОЗНЕСЕНСКИЙ(1880-1939) преподавал искусство экрана и сценарий, а актерские дисциплины - артисты киевского театра Соловцова: ВЕРА ЛЕОНИДОВНА ЮРЕНЕВА(1876-1962). проводила занятия по игре для экрана; певица и драматическая актриса АННА АЛЕКСАНДРОВНА ПАСХАЛОВА(1867—1944)- по логике переживаний; актер СТЕПАН ЛЕОНИДОВИЧ КУЗНЕЦОВ(1879-1932) — по мимике; театральная и кино актриса ВАРВАРА ПОЛИКАРПОВНА ЯНОВА(1890-1943) - по технике экранной игры; писатель и журналист ПЕТР МОИСЕЕВИЧ ПИЛЬСКИЙ (1879-1941); писатель, литературовед, театральный критик, переводчик АЛЕКСАНДР ИОСИФОВИЧ ДЕЙЧ(1893-1972).
Со временем к ним присоединился режиссёр театра и кино АЛЕКСЕЙ МАКСИМОВИЧ СМИРНОВ (1890-1942).Кроме того, для чтения лекций в «Студии» пригласили крупнейшего драматурга, режиссера, теоретика и историка театра НИКОЛАЯ НИКОЛАЕВИЧА ЕВРЕИНОВА(1879-1953) - режиссура, а известного артиста балета,балетмейстера и педагога МИХАИЛА МИХАЙЛОВИЧА МОРДКИНА(1880-1944) привлекли к преподаванию танцев и пластики.
В начале 1919 года состоялся второй учебный набор в «Студию экранного искусства». Студийцев, которых к тому времени насчитывалось 155 человек, планировали задействовать в съемках по специальным сценариям студии, а также во второстепенных ролях в пьесе А. Вознесенского «Кара», работу над которой запланировали на январь, а на главную роль пригласили известную актрису Веру Юреневу.
В постоянной труппе студии участвовали: Михаил Ефи;мович Кольцов Аксель Францевич Лундин и танцовщица и актриса, в будущем звезда итальянского водевиля и джаза- ЛИДИЯ ДЖОНСОН (настоящее имя ЛИДИЯ КОНСТАНТИНОВНА АБРАМОВИЧ; 1896 - 1969)
В 1918-1919 году на студии режиссерами Михаилом Бонч-Томашевским и Алексеем Смирновым была снята психологическая кинодрама «Хозяин жизни», а в главной роли снялась Варвара Янова. Премьера фильма состоялась в Киеве 14 марта 1919 года. Картина получила положительные отзывы в прессе. Через пять лет после ее выхода А. Вознесенский опубликовал сценарий «Хозяин жизни» в своей книге «Искусство экрана».
Второй достаточно крупной постановкой студии являлась экранизация романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?» (сценарист и режиссер М. Бонч-Томашевский).
ИСПОЛЬЗОВАНА ИНФОРМАЦИЯ:
1.«История кинематографа в Украине»
2.Миславський В. Н. «Фактографічна історія кіно в Україні. 1896–1930.» https://ia803003.us.archive.org/4/items/31_20190802/
Свидетельство о публикации №216101800272