Покаяние бесов

О том, что самые ревностные ученики Христа могут соблазниться и предать своего Учителя, известно, как и о том, что  отпетые грешники могут спасти свою душу покаянием.
А могут ли бесы  покаяться? Можно ли их «перевербовать» словами или силой церковных таинств?
Фактически,  такой вопрос ставят в  фильме  «Монах и бес» режиссёр Н.Досталь и сценарист
 Ю. Арабов.
Из прочих фильмов  режиссёра  фильма Н.Досталя широко известны  «Маленький гигант большого секса», «Штрафбат», «Завещание Ленина»... 
Ю.Арабов –  автор сценария многих фильмов режиссёра А. Сокурова, в том числе таких увенчанных наградами, как «Молох» и  «Фауст».
Сам А.Сокуров так говорит о нём: «Юрий Арабов обладает уникальным сочетанием мощного интеллекта, тонкой художественной интуиции, грустной иронии и страсти».
Пристальное внимание к теме религии  Ю.Арабов проявил ещё в 2009 году в сценарии к фильму   «Чудо» о будто бы реальном событии «стояния Зои».
 Сама история чуда 1956 года - или легенда о нём – была сенсацией,  и в религиозной литературе преподносится в числе других несомненных чудес.
Но фильм сенсацией не стал, большими наградами не отмечен, хотя  вниманием не обойдён.

После первых минут просмотра фильма «Монах и бес» вслед за интересом к сюжету появляется предчувствие провокации и богохульства.
О взаимоотношениях человека с бесом людям известно хотя бы из "Приключений на хуторе близ Диканьки". Кстати, для сюжета с полётом кузнеца Вакулы  верхом на бесе есть очень серьёзное историческое основание: из жития Иоанна Новгородского известно, что он летал верхом на бесе в Иерусалим.
           В фильме "Монах и бес"  заметна  и «нарошливость» актёров, с которой всегда играют сказочных актёров, и серьёзность, за которой не сразу угадаешь розыгрыш.
…Иван «Семёнов сын» просит принять его в монастырь. Для испытания ему дают «послушание»: очистить грязный колодец… На исповеди Иван кается в самом страшном грехе:
«Любовь у меня в душе неизбывная…»
-К чему? – насторожился игумен монастыря?
-Ко всякой твари…
- И врагов любишь?
- Есть такая слабость…
Ещё Иван покаялся во всепрощении и мудрости.
«Сижу – говорит у окна, смотрю и чувствую, что мудрею, и поделать с собой ничего не могу…
Ирония  уже не может остаться незамеченной.
А когда к игумену монастыря приходит бес, приняв образ митрополита,  призывающего заняться бизнесом  на продаже леса, а потом уходит, обратившись  женщиной, в чём у зрителя не остаётся сомнений, когда ветер задирает подол её платье выше пояса, то одни зрители улыбнутся, а другие нахмурят брови - голый зад молодой женщины неизбежно запечатлеется  в неразрывной связи с темой монашеской жизни – тут, уж, фильм окончательно принимает черты анекдота. 
Остаётся решить, насколько он смешной, умный, необидный и непошлый.
Ирония на тему церкви – это ещё не богохульство. Нет же его в пословице «Бог строит церковь, а чёрт пристраивает часовню».
Но от подозрений в пошлости не остаётся и следа после сцены встречи Ивана с государем императором. «Без правды нет и царствования» - написал Иван царю на листке бумаги.
Царь просит Ивана починить  его карету, и свершается чудо исправления сломанной рессоры слюнями.
Царь под впечатлением чуда освобождает 1/3 крестьян от крепостничества, наделяет всех землёй.
 Иван после совершения им   чуда стирания белья в реке, его сушки и глажения встречается с бесом, силой которого все эти чудеса  свершались.
Чудотворная сила беса не противоречит догматам и преданиям православия.
Бес сообщает Ивану, что давно заметил у него отсутствие смирения,  считает его «перспективным»  и  обещает ему должность настоятеля монастыря…
Иван не поддаётся соблазну, напомнив, как Христос изгнал бесов в свиней, а те бросились в море. 
 «Ну и что – отвечает бес – искупались, и только…»
Иван мечтал побывать на Святой земле сильнее, чем многие мечтают о Париже.
Оказавшись в Иерусалиме, он опрокидывает столы продавцов гвоздей, которыми  Христос был прибит к кресту, за что подвергается жестокому избиению. Бес немножко исцеляет Ивана, а
Иван хитростью втолкнул беса в храм, где состоялось «преображение»:  надменный вид исчез с лица беса, уступив место  смирению и вселенской грусти.
Потом бес добровольно приходит в тот же монастырь, где Иван творил свои чудеса и подвиги,  соглашается с предложением игумена чистить нужник.
По ходу дела звучит фраза: «Не всё свято, что в книгу вмято».
Можно ли считать счастливым концом фильма обращение беса в монахи?
Верит ли кто, что такое обращение возможно?
А если нет, то концовка фильма приобретает совершенно другой, если не зловещий, то тревожный  смысл   аллегории перестроечного возрождения церкви.

Не богохульство ли сама мысль об этом? – Нет, конечно. О «мерзости запустения, стоящей на святом месте» предостерегал ещё библейский пророк …
Тут, главное, только не спешить думать, что настали последние времена.
Фильм  языком анекдота или притчи  пародирует евангельский сюжет искушения дьяволом Христа. 
Вот бес привязывает Ивана к дереву, чтобы сжечь его  за отказ «сотрудничать».
Но дождь гасит пламя, и не даёт Ивану  стать мучеником …
Уместен ли юмор в контексте разговора о мученичестве за веру и «тайнах беззакония»?
Есть ли темы и обстоятельства, в которых юмор неуместен или оскорбителен?
Вот недавно, говорят, П.Астахов спросил у детей, уцелевших после трагедии на озере в лагере отдыха: «Ну, как поплавали?»… - Смешно?
«Поднимают  на смех» для того, чтобы потом «опустить» или бросить…
Православные традиции осуждают смехотворство. И.Златоуст писал, что «что человек шутливый скоро делается злоречивым», «шутливость делает душу слабой, ленивой, вялой», «играть комедии не свойственно христианину»…
«Кощунство — язвительные насмешки, издевательство, неуважение к правилам жизни или обрядам христианства».
 Есть  такой жанр пародии, где суть комического эффекта в том, чтобы слегка извратить оригинал…
А иногда и часто комизм заключается в разоблачении извращения. Это что-то обратное преднамеренному пародированию с тем же результатом комического эффекта.
В интернете есть ролик, где мальчик лет 6 играет…  в литургию! Помогает ему, видимо, брат,
лет 3-х.  Старший в общих чертах  знает, как и что надо делать: в руках держит, что-то подобное кадилу, произносит правильные возгласы…  Младший подпевает ему…
Можно этому смеяться? Наверное,  этому невозможно не смеяться.
Но кто осудит этих детей? Скорее, наоборот…
Потому, что явно нет злого умысла! Нет насмешки. Дети играют в священника. Не всем же и не всё время играть в войну…
 Есть ли кощунство в фильме «Монах и бес»?
Судьбы людей, оказавшихся в монастыре, не могут располагать к юмору.
 Что же теперь, осудить всех писателей, которые когда-либо писали  на темы религии?
Вспоминается старый ещё немой фильм с едкой сатирой на чудо исцеления хромого в католическом храме…  Священник там говорит проповедь, молится и   закатывает глаза к небу, а зритель уже знает, что исцеление – это надувательство, что «хромой» не настоящий, ему объяснили, что и как надо делать…
Если то же «чудотворение» изобразить натурально, то получится состав преступления, именуемого мошенничеством. И это не будет смешно, даже если и будет грустно…
Осмелится ли кто-то подозревать кощунство в фильме «Вий» по рассказу Н.В.Гоголя?
Оскорбит ли фильм  «Монах и бес» чувства верующих? - Исключать нельзя.
Трудно решить, оскорбление виновато или чувствительность. Нет критериев.
Но  ощущение опасности позволения смеяться над всем оправдано. И причины появления закона «о чувствах верующих» понятны…
Юмористы и сатирики часто рисуют ненастоящую, а выдуманную  жизнь.
Придумают уродца, и  высмеивают его. «Ради красного словца не пожалеет и отца» - есть такие люди…
Смех, как орудие разоблачения лжи и лицемерия, отрицать и запретить невозможно.
А есть ещё такое явление, когда, можно сказать, устами юродивых глаголет истина…
Фильм «Монах и бес» от народной  сказки  отличается только тем, что имя автора известно.
В сборнике запрещённых сказок Афанасьева «о  попАх» такое написано, что фильм по их мотивам никто не рискнёт снимать.
Афанасьева при его жизни строго «запретили». А народ можно запретить?
Фильм «Монах и бес» не кажется выдающимся. Тема церкви и религии не кажется подходящей для извлечения из неё юмора, хотя, место ему и там, наверное, есть. Всё дело в пропорциях, в соотношении правды и вымысла…  Много ли правды открывает фильм?
Юмор – это игра слов и мыслей. Некоторого рода юмор  напоминает игру кошки с мышкой…
В обычных человеческих отношениях  люди безошибочно выделяют мотив насмешки и далеко не всем позволяют или прощают его в отношении себя.
Высший пилотаж  насмешника в том, чтобы насмешка была заметна всем, кроме  того, над кем смеются. Смеялись и над Христом, когда били его из-за спины, говоря: «Прореки, кто тебя ударил…».
Вопрос позволительности юмора в некоторых темах граничит с вопросом о сути и позволительности хамства в его первозданном виде.
Можно рискнуть и выделить рациональные мысли фильма:
- бесы имеют дар чудотворения и передают его иногда людям;
- люди могут не знать природу своего дара чудотворения;
- есть опасность извращения христианских заповедей до полной их противоположности, в том числе и заповедей о любви к ближним и любви к врагам;
- бесы могут являться в личине смирения и праведности…
Полезно задуматься над этим? – Несомненно.
Все эти вопросы исследованы в православной литературе. Облегчит  ли  кому-то их понимание 
фильм «Монах и бес»? – Нельзя исключать …
А если кому-то кажется, что фильм слабоват, то пусть  сделает лучше.
Лишь бы только не получилось так, чтобы по какому-то злому умыслу или случайному недосмотру  до зрителей доходили фильмы только тех авторов, которые не  решают  трудные вопросы, а,  злоупотребляя своим даром пересмешника,  запутывают в них.   
Чтобы процесс осмысления христианского учения никто не подменил коварными ухищрениями воинственного атеизма, нацепившего на себя маску ревнителя «всеобщих ценностей».    
Для решения вопроса о доверии благим намерениям автора фильма, показались интересными несколько высказываний  Ю.Арабова о наших реалиях, взятые из его интервью:
- «Вся политика властей Москвы и Питера направлена на выдавливание малоимущих из центра на окраины, в резервации, и улица обязательно еще скажет свое слово, потому что нельзя жить в городе, где невозможно купить не то что дешевого, но даже среднего товара по средней цене, нельзя жить в городе, где цена за жилплощадь в несколько раз превышает цены столиц мира».   
- « страной управляют двести-триста семей, имеющих сверхдоходы от выкачивания природных недр. Прибавьте к этому “золотой миллион” обеспеченных людей, живущих в Москве, - вот и почти вся экономика. Как ее назвать? Не понятно. Но то, что лояльность народа к этой власти обеспечивается манипуляцией сознанием, промывкой мозгов, - это несомненно».
- «Телевидение активно занимается форматированием кинопроцесса, но это пока лишь колониальная продукция для слаборазвитых стран, скалькированная с не очень хороших западных образцов, упрощенная, не имеющая отношения к реальности».
- «Мы идем быстрым шагом к обществу, которое называется фашистским и которое гарантирует своим гражданам лишь скудную пайку и такие простые развлечения, как насилие на экране или футбольный мяч, забитый в ворота соперника. Впрочем, и последним мы похвастаться не можем…».
К сожалению, сценарии Ю.Арабова далеки от вопросов, затронутых  в этих высказываниях. Но нельзя же это ставить ему в вину. Многие говорят и больше, и острее, а сценариев вообще не пишут... 

 


Рецензии
Статья - грамотная и аргументированная - подтверждает известную. истину: сфера культуры, искусства (увы, не единственная) перенасыщена людьми, которые презрительно и высокомерно относятся к русскому народу.И финансирование они получают беспрепятственно. Не потому ли, что сфера финансов в руках точно таких же?

Георгий Иванченко   20.10.2016 18:06     Заявить о нарушении
Мысль понятна: кто сферу культуры кормит, тот её и "танцует"

Геннадий Гаврилов   21.10.2016 21:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.