Партия 2017 г. Общ. порядок 9. Церковь и революция

Партия 2017 г. Общественный порядок. 9. Церковь и революция

Сегодня на интернет ресурсе  км.ру в качестве цитаты дня было использовано выражение  Патриарха Московского и всея Руси из его выступления  на церемонии присуждения степени honoris causa Московского государственного университета 28 сентября 2012 г.:

"Люди охотно выражают свое недовольство настоящим, но им гораздо труднее сформулировать, куда они хотели бы прийти от нынешнего состояния дел, какую страну хотели бы построить"

Выражения получая качество цитат начинают  жить самостоятельной жизнью, вот и в данном случае прошло  четыре года, а цитата по прежнему актуальна и выражает вопрос общественного порядка, который должен быть решён. Цитата перекликается с темой проекта об общественном порядке, а конкретно темой революции в его преобразовании, что и послужило причиной обращения к тексту выступления Патриарха.

В рамках данного материала придётся обратится и к другим частям выступления, предварительно возникло ощущение о некоторой созвучности позиций. Давайте посмотрим на них.

"Любое строительство начинается с проекта. А еще ранее — с самого общего видения того, что, собственно, собираешься строить, с воображения, с создания образа. Иногда это происходит на уровне фантазии, иногда на уровне мечты, но любому проекту предшествует эта мечта или эта фантазия, этот образ, который порой возникает чисто интуитивно. Созидание будущего предполагает реализацию этого образа. Как кажется, сегодня одна из проблем нашей общественной жизни — это как раз отсутствие такого образа будущего. Люди охотно выражают свое недовольство настоящим, но им гораздо труднее сформулировать, куда они хотели бы прийти от нынешнего состояния дел, какую страну хотели бы построить. Конечно, у многих профессиональных сообществ есть конкретные цели и задачи — проложить дороги, построить города, повысить уровень сельскохозяйственного производства, вообще развить экономику. Но речь идет не об отдельных отраслях и даже не только о внешнем обустройстве жизни страны — речь идет об образе этой страны, которую мы должны или хотим построить"

Что ж, проект Партии 2017 г. такой образ и строит. Точнее занимается строительством фундамента. Само строительство процесс труден, многолик и многогранен. Есть цель, фундамент, общий образ, строительство - жизнь поколений.

 "В основании любого общественного устройства находится некая система взглядов, философия, которая задает место человека в мироздании, определяет его отношения с вечностью, его обязательства по отношению к ближним, к другим людям. Фундамент европейской цивилизации, частью которой является Россия, зиждется на двух краеугольных камнях: на греко-римской традиции философского осмысления мира и на библейском откровении".

Так оно и есть, и есть всегда, но сама система не есть жесткая конструкция, а организм, который развивается и преобразовывается. У этих процессов много причин и оснований. Они как и сама жизнь, жизнью и являются, остановить их нельзя, как и саму жизнь, иначе деградация и запущение, разрушительные процессы и катастрофа, отсюда развитие, цивилизационное развитие - единственная перспектива для человека и людей. Поэтому основная традиция которой человечеству придётся придерживаться  - это постоянная ориентация на цивилизационное преобразование.

Революция на этом пути лишь причина  консервации отдельных состояний общественного порядка, нарушений пропорций и упорядоченности в нём самом. Проект же выводит на свет божий новую организацию общественного порядка, которая уже представлена в образе правового уложения, а это уже коренная смена всех компонентов жизнеустройства, но одновременно такая, что может осуществляться без обвала - одномоментного радикального преобразования, путём самостоятельного вхождения в процесс людей и организаций по мере осознания преобразующей роли нового общественного порядка и ощущения необходимости  изменения своей жизни и деятельности.

Патриарх: "Между тем, когда нам говорят о «европейском пути» развития, как правило, имеют в виду подражание и воспроизводство западных политических и культурных моделей. Подражание, копирование всегда уступает подлиннику, так как в нем отсутствует оригинальное начало, подлинное авторство. За редчайшим исключением копия и по качеству своему отстает от подлинника; и тот, кто творит копию, поставляет себя в подчиненное положение по отношению к автору оригинала. Всегда есть зазор в сторону понижения. Поэтому строить цивилизацию на основе подражания означает детерминировать развитие таким образом, что оно в принципе всегда будет отставать от тех, кто рождал и рождает подлинник. Быть ведомым — это опасно, по крайней мере для взрослого возраста. Быть ведомым в молодости, в детстве необходимо, но когда ребенок вырастает, он перестает быть ведомым, и тогда раскрывается потенциал его свободной личности".

Здравое и достойное суждение. А между тем, сама Россия  ранее не имела общественного признания  фактов возникновения здесь коренных мировоззренческих и организационных идей, как и принципов для организации общественного порядка. А  поэтому  сегодня Россия как государство  опираться на заимствованные фундаментальные основания подобного плана, оптимизируя их под государственные потребности.   

Практика такой преемственности возникла   из процессов присвоение значений и организационных построений других стран, их концептуального продукта. Такое состояние не позволяет говорить о существовании русской исходной самобытности, основанной на первородстве в построениях общественного порядка. Получается, что собственная традиция и строится на такой преемственности, когда в основу жизнеустройства ложится чужая  фундаментальность указывает на то, что нет, ни русских, ни российских корней, а из этого обстоятельства  и вытекает признание российского государства  производным образованием от европейской власти - базовых оснований её организации.

. А то что говорит Патриарх:
"Важно понимать, что подлинно европейский путь предполагает не подражание чужому, но осознание собственных европейских корней и возвращение к ним с учетом конкретных культурных и исторических условий. Сказанное применимо, в том числе, и к государственному строительству. Верность ценностям собственной традиции позволяет самостоятельно осознать цели и задачи государственной власти, задуматься о назначении института государства"


Хорошее дело, что Патриарх обращается к  вопросам мировоззренческой истории, похоже что чувствует проблемы. Это предельно сложно. Понимаете тогда, что означает открытие  принципиально новых оснований для организации общественного порядка, проще говоря, нового мира.
Продолжаем чтение.

"Что же наша традиция говорит об этом? Священное Писание утверждает абсолютную необходимость института гражданской власти в пораженном грехом мире. Цитирую апостола Павла: «Противящийся власти противится Божиему установлению» (Рим. 13: 2). Силы зла, увы, реальны, и чтобы люди могли жить мирно, трудиться, растить детей, необходимо государство, которое будет сдерживать зло, в том числе и силой. Мы видим, что там, где государство исчезает или ослабевает настолько, что уже не может исполнять свои функции, в обществе водворяется хаос".

И как бы в рамках властного уложения  и суждения соответствующие. Увы властное отношение создаёт лишь относительный порядок, часто формирует видимость - субстанцию без существа. А всё происходит от одного - подмены общественного управления властвованием, его организационным построением. Общество должно перейти на  принципиально-новые отношения в организации общественного порядка, когда он  сам   и правопорядок в его организации  создаётся формой, организацией и деятельностью системности общественного устройства, в которой власть служит обеспечением  становления и развития правовых отношений людей. В этом случае мы можем говорить о силе страны, у которой есть и сильное государство. Это и есть путь в миру людей между собой и в жизни. Это состояние достигается силой всей организации общественного порядка.

Конечно, проект рассматривает данное выступление лишь в части обращения к образности общественного порядка. .

Можно привести слова Патриарха об отношении церкви к государству:
"Институт власти возник в мире, в обществе, подверженном греху, для сохранения этого общества, для того, чтобы люди были способны жить сообща, чтобы разнонаправленные интересы не разрушали возможности людей солидарно трудиться, в том числе и для достижения общего блага. Поэтому четкая и совершенно определенная поддержка Церковью института государственной власти не означает оценок, которые каждый представитель Церкви может иметь в отношении тех или иных политических деятелей, государственных деятелей. Но при этом всякий раз необходимо понимать, что сохранение института власти является залогом процветания общества"

Эти слова нельзя ставить под сомнение, как и существование власти, просто надо сегодня увидеть право, которое ещё должно войти в организацию общественного порядка, увидеть новые политические устройства, которые начнут на основе его формироваться.

 Патриарх в ходе данного выступления характеризует отношения церкви с государством, на этом вопросе видимо, тоже надо остановиться. Для массы населения русская православная церковь является русской общности, к ней, собственно говоря, относятся и другие основные конфессии России, но сегодня говорим не о них. А к церкви мы привыкли и как к носителю и организатору обрядности, организационных возможностей принести упорядоченность во внутренний мир человека, спокойствие, к ей некоторой праздности, некоторой возвышенности и организованности отношений с отдельным человеком. Этого формата не у государства. Сложность положения церкви в том, что она не видит общества, но в этом ии вины нет, не появилось, но мир меняется, формирование и развитие права ускорит этот процесс и тогда придётся найти решения нового взаимодействия общества с церковью и другими конфессиями.

Итак, что говорит Патриарх.

"Церковь и государство — разные установления. Церковь есть добровольное сообщество, которое обращается к своим членам с пастырским словом, рассчитывая на их добровольное послушание. Государство объемлет всех жителей страны, имея власть принуждать к исполнению своих законов, в том числе и силой. Церковь не стремится к государственной власти, не собирается усваивать себе государственных функций. Более того, она не стремится к государственному статусу, которым обладают Церкви большинства в ряде европейских стран. Требовать от Церкви, чтобы она «не сливалась с государством» — значит ломиться в открытую дверь".

Закончить материал можно повторением цитаты Патриарха, приведённой в начале материала:

"Люди охотно выражают свое недовольство настоящим, но им гораздо труднее сформулировать, куда они хотели бы прийти от нынешнего состояния дел, какую страну хотели бы построить".


Рецензии